WARCRAFT + CIVILIZATION = AGE OF EMPIRES
Сами разработчики определяют свое творение как некий симбиоз Warcraft с Civilization. И действительно, вся система ведения хозяйства с ее бесчисленными upgrade’aми, вплоть до способа управления юнитами, крайне напоминает Warcraft. Преемственность же по отношению к классике «всех времен и народов» Civilization вполне естественна, потому как имидж Age of Empires во многом определил Bruce Shelly, бывший со-дизайнером при разработке прославленного хита.
Чем же так примечательна Age of Empires?
Трудно передать это в нескольких неуклюжих словах, поскольку, как бы банально это не прозвучало, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», В игре мастерски воссоздана атмосфера древнего мира: все графические, анимационные и звуковые элементы удачно вплетаются в одно единое полотно, образуя потрясающую по гармонии картину. Движения компьютерных персонажей естественны и плавны. Особенно это видно во время сражений. Мастерски владеющие своим оружием лучники обрушивают целый поток стрел на головы врагов, в то время как рыцари активно разят неприятеля в ближнем бою… С дальних рубежей противника закидывают камнями баллисты и катапульты, а клубы дыма, вырывающиеся из объятых пламенем зданий, говорят о том. что победа (либо ваша, либо противника) уже близка. Ей предшествует трубный глас боевых слонов и предсмертные крики поверженного врага. Иными словами, есть, от чего впечатлиться…
ЧЕРЕЗ ВЕКА…
В самой экономической модели, лежащей в основе Age of Empires, вы также обнаружите много общих черт с Civilization. Начав с Каменного Века, играющему предстоит возвести примерно те же постройки, сделать аналогичные изобретения и даже построить схожие Чудеса Света.
Постепенно вы из каменного века переходите в Век Орудий, затем в Бронзовый Век, а после и в Век Железный, Каждый из веков сулит технологический прорыв, позволяющий строить новые здания и производить более совершенные юниты. Можно посетовать лишь на го. что Веком Железным все и ограничивается Однако в Age of Empires и без того 22 вида построек. 33 типа юнитов и около 63 различных технологий — только начните играть, мало не покажется.
О ЧЕТЫРЕХ РЕСУРСАХ ЖИВА ЭКОНОМИКА
Экономическая система Age of Empires зиждется на добыче четырех ресурсов: пищи, древесины, камня и золота, причем эти ресурсы требуются буквально для всего (в том числе и ля проведения исследований и на несчетные upgraded), причем потребность в них возрастает по мере развития вашей цивилизации. Однако источники ресурсов отнюдь не бездонны, поскольку живность истребляется, леса вырубаются, каменоломни и золотые прииски пустеют. Поэтому не надейтесь на то, что вам удастся за игру совершить все исследования и развить все возможные технологии. Чаще всего придется выбирать и находить какие-то свои оптимальные пути развития.
Но даже если ресурсов у вас много, техника лобового удара, тем не менее, обречена на провал. Конечно, можно произвести большую армию «числом поболее, ценою подешевше», но поскольку количество воинов с каждой стороны ограничивается пятьюдесятью, а примитивные варварские набеги (пусть даже массовые) успешно сдерживаются крепостными стенами с расставленными по углам сторожевыми башнями, то вряд ли вам удастся одним набегом взять вражескую цитадель.
Конкретная стратегия может также зависеть от расы, которая выбирается (или дается вам) в самом начале игры. Всего их 12, причем каждая обладает своими «врожденными» достоинствами и недостатками, в соответствии с историческими реалиями. Так, например, персы на 30% удачливее в охоте, зато весьма посредственны как земледельцы, по причине чего их фермы дают на 30% меньше пищи. Зато их боевые слоны на 50% проворнее, а их триремы стреляют в 1.5 раза чаще… Кроме того, каждой расе доступны далеко не все здания и технологии.
Вообще, по заверениям Брюса Шелли, разработчики потратили 9 месяцев только на то. чтобы тщательно сбалансировать игру и отмести возможность трафаретных решений, пригодных «на все случаи жизни»- Кстати, ограничение в 50 юнитов полезно еще и в том отношении, что для сетевой игры ввосьмером вам не будет настоятельно рекомендоваться Pentium 200.
ТОТ, КТО ОБЖИГАЕТ ГОРШКИ
Основной «рабочей лошадкой» в игре является крестьянин —villager, на долю которого выпадают все хозяйственные мероприятия: добыча ресурсов, а также строительство и ремонт зданий. Иными словами, villager предстает тотальным аналогом пеона из Warcraft. Кстати, способов добычи пропитания в Age of Empires множество. Здесь и собирательство, и рыболовство, и фермерство И. конечно же, охота, причем даже на таких экзотических зверей, как львы и крокодилы.
Villager — мастер на все руки, и без проблем меняет одну профессию на другую. Однако его успехи зависят не только от выбранной вами расы, но и от достижений вашей цивилизации. Например, изобретение плуга, освоение ирригации и приручение животных повышает производительность труда на фермах, а технологии gold mining и stone mining увеличивают скорость добычи золота и камня.
В случае необходимости ваш верный крестьянин может и взяться за оружие, попытавшись отразить атаку неприятеля, однако воин из него, сами понимаете, никудышный.
МОРЕ-КОРМИЛИЦА
Как и в Civilization, в Age of Empires можно проложить морские торговые пути и продавать излишки пищи, древесины и камня. Впрочем, море полезно не только для торговли. Не менее важно оно и для перемещения ваших людей с одного острова на другой. Ведь единственный возможный путь — именно морской.
Ваши рыболовецкие шхуны регулярно пополняют запасы пищи. Вообще же, рыбная ловля — самый безопасный способ пропитания. Все-таки охота на крокодилов куда как более нервное занятие…
IN THE ARMY NOW
Всю армию можно условно разбить на пехоту, лучников (причем как конных, так и на слонах) кавалерию и осадные орудия. Для подготовки солдат существует множество всевозможных военных построек, включая незабвенные бараки и академии, из которых выходит настоящая элита вашей армии.
В каждой категории насчитывается от 5 до 9 типов юнитов, причем почти все они получаются последовательными upgrade’aми друг из друга Так, например, примитивный дикарь с дубинкой по мере развития вашей цивилизации может быть замещен элитным воином -центурионом. Только путь этот довольно долог,
(clubman — axeman — short swordsman — broad swordsman — long swordsman — legion — hoplite — phalanx — centurion)
так что, как правило, чтобы добраться до элитного воина, надо вложить во всякие исследования, технологии и upgraded раз в 20-40 ресурсов больше, чем требуется для производства заурядного вояки. Но и бойца вы получите несравненно более высокого уровня. Сравните, к примеру, характеристики тех же дикаря с дубинкой и центуриона:
- Clubman — атака: 3, защита: нет, здоровье: 40;
- Centurion — атака: 30. защита: 8, здоровье: 160
Боевые характеристики юнитов автоматически повышаются с освоением новых технологий. Так. например, metalworking дает +2 к атакующей способности пехоты и кавалерии, a ballistics увеличивает точность стрельбы лучников, баллист и катапульт.
Ряду юнитов присущи свои специфические особенности. К примеру, боевые слоны обладают «проникающим ударом» (trample damage), то есть некомпенсированная часть удара переносится на рядом стоящих солдат противника. Жаль только, что атакующую способность боевого слона нельзя поднять никакими средствами.
В совершенно особом ряду стоит жрец, единственным оружием которого является слово. С его помощью он может переманивать на вашу сторону воинов противника и захватывать здания неприятеля. Помимо этого, жрецы могут также лечить раненых бойцов.
Боевые корабли годятся не только для охраны мирных кораблей флота, но и способны принимать самое активное участие в сухопутных сражениях, обстреливая неприятеля в прибрежной полосе.
Разумеется, никаких летающих юнитов в игре не предусмотрено, поскольку дело все ограничивается Железным Веком. Быть может, они ждут нас в Age of Empires 2, о начале подготовки которого уже заявлено?
НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В Age of Empires присутствует три исторических кампании, названия которых говорят сами за себя: Glory of Greece, Voices of Babylon и Yamato Empire of Rising Sun.
Однако помимо них существует также 24 отдельных сценария, причем перед началом каждого из них можно задать целую массу игровых параметров. Во-первых, вы можете сами определить «victory conditions«, то есть условия выигрыша. Совсем не обязательно «рубиться до победного», достаточно условиться, что победителем будет назван тот, кто завладеет артефактами или руинами и удержит их в течение 2000 лет (примерно 15 минут игры). Разница между артефактами (не подумайте плохого, никакой магии!) и руинами заключается лишь в том, что артефакты можно перемещать, а руины — это ценная «недвижимость».
Если вы накопили уйму ресурсов, то попробуйте построить и сохранить в течение тех же 2000 лет Чудо Света. Тогда вы также станете бесспорным победителем. Можно играть и на «очки», которые начисляются за все достижения на любом поприще (будь то исследование территории, накопление ресурсов, открытия и технологии или боевые действия) и дают интегральную оценку успехов каждой из империй.
Помимо всего этого, есть еще и такие приятные мелочи, как возможность выбрать стартовый век (если не хотите все время «плясать от печки» — с каменного), задать начальный уровень ресурсов и договориться о том, что с самого начала всем будет видна полная карта (хотя fog of war и сохранится), а расы не будут обладать никакими особенностями.
Переиграли все имеющиеся сценарии — продолжите на случайно сгенерированных картах. Все возможности остаются прежними, плюс к этому можно задавать размер карты (от миниатюрных до громадных — 5 размеров) и соотношение вода/суша (от серии маленьких островов до сплошного континента).
Если и этого покажется мало, то в ваших руках Scenario Builder, позволяющий делать абсолютно все! Начиная с создания и редактирования карты местности и начальной расстановки юнитов и заканчивая условиями выигрыша (которые могут быть индивидуальными р,ля каждого игрока). Можно вставить любой пояснительный текст и даже «пришпилить» анимационные ролики, прокручиваемые в начали и по окончанию миссии. Никто не мешает вам даже связать вновь созданные сценарии в одну кампанию, объединенную какой-нибудь исторической линией. Так что просторы для творчества воистину безграничны!
ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ДЛЯ ВОСЬМИ
Как вы уже поняли, все 24 сценария, о которых мы рассказали, ориентированны прежде всего на многопользовательскую игру. Кстати, в ней появляются и некоторые интересные возможности…
Радует, например, возможность не только переговариваться с другими игроками, но и заключать с ними союзы. Союзники могут свободно обмениваться ресурсами и лечить/ремонтировать юниты/здания друг друга (но не строить), а с открытием письменности каждому из них становится известной вся местность, разведанная его коллегой. Можно даже задать условия «allied victory«, когда достижения рас союзников «сваливаются в одну копилку». Например, они могут выиграть, если в сумме обладают всеми артефактами.
Появилось и еще одно нововведение, не виданное нигде ранее — возможность «кооперативной» игры за одну и ту же расу. Скажем, один игрок занимается хозяйственными мероприятиями, а другой заведует боевыми действиями… Технические детали multiplayer’a таковы. До 8 игроков по локальной сети (IPX) или через Интернет (Microsoft’s Internet Gaming Zone) и 2 игрока — через модем или нуль-модем.
…И ВОТ УДАЧА?
Конечно, мы не рассказали обо всем, стараясь упомянуть лишь самое главное или то, чего не было в обзоре бета-версии. Тем приятнее будет вам самим находить «неожиданные повороты» в самой игре, которая, похоже, обречена на хитовость.
Вместе с Age of Empires горячо любимая в народе компания Microsoft планировала установить свой авторитет на игровом стратегическом рынке. Close Combat (первая часть) в сумме оказался неудачной попыткой, хотя и содержал некоторые положительные качества.
Что ж… Возможно, на сей раз Microsoft все ж таки сумеет добиться успеха.
Источник: Навигатор игрового мира
Советуем почитать:
- Советы по прохождению игры Age of Empires от Дмитрия Эстрина
- Цивилизация в коротких штанишках. В ожидании игры Age of Empires. Первый взгляд | Game.EXE
- Последний нож в спину WarCraft. Рецения на игру Age of Empires | Game.EXE
- Age of Empires: превью журнала Навигатор игрового мира
- Хит? Age of Empires II: Age of Kings. Превью | Страна игр
- Age Of Empires — руководство и прохождение от ЛКИ
- СКОРО: Age of Empires | Страна игр