Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » Игрострой » Арифметика воображения. Взгляд из прошлого на проблему оригинальности сюжета для компьютерных игр

Арифметика воображения. Взгляд из прошлого на проблему оригинальности сюжета для компьютерных игр

Интерес к программированию игр чрезвычайно высок. Наверное, невозможно дать информации больше, чем то, что хочет читатель. Интересно все: приемы программирования игр, математика игр, история их развития. Но одна и та же проблема с удивительным постоянством встает перед теми, кто владеет компьютером в достаточной мере.

Это недостаток оригинальных, неожиданных, свежих сюжетов. Наши великолепные «кустари» растрачивают свою энергию и время на создание целых клонов Тетриса, DOOM-а и прочих популярных, но уже выдыхающихся сюжетов. Совершенно новые сюжеты редки как жемчужины. Однако, жемчуг давно выращивают искусственным путем. Неужели столь же синтетическим способом можно изобретать то, что всегда считалось абсолютной монополией неуловимых, неформализуемых понятий, таких как: талант, вдохновение, развитая фантазия?

Вместо того, чтобы подтверждать или опровергать это, давно ставшее аксиомой мнение, я приведу небольшой пример из жизни сказочно популярного человека эпохи возрождения. Леонардо да Винчи! Вы, конечно, вспомнили это имя. Художник, математик, инженер, архитектор, строитель, изобретатель и все в превосходной степени. Однако, гениальный флорентиец не всегда был богат. Кроме того, он не всегда был сыт. В юности, чтобы элементарно не умереть с голоду, он за небольшую плату рисовал портреты, карты, писал прошения, немного столярничал. Однажды в его крохотную мастерскую пришел торговец и положил на верстак широкую доску. Потряхивая толстым кошельком, он попросил Леонардо нарисовать на ней самое омерзительное чудовище в мире. Торговец собирался повесить эту доску над входом в трактир, который он только что открыл. Необычное всегда привлекает и, если к такой вывеске добавить еще парочку жутких сплетен и невероятных слухов, то от желающих пообедать в столь экзотическом месте не будет отбоя.

Так или иначе, Леонардо взялся за работу. Он изобретал десятки самых невероятных чудовищ, но заказчик лишь отрицательно качал головой. Совершенно отчаявшись, Леонардо решил поступить иначе. Он пошел за город, наловил кузнечиков, гусениц, бабочек, жуков, летучих мышей, и прочей безобидной нечисти. Рассадил по коробкам и принялся тщательно их изучать. Выбрав самые противные черты каждого, он объединил их в одно, и получилось такое!… Чудовище, которое создал Леонардо да Винчи, было настолько гадким, настолько омерзительным, настолько жутким, что пришедший за заказом хозяин харчевни выбежал из мастерской с воплями, решив, что молодому художнику позировал сам дьявол. Конечно же, потом он забрал вывеску и щедро за нее заплатил. Мораль истории очевидна! Фантазия, талант — это в меньшей степени дар божий, в нем больше терпения, наблюдательности и трудолюбия. Поверьте, этих качеств вполне достаточно для того чтобы придумывать самые удивительные, самые невероятные, самые непостижимые сюжеты в мире. Наш мозг, несмотря на свою космическую сложность, все же является инструментом, которым не только можно, но и должно учиться пользоваться.

Настройка

Как любой сложный инструмент, наш мозг требует определенной и весьма тщательной процедуры, которая называется настройкой. Прежде всего, Вам необходим магнитофон. Он будет выполнять роль секретаря. Ручка и бумага для этого не подходят. Любое написанное слово неизбежно включает подсознательную цензуру, что для нашей задачи абсолютно недопустимо. Далее, Вам необходимо избавиться на некоторое время от всех хлопот. Отложите решение накопившисхя дел на завтра. Сегодня от этого не будет хуже ни Вам, ни Вашим делам. Заприте все двери, развалитесь на диване в самой удобной позе, поставьте рядом стакан с любимым коктейлем. Если у Вас есть в доме камин, то растопите его и протяните к теплу ноги. Зашторьте окна и сядьте так, чтобы даже случайно не увидеть своего отражения в зеркале. Зачем? Дело в том, что зеркало — величайший цензор. Увидев в нем свое отражение, Вы неизбежно приметесь анализировать не только внешность, но и манеру держатся, говорить, ходить. Большинство людей, даже обладающих самой фотогеничной внешностью, комплексуют перед куском посеребренного стекла и теряют всякую приподнятость настроения, стоит им вспомнить, что у них большой нос или оттопыренные уши. Это во-первых. Во-вторых: Зеркало может в один миг разрушить образ, в который вы вживались в течение целого часа. Если Вы после длительных усилий наконец представили себя, скажем, мыслящей плесенью с Альдебарана-12, то Ваше отражение железно докажет Вам обратное без всякой надежды на реванш. Вас ничто не должно отвлекать. Никакой музыки, радио или телевидения. Вас должна окружать плотная мягкая тишина, нарушаемая лишь потрескиванием дров в камине.

Почувствуйте комфорт. Пропустите его с наслаждением через свое сознание. Сделайте что-нибудь самое простое, например, выпейте воды, но постарайтесь чувствовать каждую молекулу в ней, ощущать, как она приятно смачивает воспаленную гортань, как она проскальзывает в желудок и расслабляет диафрагму. Вам должно быть хорошо, это главное! Вам должно быть хорошо настолько, чтобы губы сами сложились в трубочку, и вместе с легкими принялись насвистывать веселый мотивчик. Поверьте в то, что никто и никогда не услышит то, о чем вы будете говорить, что вы будете петь. И свистите, пойте, рассказывайте себе анекдоты, кричите, топайте ногами, ругайте своих врагов, хвалите друзей, восхищайтесь своей девушкой, но обязательно вслух. Вы должны привыкнуть к звуку своего голоса и перестать его замечать. Когда Вы почувствуете блаженное состояние полного комфорта, позвольте себе немножко пофантазировать. Представьте себе для начала самую невероятную ситуацию, какую только можете выдумать: Вы — президент, к Вам в комнату сквозь стену вошла Софи Лорен, у Вас две головы и двенадцать ног. После того, как Вы начнете смеяться от своих фантазий, немедленно используйте предложенные приемы.

Минимаксный прием

Минимаксный прием настолько же прост, насколько и эффективен. Он не содержит внутренних противоречий и имеет свойство постепенности. Обладая чудовищной тягловой силой, он в состоянии вытащить на оригинальную мысль даже самого закостенелого прагматика. Его идея элементарна!

Представьте себе какой-либо сюжет, главного героя, явление природы, предмет. Выберите одно его качество, свойство, составную часть и начинайте увеличивать или уменьшать его доводя до абсурдных величин: минус бесконечность — минимум и плюс бесконечность — максимум. Вы моментально вспомните десяток сюжетов фильмов, книг, комиксов, в которых авторы может быть и неосознанно использовали минимаксный прием.

Уменьшив рост обычного человека до абсурдного, Джонатан Свифт придумал Гулливера и Лиллипутию. Представив себе, что пушка может стрелять дальше, чем принято, Жюль Верн написал фантастическую повесть «Из пушки на Луну». Чем, например, является Кинг-Конг огромная горилла, как не следствием применения минимаксного приема? Только на одних вариациях размеров главного героя придуманы сотни сюжетов самых популярных кинолент, книг, комиксов, мультипликационных фильмов. И можно было бы придумать еще тысячу, если вспомнить, что кроме размеров главный герой и окружающий его мир обладают огромным количеством свойств.

Но давайте попорядку. Вначале представьте себе… себя. Это будет проще всего. Выберите единственное свое качество свойство, допустим, высоту планки, через которую вам удавалось когда либо перепрыгивать. Сколько? Два метра? А теперь не два метра, а десять!.. Небольшая пауза… Привыкните к мысли, что Вы обладаете этим даром. Представьте, какой может быть в этом случае Ваша жизнь. Теперь еще шаг: сто метров! Снова пауза. Привыкайте и изобретайте собственную судьбу. Еще шаг: километр! Сто километров! Тысяча! Сто тысяч километров! Теперь для Вас допрыгнуть до Луны так же просто, как перешагнуть стаканчик от мороженого!

Изменив до абсурдного единственное свое качество, Вы превратились в нового удивительного героя, супермена, человека-блоху! Насколько же интересной может быть Ваша жизнь? Сколько добрых дел можно совершить, обладая столь поразительным качеством! Вы уже насладились своей уникальной способностью и за пол-часа придумали десятки интересных историй, в которых могли бы участвовать.

Теперь попробуем проделать обратную процедуру минимаксного приема с той же высотой Вашего прыжка. Представьте себе, что Вы не умеете прыгать вовсе. По-моему, совсем не сложно. Теперь высота Вашего прыжка отрицательна… Ну, да! Вы, если захотите, можете «прыгнуть», скажем, на два сантиметра вглубь опоры. Теперь, не на два сантиметра, а на два метра. Даже такое небольшое качество ставит Вас в ранг самого удивительного в мире существа! Представьте себя, скажем, в роли рейнджера, агента спецназа, которому поручено совершить диверсию на заводе, производящем комплектующие для ядерного оружия. Никакая охрана не сможет препятствовать Вам, конечно, если Вы не зазеваетесь и успеете вовремя «спрятаться» в землю.

Если Вам под силу втиснуться в опору на два метра, то, вероятно, пройти сквозь стену аналогичной толщины будет немногим сложней? Не так ли? А теперь вспомните очень популярную в недавнем прошлом комедию «Человек, который проходит сквозь стену». Вам не кажется, что кто-то украл Вашу идею? Сценаристу фильма потребовалось озарение, чтобы выдумать столь оригинальный сюжет. Вам же для этого понадобилось знать минимаксный прием и неспеша выпить два стакана апельсинового сока.

Однако, мы не закончили, т.е. не довели до абсурда Ваше новое качество. Два метра? Какая чушь! Два километра! Сто! Тысяча! Земля для Вас не представляет никакого препятствия! Вы можете, продырявив ее насквозь, очутится на другой стороне, и проделать это легкостью, с какой протыкаете десертной лопаткой именинный торт, отрезая наиболее лакомый кусочек. Особую прелесть минимаксный прием представляет собой, когда удается сочетать в одном качестве обе его противоположные стороны.

Получается такой трюк не всегда, но если это произойдет, то сюжет будет достоин пера Роджера Желязны, Клиффорда Саймака или Урсулы Ле Гуин. Сочетая в себе, скажем, умение прыгать вверх и вниз, Вы обладаете как бы двумя различными свойствами. Они не могут быть использованы одновременно. Но представьте себе существо, в котором одновременно сочетаются обе вариации на тему твердости его тела. Конечно! Сочетание податливости оливкового масла и бесконечной твердости закаленной стали тела робота-убийцы в фильме «Терминатор-2» принесли кинокомпании «ХХ век Фокс» многие миллионы долларов. Так что же мешает выдумать Вам сюжет столь же потрясающий и непохожий на все остальные.

В завершение небольшая рекомендация по применению минимаксного приема. Помните, что кроме Вас, как главного героя, каждый предмет из окружающего мира обладает массой свойств, которые стоит прокрутить через мясорубку минимаксного приема. Что угодно! Компьютер? Самый простой вариант — он стал размером с планету. Ну и что? А то, что этот сюжет еще в 1976г. был использован кинокомпанией Уолта Диснея в фильме «Трон». Вероятно, сценаристу пришлось здорово поломать голову, прежде чем удалось найти оригинальную мысль. Вы нашли ее мгновенно, даже не осознав, что сделали столь потрясающее открытие. И еще один маленький совет. Пожалуйста, увлекшись фантазиями, не забывайте включить магнитофон и говорить. В противном случае, вы потеряете большую часть результатов своей работы. Фантазии — как сны: пустяковые помнишь всю жизнь, а самые интересные забываются через десять минут.

Реверсивный прием

«Вместе с головокружением у Знайки появилось какое-то странное ощущение зависания вниз головой, т.е. ему на какой-то миг показалось, что он перевернут кверху ногами. — Странно — пробормотал Знайка — очень странно — похоже я изобрел невесомость»…

Так начинается одна из глав произведения Николая Носова о приключениях коротышек, маленьких человечков ростом с небольшой огурец. Они жили в одном сказочном городе. А сам город назывался Цветочным городом. По сути, мысль Знайки о том, что «он перевернут кверху ногами», является наиболее точным определением реверсивного приема. Для того, чтобы сделать сюжет оригинальным, свежим, не похожим ни на какой другой, попробуйте перевернуть его кверху ногами. Носов, изменив с помощью Лунного камня знак гравитационной постоянной на отрицательный, придумал сюжет, который лег в основу целого романа «Незнайка на Луне».

«Итак, уважаемые телезрители, мы с Вами находимся на борту тюремного космолета «Жан Вальжан», который только что приземлился на нью-йоркском космодроме. Мы явились сюда для того, чтобы познакомиться с двумя людьми, которые, добровольно отбывая срок за убийство, сумели отбыть его полностью и по закону получили право совершить по одному убийству каждый.» Это отрывок из рассказа Уильяма Тэнна «Срок авансом». Перевернув с ног на голову привычную причинно-следственную связь преступление — наказание, он блестяще обыграл ее, получив в результате превосходное фантастическое произведение.

«Пилот вертолета не снижая высоты сделал широкий круг специально, чтобы я смог увидеть полигон целиком. Издалека он был похож на серую бархатную подушку, которые используют портные, чтобы не растерять примерочные булавки. Ровные ряды кораблей, воткнутых носами в асфальт, вдруг осветило осеннее солнце. Отразившись в начищенных до зеркального блеска стабилизаторах, оно превратило каждый из них в сверкающую грань бриллианта дорогой заколки для галстука. — Нравится ?! — срывая голос прокричал пилот. Я радостно закивал и сделал знак, чтобы он опустил свою машину немного ниже. Я заметил, что строгий порядок расположения кораблей иногда нарушался. В тех местах, где, по моему разумению, должны были возвышаться серебристые колонны, зияли огромные круглые дыры. Вокруг них, похожие на муравьев, суетились дорожники. Они деловито спихивали бульдозерами вывороченный грунт обратно в яму, прикатывали его зубастым катком, и клали сверху новый совершенно черный асфальт.»

Александр Беляев придумал необычное транспортное средство. Похожее на космический корабль, оно, между тем, вовсе не предназначалось для полетов к далеким звездам. На трехстах страницах «Путешествия к центру Земли» он описал страшные, трагические, необычные и поэтому жутко увлекательные приключения геонавтов, которые управляли кораблем, способным проникать в твердь земную на любые глубины.

«Жажда убийств была ведома мне с детских лет. Вместе с ней во мне жило глубоко противоположное, но мощное стремление к справедливости. Одна мысль о том, что по моей вине может погибнуть не только невинный человек но даже животное, переполняло меня ужасом. Я всегда жаждал торжества справедливости. Я думаю, что это объяснит человеку, разбирающемуся в психологии, почему я решил стать юристом. Когда наконец я стал судьей, у меня сложилась репутация юриста, с легким сердцем посылающего людей на виселицу, однако это более чем несправедливо. Мои напутствия присяжным всегда отличали справедливость и беспристрастность. В последние годы я стал замечать перемены в своем характере: я потерял контроль над собой — мне захотелось не только выносить приговор, но и приводить его в исполнение. Захотелось — я буду откровенен — самому совершить убийство.»

Cудья, который сам совершает преступление. Преступление злодейское, загадочное, тонко и хладнокровно спланированное, приведенное в исполнение с наслаждением и жестокостью настоящего маньяка. После бури бушевавшей на море целую неделю полиция обнаружила на Негритянском острове десять трупов, и не было ни малейшей надежды на выяснение обстоятельств смерти каждого из этих людей. Если бы бутылка с признанием судьи Уоргрейва не была найдена матросами рыболовецкого судна «Эмма Джейн», то это преступление так и осталось бы страшной мистической загадкой, похожей на проделки самого дьявола. Непревзойденный мастер детективного жанра Агата Кристи написала потрясающую историю «Десять негритят», в основе которой лежит вывернутый наизнанку характер.

Я привел примеры из самых различных жанров литературы: сказки, фантастического романа, детектива и, тем не менее, автор каждого из них осознанно или неосознанно использовал реверсивный прием для придания сюжету остроты и необычности. С таким же успехом Вы можете применять реверсивный прием для конструирования сюжетов к своим игровым компьютерным программам. Сделать это очень легко. Необходимо вспомнить сюжет, событие, причинно-следственную связь, свойство, обычай, что угодно. Единственное условие: оно должно быть настолько же привычным, насколько привычен коврик перед Вашей кроватью. Перевернув его вверх ногами, Вы можете изобрести потрясающий сюжет, оружие, характер, событие, явление.

Давайте проведем совсем маленький, но очень показательный эксперимент. Представьте себе любую из систем персонального оружия: пистолет, автомат, винтовку, ружье, бластер. В сюжетах компьютерных игр вряд ли найдется более привычный предмет. Представили? Теперь вообразите, как оно стреляет. Очень просто! Нажимается спуск и из ствола вылетает пуля, дробь, картечь, пучок лучистой энергии. Летит от оружия по направлению к цели. А теперь применим реверсивный прием, сделаем наоборот: пусть пуля, дробь, картечь летит из ниоткуда к пистолету или ружью. Вообразили? А теперь представьте, насколько интересной будет компьютерная игра, если главный герой вооружен таким оружием. Оно поражает противника в спину. Правда, единственный промах грозит его владельцу смертью, зато врагов можно без опаски расстреливать, спрятавшись за прочную стену. Можно обмануть противника, повернуться к нему спиной, выстрелить и быстро убраться с линии огня.

Оружие, подобное тому, которое мы только что изобрели, все же не ново. Одна из французских кинокомпаний в недавнем прошлом выпустила на экраны блистательную комедию, в которой на протяжении полутора часов обыгрывались ситуации, возникающие при обращении с необычным пистолетом. Изобретатель этого оружия сделал так, что он может стрелять и вперед и назад, стоит перевести в необходимое положение несколько рычажков. Какое из положений соответствует прямому выстрелу, а какое обратному, он не сообщил. Главный герой, которого сыграл бесподобный Луи де Фюнес, все же сумел использовать необычные особенности этого оружия для достижения своей цели — раскрытия антиправительственного заговора и уничтожения банды преступников.

Но, давайте попробуем придумать нечто совершенно оригинальное, необычное, нигде и никогда не использованное. Представьте себе самый затасканный сюжет в мире: сафари. Охота в тропиках на диких животных. Что может быть более банальным, более привычным? Разве что отражение в зеркале, которое Вы видите, когда чистите зубы. Вы охотитесь на животных. Выверните сюжет наизнанку, поставьте его на голову. Вы не охотник, Вы — лев! И охотятся за вами! Вы должны быть хитрым и ловким, чтобы уберечь свою львиную семью от людей. Надо путать следы, заманивать преследователей в болота и пропасти. Драться в поединках, ухаживать за подругой-львицей, приносить ей добычу, прогонять соперников. Вот вам и результат! Родилась не просто идея новой игры. Открылся совершенно новый, абсолютно неосвоенный пласт целой серии компьютерных игр, в которых предлагается быть не охотником, но жертвой. Не человеком, но животным. Кроме всего прочего, такие игры научат уважать право на жизнь животных, поскольку каждый игрок поймет, насколько трудно на Земле, освоенной человеком, дожить до преклонного возраста дикому зверю.

* * *

Примечание i-Пресс: Те, кто читает нас регулярно, должны были видеть в прошлом выпуске PC-Review в рубрике «Осенняя Лавина» сообщение о том, что на Западе готовятся и этой осенью выйдут две программы, предлагающие попробовать почувствовать себя в львиной шкуре — это игры |Lion| и |Savage|. Нам бы хотелось поздравить автора этой статьи Игоря Алексеевича Рыжкова с даром предвидения, но поздравлять, наверное надо и Вас, уважаемые читатели, поскольку следуя его рекомендациям теперь и Вы можете обладать не меньшим даром.

* * *

Реверсивный прием прост и надежен, как бельевая прищепка. Он применим в любой ситуации и очень редко дает сбои. Не обязательно выдумывать с его помощью только завязку, либо глобальный сюжет игры. Переверните вверх ногами все, что Вам удастся вспомнить, все, на что упадет Ваш взгляд. Вы поразитесь, как много нового и совершенно уникального может хранить в себе наш привычный мир. И, как я уже говорил, чем привычнее, банальнее то, что Вы выберете для эксперимента, тем неожиданнее и оригинальнее будет его вывернутая наизнанку суть. И еще раз напомню: фантазии как сны. Не забывайте рассказывать о них своему секретарю. Потом, прослушивая запись, Вы, конечно, отбросите девяносто девять идей, зато сотая окажется настоящей находкой.

Синтез

«Это маленький толстенький самоуверенный человечек. К тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах умеют летать все. А вот он может летать сам по себе. Стоит ему нажать кнопку на животе, и у него за спиной сразу начинает работать хитроумный моторчик.»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».

«Треггис протянул книгу хозяину книжной лавки. «Грифоны уход и кормление» — гласили на черной обложке полустершиеся от древности золотые буквы. — Грифоны, — задумчиво сказал старик, — встречаются довольно редко. Это, в общем, необычная разновидность…животных. Да-да, несомненно животных. Грифон наполовину орел, наполовину лев. Я их, правда, не видел, но красивая должно быть бестия…»

Роберт Шекли «Уход и кормление».

«Это был вовсе не конь, а самый настоящий кентавр: получеловек, полулошадь. Там, где у всякой лошади начинается шея, у этого коня было человеческое туловище — с животом, грудью, руками и головой. Это-то туловище и принял Геракл за всадника.»

В. и Л. Успенские «Мифы древней Греции».

Если бы я решил продолжить и привести цитаты из всех произведений, в которых так или иначе использовался прием синтез, то мне пришлось бы переписать больше трети всего того, что было напечатано, написано, издано со времен изобретения письменности и до наших дней. Человек использовал в своих фантазиях объединение в одном существе признаков нескольких других как только научился выражать свои мысли на стенах пещер с помощью куска древесного угля.

Обернитесь и посмотрите на полки Вашей домашней библиотеки. Возьмите наугад любую книгу сказочного, религиозного или фантастического содержания. Я убежден в том, что Вы найдете в ней не менее трех следствий приема синтез. Нет более древнего, более популярного, и более эффективного приема, который позволяет придумывать новые сюжеты и необычных героев. Он везде: в сказках, мифах, религии, фильмах, комиксах, мультипликационных лентах.

Джанни Родари придумал целую галерею удивительных образов, объединив человека и какой нибудь из овощей: Чиполлино, синьор Помидор, Тыква, Вишенка и т.д. Уолт Дисней создал великолепные образы Русалочки, Пиноккио, которые по сути тоже результат синтеза. В школе Вы слышали о религии Древнего Египта в которой ни одно божество не соответствовало внешности человека полностью. Анубис имел голову птицы, Ра — голову быка, Тот — голову волка. Легендарный Сфинкс, до сих пор охраняющий вход в гробницу Хеопса, представляет собой гибрид женщины, льва и орла. В мифах Древней Греции встречается множество необычных существ: кентавры, сирены, грифоны. Геракл даже вынужден был жениться на женщине, которая ниже пояса была змеей. Кстати, в их браке, длившемся около десяти лет, родилось пять милых детишек. Вот только в мифах ничего не сказано о том, на которого из родителей они были похожи больше.

Когда Вы впервые взяли в руки книгу с фантастическим сюжетом, либо посмотрели фантастический фильм, то наверняка находили в них самых невероятных животных и разумных существ, в каждом из которых неизбежно должны были присутствовать характерные черты уже известных Вам представителей флоры и фауны: человек-волк, человек-летучая мышь, человек-пингвин, женщина-кошка, робот-полицейский и т.д. Леонардо Да Винчи также использовал для создания вывески с чудовищем синтез, объединение в одном существе признаков и характерных черт нескольких.

Наверное, нет смысла продолжать аргументацию далее. Вы прекрасно поняли основной принцип приема синтез и готовы немедленно его использовать. Пожалуйста, фантазируйте! Представьте себе любой предмет, животное, явление. Выберите наиболее характерный его признак и объедините их с наиболее привычным Вам существом, например — Вами. У Вас не руки, а щупальца, глаза на жгутиках, как у краба, язык длинный, раздвоенный и пропитанный ужасным ядом. На ногах огромные когти, которые позволяют лазить по деревьям и скалам. Можно добавить крылья, хвост, рога, еще пару ушей и огромный острый горб. Даже в такой примитивной форме синтез превосходно работает, и самые невероятные герои сыплются, как из рога изобилия.

Однако, объединение нескольких животных, явлений или механизмов с человеком — лишь самое простое и довольно примитивное использование синтеза. На самом деле объединять можно что угодно с чем угодно и сколько угодно. И чем больше различий между объектами, которые Вы хотите соединить, тем оригинальнее получится результат. Представьте себе, например, гонки в классе Формула-1 и обыкновенную рыбалку с удочкой и дремлющим на берегу рыбаком. Неужели может быть что-нибудь менее схожее? Попробуем объединить, синтезировать на базе двух сюжетов один, который бы включал в себя признаки и того и другого. Что получилось? Получились гонки по реке на пойманных на удочку рыбах! Конечно, это только сюжет. Его надо доработать, развить. Придумать смешные подробности, забавные ситуации. И поверьте, делать это с оригинальной идеей гораздо легче, чем вымучивать новизну из одряхлевших избитых и банальных сюжетов.

Но даже объединение различных по смыслу сюжетов не исчерпывает всех возможностей синтеза. Существуют способы его применения, которые позволяют добиться совершенно невероятных результатов. Любой предмет, явление, способны хранится в нашем сознании в виде своеобразного иероглифа. Он включает в себя не только внешние характеристики предмета, но и огромное количество связанных с ним ассоциаций. Они неизбежно всплывают, стоит нам представить конкретный образ. Посмотрите на стакан, из которого Вы только что пили свой любимый коктейль. Постарайтесь проследить ассоциации, которые при этом возникают. Конечно же стакан — это: пить, жидкость, застолье, веселье, сервиз и т.д. Мы находимся в плену у таких связей и представить себе стакан в образе, скажем, ловушки для мух сможет только человек с особенным устройством своего сознания. Нужно постараться исключить сам образ стакана и пользоваться только его свойствами, т.е. прилагательными, которыми Вы описываете любой предмет, отвечая на вопрос: Он какой? Выбрать несколько явлений, предметов, образов. Набрать достаточное количество описывающих их прилагательных. Затем перемешать как колоду карт эти признаки и попытаться найти, придумать, изобрести нечто, что удовлетворяло бы этим признакам.

Неизбежно в получившемся наборе признаков могут встретится взаимоисключающие друг-друга свойства. Такие, например, как длинный-короткий, горячий-холодный и т.д. Для того, чтобы мозг не споткнулся на этих парадоксах, необходимо выделить эти признаки в отдельный ряд и забыть о них на некоторое время. Затем в анализируемом ряду заменить пары противоположных характеристик на одну из них, какую — непринципиально. Когда Ваш набор будет полностью готов, внимательно проанализируйте его и осторожно загляните в свое воображение. Уверяю Вас, ассоциации, образы, которые могут возникнуть после этого, непредсказуемы. Вы можете выдумать такое, что выведет в нокаут самого Стивена Спилберга.

После того, как Вы освоитесь с фантазированием, посылом к которому будет набор опосредованных признаков нескольких предметов, явлений, образов, существ, можно попробовать проанализировать ряд, который состоит целиком из характеристик-парадоксов. Вы создали такой ряд, выбросив из первого все, что мешает Вам фантазировать. Я не раз говорил, что наиболее шокирующими и соответственно — привлекательными являются образы, которые обладают парадоксальными свойствами. Теми свойствами, которые в обычной жизни не могут сосуществовать. Попробуйте все же объединить их. Через некоторое время Вы убедитесь, что результаты таких экспериментов стоят потраченного на них времени. Я сознательно не привожу конкретных примеров применения этих методов синтеза, потому что Вы уже достаточно квалифицированны и страховка может только помешать. Опять же не забывайте сохранять Ваши фантазии. Иначе жестоко разочаруетесь, пытаясь вспомнить самые удачные из них. Они непрочны, как карточный домик, и они исчезнут, растворятся в воздухе в тот же миг, как зазвонит телефон или кто-нибудь постучит в дверь Вашей комнаты.

Приемы, описанные в этой статье, просты и эффективны, но их нельзя считать чем-то похожим на алгебраические уравнения. Обычное арифметическое сложение, реверсирование, или минимаксирование конечно дадут некоторый результат, но он может Вам и не понравиться. Это закономерно. Механический подход к управлению сознанием заранее обречен на провал потому, что приемы не подменяют фантазию, они помогают развить ее. Позволяют выбраться из привычных стереотипов мышления. Тренируйте свою фантазию и результат появится очень быстро. Если Вы не забудете сохранять результаты своей работы, то уже через несколько дней поразитесь, насколько более раскованным, раскрепощенным, ярким стало Ваше воображение.


Игорь Рыжков, 1995 г

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей — из песни американских индейцев, Civilization IV