БЛЕСТЯЩАЯ ХАЛТУРА
Четырнадцать световых лет назад, (то есть четырнадцать выпусков PC-REVIEW назад) я написал статью под названием «ADVENTURE: Блеск и нищета пятого поколения». Суть ее была в том, что с развитием аппаратной базы, с развитием технологии программирования и с развитием выразительных возможностей компьютера, содержательная часть игр, а особенно жанра ADVENTURE, увы, не всегда развивается пропорционально, а иногда и отступает назад.
Конечно, с каждым годом мы получаем все новые и новые шедевры, но, увы, иногда мы получаем и такое, о чем можно писать только иносказательно, иначе могут привлечь к ответственности за злостное хулиганство, да еще и с привлечением технических средств в лице ПК. Вот дожили мы до эпохи повсеместной CD-ROM-изации и игры размером по 600 мегабайтов сейчас пекутся как блины. А впрок ли эти мегабайты? Задуматься над этим вопросом заставила игра |Commander Blood|, о которой Вы только что прочитали.
Если начать с конца и сказать, что это ДЕБИЛКА, то это ничего не сказать. Если подчеркнуть это слово два раза, а потом поставить три восклицательных знака, то это уже ближе к делу. Но не будем начинать с конца, а пойдем от начала.
Все начиналось в 1988 году. Один из наших авторов (он Вам знаком по публикациям в PC-REVIEW) пригласил к себе домой другого нашего автора (он Вам тоже знаком) на демонстрацию заморского чуда под названием ATARI-520ST. Это действительно было чудо — один из первых 32-хразрядных компьютеров, появившихся в Москве.
Для ввода программ у машины был встроенный дисковод на дискеты 3,5″ DD. И туда было что вставить. Было тогда в России до полусотни программ для нее, появлялись уже и первые клубы почитателей новой машины. Но самой-самой выдающейся программой был, конечно, |Captain| |Blood|. Одной этой игры было достаточно, чтобы дать толчок к развитию этого компьютера. В игре было все. Прекрасная графика (не «прекрасная по тем временам», а просто прекрасная), завораживающая музыка, а сюжет… о нем надо говорить особо.
… Сбой в системе гиперпространственного перемещения произошел неожиданно, и когда старый космический волк Капитан Блад понял, что к чему, исправить ошибку уже было невозможно. Разобрав его на атомы в передатчике, система не смогла правильно собрать их в приемнике. Более того, сбой прошел по всей сети и в разных уголках Вселенной на разных телепортационных приемниках была собрана дюжина «Бладов». Так человек перестал быть полноценным человеком, а стал чем-то вроде андроида. Вернуть себе личность, снова стать человеком он сможет только когда соберет все 12 образовавшихся клонов и сможет провести с ними обратную трансмутацию. В таком состоянии Вы начинали эту игру. Надо разыскать дюжину своих копий, а где, кто, что и как — полная неизвестность. Единственное, что у Вас есть — приличный корабль, бортовой компьютер и многолетний опыт космолетчика.
Мотаясь по планетам, Вы вступали в контакт с самыми удивительными расами. Главная задача — зацепиться хоть за какую-то нить поиска, найти хоть какой-то ключ. А как общаться с инопланетянами? Одному достаточно сказать теплое слово, другому нужен подарок, третьему помощь, четвертому информация, а пятому… пятому надо стукнуть по башке или хотя бы заявить о том, что я мол де стукнуть всегда готов.
Тщательно распутывая клубок, находя сведения о своих двойниках, раздобывая информацию о координатах новых планет, очень постепенно Блад начинает раскручивать это дело. Главный вопрос и главная проблема игры состояли в установлении диалога со всем этим множеством инопланетян. В распоряжении героя был набор доступных пиктограмм (типа иероглифов, только красивее — похожих на костяшки домино), из которых можно было складывать какие-то фразы. Инопланетяне отвечали такими же замысловатыми конструкциями. Исследовать, что какой иероглиф означает — было самостоятельной задачей играющего. Постепенно он узнавал, как изображается слово «Я», потом «ХОЧУ» и так далее.
Если контакт не удавался, время уходило безвозвратно, герой слабел. Его пальцы все хуже управлялись с клавиатурой приборной панели корабля и все труднее было ему совершать мягкую посадку в сильно пересеченной местности далеких планет. Сейчас мы знаем, что когда в адвентюре надо ловко поработать пальцами, то это называется «аркадной вставкой». Но тогда и это было открытием.
В общем, в эту игру играли месяцами, и она не надоедала. Можно было делиться находками с друзьями по телефону. Люди рассказывали друг другу, кто и что нашел и назначение каких пиктограмм удалось выяснить. Это было увлекательное исследование интересной игры.
Чуть позже, в 1989 г. эту игру конвертировали для ZX-Spectrum. Графика при этом, конечно, пострадала, но сюжетная линия и сценарный замысел игры — нисколько. На этой маленькой машинке в эту игру играли десятки тысяч пользователей месяцами, и это была одна из любимых игр.
Прошло много лет и под названием |Commander Blood| мы открываем похожую игру на CD. 650 мегабайтов — не шутка, и если к байтам относиться рачительно и по-хозяйски, то игра должна быть в 1300 раз более насыщенной, чем на ATARI-520ST. И что мы видим?
В общем, прошли мы эту игру за четыре часа. Да, по космосу мы помотались, посетив три десятка планет. Об идиотизме тех миссий, которые при этом выполнили (типа подбора жертв для врача- вивисектора), Вы можете прочитать в статье Г.Евсеева. А вот как дело обстоит с диалогами — с самым интересным из того, что было в старой игре?
А очень просто — никак! Прилетаете Вы на планету, выползает к Вам навстречу пушистый комочек и вывешивают Вам на экране меню из двух позиций. О чем желаете поговорить? О мышах или о людях? И все! Выберите что хотите, после чего компьютер будет минут пять трепаться на чистом английском, а Вы можете сбегать в гастроном за пивом — все равно ничего важного не пропустите. Если в результате этого «диалога» дали Вам координаты новой планеты, она появилась на экране. Если нет — значит нет, летите, куда хотите.
Ну, а что касается «Большого Взрыва» и проблем образования Вселенной, то это все откровенная лапша. Дико и нелепо промаявшись несколько часов за компьютером, Вы рано или поздно, но обязательно (ведь игра-то линейная) доставите обручальное кольцо с одной планеты на другую, после чего два неустроенных инопланетянских сердца наконец-то смогут сыграть свадьбу, а Вы еще раз сможете сбегать за пивом, пока они будут валять на экране дурака.
Итак, делаем выводы:
— структура игрового пространства наихудшая из возможных — линейная;
— уровень квестов ниже детсадовского — «пойди на кухню и возьми с полки пряник» или еще проще;
— сюжетная линия притянута «за уши» — завязка не имеет никакого отношения к сюжету, а развязка никак не связана с ними обоими;
— уровень диалогов — отрицательный, то есть игры, в которых их нет вообще, выглядят более осмысленно, чем та пародия, которую здесь дали;
— содержательность — отрицательная. Г.Евсеев отметил нелепость некоторых миссий. По-видимому, мы имеем дело не с нелепостью, а либо с идиотизмом, либо с откровенной мистификацией пользователя;
— насыщенность — смешно говорить об этом, когда вся игра была пройдена за несколько часов;
Одним словом — откровенная халтура!
А теперь подумаем, куда же ушли те самые 650 мегабайтов, на которые мы вправе рассчитывать, выкладывая свои денежки за CD-ROM-диск? А ушли они на графику, музыку и анимацию. Они действительно неординарны. И действительно никакими статическими картинками не передать то, что нам дают на экране. Так для чего же бьются ученые и инженеры, совершенствующие компьютеры? Для чего математики разрабатывают новые алгоритмы обработки изображений? Неужели для того, чтобы кто-то скрывал за сочной музыкой и пышной анимацией убожество содержания и отсутствие идей? Неужели нельзя в 650Мб уложить хотя бы столько же творчества, сколько спокойно укладывалось в 500Кб?
Наверное можно. Но для этого надо работать и работать. А взять имя программы из заслуженной классики и слепить халтуру — намного проще. А на известном имени можно бо-о-ольшие деньги зашибить даже и без необходимости особо сильно тратиться на рекламу.
Ну, а откуда берутся такие дебилки? Для решения этого вопроса не надо иметь семи пядей во лбу. Ну конечно же в этой игре все сделано для того, чтобы гонять ее на видеоигровой консоли. Отсюда и закрученная графика и забойная музыка и примитивизм всего остального. Игра сделана так, чтобы не дай Бог не нагрузить извилины — она рассчитана на среднего пользователя игровой приставки и должна соответствовать его притязаниям. Она им и соответствует. А конверсия игры для IBM PC стала случайным событием. Наверное, если бы не старое и заслуженное название, гарантирующее спрос, этого бы никто и не делал.
Сергей Симонович, 1995г.
Советуем почитать:
- Жанры компьютерных игр по версии PC-REVIEW
- Новый жанр для любителей ADVENTURE
- О ролевых книгах-играх
- Команда вашей мечты. Как «по взрослому» создаются компьютерные игры
- ID Software: Кто есть кто
- F-19 Stealth Fighter: игры прошлого
- ELITE: Очередной кризис?