Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » История жанров » Adventure » БЛЕСТЯЩАЯ ХАЛТУРА

БЛЕСТЯЩАЯ ХАЛТУРА

Четырнадцать световых лет назад, (то есть четырнадцать выпусков PC-REVIEW назад) я написал статью под названием «ADVENTURE: Блеск и нищета пятого поколения». Суть ее была в том, что с развитием аппаратной базы, с развитием технологии программирования и с развитием выразительных возможностей компьютера, содержательная часть игр, а особенно жанра ADVENTURE, увы, не всегда развивается пропорционально, а иногда и отступает назад.

Конечно, с каждым годом мы получаем все новые и новые шедевры, но, увы, иногда мы получаем и такое, о чем можно писать только иносказательно, иначе могут привлечь к ответственности за злостное хулиганство, да еще и с привлечением технических средств в лице ПК. Вот дожили мы до эпохи повсеместной CD-ROM-изации и игры размером по 600 мегабайтов сейчас пекутся как блины. А впрок ли эти мегабайты? Задуматься над этим вопросом заставила игра |Commander Blood|, о которой Вы только что прочитали.

Если начать с конца и сказать, что это ДЕБИЛКА, то это ничего не сказать. Если подчеркнуть это слово два раза, а потом поставить три восклицательных знака, то это уже ближе к делу. Но не будем начинать с конца, а пойдем от начала.

Все начиналось в 1988 году. Один из наших авторов (он Вам знаком по публикациям в PC-REVIEW) пригласил к себе домой другого нашего автора (он Вам тоже знаком) на демонстрацию заморского чуда под названием ATARI-520ST. Это действительно было чудо — один из первых 32-хразрядных компьютеров, появившихся в Москве.

Для ввода программ у машины был встроенный дисковод на дискеты 3,5″ DD. И туда было что вставить. Было тогда в России до полусотни программ для нее, появлялись уже и первые клубы почитателей новой машины. Но самой-самой выдающейся программой был, конечно, |Captain| |Blood|. Одной этой игры было достаточно, чтобы дать толчок к развитию этого компьютера. В игре было все. Прекрасная графика (не «прекрасная по тем временам», а просто прекрасная), завораживающая музыка, а сюжет… о нем надо говорить особо.

… Сбой в системе гиперпространственного перемещения произошел неожиданно, и когда старый космический волк Капитан Блад понял, что к чему, исправить ошибку уже было невозможно. Разобрав его на атомы в передатчике, система не смогла правильно собрать их в приемнике. Более того, сбой прошел по всей сети и в разных уголках Вселенной на разных телепортационных приемниках была собрана дюжина «Бладов». Так человек перестал быть полноценным человеком, а стал чем-то вроде андроида. Вернуть себе личность, снова стать человеком он сможет только когда соберет все 12 образовавшихся клонов и сможет провести с ними обратную трансмутацию. В таком состоянии Вы начинали эту игру. Надо разыскать дюжину своих копий, а где, кто, что и как — полная неизвестность. Единственное, что у Вас есть — приличный корабль, бортовой компьютер и многолетний опыт космолетчика.

Мотаясь по планетам, Вы вступали в контакт с самыми удивительными расами. Главная задача — зацепиться хоть за какую-то нить поиска, найти хоть какой-то ключ. А как общаться с инопланетянами? Одному достаточно сказать теплое слово, другому нужен подарок, третьему помощь, четвертому информация, а пятому… пятому надо стукнуть по башке или хотя бы заявить о том, что я мол де стукнуть всегда готов.

Тщательно распутывая клубок, находя сведения о своих двойниках, раздобывая информацию о координатах новых планет, очень постепенно Блад начинает раскручивать это дело. Главный вопрос и главная проблема игры состояли в установлении диалога со всем этим множеством инопланетян. В распоряжении героя был набор доступных пиктограмм (типа иероглифов, только красивее — похожих на костяшки домино), из которых можно было складывать какие-то фразы. Инопланетяне отвечали такими же замысловатыми конструкциями. Исследовать, что какой иероглиф означает — было самостоятельной задачей играющего. Постепенно он узнавал, как изображается слово «Я», потом «ХОЧУ» и так далее.

Если контакт не удавался, время уходило безвозвратно, герой слабел. Его пальцы все хуже управлялись с клавиатурой приборной панели корабля и все труднее было ему совершать мягкую посадку в сильно пересеченной местности далеких планет. Сейчас мы знаем, что когда в адвентюре надо ловко поработать пальцами, то это называется «аркадной вставкой». Но тогда и это было открытием.

В общем, в эту игру играли месяцами, и она не надоедала. Можно было делиться находками с друзьями по телефону. Люди рассказывали друг другу, кто и что нашел и назначение каких пиктограмм удалось выяснить. Это было увлекательное исследование интересной игры.

Чуть позже, в 1989 г. эту игру конвертировали для ZX-Spectrum. Графика при этом, конечно, пострадала, но сюжетная линия и сценарный замысел игры — нисколько. На этой маленькой машинке в эту игру играли десятки тысяч пользователей месяцами, и это была одна из любимых игр.

Прошло много лет и под названием |Commander Blood| мы открываем похожую игру на CD. 650 мегабайтов — не шутка, и если к байтам относиться рачительно и по-хозяйски, то игра должна быть в 1300 раз более насыщенной, чем на ATARI-520ST. И что мы видим?

В общем, прошли мы эту игру за четыре часа. Да, по космосу мы помотались, посетив три десятка планет. Об идиотизме тех миссий, которые при этом выполнили (типа подбора жертв для врача- вивисектора), Вы можете прочитать в статье Г.Евсеева. А вот как дело обстоит с диалогами — с самым интересным из того, что было в старой игре?

А очень просто — никак! Прилетаете Вы на планету, выползает к Вам навстречу пушистый комочек и вывешивают Вам на экране меню из двух позиций. О чем желаете поговорить? О мышах или о людях? И все! Выберите что хотите, после чего компьютер будет минут пять трепаться на чистом английском, а Вы можете сбегать в гастроном за пивом — все равно ничего важного не пропустите. Если в результате этого «диалога» дали Вам координаты новой планеты, она появилась на экране. Если нет — значит нет, летите, куда хотите.

Ну, а что касается «Большого Взрыва» и проблем образования Вселенной, то это все откровенная лапша. Дико и нелепо промаявшись несколько часов за компьютером, Вы рано или поздно, но обязательно (ведь игра-то линейная) доставите обручальное кольцо с одной планеты на другую, после чего два неустроенных инопланетянских сердца наконец-то смогут сыграть свадьбу, а Вы еще раз сможете сбегать за пивом, пока они будут валять на экране дурака.

Итак, делаем выводы:
— структура игрового пространства наихудшая из возможных — линейная;
— уровень квестов ниже детсадовского — «пойди на кухню и возьми с полки пряник» или еще проще;
— сюжетная линия притянута «за уши» — завязка не имеет никакого отношения к сюжету, а развязка никак не связана с ними обоими;
— уровень диалогов — отрицательный, то есть игры, в которых их нет вообще, выглядят более осмысленно, чем та пародия, которую здесь дали;
— содержательность — отрицательная. Г.Евсеев отметил нелепость некоторых миссий. По-видимому, мы имеем дело не с нелепостью, а либо с идиотизмом, либо с откровенной мистификацией пользователя;
— насыщенность — смешно говорить об этом, когда вся игра была пройдена за несколько часов;

Одним словом — откровенная халтура!

А теперь подумаем, куда же ушли те самые 650 мегабайтов, на которые мы вправе рассчитывать, выкладывая свои денежки за CD-ROM-диск? А ушли они на графику, музыку и анимацию. Они действительно неординарны. И действительно никакими статическими картинками не передать то, что нам дают на экране. Так для чего же бьются ученые и инженеры, совершенствующие компьютеры? Для чего математики разрабатывают новые алгоритмы обработки изображений? Неужели для того, чтобы кто-то скрывал за сочной музыкой и пышной анимацией убожество содержания и отсутствие идей? Неужели нельзя в 650Мб уложить хотя бы столько же творчества, сколько спокойно укладывалось в 500Кб?

Наверное можно. Но для этого надо работать и работать. А взять имя программы из заслуженной классики и слепить халтуру — намного проще. А на известном имени можно бо-о-ольшие деньги зашибить даже и без необходимости особо сильно тратиться на рекламу.

Ну, а откуда берутся такие дебилки? Для решения этого вопроса не надо иметь семи пядей во лбу. Ну конечно же в этой игре все сделано для того, чтобы гонять ее на видеоигровой консоли. Отсюда и закрученная графика и забойная музыка и примитивизм всего остального. Игра сделана так, чтобы не дай Бог не нагрузить извилины — она рассчитана на среднего пользователя игровой приставки и должна соответствовать его притязаниям. Она им и соответствует. А конверсия игры для IBM PC стала случайным событием. Наверное, если бы не старое и заслуженное название, гарантирующее спрос, этого бы никто и не делал.


Сергей Симонович, 1995г.

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Dulce et decorum est pro patria mori (Умереть за свою страну — красиво и приятно) — Гораций, Rome: Total War