Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » Игрострой » Классификация игр по версии энциклопедии компьютерных игр 1995 года

Классификация игр по версии энциклопедии компьютерных игр 1995 года

Последнее время я с превеликим удовольствием зарылся в старые сборники и энциклопедии компьютерных игр. Кроме ностальгических настроений этот процесс оказался полезен также с точки зрения нахождения ценнейшей информации по хитовым игрушкам прошлых лет, или вот таких вот энциклопедических статей на тему классификации жанров.

Каждый раз, когда заходит разговор о классификации, невольно вспоминается история о классификации животных, существовавшей в Древнем Китае. Система эта включала 26 разрядов животных и начиналась примерно так:

  • Животные, принадлежащие Императору
  • Бродячие собаки
  • Неисчислимые животные
  • Животные, издали кажущиеся мухами и т.д.

С классификацией игр дело обстоит примерно так же. Игры отказываются укладываться в жесткие рамки формальных схем, очень многие игры носят характерные признаки двух-трех категорий. Одним словом, претендовать на полноту и логическую завершенность классификации не приходится. К тому же по вопросам терминологии тоже нет единства.

Скорее, этот небольшой отрывок должен просто дать представление о возможно более широком спектре игр. Это не диссертация и не научное исследование, а скорее помощь в толковании терминов, часто встречаемых на страницах этой книги.

1. Аркадные игры (они же динамические)

Аркадная игра в своем чистом виде основана на быстроте реакции игрока, а также умении обращаться с клавиатурой или джойстиком. Эта разновидность игр на IBM не пользуется такой популярностью, как для телевизионных игровых приставок, но, тем не менее, аркадных игр существует очень много. Впрочем, есть разработанные шаблонные темы и жанры, все равно что жанры «вестерна» или «любовного романа» в мире литературы.

В первую очередь это самые примитивные «стрелялки» с видом сбоку или сверху. Самолетики, сокрушающие мириады врагов, одиночки-супермены с супер-оружием в руках, космические истребители… Всех различных тем и не перечислить. Конструкция остается одной и той же: игрок управляет небольшим объектом, который может носиться по экрану в любом направлении, а из-за краев появляются вражеские объекты противника; их надо уничтожать. Оружие в таких играх обычно не остается постоянным, а наращивается за счет средств, вырученных за уничтожение врагов. Игровые уровни почти всегда кончаются поединком с «боссом» — особенно большим и вредным противником. Для уничтожения «босса» нужно найти его слабое место и умело использовать его соответствующим применением тактики.

Отличный выход естественные агрессивные инстинкты находят в играх с единоборствами (сейчас этому способствуют популярные онлайн игры). Здесь тоже происходит деление на два подвида: турнирные игры и «уличные драки». В турнирных играх вы в любой момент сражаетесь с одним противником. Фигуры бойцов делаются достаточно крупными и красивыми, а для победы требуются изощренная техника, хитрость и знание психологии противника. Зато в «уличных драках» противников много… очень много! Приходится довольно шустро бегать по экрану, уворачиваться от одних и не позволять захватить себя «в клещи». Но фигурки бойцов гораздо более мелкие, да и техника победнее.

Отдельным разделом можно выделить разнообразные аркадные гонки. Здесь все проще, вид на трассу дается не из кабины, а со стороны или сзади машины. Все, что требуется от водителя, — нормально вписываться в повороты и объезжать препятствия. Нельзя путать эти игры с программами-имитаторами автомашин.

Если все перечисленные выше жанры существуют очень давно, то жанр «виртуальной реальности» — продукт развития компьютерных технологий и аппаратной базы, позволяющий подменить ощущения реального мира искусственными ощущениями, поставляемыми компьютером. До идеального варианта, при котором игрок вообще «выпадает» из реального мира, еще, к сожалению, далеко. Пока что приходится довольствоваться динамическим синтезом трехмерного изображения «из глаз» — это касается окружающей местности и всего, что вы можете там увидеть. На сегодняшний день стопроцентного вживания в мир игры не происходит, но ожидается существенный сдвиг в этой области с началом массового выпуска на рынок специальных электронных «шлемов», формирующих изображение в пределах всего угла зрения. Мы не будем считать за «виртуальную реальность» примитивнейший синтез старой игры «Total Eclipse», так что начинается история жанра с «Wolfenstein 3D» (несмотря на то, что изображение там не было полноценно синтезировано). За пару лет «виртуальная реальность» на IBM сильно преобразилась в лучшую сторону.

На этом подвиды аркадных игр не исчерпаны, но, по крайней мере, эти распространены сильнее других.

«Чистых» и бездумных аркадных игр существует относительно немного, но даже и они хороши в качестве отдыха от напряженной интеллектуальной деятельности. Часто аркадная игра несет в себе существенные элементы логики — когда для успеха «логической» конечной цели необходимо предпринимать аркадные действия. Разновидностей таких смешанных игр много — и исследовательские игры с лабиринтами, несущие элементы приключенческой игры, и стратегические игры, где все приказы войскам отдаются в динамическом режиме, и ролевые игры… Одним словом, достаточно «скрестить» аркадную игру с другой игровой категорией, чтобы возникли затруднения с конкретной классификацией продукта.

2. Логические игры

Рассчитанные на любителей пошевелить мозгами, эти игры порадуют пытливый и любознательный ум. В них есть время неспешно подумать и спланировать свои действия для достижения цели.

В первую очередь, это компьютерные версии классических настольных и интеллектуальных карточных игр: шахматы, шашки, реверси, го, маджонг, бридж, преферанс и другие. Иногда компьютер способен играть довольно сильно и представлять собой интересного соперника; особенно это касается шахмат с их перебором комбинаций. А вот по части древнейшей из всех интеллектуальных игр -го — он и в подметки не годится приличному игроку, количество вариантов растет слишком быстро, и простой перебор не проходит.

Затем существует такой жанр, как красиво оформленные сборники головоломок. Обычно для завлекательности им придается некое подобие сюжетной линии. Любителей такого рода развлечений тоже хватает.

Выше уже говорилось, что логика и аркадные игры особенно часто переплетаются друг с другом в причудливый узел. Что тут первично, а что вторично, определить невозможно.

3.Ролевые игры

Мы не станем уделять этой теме много внимания сейчас, поскольку в книге ей посвящена отдельная статья. Просто напомним, что в ролевых играх вы можете перевоплотиться в персонажа (или сразу нескольких персонажей), живущих и действующих в вымышленном мире. Обычно целью ролевых игр является совершение подвигов и спасение целых миров; в общем, бегущий от реальности эскапист найдет в ролевой игре прекрасный способ провести досуг.

4. Имитаторы (они же симуляторы)

Имитаторы — класс игр, в которых игрок по возможности более реалистично управляет каким-либо аппаратом — самолетом, вертолетом, автомобилем, космическим истребителем, подводной лодкой или еще чем-нибудь. Игры, в которых осуществляется руководство сложными системами, тоже почему-то иногда относят к категории имитаторов («SimCity» как имитатор города), но это выглядит не совсем логичным — такие игры лучше отнести к категории управленческих.

Во всех имитаторах игрок видит на экране то, что бы он видел из кабины управляемого им аппарата, а также необходимые приборы и датчики. Существуют имитаторы, где приборы занимают аж несколько экранов и выводят такую массу информации, что переварить ее игрок бывает не в состоянии.

Подавляющее большинство имитаторов воспроизводит боевые аппараты, и это немудрено — ощущение опасности поднимает качество восприятия игры. Из «мирных» имитаторов разве что «Microsoft Flight Simulator» завоевал сколько-нибудь заметную известность.

5. Управленческие игры

За последнее время популярность этих сложных, интеллектуальных игр сильно возросла. Объясняется это выходом сразу нескольких совершенно замечательных управленческих шедевров.

Предметом управления в подобных играх — сложная система, с большим количеством параметров и разнообразными способами оказания внешнего воздействия. Чем сложнее система, тем больше у нее потенциальных мест для отказа, и, следовательно, тем больше усилий приходится затратить для налаживания бесперебойной работы. К тому же нередко управлять приходится в реальном времени, поэтому интуитивные, быстрые решения становятся особенно ценными.

Выбор моделируемой системы не ограничивается ничем, кроме фантазии создателей игры. Объектом игры может стать современный мегалополис или луна-парк, секретная служба контрразведки или колония на далекой планете. Соответственно в играх бывает сделан акцент на политические или экономические решения, но вовсе не обязательно моделируемая система должна относиться к человеческому сообществу! Бывают и управленческие игры, где игроку приходится руководить развитием замкнутой биологической системы. Единственное обязательное требование — это, конечно, интерес и увлекательность происходящего, чтобы игроку не было скучно.

6. Стратегические игры

К категории «стратегических» мы отнесли все игры, где необходимо руководить военными действиями на уровне командира любого ранга. Очень часто здесь стоит задача управления не только войсками, но и экономическими ресурсами, то есть «тылом».

Наиболее традиционными стали так называемые «wargames» («Военные игры»). Общая схема игр этого семейства происходит от специфических настольных игр, воспроизводящих военные конфликты. Перенос их на компьютерную основу оказался весьма удачным, поскольку игроки избавились от утомительных вычислений разных цифровых показателей — соотношений сил, вероятности победы и т.д.

Действие стратегических игр может происходить в мирах героической фэнтези, где волшебные создания ведут бой с помощью магии и холодной стали. С другой стороны, во многих стратегических играх, наоборот, сражения имитируются с максимальным . реализмом, вплоть до ссылок на конкретно существовавшие (или существующие) боевые единицы.

Интересно бывает перекроить ход истории по-своему в исторических играх этой категории. Часто в них предусматривается два режима, с реальной исторической обстановкой и вымышленной.

По способу управления войсками стратегические игры делятся на динамические (игры реального времени) и статические. В первой разновидности приходится отдавать приказы войскам так, чтобы поспеть за стремительно меняющейся исторической обстановкой, а вот второй противник будет терпеливо ждать, пока вы отдадите все приказы своим войскам, и лишь потом начнется очередная фаза сражения.

7. Приключенческие игры (quest, adventure)

Некогда эта категория игр пользовалась особой любовью производителей игровых программ. В последнее время интерес к приключенческим играм несколько упал из-за того, что в этом жанре не было сделано особо интересных или оригинальных открытий, и количество выпускаемых приключенческих игр существенно сократилось.

В приключенческой игре имеется некоторая последовательность действий, порой совершенно неочевидных, которые приводят к развитию сюжета и в конечном счете позволяют успешно пройти игру. Отыскание этой последовательности действий и входит в обязанности игрока. Большей частью приходится руководствоваться методом проб и ошибок, редко когда можно до всего дойти на рациональном уровне.

В самых ранних приключенческих играх никакой графики не было и в помине. Общение пользователя с компьютером шло на уровне текстовых описаний и текстовых команд на английском. Несколько позднее в приключенческие игры стала вводиться графика, и на экране можно было проследить за действиями героя игры. Стало проще управлять движениями и перемещениями героя — вместо того чтобы, отдавать команду типа «Идти на северо-запад», достаточно просто управлять ходьбой героя с клавиатуры или отправить его в нужное место щелчком клавиши мыши.

Еще позднее интерфейс приключенческих игры стал упрощаться. Команды на английском языке были заменены относительно небольшим перечнем глаголов и существительных, в диалогах реплики тоже выбирались из нескольких доступных вариантов.

Современным приключенским играм присущ графический интерфейс со значками-пиктограммами, это стало неписаным стандартом для их создания. Впрочем, не все придерживаются такого мнения, и приятное разнообразие продолжает сохраняться.

8.Спортивные игры

По названию совершенно ясно, что речь идет об имитации спортивных игр и соревнований. Это весьма специфическая область, и поклонников у нее куда меньше, чем у всех прочих, по крайней мере, в нашей стране.

Представленные в этой категории игры не так уж разнообразны. Преобладают американские специфические виды спорта — американский футбол, регби, бейсбол, хоккей, футбол. Очень часто можно встретить компьютерный гольф; закатывание шариков в лунки на фоне красивой природы замечательно успокаивает расшалившиеся нервы.

9. Обучающие игры

Это вообще особая категория. Таких игр мало, но зато иной раз они поражают неожиданностью подхода к обучению чему-либо — как взрослых, так и детей. Есть программы, в легкой и ненавязчивой форме обучающие анатомии и палеонтологии, языкам и правилам написания английских слов. Чтобы вовлечь обучаемого в состояние спортивного азарта, используются самые разнообразные ухищрения.

Заключение

Делить игры можно не только по тематическому признаку, но и по другим параметрам. Например, особую категорию составляют игры, где могут принимать участие несколько игроков, двое или более. Соревнование живых людей приносит гораздо больше волнения и азарта, чем соревнование с «бездушной» машиной — ведь противники относятся примерно к одному классу, и победит сильнейший.

Конечно, двое игроков смогут играть на одном и том же компьютере и на одной и той же клавиатуре. Это неплохо, но не всегда хочется показывать противнику все, что ты делаешь на экране. Гораздо больше удовольствия от игры на двух разных машинах, связанных по локальной сети, модему или нуль-кабелю (нуль-модему). У каждого игрока свой экран, видит он только то, что ему положено. Правда, учитывая качество наших телефонных линий, игра по модему не так надежна — связь склонна часто обрываться.


Энциклопедия компьютерных игр, выпуск 1, 1995
«ФОЛИО-ПРЕСС»

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

У людей нет хвостов только потому, что так захотел Сид Мейер. — Вся правда о Сиде Мейере


Книги по шахматам