Кто кого съест и что это значит для нас?
Слияние фирм, занимающихся совершенно различными вещами, часто выглядит дурной шуткой. Сможет ли сапожник печь пироги, если у него достаточно денег, чтобы купить пекарню? К сожалению, последний вопрос слишком близок к действительности, чтобы от него можно было просто отмахнуться.
Индустрию компьютерных игр трясет все время. Непрерывный процесс слияний и поглощений, начавшийся года полтора назад, не затихает. Последний, самый свежий и громкий факт — это приобретение фирмы Sierra компанией CUC International, которая почти в то же время заявила о намерении приобрести фирму Davidson (дистрибьютора фирмы Blizzard и одного из наиболее успешно работающих в области образовательных программ издателей).
Забавно, что непосредственно перед тем, как быть поглощенной CUC, фирма Sierra сама поглотила Papyrus (NASCAR Racing) и Impressions (Caesar II). Обе эти компании имели «на руках» ограниченный капитал, проверенную технологию и игры-хиты. Такое поглощение выглядело разумным, поскольку оно «заполняло пустое место» в ряду продуктов фирмы Sierra (гоночные имитаторы и стратегические игры). Оно явно делало и без того сильную Сьерру еще сильнее.
Однако, тот факт, что CUC International это компания, занимающаяся в первую очередь розничной торговлей, может вызвать что-то вроде шока. Хотя Кен Вильямс, бывший председателем Совета директоров Сьерры, не видит в этом ничего особенного. Уолтер Форбс, председатель Совета директоров CUC International, уже давно входил в совет директоров Сьерры и, когда речь шла о чисто финансовых вопросах, играл немалую роль в их решении. Теперь он будет делать это совершенно официально. Сам Кен Вильямс в основном занимался качеством производимых продуктов и теперь он сможет еще лучше сконцентрироваться на этом вопросе.
Что же касается будущего фирмы Sierra, то Кен Вильямс полагает, что оно никогда не было столь перспективным. В настоящее время Sierra объединяет около 50 групп разработчиков и каждая из этих групп имеет доступ к достижениям всех остальных. При производстве любого продукта часть капиталовложений тратится на базовую технологию, а часть на творчество. Чем фирма крупнее, тем быстрее накапливается базовый задел, и тем больше усилий оказывается возможным вложить именно в создание чего-то нового.
В частности, King’s Quest VIII (а это всегда была ведущая серия компании) будет использовать 3D-технологию, усовершенствованную при создании игры Red Baron II, систему объектно-ориентированного программирования из игры The Incredible Machine и методику генерации персонажей в реальном времени из еще одной игры, разрабатываемой в настоящее время. Таков результат, который рассчитывает получить Sierra и который, думается, устроит всех любителей компьютерных игр.
Однако, что же случается с рынком в целом в результате подобных поглощений? Результаты неоднозначны как для производителей, так и для потребителей. Во-первых, сразу же сокращается общее число продуктов, поступающих на рынок.
Когда Electronic Arts приобрела Bullfrog, плодовитая британская фирма получила финансовую передышку и возможность лучше «полировать» свои игры, прежде чем выпускать их на рынок. Возможность получения подобных передышек действительно уменьшает число создаваемых продуктов, но при этом позволяет нам получить более законченные и надежные игры.
Поглощение фирмы SSI компанией Mindscape также привело к уменьшению общего количества игр, производимых SSI. Говорят, что Mindscape неуклонно сокращает количество игр, находящихся в разработке, постоянно корректируя расписание и фокусируя исполнителей на меньшем числе предположительно более удачных игр.
Поглотив Spectrum Holobyte, MicroProse попыталась добиться такого же эффекта, однако в последнее время вновь крепнет сомнительная репутация Spectrum Holobyte как группы, выпускающей игры слишком рано с целью добиться быстрейшего возврата денег, даже ценой наличия в готовом продукте ошибок и недоделок.
Во-вторых, результатом слияния фирм обычно является смена руководства. Старому управляющему персоналу обычно удается продержаться от нескольких месяцев до года. Это может быть хорошо, если сильные стороны новой управляющей команды превосходят или дополняют сильные стороны старой. Например, Кен Вильямс полагает, что новое руководство лучше справится с некоторыми вопросами бизнеса и их сильные стороны дополнят его возможности по производству продуктов. Последние игры от Impressions уже показывают выгоду от использования системы обмена технологией, принятой фирмой Sierra, а свежие продукты от SSI явно выиграли от вложений в технологию, предпринятых Mindscape.
Это положительные примеры, но могут происходить и изменения к худшему, когда новая команда менеджеров «берет власть в свои руки» и начинает принимать решения, зачеркнув все прошлое компании. Например, вторжение голливудских кинофирм и компаний, производящих игрушки в область индустрии компьютерных игр не привело к каким-то особым успехам, несмотря на то, что за дело взялись такие «денежные мешки», как Time Warner.
В-третьих, в результате слияний рынок консолидируется. На уровне розничной торговли должно быть меньше «шума» и «мусора». В меньшем количестве торговых марок легче ориентироваться, состояние рынка в целом легче охватить и, в конце концов, это может даже привести к некоторому снижению цен. Последнее, конечно, кажется не особенно вероятным, но если более крупные компании действительно работают более эффективно, то это может случиться. В худшем случае цена не станет расти: уже переход на CD-носитель практически заморозил цены компьютерных игр в течение последних двух лет.
Процесс слияния фирм также резко снижает шансы на то, что один или два умельца сумеют «на коленке» создать шедевр, который перевернет весь мир компьютерных игр. Но, вероятно, вся отрасль сможет поддерживаться в относительно здоровом состоянии достаточно долгое время. А это значит, что поток хороших игр не иссякнет, что, честно говоря, для нас важнее всего.
(С) Евгений Голубицкий, 1996
Советуем почитать:
- Интервью с лидером фирмы Bullfrog Питером Молиньё
- Перспективы игровой индустрии
- CD or not CD? Вот в чем вопрос!
- Хаккеру на заметку: Как работать с Game Wizard
- Список игр Сида Мейера (Sid’s Game History)
- Прекрасный и яростный мир
- ЛЮДИ ПРОТИВ МАШИН. Из хроники зарубежной прессы. PC Gamer, 1995г