Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » Ранняя история MUD’ов

Ранняя история MUD’ов

Историю MUD’ов принято начинать с 1979 года, когда был создан первый MUD. Это случилось в университете города Эссекс и главным виновником события считается Рой Трабшоу (Roy Trubshaw). Весной 1979 года на языке MACRO-10 он написал многопользовательскую программу для компьютера DEC KL-10, в которой пользователи могли перемещаться по нескольким взаимосвязанным локациям и общаться между собой. На этой стадии программа еще не имела названия и только следующая версия, родившаяся чуть позже и бывшая гораздо более изощренной, получила имя MUD (Multi-User Dungeon).

В ней база данных была определена в отдельном файле и могла модифицироваться даже во время игры. Это добавляло гибкости программе, но также порождало массу неудобств. Пользователи приписывали локации, мало согласующиеся друг с другом, добавляли новые команды, которые так упрощали жизнь в MUD, что совершенно исчезал дух адвентюры.

Так как описания предметов занимали слишком много места, а оперативная память, которой мог распоряжаться MUD, была ограничена всего 50-ю килобайтами, Рой отбросил всю лирику, оставив лишь сухие определения. В программе отсутствовала система подсчета очков (Score-Pointing System), не было управляемых компьютером персонажей (Mobiles, NPCs), контейнеров (например сумок и рюкзаков), а также существовал целый ряд нелогичных ситуаций. Например, когда в темной комнате одновременно находились двое играющих, один с факелом, а другой — без, последний все равно ничего не мог видеть. Позднее, к пасхе 1980 года Рой переписал программу на языке BCPL, породив то, что позднее стали называть «оригинальный MUD».

Когда Рой покинул университет, работу над MUD продолжил Ричард Бартл (Richard Bartle), долгое время бывший его помощником. Если Роя при написании игры больше всего интересовали два аспекта: программирование многопользовательской игры и создание интерпретатора языка описания базы данных, то Ричард отвечал за дизайн локаций, головоломок и тому подобное. В своих воспоминаниях Ричард пишет: «Язык описания базы данных, сочиненный Роем, был недостаточно продуманным, поэтому мне приходилось изощряться, чтобы написать то, что хотелось. Это связано с тем, что Рой совершенно не был знаком с такой вещью как придумывание игр, а, во-вторых, с тем, что в оригинальном MUD доминировал не игровой, а многопользовательский аспект.»

После ухода товарища из университета, Ричард превратил MUD в полноценную виртуальную реальность, населив персонажами и приблизив правила поведения в ней к законам реальной жизни. У игрока появилась цель: набирать очки и повышать свой ранг (высшим считался Wizard), приобретая с каждой победой все больше власти и все больше возможностей.

Сначала MUD покорил Великобританию. Уже вскоре после рождения он оказался до предела наполнен желающими «жить» в новой реальности. Ранние утренние часы, когда администрация университета разрешала запускать MUD, стали одними из самых «горячих» часов на JANET (Академическая сеть Великобритании). Весной 1980 года Эссекский университет получил выход в сеть ArpaNet, и почти сразу же в MUD появились игроки из-за океана. Виртуальный мир начал завоевывать всемирную популярность.

Оригинальный MUD недолго оставался единственной игрой своего рода. Сам Бартл на основе созданной им библиотеки файлов написал совершенно новую игру — Valley. Потом за дело взялись студенты университета и одна за другой появились: Rock (по мотивам телесериала Fraggle Rock), BLUD (очень кровавая игрушка), UNI (симулятор самого университета) и MIST (продержался в рабочем состоянии более 10-ти лет).

После того, как Ричард покинул университет, оригинальный MUD еще два-три года там оставался, но затем автор вернулся, предъявил права на программу и забрал ее с собой. Свое решение он объяснил тем, что последователи исказили первоначальный замысел игры, насытив ее слишком «взрослыми» мотивами. Через некоторое время «Оригинальный MUD» появился в американской коммерческой сети CompuServe под именем British Legends. Там его можно застать и поныне.

* * *

Соперником MUD за право называться первой многопользовательской сетевой игрой является программа Milieu, написанная для CDC Cyber, принадлежавшей Миннесотскому Образовательному Компьютерному Центру. Студенты штата, имея бесплатный доступ к вычислительным мощностям компьютера, вместо того, чтобы делать предусмотренные учебной программой упражнения, создавали игру. Когда они запустили первую законченную версию Milieu, неизвестно. Однако многие американские исследователи полагают, что это произошло раньше, чем стал функционировать MUD Роя и Ричарда.

Позже Алан Кляйтц (Alan Kleitz) переписал код с Паскаля на СИ и перенес игру на IBM PC XT с многозадачной операционной системой QNX. Он создал компанию GamBits, присоединил к компьютеру шестнадцать модемов и начал продавать машинное время. Игра теперь называлась The Scepter of Goth или The Scepter & the Phoenix или просто Scepter и была общедоступна.

Компания GamBits предоставляла пользователям электронную доску объявлений, электронную почту, несколько других игр, но главным сокровищем, которым она располагала, являлась Scepter. Игра была построена на основе системы правил, подобной AD&D: при формировании героя для него выбирался класс, затем он наделялся способностями. Высшую ступеньку в иерархии игроков занимали Dungeon Masters (DM), во многом подобные волшебникам (Wizards) из MUD. Однако DM имели больше прав и возможностей. Так, они могли создавать, модифицировать и удалять локации, монстров, объекты и игроков прямо во время игры, используя встроенный редактор. Ранг DM не зарабатывался выполнением определенного количества заданий. Он давался администраторами Scepter наиболее выдающимся личностям.

После нескольких лет успешной эксплуатации игры GamBits продала все программное обеспечение Interplay, фирме из Вирджинии. Вскоре у Interplay начались неприятности с уплатой налогов. Некоторые руководители компании попали в тюрьму, и фирма прекратила свое существование. Scepter была продана одному из кредиторов исчезнувшей компании. Дальнейшая судьба кода этой игры неизвестна.

MUD повезло, а Scepter — нет, однако мы о них знаем и помним. А сколько было проектов, так и не вышедших за стены отдельно взятых лабораторий? Ходят слухи о существовании многопользовательского варианта игры Zork, об игре MUNDI, написанной студентами университета в Варвике. В любом случае наследники MUD, получившие в память о предке его имя, имеют не единственного отца. Опыт всех многопользовательских игр — виртуальных миров прошлого аккумулируется в современных MUDах.


Свенельд, 1996
PC-REVIEW, выпуск 33


Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Я не делаю военные игры для генералов, я не делаю авиасимуляторы для пилотов. И я не делаю игры про цивилизацию для президентов. В них должен играть среднестатистический человек, и ему должно хватать тех знаний, которые у него есть — Сид Мейер, интервью перед выходом Civilization II


Книги по шахматам