Ранняя история MUD’ов
Историю MUD’ов принято начинать с 1979 года, когда был создан первый MUD. Это случилось в университете города Эссекс и главным виновником события считается Рой Трабшоу (Roy Trubshaw). Весной 1979 года на языке MACRO-10 он написал многопользовательскую программу для компьютера DEC KL-10, в которой пользователи могли перемещаться по нескольким взаимосвязанным локациям и общаться между собой. На этой стадии программа еще не имела названия и только следующая версия, родившаяся чуть позже и бывшая гораздо более изощренной, получила имя MUD (Multi-User Dungeon).
В ней база данных была определена в отдельном файле и могла модифицироваться даже во время игры. Это добавляло гибкости программе, но также порождало массу неудобств. Пользователи приписывали локации, мало согласующиеся друг с другом, добавляли новые команды, которые так упрощали жизнь в MUD, что совершенно исчезал дух адвентюры.
Так как описания предметов занимали слишком много места, а оперативная память, которой мог распоряжаться MUD, была ограничена всего 50-ю килобайтами, Рой отбросил всю лирику, оставив лишь сухие определения. В программе отсутствовала система подсчета очков (Score-Pointing System), не было управляемых компьютером персонажей (Mobiles, NPCs), контейнеров (например сумок и рюкзаков), а также существовал целый ряд нелогичных ситуаций. Например, когда в темной комнате одновременно находились двое играющих, один с факелом, а другой — без, последний все равно ничего не мог видеть. Позднее, к пасхе 1980 года Рой переписал программу на языке BCPL, породив то, что позднее стали называть «оригинальный MUD».
Когда Рой покинул университет, работу над MUD продолжил Ричард Бартл (Richard Bartle), долгое время бывший его помощником. Если Роя при написании игры больше всего интересовали два аспекта: программирование многопользовательской игры и создание интерпретатора языка описания базы данных, то Ричард отвечал за дизайн локаций, головоломок и тому подобное. В своих воспоминаниях Ричард пишет: «Язык описания базы данных, сочиненный Роем, был недостаточно продуманным, поэтому мне приходилось изощряться, чтобы написать то, что хотелось. Это связано с тем, что Рой совершенно не был знаком с такой вещью как придумывание игр, а, во-вторых, с тем, что в оригинальном MUD доминировал не игровой, а многопользовательский аспект.»
После ухода товарища из университета, Ричард превратил MUD в полноценную виртуальную реальность, населив персонажами и приблизив правила поведения в ней к законам реальной жизни. У игрока появилась цель: набирать очки и повышать свой ранг (высшим считался Wizard), приобретая с каждой победой все больше власти и все больше возможностей.
Сначала MUD покорил Великобританию. Уже вскоре после рождения он оказался до предела наполнен желающими «жить» в новой реальности. Ранние утренние часы, когда администрация университета разрешала запускать MUD, стали одними из самых «горячих» часов на JANET (Академическая сеть Великобритании). Весной 1980 года Эссекский университет получил выход в сеть ArpaNet, и почти сразу же в MUD появились игроки из-за океана. Виртуальный мир начал завоевывать всемирную популярность.
Оригинальный MUD недолго оставался единственной игрой своего рода. Сам Бартл на основе созданной им библиотеки файлов написал совершенно новую игру — Valley. Потом за дело взялись студенты университета и одна за другой появились: Rock (по мотивам телесериала Fraggle Rock), BLUD (очень кровавая игрушка), UNI (симулятор самого университета) и MIST (продержался в рабочем состоянии более 10-ти лет).
После того, как Ричард покинул университет, оригинальный MUD еще два-три года там оставался, но затем автор вернулся, предъявил права на программу и забрал ее с собой. Свое решение он объяснил тем, что последователи исказили первоначальный замысел игры, насытив ее слишком «взрослыми» мотивами. Через некоторое время «Оригинальный MUD» появился в американской коммерческой сети CompuServe под именем British Legends. Там его можно застать и поныне.
* * *
Соперником MUD за право называться первой многопользовательской сетевой игрой является программа Milieu, написанная для CDC Cyber, принадлежавшей Миннесотскому Образовательному Компьютерному Центру. Студенты штата, имея бесплатный доступ к вычислительным мощностям компьютера, вместо того, чтобы делать предусмотренные учебной программой упражнения, создавали игру. Когда они запустили первую законченную версию Milieu, неизвестно. Однако многие американские исследователи полагают, что это произошло раньше, чем стал функционировать MUD Роя и Ричарда.
Позже Алан Кляйтц (Alan Kleitz) переписал код с Паскаля на СИ и перенес игру на IBM PC XT с многозадачной операционной системой QNX. Он создал компанию GamBits, присоединил к компьютеру шестнадцать модемов и начал продавать машинное время. Игра теперь называлась The Scepter of Goth или The Scepter & the Phoenix или просто Scepter и была общедоступна.
Компания GamBits предоставляла пользователям электронную доску объявлений, электронную почту, несколько других игр, но главным сокровищем, которым она располагала, являлась Scepter. Игра была построена на основе системы правил, подобной AD&D: при формировании героя для него выбирался класс, затем он наделялся способностями. Высшую ступеньку в иерархии игроков занимали Dungeon Masters (DM), во многом подобные волшебникам (Wizards) из MUD. Однако DM имели больше прав и возможностей. Так, они могли создавать, модифицировать и удалять локации, монстров, объекты и игроков прямо во время игры, используя встроенный редактор. Ранг DM не зарабатывался выполнением определенного количества заданий. Он давался администраторами Scepter наиболее выдающимся личностям.
После нескольких лет успешной эксплуатации игры GamBits продала все программное обеспечение Interplay, фирме из Вирджинии. Вскоре у Interplay начались неприятности с уплатой налогов. Некоторые руководители компании попали в тюрьму, и фирма прекратила свое существование. Scepter была продана одному из кредиторов исчезнувшей компании. Дальнейшая судьба кода этой игры неизвестна.
MUD повезло, а Scepter — нет, однако мы о них знаем и помним. А сколько было проектов, так и не вышедших за стены отдельно взятых лабораторий? Ходят слухи о существовании многопользовательского варианта игры Zork, об игре MUNDI, написанной студентами университета в Варвике. В любом случае наследники MUD, получившие в память о предке его имя, имеют не единственного отца. Опыт всех многопользовательских игр — виртуальных миров прошлого аккумулируется в современных MUDах.
Свенельд, 1996
PC-REVIEW, выпуск 33
Советуем почитать:
- Добро пожаловать в MUD!
- Новый жанр для любителей ADVENTURE
- История и труды фирмы Infocom
- О ролевых книгах-играх
- Корень зла?
- CD or not CD? Вот в чем вопрос!
- Жанры компьютерных игр по версии PC-REVIEW