Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » История жанров » RPG » О ролевых играх

О ролевых играх

Ролевые игры, или иначе ролевые (RPGRole-Playing Games) появились задолго до того, как был. создан первый персональный компьютер. Это замечательное времяпрепровождение получило «второе дыхание» с широким распространением персональных компьютеров, поскольку компьютер идеально подходит как средство избавить игроков от нудных вычислений.

Идея ролевой игры состоит в том, чтобы построить как можно более реальную и подробную модель воображаемого мира, где проходят приключения игроков. Хотя этот иллюзорный мир и не существует реально, воображение игроков и красноречие ведущего должны «оживить» его. Этот мир подчиняется некоторым правилам, на которые обычно влияет исход бросков кубиков (для некоторых случаев применяются не обычные шестигранные кубики, а десяти- или двадцатигранные). Каждый из участников управляет неким персонажем, живущим в этом воображаемом мире. Этот персонаж как бы становится воплощением игрока и повинуется всем его решениям (считайте, что игрок становится его подсознанием). Поскольку игрок вживается в роль абстрактного персонажа, такие игры называются ролевыми. Система правил детально описывает все, что касается персонажа, а также всех повседневных или выдающихся событий, которые с ним происходят. Персонаж наделяется обширным набором численных характеристик, определяющих разнообразные аспекты его способностей (сила, ловкость, телосложение, интеллект, мудрость и т.д.). По мере того, как проходит его жизнь в вымышленном мире, характеристики постепенно улучшаются.

Естественно, миры ролевых игр сильно отличаются от нашего повседневного. Да и какой интерес имитировать то, с чем и так сталкиваешься каждый день. Обычно миры возбуждают фантазию и служат прекрасным способом бегства от скучного реального мира (куда более захватывающим, чем книги или кино — ведь здесь можно самому участвовать во всех событиях). Прекрасным примером становятся игры в мирах «фэнтези». Еще одна цель игры — живое дружеское общение, перенесенное на иную основу.

Хотя фактически персонаж является не более чем набором цифр-показателей, для игрока это его второе «я» становится родным и близким. Сухие цифры преображаются в существо из плоти и крови, а гибель персонажа вовлекает нормального игрока в многодневную меланхолию.

Все остальное, что есть в иллюзорном мире ролевой игры, тоже подчиняется броскам кубиков и набору правил. Правила и кубики регулируют все, в том числе силу и агрессивность встреченных в странствиях врагов — а их там немало!

Все ролевые игры, действие которых происходит в фэнтези-мирах, имеют очень много общего, и базовые принципы у них одинаковы. Поскольку эти принципы без особых изменений перекочевали и в компьютерные RPG, стоит остановиться на них подробнее.

Каждый персонаж обладает своей профессией, причем каждый игрок выбирает профессию, исходя из своих личных предпочтений. У каждой профессии есть свои плюсы и минусы, нет профессий универсально хороших или универсально плохих.

Профессия налагает свой отпечаток на средства, которыми персонаж пользуется для достижения определенной задачи; скажем, чтобы открыть сундук, боец просто взломает его, маг произнесет «отпирающее» заклинание, а вор пошурует в замке отмычкой. Иногда у персонажа имеется две или более профессии одновременно. Расплатой за «универсальность» становится более медленный прогресс во всех этих областях.

Важнейшим показателем является уровень персонажа. Он показывает, каких высот достиг персонаж в своем развитии и насколько хорошо владеет своей профессией. Повышение уровня увеличивает некоторые показатели персонажа, отчего возрастает его «боеспособность». Для того, чтобы достичь нового уровня, обычно нужно набрать некоторую сумму очков опыта (experience). Они даются за уничтожение монстров, открытие тайников, успешное решение загадок и тому подобные вещи, которые требуют от игрока недюжинных усилий.

С врагами приходится сражаться оружием, которое тоже обладает своими параметрами (весом, размером наносимых повреждений, магическими свойствами и т.д.) и подчиняется своим правилам. Не каждый вид оружия может быть применен любым персонажем. Конечно, клинки — удел бойцов, рейнджеров и других драчунов, а маги и клерики не унижаются до размахивания мечами и булавами. Они могут обращаться разве что с кинжалами или посохами. Магический посох или отравленный кинжал может, впрочем, разить получше любого меча. Бывает оружие, которое вообще может быть использовано только персонажами одной профессии. В этом отношении характерны персонажи-ниндзя сих жутковатым арсеналом смертоносных средств (сюрикены, мечи ниндзя-то и т.д.).

Кроме оружия, непременным атрибутом воина являются разнообразные доспехи, от простейших кожаных рубах до непробиваемых пластинчатых панцирей. Доспехи тоже могут надеваться на персонажей определенных профессий. Маги вместо доспехов пользуются различными волшебными мантиями. Доспехи влияют на очень важную характеристику персонажа — класс доспехов, Armor Class (АС). Это единственный показатель, низкие значения которого в большинстве mmoRPG лучше высоких; хороший. АС обычно бывает отрицательным. Чем ниже АС персонажа, тем труднее будет нанести ему ранение.

Для сведущих в искусстве магии (маги, клерики, паладины и проч.) существует мощная и развитая система заклинаний. Маги пользуются многими отраслями мистической науки — некромантия, тавматургия, повеление стихиями (элементалисты), создание иллюзий и т.д. Любой знаток ролевых игр запросто объяснит, чем маг-некромант отличается от мага-повелителя стихий, в чем специфика иллюзионной магии и какая разновидность волшебства поможет найти спрятанное поблизости золото. Не удержимся от какого-нибудь оригинального примера: «Танец Костей…. Если заклинание оказывается успешным, то скелет жертвы наделяется самостоятельной жизненной силой и начинает двигаться против воли обладателя. Затем некромант производит проверку Устойчивости заклинания. Если результат превышает Силу жертвы или равен ей, то некромант может контролировать все движения жертвы» («Earth Dawn»).

На арсенал используемых заклинаний влияет уровень персонажа. У мага имеется книга заклинаний, куда он прилежно записывает все известные ему заклинания. Наиболее распространенный подход заключается в использовании «пунктов магии». Каждый маг располагает некоторым числом этих пунктов, и применение любого заклинания их расходует. Чем сложнее и эффективнее заклинание, тем дороже оно обходится в «пунктах магии». Когда «пункты магии» кончаются, для их восстановления понадобится отдых.

Новые заклинания могут просто появляться в книге заклинаний с повышением уровня (считается, что они там были и раньше, просто неопытный маг не мог их правильно прочитать). Иногда бывает так, что маги находят свитки с написанными на них заклинаниями. Можно один раз применить этот свиток — он бесследно исчезает, но на применение свитка не расходуются «пункты магии». А можно переписать содержимое свитка в книгу заклинаний. Свиток тоже пропадает, но зато в будущем заклинание оказывается в книге для применения.

Важнейшим звеном ММОРПГ игры является ведущий, «гейм-мастер». Он не участвует в игре наравне с другими, но именно его умение и квалификация становятся важнейшим звеном успеха. Его слово является высшим законом в игре. Когда ведущий постоянно забывает, по какой формуле вычисляется та или иная вероятность, и лезет в руководство по игре, когда у него не хватает фантазии для быстрой реакции на неожиданные повороты сюжета, игра превращается в сущее мучение для всех участников. И наоборот, хороший ведущий с блеском проводит игру и способен импровизировать на ходу, не прибегая к книжкам, и тогда проведенные за РПГ вечера оставляют прекрасные воспоминания.

Выглядит все примерно так. Компания собирается в одном месте и приступает к игре заново или продолжает прерванное при последней встрече приключение. Ведущий описывает игрокам то, что они видят и слышат, и получает от них ответное описание их действий. Игроки могут задать ведущему любые вопросы («А смогу я поднять этот большой камень?»), и, если ведущий сочтет возможным, он ответит. Иногда на получаемую от ведущего информацию влияют броски кубиков, например, когда ведущий проверяет, хватит ли у игрока наблюдательности заметить предмет, мимо которого он идет.

Как ни странно, в конечном счете ролевые игры не имеют какой-то великой конечной цели. Вернее, цель эта состоит в том, чтобы максимум людей приятно провели время и получили удовольствие от хитросплетений сюжета. Впрочем, для того, чтобы игроки могли все же стремиться к некоторой цели, сюжет делится на небольшие «приключения», каждое из которых можно успешно закончить. Еще одно общепринятое правило — ведущий НЕ играет против игроков, то есть не старается в роли некоторого «бога» обрушить на них максимум несчастий и в конечном счете прикончить.

Выбор персонажа — дело очень непростое, обычно игроки сами выбирают основные параметры: пол, возраст, расу и род занятий персонажа. Одним нравится делать персонажей похожими на себя, другие, наоборот, получают острые ощущения от полного несходства персонажа с прототипом. Допустим, в упоминаемой ниже системе «AD&D» возможен какой-нибудь такой стартовый набор для персонажа: орк -мужчина — возраст 50 лет (для орка — самый расцвет сил) — вор. Далее при генерации персонажа ведущий определяет конкретные параметры с учетом решения игрока. На этот счет тоже существует своя система правил.

Из всех игровых систем самой старой и одновременно самой разработанной является «Dungeons & Dragons», а ее усовершенствованный вариант — «Advanced Dungeons & Dragons», сокращенно «AD&D», видимо, стал самой популярной ролевой игрой в мире. Действие в ней происходит в мире «фэнтези» с драконами, гоблинами и другими созданиями. Конечно, помимо острого меча здесь нередко идет в ход магия, ее виды многочисленны и разнообразны. Документация по «AD&D» занимает много сотен страниц. Игровая система «AD&D» имеет несколько «игровых линий», то есть отдельных специфичных игровых миров — «Forgotten Realms», «Dark Sun», «Dragon Lance», «Spell jammer»…

«Фэнтези»- РПГ игры, пожалуй, составляют наибольшую часть из ролевых систем. Помимо известнейших «AD&D», есть и другие неплохие серии — «Rune Quest», «Earth dawn». В каждой серии выходят не только сборники правил и описания новых приключений в помощь ведущему, но и просто художественная литература, которая помогает игроку глубже почувствовать атмосферу игры. Кстати, и у нас сейчас начали выходить книги из серии «AD&D», но почему-то без упоминаний об игровой линии, породившей их. Это книги о драконах из игровой линии «Dragon Lance», это книги о Муншаез из игровой линии «Forgotten Realms»… Все эти книги существуют, как ни парадоксально, лишь благодаря РПГ.

Кроме фэнтези- РПГ встречаются и другие миры. В РПГ игре «MechWarrior» (просьба не путать с одноименной компьютерной игрой) события происходят в XXXI веке, когда покоренные человечеством и обитаемые звезды Внутренней Сферы стали котлом сплошных междоусобных войн между Великими Домами. Столетия войн привели к упадку технологии, секреты производства сложного и «интеллектуального» оружия забыты. Главной силой войн Наследия становятся «мехи», многометровые шагающие машины. Один такой робот несет невероятную огневую мощь и способен решить исход сражения — если только другая сторона не выдвинет похожего противника. Игра относится к жанру «научно-фантастических РПГ», она исключительно милитаристская и очень, очень захватывает. А вот в мире игры «Shadow run» из-за мутаций в наш человеческий мир вернулась магия и возродились вымершие типы созданий — эльфы, тролли, гномы… Вот так в начале XXII века по неуправляемым городам, объявленным «милитаризированными зонами», носятся мотоциклы с панкующими эльфами и орками, а на колясках мотоциклов стало модно укреплять тяжелые пулеметы. Улицы стали джунглями, где выживает лишь сильнейший, например — «уличный самурай», у которого дорогие кибернетические трансплантаты заменили нервную систему и превратили его в сверхчеловека. Но, впрочем, довольно, об этом — в другой раз. Пока ограничимся замечанием: «Shadow run» относится к типу смешанных РПГ игр.

Такое замечательное явление, как классические РПГ, в которые компьютер необязателен, к сожалению, мало известно в нашей стране. Во многих городах имеются небольшие кружки, где увлеченно режутся в «AD&D», но связаться с такими кружками не так легко. Постороннему же человеку литературу по РПГ и сборники правил достать почти невозможно. В этом смысле компьютерные РПГ игры куда более демократичны и доступны (не забываем о том, что этот текст написан в 1995 г. и, конечно же, не учитывает наличия онлайн РПГ игры).

Компьютер в роли ведущего обладает как достоинствами, так и недостатками. «Плюсы»: компьютер куда быстрее считает, всегда помнит все формулы и играет тогда, когда вам этого хочется. «Минусы»: он начисто лишен воображения и предлагает только то, что придумают ветераны ролевых игр, работающие над созданием игры. Недостижимой мечтой остается компьютер, который бы сам придумывал и строил полноценные приключения для ролевых игр. Маленький шаг вперед в этой области делает игра «Dungeon Hack», где компьютер сам строит лабиринты, выбирает и расставляет монстров и т.д.

Первая, известная нам, компьютерная ролевая игра для машин IBM называлась «Rogue». Графика в ней вообще отсутствовала, и главный герой в виде улыбающейся рожицы из начала ASCII- таблицы бегал по лабиринтам, построенным из символов псевдографики. Тем не менее, основные атрибуты РПГ игры присутствовали: и характеристики, и набор разнообразных предметов, и монстры. А вот сюжета у «Rogue» не было, игра была направлена исключительно на исследование лабиринтов. Кстати, такая идея, незамутненная графическими изощрениями, оказалась на удивление живучей, и у «Rogue» появились продолжения : «Valhalla» и «Ragnarok». В них происходит явный уклон в скандинавскую мифологию, главный герой даже встречается с богами в Асгарде. Впрочем, обе эти игры идут уже с применением довольно посредственной графики в виде сверху, но зато «дух Rogue» сохранен в полной мере. «Dungeon Hack» — тоже несомненный наследник «Rogue», но вместо вида сверху здесь использован вид из глаз в стиле игры «Eye of the Beholder», о которой речь пойдет ниже.

Большинство компьютерных РПГ выпускается в виде сериалов с продолжениями, причем персонажей обычно можно переносить в следующую серию через сохранение игры в конце предыдущей.

Конечно, фирма «TSR», обладатель авторских прав на «AD&D», не упустила прекрасного шанса, и первые компьютерные игры с торговой маркой «AD&D» появились давно. В них полностью сохранена игровая система, но в роли ведущего выступает компьютер. К тому же каждая игра представляет собой одно большое приключение с четкой конечной целью.

Оформление всех упомянутых ниже игр построено на примерно одинаковой идее, то есть на экране монитора имеется небольшое «окошко» для вида из глаз, а все остальное занято вспомогательной информацией о членах команды. Качество вида из глаз совершенствуется от игры к игре, но все равно оставляет желать лучшего.

Поскольку в обычных РПГ играх участвует несколько человек, то обычно они странствуют командой для достижения общей цели. Да и вообще, одному человеку управиться бывает трудно. Если он выберет себе в качестве персонажа бойца с могучими бицепсами, то наверняка боец этот не будет отличаться умом и не сможет найти элементарную потайную дверь, обезвредить ловушку или заклинанием превратить в порошок десяток зомби, или… Одним словом, командой действовать куда проще.

В компьютерных РПГ тоже обычно путешествует не один человек, а команда из пяти-шести. Обычно среди них один-два сильных бойца, маг для боевых заклинаний, священник для лечения и защитных заклинаний, вор для открывания закрытых дверей и сундуков. Всей этой командой и нужно управлять в игре.

Среди лучших «классических» игр серии «AD&D» — «Pool of Radiance», «Curse of the Asure Bonds», «Secret of the Silver Blades», «Pool of Darkness». Все они относятся к игровой линии «Forgotten Realms» и обладают сквозным объединяющим сюжетом и отрицательным героем, демоном Тирантраксом. Графика от игры к игре постепенно совершенствовалась, но вообще самой сильной стороной этих игр является отличный сюжет.

К игровой линии «Dragon Lance» относится серия о стране Кринн, где положительные рыцари на драконах сражаются со злыми тварями-драконидами. Это «Death Knights of Krynn», «Champions of Krynn» и «Dark Queen of Krynn».

Весьма оригинальна игровая линия «Spelljammer». В ней через пустоту и мрак космоса плывут деревянные корабли, защищенные от вакуума лишь пузырем воздуха (благодаря действию специального заклинания). Раса отрицательных неогов занимается пиратством и нападает на такие корабли, причем в космических сражениях применяются архаичные катапульты и баллисты. Пока что нам .известна только одна игра из этой линии, она и называется «Spelljammer».

Игра «Shattered Lands», созданная по игровой линии «Dark Sun», сильно отличается своим внешним оформлением. Здесь уже нет вида из глаз, а действия команды, все перемещения и сражения показаны в виде со стороны (в ранних играх так показывались только сражения). Главными героями мрачноватого мира гаснущего солнца становятся профессиональные гладиаторы. В скором времени выйдет вторая игра из этой серии.

Похожий подход использован и в оформлении нового хита «Al-Qadim: Curse of the Genie», основанного на экзотике арабских сказок. Надо сказать, этот яркий, красивый мир угнетает куда меньше, чем классические «темные миры», так что фирму можно поздравить с удачной сменой тематики.

«Технократическая» линия фирмы представлена играми из серии о космическом супермене Баке Роджерсе («Buck Rogers»). Несмотря на полную смену фэнтези-антуража, наблюдательный без труда заметит, что принципиальных отличий от раннего «Pool of Radiance» нет. Вместо заклинания или стрелы противника поражает гранатомет или моноволоконный меч, ну и что?

Интерфейс от игры к игре сохранялся почти в первозданном виде, он был четко ориентирован на клавиатуру. Хотя в поздних играх мышь поддерживается, все равно с клавиатуры играть удобнее. По поводу удобства интерфейса существуют диаметрально противоположные мнения. Очень большим достоинством всех этих игр являются сражения, которые хотя и происходят в двумерной плоскости, показаны в псевдо-трехмерной проекции. В таких сражениях искусный тактик, который вовремя отведет свои силы, спрячет их от опасного удара, или выдвинет в нужный момент, сможет одержать победу даже над превосходящими войсками противника.

Недостаточное качество вида из глаз во всех играх фирмы «TSR» побудило фирму «Westwood» взяться за ролевую серию «Eye of the Beholder». Для справки, Beholder — это большое существо в виде шара с одним глазом и зубастой пастью, людоед и искусный маг. Акцент в играх этой серии сделан на странствиях в лабиринтах, полных монстров, ловушек и потайных дверей. Очень часто для того, чтобы преодолеть препятствие, приходится шевелить мозгами самому игроку (вместо того, чтобы, например, отдать команду: «В течение 2 часов гному искать потайную дверь»), но обычно головоломки вполне решаемые. Вид из глаз тоже занимает не очень большую часть экрана, но к нему никаких претензий нет — он просто великолепен, а вот сюжет, мягко говоря, хромает.

Характерной стороной «Eye of the Beholder» стал динамический режим ведения сражений. Если в играх фирмы «TSR» можно было не спеша подумать и распределить действия членов команды, то здесь только успевай щелкать мышью.

Вторая часть «Eye of the Beholder» смотрелась куда лучше первой. На этот раз главным противником оказывается вероломный и злой маг, заправлявший храмом Черной Луны. Видимо, вторая часть стала апогеем серии, потому что в третьей ничего принципиально нового или интересного уже не оказалось, и интерес игроков стал постепенно угасать.

Почувствовав, что совершена ошибка, фирма «Westwood» постаралась исправиться. Их новый сериал — «Lands of Lore» — просто великолепен по уровню графического оформления. К тому же отпала раздражающая необходимость самому рисовать карты лабиринтов, в «Lands of Lore» они строятся автоматически. Однако с определенного момента головоломки становятся абсурдно сложными и запутанными, рассчитанными не на логику, а на простой перебор комбинаций. Впрочем, многочисленным поклонникам «Eye of the Beholder» это, как ни странно, нравится.

Если в классических компьютерных РПГ игр персонаж проходил мимо, скажем, лежащего меча, то на экране появлялась надпись, извещающая его об этом, или, по крайней мере, призыв пошарить в окрестностях повнимательнее. А вот в Westwood-овских RPG игроку приходится следить и за тем, что лежит на земле, и за стенами… Иногда это отвлекает от сюжета (который и так не ахти) и привносит дополнительное раздражение.

Малоизвестная фирма «Sir-Tech» прославилась своим ролевым сериалом «Wizardry». Нам неизвестно, есть ли у этой фирмы другие продукты, или она специализируется исключительно по «Wizardry». На сегодняшний день известно о существовании восьми серий, но наибольшей известностью пользуется «Wizardry-7: Crusaders of the Dark Savant». Графическое оформление этих игр не идет ни в какое сравнение с великолепием «Lands of Lore», но зато «Wizardry» выигрывает за счет изощренного сюжета. Возьмем на себя смелость утверждать, что «Wizardry» имеет самый хороший сюжет из всех известных компьютерных РПГ игр. Игрок здесь не привязывается к жесткой линии прохождения игры, а может выбрать, к какой из воюющих сторон присоединиться и кому оказывать услуги. Можно также бегать от одной стороны к другой, постоянно меняя хозяев.

Это единственная из серий РПГ, где со встреченными персонажами можно (и нужно!) общаться на английском языке, получая таким образом ценную информацию. Если не догадаться, как правильно сформулировать вопрос, можно упустить что-то важное и потом теряться в догадках.

Кстати, помимо сюжета, «Wizardry» держит пальму первенства и по размерам игрового мира. Он воистину громаден и содержит многие сотни лабиринтов. Этот фактор в совокупности с запутанным сюжетом и сложными загадками делает игру очень и очень сложной (это самая сложная ИГР игр из известных ныне).

Сериал «Might & Magic» (вышло пять игр) успешно конкурирует со всеми перечисленными выше. Графическое оформление здесь лишь ненамного уступает изделиям «Westwood». Для сериала характерна изощренная, но абсолютно логичная и продуманная система магических заклинаний, сильно облегчающая жизнь игрока. Есть здесь и еще одно маленькое «открытие»: в большинстве населенных чудовищами областей есть специальный «рассадник», если найти его и уничтожить, то новые чудовища появляться не будут (а перебить старых — дело техники). Заставки и межсюжетные ролики «Might & Magic — 5″ поражают воображение своим качеством мультипликационной графики, даже «Lands of Lore» немножко не дотягивает до такого уровня. У «Might & Magic — 5″ есть еще одно оригинальное свойство: в нее ПОЛНОСТЬЮ входит игра «Might & Magic — 4″!

Для получения всяческих благ игроку необходимо выполнить множество мелких заданий, как правило, они сводятся к необходимости принести какой-то предмет или прикончить некоторого злодея. Так что «Might & Magic» оказывается существенно проще других ролевых игр, и это многих радует. Не надо особенно напрягаться и ломать голову, действие в чистом виде. Даже если не сможешь справиться с очередным заданием, ничего страшного, это обычно не так критично для прохождения игры.

Сюжет РПГ игр этой серии обычно довольно бесхитростен и прост, он служит лишь для того, чтобы как-то объединить все полученные в ходе игры задания. Графическое оформление самой игры лишь чуть-чуть уступает изделиям «Westwood».

Игровой сериал «Ultima» постоянно развивался и изменялся. Его создатели пытались найти оптимальную форму — и, похоже, нашли ее! В ранних играх сериала был использован популярный вид «сверху/сбоку», без вида из глаз. Сюжеты были очень и очень неплохи, в них постоянно присутствовал один основной герой — Аватар, добродетельный до отвращения. Его сопровождала команда друзей, все вместе они совершали добрые дела и боролись с нехорошим демоном Стражем. Из серии несколько выпадали две игры под названием «Ultima Underworld», но о них речь пойдет ниже. А вот последняя игра сериала — «Ultima-8: Pagan» — сильно изменилась и теперь поражает масштабностью и размахом своего трехмерного мира. Все, что происходит с главным героем игры — Аватаром — показано здесь в трехмерной проекции изумительного качества. Все движения естественный плавны, даже соблюдаются законы физики (брошенный камень описывает плавную дугу в воздухе или отскакивает при ударе об стенку). Сюжет игры тоже очень хорош, вам предлагается многое выяснить о мире, где происходит действие, и с помощью полученных знаний укротить четырех злых Титанов. Кстати, в «Ultima-8″ Аватар бродит и сражается в одиночку.

Популярен у нас сериал «Ishar» французской фирмы «Silmarils». Очень трудно найти в нем какие-то нестандартные или оригинальные элементы. Все до крайности стандартно, хотя это вовсе не значит «плохо»! Вполне добротно выполненная РПГ игра в стиле фэнтези, с дискретными перемещениями и неплохим видом из глаз. Сюжет вполне удовлетворительный.

А как же широко известная фирма «Microprose»? Вообще-то ролевые игры не относятся к их специфике, но совсем игнорировать популярный жанр было нельзя, поэтому была выпущена совсем даже неплохая игра «Darklands», выполненная вклассическом стиле RPG. Местом действия в ней становится Германия времен средневековья, спроецированная на фэнтези-мир. «Darklands» привлекает отлично выполненными сражениями и своеобразным миром, но кому-то все происходящее может показаться чрезмерно мрачным.

Действие другой RPG игры этой же фирмы — «Legacy» — происходит в доме с привидениями. Ваш герой, наделенный магическими способностями или просто большой физической силой и здоровьем, лихо расправляется с ордами призраков и зомби, заселившими старый особняк и ищет ключи к тайне особняка: тайники, полуобгоревшие дневники в каминах и т.д. Игра обладает уникальным оконным интерфейсом, любое из игровых окон можно масштабировать, перемещать и т.д., придавая экрану наиболее удобный вид.

Из других компьютерных ролевых игр, действие которых происходит не в фэнтези-мирах, можно порекомендовать разнообразные космические саги. В «Hard Nova» вам придется управлять действиями команды межпланетных наемников, выполняющих многочисленные задания разных политических сил. Задания порой противоречат друг другу. Сложная политическая обстановка в Солнечной системе дополнительно затрудняется внешней угрозой — зондами непонятного происхождения, проникающими в систему.

«Planet’s Edge» фирмы «New World Computing», возможно, является самым достойным представителем космической RPG. Развитие сюжета начинается с того, что планета Земля в результате неосторожного эксперимента проваливается в дыру пространства/ времени. Чтобы выудить ее оттуда, нужно собрать некое загадочное устройство из многих компонентов, а заниматься этим должен персонал научной базы, оставшейся на Луне. Все компоненты устройства разбросаны по разным уголкам большой Галактики. Ваша команда начинает исследовать ближние сектора, попутно открывает различные новые технологии для строительства более мощных космических кораблей и вспомогательных целей. Игра интересна тем, что в ней помимо классических пошаговых сражений в виде сверху имеется режим аркадных сражений в космосе, в духе известного «Star Control». Хитросплетения сюжета не уступят хорошему фантастическому роману.

С неосторожного эксперимента начинается и «Megatraveller — 2″ (была, конечно, и первая часть, но она уж очень старая). На вашей планете была обнаружена машина, оставшаяся от древней цивилизации. Чтобы узнать, что делает эта машина, ее просто включили. Как выяснилось, машина производит непонятную розовую слизь, причем такими темпами, что планета через некоторое время окажется полностью затопленной. Остановить машину не удается. Команда исследователей отправляется в другие миры искать решение проблемы. Найти это решение в гигантском мире «Megatraveller — 2″ будет очень непросто, только собранная полезная информация будет вести вас по нужному пути. Кроме классических хождений по поверхности планет, в виде сверху имеется занятный режим облета планеты по орбите и сканирования поверхности.

Пожалуй, на этом мы закончим рассмотрение компьютерных вариантов классических RPG. Конечно, этот обзор далеко не полон, в нем упомянуты лишь самые известные и популярные продукты. Но есть и другие игры, лежащие на стыке РПГ и других игровых жанров.

Интереснейшим представителем «виртуальных реальностей» с синтезом вида из глаз является «Shadow caster». Подробно вы можете прочитать об этой игре на страницах нашей книги. Вообще говоря, «Shadow caster» скорее относится к динамическим играм, но ролевые элементы в нем тоже немаловажны. Кстати в настоящее время My lands — онлайн игра, которая сочетает в себе как элементы стратегии, так и элементы рпг игры. Более того, это первая онлайн стратегия, которая позволяет зарабатывать и выводить игровую валюту в реал, а поэтому многие пользователи интернета задаются вопросом как заработать в май ленд

Аналогичный подход в области формирования изображения применен и в двух «отступниках» сериала «Ultima» под названием «Ultima Underworld», части 1 и 2. Подземные миры, куда попадает Аватар, синтезируются на экране такими, какими вы их должны увидеть своими глазами. К сожалению, эти игры были едва ли не первыми представителями жанра «виртуальной реальности» в компьютерных играх, и на фоне более современных игр они производят куда меньшее впечатление.

Куда сильнее выполнена игра «Arena: the Elders Scrolls». Во-первых, здесь никто не ограничивает вас подземельями, можно ходить и сражаться в лесах или на равнинах, так что разнообразия гораздо больше. Во-вторых, качество синтеза гораздо выше. В-третьих, если у вас нет компьютера с процессором i80486 с частотой не менее 50 МГц, эта игра пойдет очень заторможено, даже не стоит и пытаться.

Мир готических ужасов «Ravenloft» явно тяготеет к РПГ, «виртуальная реальность» в нем выполнена послабее. Особенно это касается окружающих фоновых пейзажей и качества синтеза. Однако авторы, похоже, и не задавались целью воспроизвести точное подобие реального мира, а делали акцент на сюжете и ролевых сторонах игры.

Если во всех этих играх синтезировался вид из глаз, то в игре «Betrayal at Krondor» используется синтез трехмерного вида окружающей местности, где перемещаются герои. Вообще говоря, «Betrayal at Krondor» унаследовал общую концепцию изображения от оригинальной старой игры «Drakkhen». Игра эта была очень хороша, но немного раздражала EGA-графикой. Оригинальная система заклинаний в ней немножко напоминала концепцию «Ultima», то есть любое заклинание шифровалось специальными иероглифами.

А вот представители другого жанра — приключенческого. Известная игра фирмы «Sierra on-Line» под названием «Quest For Glory» — это приключенческий «quest» с сильными элементами РПГ игры. Главный герой обладает полным комплектом характеристик (силой, уровнем магии и т.д.), да и вообще в начале игры предлагается выбрать «профессию» персонажа.

В жутковатом мире будущего происходит действие игры «Bloodnet» (фирма Microprose»). Главный герой странствует по Нью-Йорку начала XXI века, а также может через специальный терминал попадать в «киберпространство» и путешествовать там (кстати, киберпространство тоже населено своими хищниками и врагами -сторожевыми программами).

«Veil of Darkness» переносит вас в Трансильванию 30-х годов. Вы оказываетесь в роли пилота самолета, потерпевшего катастрофу. Здесь вам придется раскрыть подоплеку происходящих событий и сразиться с самим графом Дракулой, терроризирующим округу.


Энциклопедия компьютерных игр, выпуск 1, 1995
«ФОЛИО-ПРЕСС»

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Firaxis — компания которую я основал с несколькими друзьями. Идея была в том чтобы вернуться к чему-то небольшому. Когда Microprose была создана, это была маленькая компания, и это было весело. За десять или двенадцать лет, она стала всё больше и больше, и в какое-то мгновение, настало время вернуться в меньшее окружение, без давлений и финансовых проблем большой компании. Время было идеальным для создания маленькой компании которая больше занимается играми. — Сид Мейер, «Но мне нравится эта трикотажная рубашка», Sid Meier’s Alien Crossfire