Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » История жанров » RPG » Ролевые игры: в поисках Приключения

Ролевые игры: в поисках Приключения

Неужели Вас никогда не охватывала тоска по иным мирам? И никогда не хотелось дотронуться ладонями до рукояти настоящего меча? Или сразиться с чудовищем? Или попасть в прошедшие века? Если хоть раз в жизни Вы пожелали сменить привычный облик и вырваться из тесной клетки повседневной жизни, ролевые игры — это именно то, что Вам нужно.

Ролевые игры — понятие очень широкое и не всегда однозначное. Термин «role games» применяют в психологии и психотерапии уже не одно десятилетие. Так называются игры, моделирующие разные бытовые и производственные ситуации — отношения менеджера и клиента, отца и сына и т.д. Но это явление исключительно официальное и научное. Мы же поговорим об ином культурном феномене — «role playing games», сокращенно — RPG.

Что же это такое? Откуда пришли эти таинственные игры-мистерии и как развиваются? И, наконец, как играют в ролевые игры? Вопросов возникает так много, что начать придется издалека.

Всем известно, что такое компьютерные игры. Вставляешь диск, садишься за компьютер — и вот ты уже не ты, а благородный Роланд, или коварный Арчибальд, или какой-нибудь закованный в броню Терминатор. Экран монитора — окно в параллельный мир, мир фантастики и загадок, мир Приключения.

Мало кто задумывается над тем, что у фантастических виртуальных миров есть прямые предки, причем предки еще живые и, мало того, — нестареющие. Речь идет о так называемых «настольных» ролевых играх: веселая компания за большим столом играет в монстров, магов, героев и негодяев. В ход идут кубики (от 4-х до 100-гранных), карта фантастического мира и, как правило, «Руководство игрока» — солидное произведение, подробно описывающее данное мироустройство и возможные варианты действий. Каждый персонаж имеет собственное количество жизненных ресурсов, умений, свойств и т.д. И самое главное — он обладает определенным характером, исходя из которого и должен действовать. «А к чему такие сложности?» — спросите Вы. «Ведь играть с компьютером намного легче и быстрее». Ан нет! Не все так просто. Потому что главная прелесть «настольных» игр — в общении самих игроков. Ведь особо трудные «кампании» ведутся иногда годами, и круг играющих превращается в клуб друзей, без которого жизнь кажется намного более серой и пресной.

Традиция «настольных» RPG пришла к нам (читатель, наверное, не удивится) с Запада. А именно — из Великобритании и США. «Бум» литературной и кинофантастики, рождение жанра фэнтези (в частности — фэнтези героической) послужило толчком для внедрения в массы «самодеятельных приключений». Так в шестидесятые-семидесятые годы и возникли первые клубы «настольных» игр. И хоть на базе многих таких RPG давно уже созданы мощные компьютерные «геймы», их предшественники не только не умерли, но и успешно проникают в молодежную среду стран бывшего СССР.

Движение это пока еще робкое, несмелое. Достояние избранных, так сказать. Непременные «Руководства игрока» (количество их на Западе исчисляется сотнями и даже тысячами) у нас пока еще либо англоязычные, либо — в пиратском переводе, хотя первые законные русскоязычные тексты уже вот-вот порадуют своим появлением. Это там, в США, «могикане»-родители учат играть в «настольники» своих детей. У нас к прообразам знаменитых компьютерных игрушек только начинают привыкать.

Самую подробную информацию об этой разновидности ролевых «геймов» можно получить по интернет-адресу: http://www.rpg.ru/board.html. Тут же мы найдем адреса электронной почты знатоков «настольных» RPG и прекрасную коллекцию ссылок.

Мы же поспешим к основной цели нашей рубрики — «живым» ролевым играм (их еще называют «полигонными» и «полевыми»). Представьте себе: лето (весна, осень), лес, молодые люди. Численностью — до тысячи. Итак, тысяча персонажей в средневековых одеяниях, при мечах, топорах, луках и гитарах. На глазах у изумленных жителей близлежащих деревень они идут на очередной лесной «полигон». Разыгрывать историю — не для зрителей, для себя. «Полевых» ролевиков (или «толкиенистов») называют по-разному: ненормальными или просто романтиками, психически больными или вполне здоровыми людьми. Кто же они на самом деле? Во что играют?

Великобритания, 60-е годы. Расцвет субкультуры «хиппи». Выход в свет знаменитой эпопеи Дж.Р.Р.Толкиена. Рождение ролевых игр. Сказка двадцатого века, в которую нестерпимо, до боли хочется верить. И новые миры «фэнтези», порожденные «Властелином Колец». Вот она — вечная борьба «Темного» и «Светлого» начал. Вот они — маги, эльфы, чудовища и красавицы. Мускулистые герои с внушительными мечами. Как быстро легенда превращается в попсу… Но это уже не важно — родился новый миф и появились люди, поверившие в сказку.

…И пожелавшие в нее играть. «Настольные» игры — только часть ролевой лихорадки Запада 60-х годов. Костюмированные представления, театрализованные игрища, техника исторического боя и изготовление средневекового оружия — вот чему с огромным азартом отдается молодежь Америки и Европы. И когда западная волна RPG обмелела, новый вал с грохотом обрушился на мир — в СССР прочитали трилогию Профессора.

Первые русские переводы толкиеновских текстов («Хоббит», первая часть «Властелина Колец» — «Хранители») появились в начале 80-х годов. Сокращенные, даже слегка измененные, — они все равно нашли своего первого благодарного читателя. И вот в конце 80-х «страсти по Толкиену» разгорелись по-настоящему — полный русский перевод трилогии увидел свет. Дальше последовал «Сильмариллион» («Библия» толкиеновского мира), вышли сборники стихов и сказок Дж.Р.Р. И «постсоветские» почитатели Толкиена создали свою мощную субкультуру, основанную на опыте западных собратьев.

Одним из первых опытов русских «ролевиков» были «Хоббитские игрища» («ХИ»), проведенные на северо-востоке России, в местных дремучих лесах. Хоть сами участники мероприятия и оценивают его по-разному, ясно одно — массовые «полевые» RPG в СССР начались с той достопамятной игры. Именно тогда был опробирован новый, «русский» стиль — история с непредсказуемым исходом, театр для самих себя, некое подобие мистерии или карнавала. Говорят, что английская команда, приглашенная на одну из первых игр, узнав условия, отказалась от поездки (подробнее — смотри статью «Играем Толкиена» Б. Жукова по адресу http://kulichki.rambler.ru/tolkien/arhiv/outer.html). Дело в том, что зарубежные «ролевики» значительно осторожнее относятся к тем вольным интерпретациям сюжета, которые позволяют себе наши соотечественники.

Но о внутренних проблемах «Хоббитских игрищ» — в другой раз. Тем более, что «живые» RPG не ограничиваются книгами Толкиена как первоисточником — в дело идут почти все современные писатели-фантасты от Урсулы Ле Гуин до братьев Стругацких. Не говоря уже об «историчках» — играх на исторические сюжеты. Мы сейчас попытаемся объяснить неопытному читателю сам механизм «компьютерно-гуманитарной игры в полевых условиях». Первым делом, Вам надо ознакомиться со сценарием будущего представления, который долго и тщательно готовится Мастерами — организаторами и режиссерами предстоящего действа. Потом — выбрать себе персонажа. Сшить соответствующий костюм, изготовить необходимые атрибуты (оружие, «магические» предметы и т.д.), изучить (или придумать) биографию, характер и цели своего героя. Перед началом игры Мастера проверяют Вашу информационную «подкованность», а оружие проходит дополнительный экзамен на безопасность. Если Вы с детства мечтали стать настоящим Магом — экзамен на знание магических заклинаний тоже обеспечен.

Итак, Вы одеты, обуты, вооружены соответствующими оружием и знаниями. Тогда остается только уложить рюкзак с запасом пропитания, палаткой и прочей туристской экипировкой. На Игре Вам придется готовить пищу на костре, ходить за водой на неопределенное расстояние и, вообще, вкушать все прелести походной жизни. А, как известно, по советскому туристическому обычаю, ни один поход не обходится без песен под гитару у ночного костра. Вот мы и подобрались к замечательной особенности наших «живых» RPG — к продолжению традиций «шестидесятников» — авторской песне. Это не совсем обычная песня. Авторы называют себя «менестрелями» и поют о тоске по далеким сказочным краям, о воинах и магах, о замках и боях. А еще — о мирах Арды, Земноморья и других «фэнтезийных» землях. Для многих ролевиков Игра — это действенный способ побывать по другую сторону реальности.

Лесной «полигон» объединяет несколько палаточных лагерей и игровую территорию с игровыми же объектами («озера», «рвы», магические места). Лагеря обнесены «крепостной стеной» (веревочной изгородью). В каждом поселении обитает некий фантастический или исторический клан. В случае с «ХИ» и другими «фэнтезийными» играми — это эльфы, гномы или орки, а в случае с историческим Средневековьем (например, сюжет «Ричард Львиное Сердце») — это англичане, французы, крестоносцы или еще какие-нибудь монахи-чародеи.

Техника боя и магии — еще одна непростая наука Игры. С магией чуть проще — определенное заклинание и специальный сертификат, выданный Мастерами, позволяет Магу осуществить задуманное. А бои происходят по более сложной системе — системе снятия «хитов» (т.е. очков), которая аналогична компьютерной. В рукопашном бою за честностью соперников, как правило, следят сторонние наблюдатели — а вдруг кто-нибудь «забудет» снять очко или удар применит незаконный?

Каждый ищет в «живой» игре свое: одни бегут от действительности, другие рубятся на мечах, третьи отдыхают на лоне природы. А иные — просто осуществляют извечное желание человека играть роль, «казаться» кем-то другим


Мой Компьютер №17-18 26.04.99 — 10.05.99

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний. — Книга притчей Соломоновых, 24:6, The Last Kingdom. Medieval II: Total War