Искусствоведческий взгляд
Высший комплимент, которого заслуживает Civilization, состоит в том, что первая и лучшая игра в жанре стратегии и симулятора Бога способна была воспитывать игрока нового темперамента. Для исполнения столь сложной задачи был усвоен опыт из смежных видов искусства.
Физиология глаза такова, что на мониторе мы видим систему пятен. Европейские критики конца XIX века готовы были согласиться с сюжетами и композицией некоторых полотен нового течения, но обвиняли импрессионистов в необоснованном присутствии цветовых пятен на их картинах. City и units — это те самые пятна, что от взгляда зрителя закрывают ландшафт. С 1991 года карты Civilization стали цифровой реминисценцией цветовой гаммы постимпрессионистских полотен. Civilization — это постимпрессионистские полотно, детали которого приведены в движении благодаря цифровым технологиям. Если сказать осторожно, Civilization присущи черты постимпрессионизма. Если мысль развернуть искусствоведческой паутиной, то создатель игры соединил на служебных экранах элементы постимпрессионизма и модерна. Иначе и не могло быть, потому что имперский пафос воплощался художественным инструментарием модерна. Но стоит всмотреться и в то, оформили Civilopedia. Может быть, поздновато об этом говорить, но квадратная форма units в самой первой Civilization содержала отдаленные мотивы бунтарского футуризма. Если признать право геймера давать собственные определения приобретенному и используемому товару, то Civilization — это интерактивный постимпрессионистский холст рубежа веков. Пространство для искусствоведческий дискуссий появляется там, где звучит мысль, что вторая и третья Civilization отличались меньшей первозданной экспрессивностью. С точки зрения игрового процесса, способность или ограниченность игрока в создании и перемещении пятен служит источником положительных или негативных стрессов.
Civilization – это изнанка восточного ковра, вытканного живописцем. Фактура природного и промышленного ландшафта Civilization и служебных окон производит впечатление основательности, отражает работу мысли. Передвижение разноцветных вражеских единиц у Мейера в Civilization сродни изменчивости состояний воздушного пространства на полотнах импрессиониста Клода Моне, на лучших из которых свет представал разнородной средой, самодостаточной для наблюдательного глаза. Как ложными детальными мазками неоимпрессионист Жорж Сера выстраивал жанровые сценки сложными пейзажными композициями, так Мейер в Civilization вызывал сильные эмоции сменой карт и последовательностью служебных окон. После Сера, Мейер с легкой иронией относится к своим персонажам. Чего стоит толпа оборванцем в сценах анархии и голенастые девицы во главе колоны праздничных горожан, прославляющих правителя. Вслед за нидерландский лидером постимпрессионизма Винсентом Ван Гогом (van Gogh), рисовавшим небо последовательностью вполне материальных упругих волн, передаваемых порывистым ритмом, компьютерный дизайнер Мейер представил Civilopedia самодостаточной информационной средой, наделенной небывалой ранее интерактивностью.
Мейер – поэт служебных справок и живописец игрушечной картографии. Где у Моне был туман и дум паровозов, там у Мейера накапливалась темнота неисследованных территорий. Где у Сера проглядывал рационализм чистых цветов на плоскостных картинах, там Мейер квадратиками правильной формы менял настроение игрока. Где у Ван Гога исповедальные мотивы брали вверх над бытовым реализмом, там Мейер заставлял игрока почувствовать себя Богом красивого мира. Цвета Civilization и их последовательность отражали ход мыслей создателей игры. Но в Civilization II цвета подгонялись под потребности игроков, которых решено было не утомлять экспрессивностью.
Civilization – удавшийся эстетический эксперимент, не воспроизводимый в последующих повторах, но заложивший основы нового художественного жанра – стратегической энциклопедии с высокой эмоциональной напряженностью. Особенностью корпоративного темперамента игрока в Civilization стала потребность в энциклопедической подаче важной информации. Так сказать, темперамент игроков в Civilization был энциклопедическим. Энциклопедический темперамент – структурообразующее позиционирование представителя мира Civilization в мире компьютерных игр и развлечений на основе высоких технологий.
Civilopedia — самый недооцененный элемент в системе игровых возможностей уникальной Civilization. Civilopedia вскрыла определенные закономерности, с которым следует считаться любому разработчику и игроку любой иной высокоинтеллектуальной игры. Civilopedia – энциклопедическая карта. Более того, Civilopedia содержит систему реминисценций карт Таро. Это гадальные карты для народов и империй.
Сайт: polygamist.narod.ru
Источник: газета «Пророчества и сенсации»
Жанр: Очерк
Дата: 1994-97гг., 2005г.
Автор: Анатолий Юркин (Anatol Yrkin)
ОТ
И ДО?
Жорж Сёра
«Землекопы». 1882 г.
Дерево, масло.
Частная коллекция.
Civilization-I
Импрессионизм:
Клод Моне.
«Сад художника в Живерни». 1900 г.
Civilization.
Советуем почитать:
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Скорлупка симулякра
- Тайное действие Сида Мейера
- Шаманские куколки Civilization IV
- Законы невезения для Civilization
- Позиционные головоломки Civilization