Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » Старое Железо » За световым барьером. Сбывшееся пророчество

За световым барьером. Сбывшееся пророчество

«Застолбив нишу музыки и звука, мультимедийные компьютеры теперь серьезно взялись за область видео. Образно говоря, компьютеры преодолели звуковой барьер и теперь преодолевают световой…
В недалеком будущем люди с помощью тех же компьютеров через наземные или спутниковые каналы связи смогут включиться в глобальную информационную сеть Интернет, почувствуют себя полноправными гражданами планеты Земля без пространств и границ. Так персональные компьютеры быстро и естественно войдут в жизнь многих и многих миллионов простых людей. «

Многие, наверное, помнят, как в нашей стране появились видеомагнитофоны. Это был настоящий бум. «Видак» открывал потрясающие возможности и даже при том, что стоил он тогда примерно как автомобиль, мало кто не мечтал иметь такое чудо.

Даже не рассматривая специфику того застойного времени, перестройку и прочее, в условиях которого видео открывало нам окно в мир, приобщало к общим для всего человечества ценностям (и к мусору тоже), можно выделить самое основное его свойство — возможность домашнего просмотра фильмов. Это свойство нисколько не потеряло своей актуальности сегодня, да и вообще вряд ли когда-нибудь станет ненужным.

Другое дело, что по мере утоления первого «голода» естественно появилась и стала нарастать разборчивость и требовательность к качеству самого процесса. Впрочем, художественное качество видеоматериалов никак не является темой этой статьи, у нас несколько другие задачи, и мы хотим поговорить о другом — о качестве самого способа, которым видеоматериал попадает в глаза и уши человека и путях его (способа, а не человека) улучшения.

Первое, на что стали обращать внимание любители видеофильмов после того, как прошел первичный восторг — это качество записи видеокассеты. Пошла своя терминология — «лазерка», «нулевка», «первая копия», «вторая копия» и так далее и тому подобное.

Общий уровень качества записи, и без того ограниченный стандартом VHS, во всяких сомнительных пиратских копиях падал стремительно и быстро доходил до уровня, когда после просмотра фильма в лучшем случае можно было понять, о чем он был и только догадываться, о том, что, наверное, он был еще и красивым.

Была, правда, возможность приобрести видеоплейер для проигрывания лазерных видеодисков, но цена этого плейера и самих лазерных «блинов», их недоступность и неисправимая англоязычность привели к тому, что иметь такое оборудование могли позволить себе только те, кому это нужно для профессиональной и коммерческой деятельности, а в наших условиях это в основном были видеопираты.

Так прошло несколько лет и вскоре на нас обрушился еще более мощный и, кажется, пришедший уже навсегда, бум компьютеров, а в его рамках в последние пару лет и бум мультимедиа. Компьютеры теперь получили такую оснастку (особенно в области видео и звука), что постепенно подминают под себя все традиционные виды развлечения, обучения, отдыха и хобби.

Сначала была освоена и развита область воспроизведения и создания музыки и звука. Сегодняшние звуковые карты продвинулись так далеко, что способны даже удовлетворить потребности профессиональных музыкантов, обеспечивая при этом пресловутое CD-качество. К тому же и аудио CD-пластинки отлично воспроизводятся CD ROM дисководом «нормального» мультимедийного компьютера. Если раньше для музыкального творчества создавались специализированные компьютерные системы, то теперь такие возможности предоставляют мощности домашнего компьютера.

«Застолбив» нишу музыки и звука, мультимедийные компьютеры теперь серьезно взялись за область видео. Образно говоря, компьютеры преодолели звуковой барьер и теперь преодолевают световой.

К этому привело развитие технологий аппаратного и программного компрессирования «живого» видеоизображения, которое представляет собой в оцифрованном виде слишком большой поток данных. Этот поток необходимо было сжать. Сжать так, чтобы с этим потоком справился центральный процессор, чтобы его смогла пропустить шина данных, и, конечно, чтобы весь объем информации разместился на внешнем носителе.

Носитель, наиболее подходящий для хранения видео, сегодня тот же, что и для музыки — лазерный компакт-диск. Он очень дешев в производстве, хорошо защищен от износа и старения, прост в обращении и, что самое главное, на нем умещается около 650 Мб данных. Поначалу этот объем казался просто невообразимо большим. Думалось, что на таком диске уместится все, что угодно. Когда же первые восторги поутихли, то оказалось, что 650 Мб для видео — это не объем, к тому же CD ROM дисковод — устройство довольно-таки медленное. Получилось, что даже если согласиться с тем, что в 650 Мб влезает всего лишь несколько секунд оцифрованного некомпрессированного видео, то все равно воспроизвести это видео в реальном времени за эти несколько секунд не удастся.

Выход мог быть только один — сжимать данные, и очень сильно. Существовавшие к тому времени методы сжатия, основанные на кодировании длинных повторяющихся последовательностей, такие как методы RLE (Run Length Encoding) или методы, основанные на алгоритмах кодирования Хафмана, оказались неэффективными для уплотнения динамической графики и видеоматериалов.

Попытку найти новый революционный подход к сжатию данных предприняла группа экспертов Joint Photographic Expert Group (JPEG), разработавшая новый метод и оформившая его как стандарт. Стандарт сжатия JPEG сравнивал части картинки между собой. Если при этом один фрагмент картинки оказывался визуально близок к другому, то сохранялся только один из этих фрагментов и использовался дважды. Это был первый стандарт сжатия «с потерей информации», получивший такое название, поскольку некоторые детали картинки при этом «огрублялись» и терялись безвозвратно. Степень «огрубления» картинки регулировалась выбором размеров сравниваемых частей, и критериями их «похожести».

При этом упаковка (а главное — распаковка) картинки производилась очень медленно и прокрутка видео в режиме реального времени была невозможной. JPEG в итоге годился только для сжатия неподвижных картинок.

В процессе дальнейшей работы был создан формат MPEG (Motion Picture Expert Group), использовавший как повторяющиеся последовательности внутри кадра, так и обобщение между соседними кадрами, где одинаковой информации бывает еще больше.

MPEG наиболее эффективен тогда, когда между двумя последовательными кадрами меняется только очень маленькая часть изображения, в то время как все остальное остается неподвижным. Например, движение, даже быстрое, самолета, происходящее на фоне чистого неба, означает, что фон остается почти постоянным и разница между двумя последовательными кадрами минимальна. В то же время движение толпы людей, пусть даже медленное, занимает в упакованном виде гораздо больше места, поскольку разница между последовательными кадрами оказывается значительной.

На сегодняшний день наиболее удачными считаются программные — MJPEG и аппаратные — MPEG технологии. Но программные методы предъявляют высокие требования к аппаратной части компьютера. Сегодня только очень производительный компьютер, например с быстрым Пентиумом, может справиться с разжатием видеоданных, компрессированных алгоритмом MPEG, и при этом будет целиком поглощен только этой задачей. В то же время, гораздо более простой и дешевый специализированный чип, который кроме этого ничего больше не умеет, справляется с декомпрессией в реальном режиме времени и без привлечения мощностей центрального процессора.

Выпуск таких специализированных процессоров для аппаратных MPEG декодеров решает проблемы хранения видеофильмов на компакт-дисках.

В 1993 году компания Sigma Designs выпустила карту ReelMagic (в 1994 году название было изменено на RealMagic). Это устройство стало первым MPEG-декодером для PC. Все были поражены возможностью демонстрации видеоклипов в полноэкранном режиме и начали предрекать славное будущее мультимедийным продуктам. Через три месяца все стали спрашивать, где же MPEG-обеспечение и фильмы? Прошло полгода, но так ничего и не изменилось.

Прорыв начался в июне 1994 года. Несколько компаний предложили огромные каталоги фильмов, которые они конвертировали в формат MPEG Video CD. Другие компании сообщили о планировании подобной же деятельности.

Пока шло производство программного обеспечения и кинофильмов, компании, занимающиеся «железом», также не сидели без дела. Появилось целое поколение карт, ответивших на вызов, брошенный картой RealMagic. Фирмы Spea, Videologic и Toshiba, так же как и менее известные, такие как Devcom и Ace Coin сегодня составляют ей серьезную конкуренцию.

В настоящее время мы имеем возможность на мультимедийном компьютере, оснащенном MPEG-декодером, звуковой картой и хотя бы двухскоростным CD ROM дисководом, воспроизводить на экране монитора или подключенного к компьютеру обычного телевизора, полноэкранное видео с качеством выше, чем у телевизионного вещания, не говоря уж о видеомагнитофонах стандарта VHS.

На обычном компакт-диске, уже знакомом нам, как CD Audio и CD ROM диск, теперь умещается 74 минуты высококачественного видео с не менее качественным звуком. Причем, если видеоленты и тем более киноленты от эксплуатации или даже просто от хранения стареют, осыпаются и портятся, то после переноса на компакт-диск фильм становится практически вечным. Для того, чтобы его испортить, нужно сильно постараться. К тому же технологическая стоимость компакта значительно ниже, чем у видеокассеты и просто несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью копии киноленты.

Еще более широкие возможности откроет новая, революционная технология, которая уже сегодня начала набирать обороты — DVD. Лазерный диск формата DVD, внешне неотличимый от обычного CD, несет на себе огромный объем информации — от 4,7 Гб на одностороннем однослойном диске, до 17 Гб на двухстороннем двухслойном. На таком диске можно будет записывать фильмы предельно возможного — студийного качества изображения и звука.

Эти новые возможности мира мультимедиа открывают широчайшие перспективы развития как для домашнего видео, так и для кино вообще. Об этих интереснейших перспективах нам рассказал гость нашей редакции, бизнесмен и энтузиаст мира мультимедиа Владимир Лишбергов, продюсер проекта «3D TV & Home Video, Video CD, DVD».

Владимир подарил нам образцы продукции своей фирмы — первый российский видео компакт-диск, к тому же фильм, записанный на нем — трехмерный. Для просмотра его в объемном изображении, к диску прилагаются специальные очки.

|В|: Владимир, скажите, неужели уже сегодня отечественные пользователи компьютеров могут рассчитывать на то, чтобы использовать их в качестве домашней видеосистемы?

|О|: Видите ли, Ваш вопрос распадается на два. Во-первых, есть ли сегодня доступное оборудование для воспроизведения CD видео дисков на IBM PC, а во-вторых, есть ли в достаточном ассортименте сами фильмы в этом формате.

С первым вопросом дело обстоит проще, поскольку он решается апгрейдом любого мультимедийного компьютера специальной видеокартой — MPEG-декодером, которая сегодня стоит от 100 до 300 долларов, но к концу года производители обещают снижение цены до 50-70 долларов. Для пользователей компьютеров эти суммы не выглядят недоступными.

Если же стоит вопрос о приобретении компьютера, а не об его апгрейде, то наличие в нем MPEG-декодера (отдельного или совмещенного с видеокартой) становится уже необходимым требованием мультимедийности.

Что же касается второго вопроса о доступности компакт-дисков с фильмами, то этим мы как раз и занимаемся. На Западе уже тысячи наименований фильмов перенесены на этот вид носителя. Для России же это новая область и по существу тот диск, который я Вам представил, является первой ласточкой. Технология уже отлажена. Производственный процесс пошел, и я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы уже в ближайшее время переложить на компакт-диски сотни и тысячи наименований лучших образцов отечественного и зарубежного кино и мультимедийных программ.

|В|: Но здесь кроме технологий нужны еще и другие шаги. Как обстоит дело с приобретением авторских прав на тиражирование кинофильмов в новом формате? Что кроме кинофильмов можно было бы переложить на компакт-диски?

|О|: Мы уже приобрели несколько сотен лицензий на перевод и тиражирование зарубежных фильмов. Готовится приобретение лицензий примерно на такое же количество отечественных лент.

Конечно, не только художественные фильмы представляют интерес для распространения в CD-формате. Есть немалое количество телевизионных программ, из которых готовятся увлекательные сборники. В качестве примера приведу «Ералаш», а из зарубежных — «Приколы со всего света» — аналог нашей программы «Сам себе режиссер». Одних только «Приколов…» набирается на несколько компакт-дисков.

Особый интерес представляют обучающие телепрограммы. Поскольку «подогнать» время вещания таких программ на телевидении к занятиям в классах практически невозможно, сборники на CD-видео могли бы внести большой вклад в учебный процесс. Одновременно в классах, оснащенных компьютерами, могут применяться и обычные компьютерные обучающие мультимедийные программы, которые сегодня также требуют наличия MPEG-декодера для достижения полноценного эффекта.

Возьмем, к примеру, ваш электронный журнал PC-REVIEW. Я с большим интересом ознакомился с его увесистым содержанием. Мне очень понравился тон статей, их аналитичность, разнообразие обсуждаемых тем и многие другие его аспекты. Но когда я его читал, я вдруг увидел, каким потрясающим мультимедийным продуктом мог бы стать ваш журнал, при выпуске его на CD ROM диске.

Ваши интересные статьи можно было бы дополнить богатой анимацией и «живыми» видеоматериалами, высококачественной музыкой, демонстрационными роликами из игр и других описываемых программ, вставками из кинофильмов, по которым создаются игры, или которые сняты по мотивам компьютерных игр, в общем, перспективы здесь огромные.

Можно ведь просто в живой динамике показывать приемы работы с самыми важными программными продуктами. Представляете, как можно кроме развлекательного сделать содержание обучающим и развивающим?

|В|: Да, эта задача стоит в наших планах и аван-проект мы фактически уже имеем, но пока все упирается в наши более чем скромные финансовые возможности.

Правда, мы должны учитывать и то, что сегодня наш электронный журнал можно прочесть почти на любом компьютере, а ведь CD-версия существенно снизит круг читателей. Кстати, а как вы оцениваете количество потенциальных потребителей вашей продукции сегодня в России? Ведь далеко не у всех есть такие современные мультимедийные машины дома, да и эти компьютеры могут быть заняты другими задачами. К тому же компьютер-то ведь «персональный», а просмотр кино — дело семейное.

|О|: Что касается количества пользователей мультимедийных компьютеров, то должен сказать, что благодаря резкому падению цен на них, связанному с бурным развитием технологии, число таких людей растет в геометрической прогрессии. Но, разумеется, в расчет принимаются не только они. Те кто пока, по тем или иным причинам не влился в ряды владельцев компьютеров, тоже не останутся без без «нового» видео.

Если человек интересуется качественной музыкой и видео, то сегодня ему нет смысла приобретать отдельно CD-аудио плейер и бытовой видеомагнитофон. Сегодня он может приобрести устройство, внешне и по цене не слишком отличающееся от CD-плейера, но сочетающее в себе возможности и CD-аудио и CD-видео, а иногда даже и CD-игровой приставки к телевизору. Все зависит только от типа компакт-диска (а внешне они идентичные), вставленного в такое устройство.

(Владимир показал нам множество проспектов изделий известных фирм, выпускающих мультиформатные CD-плейеры, музыкальные центры, телевизоры со встроенными CD-плейерами и даже портативные устройства, похожие на обычный переносной CD-плейер типа «Diskman», но с откидывающимся цветным шестидюймовым экраном! (См. иллюстрации))

|В|: И, тем не менее, пока уровень жизни в нашей стране оставляет желать и желать… Не все еще могут позволить себе иметь даже «простой» видеомагнитофон, хотя живя в российской глубинке, зачастую оказываются не только оторванными от компьютеров и мультимедиа, но и не имеют возможности посмотреть свежие фильмы, довольствуясь телевизором. Смогут ли новые технологии сделать достижения мировой цивилизации доступными тем, кто из-за оторванности от крупных городов как раз больше всего в этом нуждается?

|О|: Вы попали в самую точку. Решением именно этой задачи и занимается наша фирма. Этому предшествовал наш опыт работы в области кинопроката. Мы отчетливо представляем себе те проблемы, которые Вы затронули.

Давайте вспомним, что было с кинопрокатом лет десять-двадцать назад. Со снятых у нас или купленных за рубежом кинофильмов снимались копии и рассылались, что называется «по городам и весям». Практически во всех городах, поселках и даже деревнях, в самых маленьких воинских частях, пусть с большим опозданием от столиц, появлялись эти, зачастую сильно изношенные копии, и люди ходили в свои «актовые залы», клубы, дома культуры и кинотеатры и смотрели кино. По всей стране разъезжали «фильмовозки», доставляя ленты в самые далекие уголки. И цены на билеты всегда были доступными любому человеку.

В наши дни этот пласт народной культуры погибает. Тому есть много причин. Назову лишь некоторые.

1. Сегодня одна копия кинофильма стоит примерно 4 млн. рублей, при том, что выдерживает она не более двухсот просмотров — быстро изнашивается.

2. Киноаппаратура находится в плачевном состоянии, а ее ремонт или покупка новой стоит очень дорого и под силу только крупным кинотеатрам.

3. Доставка копий по стране любым видом транспорта очень дорога.

4. Чтобы окупить кинопрокат, цены на билеты приходится поднимать так высоко, что народ просто перестает ходить в кино.

5. При таком положении дел не окупается само создание кинокартин, в бедственном положении оказываются киностудии, режиссеры и актеры.

Если не разорвать этот порочный круг, мы окончательно потеряем наше замечательное кино, а из зарубежного сможем довольствоваться только теми «образчиками», что окажутся нам по-карману.

В сложившихся условиях CD-видео технология может оказаться просто спасительной, и ее роль трудно переоценить.

Рассмотрим решение проблем кинопроката применительно к CD-видео.

1. Коммерческая цена компакта с копией кинофильма — около 20 долларов при тираже 10 000 экз. При этом копия не стареет и не изнашивается, она почти вечная, а цена ее такова, что ее нет смысла возвращать, проще оставить диск в фильмотеке.

2. Практически не изнашивается и не требует обслуживания оборудование, состоящее из компьютера и проекционного устройства с экраном требуемого размера. Это оборудование, в зависимости от размеров зала и количества зрителей, сегодня стоит около 10 — 12 тысяч долларов и постоянно дешевеет и совершенствуется.

3. Размеры и вес компакт-дисков таковы, что их легко и дешево можно разослать по всей стране за считанные дни обычной почтой.

4. При таких условиях цена билета может быть очень низкой и доступной любому зрителю.

5. Широкое тиражирование новых фильмов, сделает их создание рентабельным и даст новый импульс к развитию отечественного кино.

CD-видео технология сделает кино и другие мультимедийные продукты доступными самым широким слоям населения. Они дойдут до самых удаленных регионов, маленьких населенных пунктов, школ, вахтовых поселков, экспедиций, полярных станций, погранзастав, подводных лодок и крейсеров, словом всюду, где люди испытывают дефицит общения, оторванность от культурных и научных центров.

В недалеком будущем люди с помощью тех же компьютеров через наземные или спутниковые каналы связи смогут включиться в глобальную информационную сеть Интернет, почувствуют себя полноправными гражданами планеты Земля без пространств и границ. Так персональные компьютеры быстро и естественно войдут в жизнь многих и многих миллионов простых людей.


Владимир Лишбергов
Инфорком-Пресс, 1996

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Любое общество, поступающееся каплей свободы ради капли стабильности, не заслуживает ни стабильности, ни свободы и потеряет обе — Бенджамин Франклин, Civilization IV