И Рим не сразу строился… Caesar III: диагноз | Game.EXE
Будет, точно — третья часть известного сериала от Impressions Studios (подразделение Sierra) отправилась на поиски своего зрителя. Мы уже посмотрели «Цезаря-3» и прониклись, а вы?
Не одну долгую ночь просидели геймеры за второй частью легендарного «Цезаря». На и сам я. признаться, с удовольствием поигрывал в эту научно-популярную игрушку, желающую чтобы мы показали ей все свои таланты — лучше всего таланты архитектора, политика и военачальника (это вам не SimCily). Пообщавшись какое-то время с третьей частью, мы с удовлетворением кивнули головой: перед нами действительно полноценная игра, а не какой-нибудь add-on (как может показаться после анализа демо-версии). Разработчики тщательно учли все пожелания поклонников, улучшили то. что было, включили в игру множество новаторских «фишек». Впрочем, давайте по порядку.
Что нам стоит град построить!
С ростом населения замызганные трущобы потихоньку превратятся в особняки, местное население оденется в яркие одежды…
Кажется, авторы задались целью воссоздать архитектуру Древнего Рима в мельчайших подробностях. Здание прекрасно детализованы, сразу угадывается великолепный романский стиль.
Но в первые минуты впечатление, можно сказать, нулевое. Жилые дома. префектура и колодец — все! Невзрачные лачуги, мелкие людишки, снующие туда-сюда, — это не внушает ни малейшего уважения к великой цивилизации. Не торопитесь с выводами. С ростом населения замызганные трущобы потихоньку превратятся в привилегированные особняки, местное население оденется в яркие одежды и примется вальяжно дефилировать по широким проспектам.
Дабы жизнь новоявленным «новым римлянам» не казалась медом, в игре имеется так называемый Форум (суть налоговая полиция, если по-свойски). Разместите здания 8 разных частях города, и сборщики налогов примут на себя эту тяжелую обязанность — вытрясать из вас деньги (налоговые проценты лучше не трогать, иначе будет очень сложно восстановить баланс отраслей).
Как только количество душ переберется за первую сотню, появятся новые сооружения. По сравнению с предыдущей частью основное расширение архитектурного парка пришлось на сельское хозяйство и промышленность. Играющему понадобится трезвая оценка возможностей карты конкретного сценария; появились пшеничные поля, виноградники, железно-рудные прииски. И это в значительной мере оживило «Цезаря». Можно даже сказать, что теперь весь игровой процесс разбит как бы на отдельные отрасли. С возникновением ферм игрок начинает заниматься сельским хозяйством — к примеру, рассчитывает расход провизии для населения (впрочем, это может сделать и советник; а вот самому приходится вычислять количество зернохранилищ, ибо каждый потерянный мешок зерна может привести к миграции населения). Развивается торговля — и играющий возводит товарные склады, предприятия по переработке добываемого сырья, шахты, лесопилки и еще много чего.
Как уже говорилось, игра «настоятельно требует», чтобы вы хоть немного соображали в архитектурном планировании — иначе намучаетесь, прежде чем сумеете результативно «прикрепить» появившиеся здания к уже застроенному центру города — так, чтобы от этого не страдали другие части «сити»
Но в этом, на мой взгляд, и состоит вся прелесть игры (для любителей чистого градостроительства в Caesar III есть сценарии управления уже построенными городами). Степень эффективности функционирования каждого строения можно узнать, кликнув на нем мышкой. Обилие возможных вариантов доставит немало приятных моментов поклонникам планирования идеальных городов.
Наиглавнейшее условие счастливого проживания народа в Древнем Риме… какое? Верно, «хлеба и зрелищ!». Про хлеб уже рассказывалось, а вот зрелища… Зрелищ хватит с запасом. Тут и Театр (кстати, к нему теперь полагается актерская колония), и Колизей, и гладиаторская Арена, и местный Цирк, и все, что душе угодно. Построили, а эти смерды все равно недовольны? Что ж, придется научить их видеть грань между работой и удовольствиями.
Бесплатные советы
Пытливого игрока ждет обилие всевозможных графиков, диаграмм, десятков циферок, отражающих развитие различных отраслей, причем все эти циферки можно изменить по своему усмотрению (только, ради бога, сначала разберитесь, иначе таких дров наломаете!..). Свыше десятка советников сообщат вам всю информацию по интересующим вопросам, но на этом их помощь и заканчивается. Поначалу важнейшим помощником можно считать «министра по труду»; наймом и распределением рабочих придется заниматься вручную, но сама проблема баланса рабочих мест решена очень оригинально. Мы можем выставить приоритет от 1 до 9 на каждую отрасль, и тем самым установить определенный минимум работников. Таким образом, развивать все одновременно никак не получится, приходится останавливаться на чем-то одном.
Следующим по важности идет советник по торговле. Торговля, естественно, является основным источником доходов вашей скудной казны, поэтому и относиться к ней нужно серьезно. Прежде всего определитесь, какие товары пойдут на экспорт, а какие необходимо импортировать. Основой на рынке сбыта служат пшеница, посуда, мебель и оружие. Исходя из этого, закладывается производство, строится хранилище, где маринуются излишки продукции (ни в коем случае нельзя продавать все, иначе жители обнищают и покинут свои дома). Открыв торговый путь к ближайшему городу (это тоже стоит денег), можно начинать торговлю, и при верных установках прибыпь может достичь очень приличных размеров.
Ну и, конечно же, не надо забывать про еще одного советника, самого скандального — собственно народонаселение. В игре можно обратиться к любому жителю и получить свою пориию правды-матки. Судя по всему, авторы абсолютно не осведомлены о государственном строе Древнего Рима. В действительности, при таком «опросе» мы услышали бы только одно: «Да здравствует император!». А тут развели, понимаешь ли, демократию, свободу слова…
Сильные мира сего
Для каждого рода войск необходим форт, куда из бараков придут на обучение зеленые новобранцы.
Впасть истинного правителя покоится на двух китах — религии и армии. Религии в игре уделено особое внимание. Боги непосредственно участвуют в формировании общества и даже всерьез помогают нам. Покопавшись в мифах, разработчики выделили ударную божескую пятерку: Цереру, Венеру, Меркурия. Марса и Нептуна. Сотворив один или несколько храмов в честь конкретного небожителя, мы можем рассчитывать на его попечение.
Без армии Цезарю также никуда не деться. Создание твердого, морально устойчивого оплота империи — дело несладкое. Авторы предоставили нам около десятка оборонительных сооружений. Войска теперь делятся на роды: охрана стен (кроме них, на башнях автоматически устанавливаются баллисты), копьеметатели, кавалерия и — самые испытанные—легионеры. Для каждого рода войск необходим форт, куда из бараков придут на обучение зеленые новобранцы.
Сражения выглядят очень мило, звон мечей и свист копий помогают основательно прочувствовать атмосферу игры. Хотя, к сожалению, стычки с малым количеством участников навевают легкую скуку. Вот когда с каждой стороны участвуют по 3-4 десятка храбрецов — это что-то!
Старое + новое = Caesar III
О графике — всего несколько слое. Поклонники Caesar II не увидят ничего сверхнового, да. пожалуй, и не нужно нам особых красот! Старая добрая графика привлечет внимание большинства игроков, а людям, которым нужно испытать 3Dlx. лучше заняться чем-нибудь другим. А вот звук… совсем отдельная тема. Природа — это поющие птички; лесопилка — визжанье пилы; и так далее в том же духе; плюс свой голос есть у каждого жителя (специально для тех. кому лень читать мысли подданных).
Итого
Игра стала гораздо приятнее, напряженнее и интереснее. Но. как и любой другой проект с новой цифрой после старого названия, игра, скорее всего, привлечет только заядлых почитателей жанра. Впрочем, хочется ошибиться.
Caesar III
Разработчик: Impressions Studios
Издатель: Sierra
Резюме
Попробуйте хотя бы десяток лет побыть в роли правителя древнего города, и вы поймете, что за адская работа у современных мэров. Рекомендется людям с громадным запасом терпения и нормальной психикой.
Системные требования
ОС: Windows 95
Процессор: Pentium 90 (рек Pentium 133)
Память: 16 Мбайт
CD-ROM: 4x
Видеосистема: SVGA, 1 Мбайт
Рейтинги
Графика: 80%
Звук: 89%
Сюжет: 75%
Интересность: 82%
Михаил Калинченков
GAME.EXE #10′ 1998
Советуем почитать:
- Цезарь Иванович не меняет профессию. Emperor: Rise Of The Middle Kingdom — вердикт Игромании
- Caesar III. Обзор журнала Страна игр
- Кто кого съест и что это значит для нас?
- Обзор Caesar IV | Виртуальный радости
- Зевс: Повелитель Олимпа
- Бремя Цезаря. Обзор экономической стратегии Caesar III от журнала Мой Компьютер
- Age of Empires. Золотая коллекция