Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » CivCity: Rome » CivCity: Rome. Рецензия журнала Лучшие компьютерные игры

CivCity: Rome. Рецензия журнала Лучшие компьютерные игры

CivCity: RomeПравить Римом… Это звучит. Создавать свой город мечты, строить храмы, возводить Колизей, создавать городские кварталы. Да мало ли что еще можно придумать и осуществить? Была бы только игра про это. А ведь есть…

Особенности правления

Итак, Рим у наших ног. Но только сам Рим — жителями, по сложившейся традиции, мы не управляем. Мы можем лишь создавать условия жизни для них. И тогда вместо нищих мы получим целые кварталы, населенные знатными гражданами. А не это ли цель любого правителя — процветание жителей?

Торжественный момент заключения брака — жену только что выпустили со склада.

Торжественный момент заключения брака — жену только что выпустили со склада.

Наши возможности довольно просты — строим жилые дома и создаем рабочие места. Народ одобряет или не одобряет нашу заботу и либо заселяет дома, начиная вкалывать, либо оставляет без внимания всю суету ради рабочего класса. Обязанности чуть сложнее — обеспечить все потребности народа, дав ему возможность вырасти в своих собственных глазах. И чем больше потребностей удовлетворяется, тем лучше дом у конкретного представителя римского трудового класса, тем больше он платит налогов. А налоги — это то, что необходимо для строительства всех зданий, магазинов, садов и колизеев.

Об оригинальном

Создатели игры сразу решили взять быка за рога и проявить себя оригинально. Это проявляется хотя бы во встроенной энциклопедии. Не факт, что это всем понравится, но самые любопытные могут узнать об устройстве канализации или о всех типах брака у древних римлян.

Ну а теперь о действительно оригинальном. Во-первых, это наука. Такое изобретение в подобных играх еще не встречалось. Хотите резко улучшить производительность полей — пожалуйста. Решили замостить дороги — и народ побежал по улицам быстрее ветра. А время здесь дорого. Только плати деньги и выбирай нужное направление развития научной мысли.

Жизнь в городе не утихает ни на секунду. И все куда-то что-то несут.

Жизнь в городе не утихает ни на секунду. И все куда-то что-то несут.

Легко ли построить дом? Да в общем-то, непросто. Как подумаешь, сколько строительных материалов надо… Вот поэтому-то система строительства в игре станет для поклонников серьезных хозяйственных стратегий легким шоком. Заплатил деньги — и можно поставить необходимый домик куда угодно. И больше ничего. Нет, ну ведь тут есть камень, дерево, мрамор, наконец? Да, конечно, есть. Но дерево нужно для куда более нужных целей. Например, для изготовления дротиков. Или кроватей для разбогатевших горожан. Камень пригодится только для создания чудес света, таких как Колизей или Пантеон. А мрамор… Как, вы не нашли, кому его продавать? А зачем тогда забиваете этим мусором все склады? Даже в прошлогоднем Immortal Cities: Child of Nihl при явном недостатке свежих идей вопрос строительства стоял очень остро. Площадки для складирования набранного и лачуги — «бесплатно», но для каменных строений, будь добр, выдели камень.

Одной из особенностей игры тщательно выделяется возможность отследить любого жителя, членов его семьи, полюбоваться на то, как они работают, куда идут, чем живут. Да, верно, все так. Можно даже проследить место работы главы семьи (причем не наблюдая за ним часами, а всего лишь посмотрев в удобной статистической таблице), доходы семьи и выплаты налогов. Вот только именно этому проекту следовало бы назваться Immortal City. Здешние люди бессмертны, они не подвержены влиянию возраста. Однажды появившийся в семье ребенок останется таковым навсегда и будет активно донимать такого же вечного учителя в школе своими бесконечными вопросами. Не то чтобы это очень сильно мешает играть, но какой-то осадочек остается. Из тех же мест растут ноги у забавы с женами. Дети-то в Риме рождаются обоих полов, но, поскольку они никогда не взрослеют, то в Рим приходят одни мужчины. Жен же они «получают» в храме по достижении некоторого социального статуса. На том же уровне лестницы развития вполне логично необходима еще и кровать. Что, опять же логично, на следующем уровне приводит к необходимости для граждан школы. Догадались, зачем?

О вечном

Переходим, так сказать, к водным процедурам. А пожаловаться на проблемы игры очень легко. Помимо уже упомянутых выше это какая-то чрезмерная жизнерадостность игры, отсутствие каких-либо стихийных бедствий. Нет, я понимаю, что римляне мыли руки перед едой и не играли со спичками ввиду их отсутствия. Но самым тяжелым бедствием обычно становится местный правитель, возжелавший к себе в амбары чего-нибудь такого-эдакого.

Свершилось чудо! Кроме шуток, открыто одно из чудес света, и скоро мне предстоит раздобывать на него камень.

Свершилось чудо! Кроме шуток, открыто одно из чудес света, и скоро мне предстоит раздобывать на него камень.

Например, местного винца, которого своим богатеям не хватает. Ну так это просто разрешается — сажаем пару лишних виноградников и строим 3-4 винокурни. И снабжение вином приходит в полный порядок. А вот для чего, к примеру, нужны больницы? Да чтобы было. Просто в какой-то момент накопления личного богатства клиенты начинают испытывать острую необходимость в медицинском обслуживании и, заполучив доступ к нему, периодически заскакивают на огонек к доктору за неотложной помощью. «Мне две клизмы, пожалуйста, одну здесь, вторую с собой заверните, я ей завтра порадуюсь».

Та же песня и с пожарами. Нет, я в курсе, что у римлян были акведуки, поэтому залить некстати возникший огонек амфорой воды проще простого. Так что пожарные им совершенно ни к чему. Да и как будет гореть город, построенный из неизвестного огнеупорного материала? Впрочем, есть одна напасть — варвары. Они там у себя в степи не тушат костры, бросают окурки. А потом пожар доходит до Рима и сжигает город в момент. Впрочем, стоит вам поставить на окраинах города «пожарные вышки» — и глазастые дозорные будут орать «поберегись!» каждый раз, когда в их поле зрения попадет подозрительный огонек на горизонте.

Толику развлечения вносят только тигры, с аппетитом вгрызающиеся в тела поселенцев. Плодятся зверюшки на удивление — ничуть не хуже тараканов на кухне. Поэтому и бороться с ними приходится радикально, выставляя вышки со стрелками. Которые, к слову будет сказано, бесстыдно пренебрегают своими обязанностями, предпочитая вырезать тигров вручную по дороге на работу. Впрочем, тигриные гнезда встречаются далеко не на каждой карте, поэтому очень часто и много радоваться этой напасти не удастся.

Римская армия в игре — настоящий позор. Римляне бы умерли от стыда. Даже у противника войска разнообразней и состоят аж из трех видов. Сами же римляне пользуются только копьеметателями и пехотой. Естественно, что при таком «разнообразии» великолепие маневров отсутствует как класс. Есть только вечный шедевр в виде «пехота спереди прикрывает, а из-за ее спины бросают копья». Стены, кстати, чаще мешают, чем действительно помогают. Даже в стародавнем Caesar была конница, не говоря уже о зачаточных формах маневра с фланговыми ударами и формациями.

Свою долю абсурда вносит идея безработных/бездомных. Конечно, хорошо, когда доходы у населения четко посчитаны и все понятно и доступно рассмотрению. Но ведь обычно люди желают иметь какую-нибудь крышу над головой. А уж к крыше пусть приложится работа. Но нет — здесь была бы работа, и граждане будут спокойно дрыхнуть прямо на рабочих местах, желая еще только корочку хлеба или кусочек мяса, полностью отказавшись от каких-либо прав в управлении городом. Поэтому в городе постоянно есть уникальная ситуация в виде большого количества обеспеченных работой бездомных (которые больше ни в чем не нуждаются) и стайки бездомных/безработных, которые протирают штаны на лавке рядом с городским центром, ожидая своей очереди на биржу труда. Причем при хорошем настроении численность населения абсолютно стабильна, а при плохом первыми стаями сбегают именно бездельники, отдыхающие рядом с городским центром. Впрочем, возвращаются они не менее быстро. Как видите, речь о нехватке рабочих рук не идет в принципе, а баланс между заселением/наличием рабочих мест просто отсутствует.

О том, что есть

Неужели все так печально, грустно и невесело? Да нет же, конечно, не все сводится к одним досадным неприятностям. Конечно, графика не отличается особой красотой и до боли похожа на уже упомянутую

Враг приближается к нашим рубежам — видны щиты на горизонте.

Враг приближается к нашим рубежам — видны щиты на горизонте.

Immortal Cities: Child of Nihl. Но не обязательно любоваться городом только с высоты птичьего полета. Приблизьте камеру и посмотрите на город поближе. И вы увидите жизнь города, булочников, пекущих хлеб, и портных, срочно кроящих тоги для богачей из ближайшего квартала (а в чем пойти в сенат?). А жизни в первозданном виде здесь хватает. Ребята из Firefly уже набили руку на Stronghold, в котором народ жил своей жизнью, делая обычные, казалось бы, непримечательные дела. Здесь они подняли планку качества на новую высоту. Надо думать, это еще не потолок.

Не менее радуют звуки живого города. Честное слово, я давно не слышал такого естественного детского смеха. Так что людям, подбивавшим библиотеку озвучивания, честь и хвала.

Наш город живет. Он живет и процветает, требует новых площадей под свои кварталы, новых открытий, развлечений, построек. И в то же время он мертв, он застыл навсегда, этот вечный город. Жизнь без потрясений похоронила его. Ждем продолжения с расширением в названии: «Войны и буйства стихий»?

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
7/107
сам процесс, затягивающий и ненавязчивый игре явно не хватает сложности
Графика
7/107
хорошая анимация действий людей в игре довольно отсталая графика в целом
Звук
6/106
настоящий мир звука древнего города совершенно незапоминающаяся музыка
Игровой мир
6/106
попытка воссоздать настоящий Рим местами очень удачна здания почему-то строятся только за одни деньги
Удобство
7/107
все расположено исключительно удобно управление течением времени реализовано отвратительно
Новизнада

Интерес повторной игры нет

НаградаМедаль Вердикт: Можно сесть и играть часами. Но потом все равно понимаешь, что игре катастрофически не хватает сложности. Все выглядит серьезным и не поддающимся пониманию только на первый взгляд. Хочу эпидемий, ураганов и нашествий варваров! Рейтинг
70%

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры» №10 (59) октябрь 2006

Автор материала:

Антон Лысенко (Dash)

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

На войне важные события происходят из-за обычных причин — Гай Юлий Цезарь, Rome: Total War


Книги по шахматам