Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization » Цивилопедия » Письма о Civilopedia. Открытое письмо №10. Игрок Максвелла

Письма о Civilopedia. Открытое письмо №10. Игрок Максвелла

«Самое простое – отрицать возможность подобных существ или устройств«, Из «Кибернетики» (1948) Норберта Винера, глава «Группы и статистическая механика»

Почему в игроке в Sid Meier‘s Civilization (Sid Meier’s Alpha Сentauri) предлагается увидеть игровое воплощение известного по школьным учебникам физики демона Максвелла?

Максвеллов демон — это воображаемый привратник, который открывает дверцу, чтобы впустить частицы со скоростью выше средней из одного резервуара в другой. Как справедливо заметил Н. Винер, в такой избирательной способности заложена возможность создания вечного двигателя (отсылая к стр. 116 «Кибернетики» по советскому изданию 1983 года). Хорошо было бы со временем найти фактологическое подтверждение тому, что Сид Мейер интересовался научно-популяризаторским образом демона Максвелла. Но и без цитирования мы имеем формальный ответ на вопросы о беспрецедентно заразительном характере высокоинтеллектуальных игр, в разные годы и в разных компаниях созданных американцем Сидом Мейером. Существуют множество историй о людях, с головой ушедших в процесс игры при четкой ориентации на специфику игрового процесса именно в пошаговой стратегии. В 1990-е годы кто-то терял работу, кого-то не понимала семья, а кто-то менял место жительства в ожидании большего контакта с игровым миром, в поисках единомышленников.

Чем занимается «игрок Максвелла» в Civilization? Он получает информацию из служебных окон (художественное воплощение частиц) о взаимоотношении сюжетной игры (резервуар AI) и прогресса научных знаний (резервуар Civilopedia). Напомню, что в Civilization прогресс научных знаний — обязательное условие для победы любого вида будь-то торжество милитаристского духа (кто первым изобрел порох?), дипломатическое господство на планете (кто успел построить здание ООН?) и др.

Суть гипотезы в том, что Civilization и Civilopedia — это энергетические резервуары, заполненные атомами игровой информации. А внимание геймера переключается из-за перемены состояния игровой среды. Но в равной степени оба сосуда подвержены уменьшению-увеличению энтропии. Судя по всему, игровая энтропия в Civilopedia и вызывает больше всего недоумения у геймеров традиционного типа. С точки зрения информативности (полезности) игровые образы Civilization и Civilopedia ничем не отличаются друг от друга, пока находятся в игровом поле. Вблизи перегородки, разделяющий оба сосуда. У отверстия с дверцей. Переход информации из игры в справочник и обратно осуществляется исключительно благодаря коммуникационным возможностям геймера, вне которых образы Civilopedia не существуют для AI.

Пока большую активность проявляет игровое противоборство (перевес боевых действий над наукой, торможение научного прогресса из-за дипломатических интересов Империи, купеческий азарт при минимуме налогов в пользу бородатых очкариков и др.), накопление энергии происходит в сюжете. По достижении определенного порогового значения «игрок Максвелла» меняет позицию дверцы и начинает впускать (сортировать при противоположном векторе) информацию (переносить акценты, концентрировать внимание) от игры в сторону справочника. Высокая мотивация геймера Civilization обеспечивается вопреки шахматной ограниченности количества сюжетных ходов, но их неисчерпаемого комбинаторного разнообразия в практической игре и неизбежностью эксклюзивного поиска оптимального варианта в инженерии знаний твоей цивилизации. Как минимум, на больший срок по длительности и интеллектуальному драматизму по содержанию, нежели в иных компьютерных играх (тех, что продаются без аналога Civilopedia). Способность к многолетнему игровому процессу и особый цивилизаторский образ мышления (без возобновления игры) создают основания представить игрока в Civilization как биологическое подобие вечного двигателя. То есть, привратника, волею старины Сида Мейера, приставленного к неисчерпаемым резервуарам, которые, бесспорно, конечны на предмет позиций в списке программы, но бездонны в переборе возможных парных комбинаций «ход в игре — знание из справочника».

На мой взгляд, данная гипотеза дает объяснение ущербности самой прекрасной по графике и динамичной по сюжету игры в реальном времени в сравнении с сериалом Civilization. Увы, в самой графически изысканной игре в реальном времени «игрок Максвелла» остается без операторской работы. Он только смотрит на быстрое и неотвратимое перемещение частиц со скоростью выше средней из одного (чужого, машинного) резервуара в другой (машинный). Смысл игры на время в том, чтобы механистически замедлить опустошение резервуара AI. Информация идет исключительно от AI, что требует не сортировки элементов игры, а применение к наблюдаемому потоку разного рода механизмов (уловок) торможения.

За скобками оставим такую закономерность, что упоминаемые нами исторические личности были авторами программных словарных статей для различных энциклопедий в разных странах. Герой данного эпистолярного очерка британский физик Джеймс Максвелл (Maxwell) (1831-1879) подарил миру ряд полезных и новаторских статей для Британской энциклопедии. Ранее упомянутый автор «Кибернетики» Норберт Винер работал в «Американе» (Американская энциклопедия). Не напоминая о том, что великий соратник и заботливый спонсор К. Маркса, газета «Пророчества и сенсации» объявила 2005 годом Фридриха Энгельса (1820-1895), был автором множества материалов для «Новой Американской энциклопедии» (статьи по военным вопросам, экономической географии и т.п.). Более этого, эти азартные интеллектуалы выступали предтечами движения сайберпедистов, предвестниками философии человека-оператора.

Сочтет ли кто-нибудь из участников нашей плодотворной дискуссии кощунственным столь самовольный поступок, но я предлагаю набросать список лиц, умерших до 1991 года, которые теоретически могли бы стать «игроками Максвелла». Тех мыслителей, что наверняка увлеклись бы феноменом пошаговой стратегии и «симулятора цивилизаций», окажись они магазинах в первый день продаж Sid Meier’s Civilization. Начало списку положено. Это Энгельс, Достоевский, Максвелл и Винер… Геймеры, жду Ваших кандидатур для продолжения списка!


Анатолий Юркин

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Quae caret ora cruore nostro? (Какое побережье не пило нашей крови?) — Гораций, Rome: Total War


Книги по шахматам