Письма о Civilopedia. Энциклопедический юнит
«Зачем AI боевой авиации скачивал из сети все доступные музыкальные файлы? Мозг беспилотного бомбардировщика хотел стать энциклопедией«. Из рецензии на американский фильм «Стелз» (2005)
Прообраз игры Civilization — это шахматы с цитированием, когда склонившиеся над доской интеллектуалы, делая ход фигурой, цитировали по памяти стихотворение, соответственно, предоставляя противнику задачу ответить не только ходом деревянной фигурой, но и продолжая цитирование.
Я утверждаю, что «Цивилопедия» нуждается в программе для редактирования ее собственного искусственного интеллекта, который в игре должен проявляться наравне с AI сюжетного противостояния машины человеку.
Динамическая «Цивилопедия» — это «оживленная» самообучающаяся программа, которая при раскрытии своего эвристического потенциала уйдет от параметров товара, представленного неодушевленным кодом и набором повторяющихся алгоритмов. Поэтому мое представление о нововведениях в Civilization IX сосредоточено на ожиданиях, связанных с превращением «Цивилопедии» в эдакого виртуального питомца, требующего от игрока заботливого ухода и обучения. Энциклопедический тамагучи?
Как минимум, «Цивилопедия» должна быть наделена возможностью расширения целых блоков знания, а взаимозаменяемость ее структурных компонентов должна быть доступной, как игроку, так и машине. Не знаю почему, но я по-прежнему думаю о такой игре, в которой часть словарных статей «Цивилопедии» могли бы формироваться за счет лексического запаса и мировоззренческих представлений, извлекаемых программой из диалогов с играющим человеком.
Динамическая «Цивилопедия» — путь к симулятору интуиции. AI может исчислять и делать умозаключения, но чтобы стать логической машиной машина должна иметь программу с информационной избыточностью. Если бы кто-то мне сказал, что AI, функционируя в сфере сюжетных ходов и в противоборстве с человеком через накопление ресурсов всего (военных юнитов, городов, сокровищ, влияния), — это не более чем двигатель машины, но компьютер как машина умозаключений находит умозаключения, вынесенные в энциклопедический массив «Цивилопедии», я бы его понял. Что общего между логикой и энциклопедией? В форме энциклопедического знания представлен порог того объема информации, который может объять человеческая память. Логика по определению имеет дело с ограниченным количеством операций. Энциклопедия и есть воплощение логики. Нам нужна думающая энциклопедия.
Навскидку я не вижу достаточно просторной площадки для реализации подобной идеи, кроме как Civilization IX. В жизни реализуется то, во что верят (поверят?) люди. Если мы, игроки, в своих потребительских мечтах поверим в то, что игровая интерактивная диалоговая энциклопедия станет школой настоящего искусственного интеллекта, то так оно и произойдет в реальности.
Анатолий Юркин
Советуем почитать:
- Оператор цивилизаций
- Шаманские куколки Civilization IV
- Быть Сидом Мейером
- Скорлупка симулякра
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Тайное действие Сида Мейера