Письма о Civilopedia. Открытое письмо №10. Игрок Максвелла
«Самое простое – отрицать возможность подобных существ или устройств«, Из «Кибернетики» (1948) Норберта Винера, глава «Группы и статистическая механика»
Почему в игроке в Sid Meier‘s Civilization (Sid Meier’s Alpha Сentauri) предлагается увидеть игровое воплощение известного по школьным учебникам физики демона Максвелла?
Максвеллов демон — это воображаемый привратник, который открывает дверцу, чтобы впустить частицы со скоростью выше средней из одного резервуара в другой. Как справедливо заметил Н. Винер, в такой избирательной способности заложена возможность создания вечного двигателя (отсылая к стр. 116 «Кибернетики» по советскому изданию 1983 года). Хорошо было бы со временем найти фактологическое подтверждение тому, что Сид Мейер интересовался научно-популяризаторским образом демона Максвелла. Но и без цитирования мы имеем формальный ответ на вопросы о беспрецедентно заразительном характере высокоинтеллектуальных игр, в разные годы и в разных компаниях созданных американцем Сидом Мейером. Существуют множество историй о людях, с головой ушедших в процесс игры при четкой ориентации на специфику игрового процесса именно в пошаговой стратегии. В 1990-е годы кто-то терял работу, кого-то не понимала семья, а кто-то менял место жительства в ожидании большего контакта с игровым миром, в поисках единомышленников.
Чем занимается «игрок Максвелла» в Civilization? Он получает информацию из служебных окон (художественное воплощение частиц) о взаимоотношении сюжетной игры (резервуар AI) и прогресса научных знаний (резервуар Civilopedia). Напомню, что в Civilization прогресс научных знаний — обязательное условие для победы любого вида будь-то торжество милитаристского духа (кто первым изобрел порох?), дипломатическое господство на планете (кто успел построить здание ООН?) и др.
Суть гипотезы в том, что Civilization и Civilopedia — это энергетические резервуары, заполненные атомами игровой информации. А внимание геймера переключается из-за перемены состояния игровой среды. Но в равной степени оба сосуда подвержены уменьшению-увеличению энтропии. Судя по всему, игровая энтропия в Civilopedia и вызывает больше всего недоумения у геймеров традиционного типа. С точки зрения информативности (полезности) игровые образы Civilization и Civilopedia ничем не отличаются друг от друга, пока находятся в игровом поле. Вблизи перегородки, разделяющий оба сосуда. У отверстия с дверцей. Переход информации из игры в справочник и обратно осуществляется исключительно благодаря коммуникационным возможностям геймера, вне которых образы Civilopedia не существуют для AI.
Пока большую активность проявляет игровое противоборство (перевес боевых действий над наукой, торможение научного прогресса из-за дипломатических интересов Империи, купеческий азарт при минимуме налогов в пользу бородатых очкариков и др.), накопление энергии происходит в сюжете. По достижении определенного порогового значения «игрок Максвелла» меняет позицию дверцы и начинает впускать (сортировать при противоположном векторе) информацию (переносить акценты, концентрировать внимание) от игры в сторону справочника. Высокая мотивация геймера Civilization обеспечивается вопреки шахматной ограниченности количества сюжетных ходов, но их неисчерпаемого комбинаторного разнообразия в практической игре и неизбежностью эксклюзивного поиска оптимального варианта в инженерии знаний твоей цивилизации. Как минимум, на больший срок по длительности и интеллектуальному драматизму по содержанию, нежели в иных компьютерных играх (тех, что продаются без аналога Civilopedia). Способность к многолетнему игровому процессу и особый цивилизаторский образ мышления (без возобновления игры) создают основания представить игрока в Civilization как биологическое подобие вечного двигателя. То есть, привратника, волею старины Сида Мейера, приставленного к неисчерпаемым резервуарам, которые, бесспорно, конечны на предмет позиций в списке программы, но бездонны в переборе возможных парных комбинаций «ход в игре — знание из справочника».
На мой взгляд, данная гипотеза дает объяснение ущербности самой прекрасной по графике и динамичной по сюжету игры в реальном времени в сравнении с сериалом Civilization. Увы, в самой графически изысканной игре в реальном времени «игрок Максвелла» остается без операторской работы. Он только смотрит на быстрое и неотвратимое перемещение частиц со скоростью выше средней из одного (чужого, машинного) резервуара в другой (машинный). Смысл игры на время в том, чтобы механистически замедлить опустошение резервуара AI. Информация идет исключительно от AI, что требует не сортировки элементов игры, а применение к наблюдаемому потоку разного рода механизмов (уловок) торможения.
За скобками оставим такую закономерность, что упоминаемые нами исторические личности были авторами программных словарных статей для различных энциклопедий в разных странах. Герой данного эпистолярного очерка британский физик Джеймс Максвелл (Maxwell) (1831-1879) подарил миру ряд полезных и новаторских статей для Британской энциклопедии. Ранее упомянутый автор «Кибернетики» Норберт Винер работал в «Американе» (Американская энциклопедия). Не напоминая о том, что великий соратник и заботливый спонсор К. Маркса, газета «Пророчества и сенсации» объявила 2005 годом Фридриха Энгельса (1820-1895), был автором множества материалов для «Новой Американской энциклопедии» (статьи по военным вопросам, экономической географии и т.п.). Более этого, эти азартные интеллектуалы выступали предтечами движения сайберпедистов, предвестниками философии человека-оператора.
Сочтет ли кто-нибудь из участников нашей плодотворной дискуссии кощунственным столь самовольный поступок, но я предлагаю набросать список лиц, умерших до 1991 года, которые теоретически могли бы стать «игроками Максвелла». Тех мыслителей, что наверняка увлеклись бы феноменом пошаговой стратегии и «симулятора цивилизаций», окажись они магазинах в первый день продаж Sid Meier’s Civilization. Начало списку положено. Это Энгельс, Достоевский, Максвелл и Винер… Геймеры, жду Ваших кандидатур для продолжения списка!
Анатолий Юркин
Советуем почитать:
- Оператор цивилизаций
- Искусствоведческий взгляд
- Доза счастья: Sid Meier’s Civilization 3
- Sid Meier’s Alpha Centauri
- Civilization 3 FAQ часть 1: общие вопросы
- Тайное действие Сида Мейера
- Цивилизации всех эпох – объединяйтесь!