Укрощение рандома. Чать 1: Теория
Автор: BOPOH
Рандом (Random) — случайный исход события, определяющийся вероятностью. Например, вероятность победы мечника над лучником выше, чем вероятность победы лучника над мечником, но не исключает в принципе вероятность победы лучника. Кто же победит? Чаще тот, у кого вероятность победы больше, но в каждом конкретном случае исход решает Рандом.
Пример из реальной жизни:
Представьте себе правильный шестигранный куб (игральную кость), каждая грань которого имеет число точек от 1 до 6 (значение грани), причем число точек уникально, т.е. присуще единственной грани.
Независимо от силы броска игральной кости вероятность выпадения КАЖДОГО из значений верхней грани равна 1/6. Это НЕ означает, что из 6-ти бросков у вас обязательно хоть раз выпадет значение «6». Законы вероятности справедливы для больших чисел, для большого числа случаев. Т.е. из 6000 бросков значение «6» выпадет приблизительно 1000 раз.
Если в качестве игральной кости мы имеем неправильный куб, например, со смещенным центром тяжести, либо с 2-мя гранями со значением «1», то вероятность выпадения каждого из значений уже не будет равна 1/6. Для случая куба с 2-мя одинаковыми по значению гранями вероятность выпадения этого значения составит уже 2/6, т.е. 1/3.
Вероятность в случае с кубом, имеющим смещенный центр тяжести, определить математическим путем будет довольно сложной задачей.
Но даже в этих условиях значения, имеющие меньшую вероятность, ВСЕРАВНО будут выпадать, а для малого числа случаев они даже не будут вписываться в установленные вероятности. Наоборот, значение «1» из 6-ти бросков может не выпасть ни разу, не смотря на то, что «прогноз» на выпадение значения «1» составляет 2.
В жизни нам приходится постоянно сталкиваться с такими явлениями. Людей, которые используют желаемую для них вероятность, мы называем «удачливыми». Т.е. удача, по сути, — это желаемый рандом.
Рандом сид включен (Preserve Random Seed) — опция игры, при которой исход событий не зависит от числа перезагрузок, т.е. не может быть изменен многократными перезагрузками.
Если проводить параллель с реальной жизнью, то данная опция есть ни что иное, как повтор кадра, но с возможностью изменить условия проведения эксперимента на исходной точке. Т.е. если вы бросили игральную кость, и выпало значение «1», то, отматывая в памяти назад все кадры, вы ничего не измените. Другое дело, если бы вы могли перенестись в прошлое и, например, изменить силу броска, то вероятнее всего (но не 100%) выпало бы уже другое значение. Не факт, что это значение устроило бы вас больше, чем 1-е.
Сид данной опцией наделил игроков возможностью «отката в прошлое» с целью изменять условия для достижения желаемого результата.
Важно! Если Рандом сид включен, то вероятности ЛЮБОГО события уже сохранены, т.е. все вероятности становятся ВАРИАНТАМИ. Игра в таком случае сводится к перебору вариантов и нахождению оптимального. Civilization перестает быть похожей на игральные кости и приближается в данной сущности к шахматам.
Если рандом сид не включен, то методом простой многократной перезагрузки терпеливый игрок всегда бы добивался желаемого результата без каких-либо дополнительных манипуляций. Игра бы стала неинтересной, турниры потеряли бы смысл.
Сбить рандом — изменить результат событий путем комбинаций перезагрузок и применением действий, способных изменить вероятности.
Во второй части «Практика» мы рассмотрим эти самые действия.
Итак, если опция «Preserve Random Seed» превращает вероятности в игре в варианты, то каковы критерии и методы их перебора? Ведь шахматист не перебирает все возможные варианты, а руководствуется определенными критериями позиции, иначе на 1 ход у него уходили бы года. Шахматная теория развивалась благодаря практике. Личный опыт каждого шахматиста добавлялся во всеобщую копилку знаний, которые систематизировались и обобщались. Без шахматной практики не родилась бы шахматная теория.
Термины, которые я буду использовать ниже, это результат обобщения и анализа моей практики PBEM. Руководствуясь данными понятиями, игрок может ЗАРАНЕЕ отсеять множество вариантов, экономя время для нахождения оптимального варианта.
Точка входа — такой рандом (вариант), при котором можно последовательно уничтожить несколько юнитов противника своими НЕхудшими, либо лучшими юнитами.
Т.е. если у вашего противника, например, 5 копейщиков (защита 2), то точкой входа будет такой вариант, при котором вы последовательно (не сбивая рандом) уничтожите их своими юнитами, которые имеют нападение больше либо равное «2». В данном случае это могут быть мечники, лучники, всадники.
Экстремальный рандом (экстремум) — рандом (вариант), при котором можно уничтожить юнита противника своим юитом с худшими характеристиками.
Например, копейщика с защитой равной 2 убить воином или колесницей, имеющими нападение равное 1.
Сюда же относится случай уничтожения быстроходного юнита небыстроходным, так как последний может отступить, например, уничтожение ягуара воином или лучником.
Сбить рандом — значит найти точку входа либо экстремум.
Точек входа для каждой ситуации может быть множество. Важно найти именно точку входа, а не вариант, при котором вы уничтожаете 1-го юнита, сбиваете рандом, а потом уничтожаете другого.
Экстремум, как правило, один и требует бОльших жертв.
После экстремума трудно найти точку входа без потерь.
Советуем почитать:
- Civilization 3 FAQ часть 1: общие вопросы
- Что означает фраза «рандом сид включен»?
- Random. Как сбивать рандом?
- Civilization 3 PBEM: Отличия правилах игры
- Итоги чемпионата PBEM клуба Civ@
- Офлайн турнир «Скандинавский Ромб»
- E-civ — неизвестная цивилизация