Шпионаж в «ванильной» Civilization IV и в Варлордах был довольно прост. Исследуйте Коммунизм, постройте Скотлэнд-Ярд и создавайте шпионов (максимум: 4). Ваши шпионы могут незамеченными проникать на территорию врага, открывая вам доступ к экранам городов других цивилизаций, и могут за определённое количество золота, выполнить несколько шпионских миссий — разрушить улучшение или уничтожить все очки производства, накопленные на текущую постройку, например.
Шпионаж в Beyond the Sword
В БТС, однако, система шпионажа в игре была существенно обновлена. Всё нижеследующее является основными правилами по его применению, и весь оставшийся материал в этой части относится к БТС.
Теперь вы накапливаете очки шпионажа против других цивилизаций. Существует четыре пути, чтобы накопить эти очки:
Ползунок Шпионажа: вдобавок к ползункам науки и культуры теперь появился ползунок шпионажа, который позволяет вам выставить процент от вашего дохода, который пойдёт на шпионаж.
Специалисты-шпионы: теперь вы можете использовать новый тип специалистов, специалистов-шпионов, которые будут давать 3 очка шпионажа в ход, а также 1 очко исследований и очки великого человека на Великого Шпиона.
Постройки: Суды, Замки, Тюрьмы, Разведуправления, Управления безопасности.
Случайные события: ряд случайных событий дадут вам очки шпионажа или, как минимум, возможность их получить. Более подробно смотрите в разделе «Случайные события».
Вы можете распределить очки шпионажа в большем или меньшем количестве против отдельных цивилизаций в окне шпионажа. Лучше всего ставить больший приоритет против ваших самых сильных соперников и ближайших соседей и сокращать, либо вовсе снижать до нуля приоритет против менее важных цивилизаций (таких, как вассальные государства).
Лучший способ набрать очки шпионажа – это комбинация построек и шпионов-специалистов. Использование же ползунка шпионажа, с другой стороны, перераспределяет вашу коммерцию на шпионаж, тогда как обычно бывает лучше направить её на исследования.
Однако весьма стоящей является тактика выставления ползунка шпионажа на максимум (доведя все остальные до 0%) на несколько ходов, пока у вас не будет достаточного количества очков шпионажа, чтобы, как минимум, увидеть демографическую информацию (такую, как рейтинг силы) и то, что исследует другая цивилизация, либо количества очков шпионажа, достаточного чтобы совершить желаемую шпионскую миссию.
Знать, что исследуют другие цивилизации – большое преимущество, так как это позволяет вам избежать дублирования – вы можете исследовать технологии, которые они НЕ изучают и менять их на те, которые они изучили. Это также может предупредить вас о том, что данная цивилизация может намереваться построить определённое чудо света, основать религию или получить Великого Человека и так далее.
Оставив шпиона в городе на несколько ходов, вы снизите стоимость миссии в этом городе на 10% в ход до максимального значения 50% за пять ходов. Однако каждый ход будет существовать шанс того, что шпион будет обнаружен и уничтожен.
Есть две необычайно действенные миссии, которые применяются во время войны:
Контрразведка удваивает стоимость выполнения против вас шпионских миссии вашим врагом. Её необходимо осуществлять каждые десять ходов или около того.
Поддержка восстания в городе в тот же ход, когда ваш наступательный стэк атакует город, избавит вас от необходимости уничтожения культурной защиты (культурная защита города во время восстания равна нулю).
Вы также захотите защититься от шпионажа. Кроме контрразведывательных миссий, упомянутых выше, вы также можете оставлять шпионов-часовых в городе и на клетках с ключевыми ресурсами; они снизят шанс успеха вражеской шпионской миссии. Управление безопасности также снижает шанс успеха вражеских миссий, и оно должно быть практически в каждом городе.
Конунг Олаф сын Трюггви стоял высоко на корме Змея в тот день и то стрелял из лука, то метал копья, и всегда два сразу.— Сага об Олафе Трюггвасоне, The Last Kingdom. Medieval II: Total War