Ошибки, которые делают все новички при игре в Civilization IV
Собственно относительно недавно поставил себе на комп четвертую циву… По опыту третьей сразу решил на принце порвать всех, и опа… чтото пошло не так, и наука вылетела в трубу, и как то по деньгам все плохо, да еще и половина вещей в новинку (начиная от религии, и заканчивая специалистами), да еще и половина усовершенствований в новинку…
Ну думаю — ерунда, я же продвинутый человек, залез в цивилопедию, почитал ее, сделал для себя выводы какие юниты и какие науки рулят, ну думаю — сейчас порву… Создается карта, вроде все нормально — но тут хлоп и опять начинаю дико отставать (хотя все шло хорошо и я даже лидировал какое-то время)… Кое-как добрался до современных годов, начал лепать пехоту — и тут кто-то из компов стартовал в космос… Опять я в пролете…
Ну я то парень продвинутый, думаю ща полезу по инету поищу — сразу научусь и порву компа… Пару дней не вылазил с разного рода форумов и сайтов. перечитал все что попадало под руку, половину просто не понимал, половина инфы противоречила друг другу, одним словом запутался оч сильно, но кое-какие выводы сделал… Думаю ну уж сейчас-то точно порву… НУ и с горем пополам где то в 2020 году полетел в космос, хотя откровенно говоря — отстойно все получилось…
С тех пор прошло уже пара недель, поиграл в инете, поиграл в сингле, попробовал разные тактики и стратегии, стал чуть больше понимать в чем же я делал и продолжаю делать ошибки… Так вот сие вступление было к следующей информации…
Все «новички» делают в общем-то одни и теже ошибки, кто-то от них избавляется, кто-то даже осознавая их — все равно продолжает их совершать. Далее я выложу самые на мой взгляд распространенные вещи. Итак.
Развитие государства
Создание новых городов и экономика не такие как в CIV3, порой играя всего 3-4 городами ты получишь больший эффект чем играя 10 (в трешке 3-4 города — это гарантированная смерть). Порой игрок закладывает город только ради 1 моллюска или 1 коровы, или же в самых ранних эрах сует его в джунгли где он охватит 3 клетки с краской/бананами/шелком…. но работать то эти улучшения начнут ой как не скоро — и такой город просто убийство развитию…
// Пожалуй стоит сказать следущее: Если вы решили воевать, то имеет смысл делать городов больше 5-6 ХОТЯ БЫ ДЛЯ того, чтобы: 1) закрыть врага на полуострове (если это удастся то вы его очень серьезно ослабите на длительное время). 2) подмять под себя территорию по-больше (это пригодится в Средневековье и Индустриальном веке, т.к., во-первых, у вас будет больше ЛВ (то бишь денег) и населения -> больше войск, а во-вторых, в чем больше территория, тем больше шанс, что в индустриальном веке у вас на территории окажутся ценные ресурсы: нефть, уран, уголь, железо) 3) компьютерные боты не решаются воевать с государством, у которого в 1,5-2 раза больше очков. Больше городов — больше очков. Делайте выводы…
Строительство в городе
Города получили специализацию, теперь строить ВСЕ ПОДРЯД нельзя, к примеру в Вашем городе 10 молотков и 3 колбы и 2 монеты… Строить здесь сразу библиотеку/рынок/банк и т.д. не нужно (только если хотите + культуры или скажем здоровья/счастья), зачастую лучше эти 4-5 ходов, что будет строиться библиотека, потратить на строительство войск, но большинство новичков просто строят все подряд.
Рабочий и улучшения
Автоматические действия рабочего не рациональны (это заметно еще с 3 цивы), но, учитывая, что зачастую ВЫГОДНЕЕ строить улучшения не свойственные этой клетке (к примеру на шелке построить ферму до изобретение календаря). То, что нужно самому решать что и где и когда построить — это думаю и так всем ясно, но новичок теряется в выборе и предлагает его компу — а значит делает ошибку.
Окно города
…и распределение в нем «людей» — в 4 части игры ввели кроме настроения, еще и понятие «здоровье», так вот, при переборе этих больных они начинают есть +1 еду, при этом работают скажем на клетке 2 еды 2 монеты. Т.е. результат такой работы минус 1 еда и 2 монеты. Отслеживать и не допускать болезней — весьма существенный момент, зачастую выгоднее прекратить рост города и кинуть людей на специалистов. Новичек же не заморачивается с этим, да и за здоровьем как правило не следит… Пользоваться микроменеджментом нужно, в необходимый момент (пусть в ущерб еде), кинуть все на молотки и коммерцию — и можно получить не большой, но прорыв, который даст большой задел на будущее.
Война
Тупой раш и атака просто с перевесом не пройдет, мало того что толпа юнитов стала весьма и весьма уязвима, так еще и появились специализации по типам войск. Ошибка большинства новичков — нерациональное использование войск, потеря большего количества как при атаке, так и защите… Зачастую такому важному факту как «Мародерство» не уделяется должного внимания. Если в третьей циве вы начали производство и ресурс пропал — то вы все равно доделаете, в 4-ой производство тут же остановится. Рушить важные ресурсы (в первую очередь медь и железо, на ранних стадиях и лошади) — этому факту новички не уделяют должного внимания.
Наука
Более гибкие пути развития ставят в тупик, если раньше все было понятно и прямолинейно — то сейчас много разных вариантов… И при этом если в древней эре игрок еще более менее «правильно» выбирает техи для развития. то в более позних эрах, когда выбор тех очень важен — игрок просто теряется и часто учит «не то что надо». Понимать что есть разные пути развития тех, в зависимости от Ваших планов, нужно выбирать только то что нужно — а не то что сует вам советник, а не достающие вещи покупать или менять у компов, или же учить чуть позже, когда до этого дойдут руки.
Религия
Многие или просто ударяются в нее стараясь получить как можно быстрее, или же совсем на нее забивают. Религия может стать хорошим бонусов в деньгах и науке, но если вы играете на более менее серьезных уровнях (от принца и выше), стараться первым открыть 4-5 религий вообще глупо, это может повредить вашему развитию как военному, так и научному. Хотя если Вы решили взять победу культурой…
Дипломатия
Теперь от того с кем вы торгуете, с кем воюете, какая религия и как близко вы друг к другу зависит то — насколько вы противны вашим соседям, можно дружить со всеми, можно воевать со всеми, все зависит от вас, важно то — что любой дипломатический шаг будет записан в тетрадку, и когда прийдет время — комп все вспомнит… Не стоит просто отказывать или просто соглашаться с предложеними, периодически смотрите отношения компов друг к другу, если есть возможность задобрите посильнее одного чтоб попросить его напасть на второго… Пока они будут воевать — вы получите хороший бонус к развитию…
Великие люди и строительство чудес
Зачастую при появлении великого человека игрок или получает им новую теху, или же строит им что-то (не ускоряет как инженер а именно строит храм/академию/шедевр). Эти люди весьма важны и тратить их нужно с умом. Зачастую имеет смысл придержать артиста чтоб потом его «взорвать» в новом городе или на границе, а инженера к новому чуду… Но чаще всего оказывается полезнее присоединить их к городу, потому что бонус будет больше чем пишется в подсказке (нужно учитывать строения в городе и т.п.). Чудеса тоже строить надо в определенных городах да и строить нужно не все подряд…
Выбирайте что строить — если в городе нечего строить и вы решили построить чудо — это может быть не совсем верное решение — киньте лучше на науку/деньги производство, эффект может оказаться гораздо лучше. Опять же про то что нужен ресурс для ускорения производства (камень, мрамор, медь. железо) не стоит забывать — если с троите пирамиды — подведите к городу камень, если какого то ресурса нет а построить чудо надо — посмотрите может соседи вам его продадут….
//Замечание: Если с экономикой совсем все хорошо и вы не боитесь за «завтрашний день» (следующие 10-15 ходов), то имеет смысл усыпить Великого, оставив его до лучших времен. Помните, что 2 великих человека (в первый раз, во второй — 3, в третий — 4, и т.д. +1 чем было в прошлый раз) могут начать «Золотой век»: на 8 ходов у вас ускорится строительство, увеличится доход, улучшется настроение жителей городов…
//Добавлю: с выходом «Эпохи огня» Золотой век впервые может начать ОДИН великий человек, во второй раз — 2 и т.д.
Тип правления
Прежде чем принять тот или иной тип правления подумайте, во-первых анархия (не у всех наций), во вторых — а будет ли польза… Так же не стоит недооценивать комбинации цивиков, к военным действиям хороши одни комбинации, к быстрой экспансии другие, к застройке городов третьи. Если у Вас духовная нация (нет анархии), то эффективно меняя типы правления вы можете добиться весьма хороших приростов в развитии, меняя буквально на 1 ход тип цивика (без анархии).
//Поправлю автора. Играя за Индию (Ганди), у которого нет периода анархии, заметил, что революция возможна только через 5 ходов после предыдущей. Возможно это общее правило.
///У всех духовных лидеров сменять цивики можно только через 5 ходов.
//// У всех лидеров, не только духовных, между окончанием одной революции, вызванной сменой цивиков, и началом следующей проходит не менее 4 ходов
Послесловие
Конечно все что здесь написано и так понятно опытному игроку, но новичек прежде чем начать играть или уже начав играть теряется, столько непонятного, и когда что-то не получается — не совсем понятно на какой стадии допущена ошибка. Опять же играя на легких уровнях игрок может не заметить ошибки, точнее ее последствия, и будет считать что все правильно, а потом набив руку — уже сложнее перестроиться.
Автор: ToSla
Источник: modiki.civfanatics.ru
Советуем почитать:
- Обзор свойств лидеров Civilization IV
- civfanatics.ru
- Civ4: Дипломатия, ориентированная на завоевание
- Civ4: Давайте устроим Мировую войну
- Игра одним городом: Дипломатическая победа в Цивилизации 4
- CIV4: Некоторые аспекты культурной доминации
- Влияние религии в Civilization IV на отношения с AI