Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization IV » Sid Meier’s Civilization IV. План кампании и выбор знамени

Sid Meier’s Civilization IV. План кампании и выбор знамени

Sid Meier's Civilization IV Науке известно два способа выбирать расу и правителя в «Цивилизации». Первый — исходя из эффективности в достижении выбранной цели, второй — по соображениям эстетическим. Некоторые авторитеты ссылаются также на указания фонаря, потолка, пальца и даже Балды, но им лучше порекомендовать кнопку Random.

Конкурс красоты между Елизаветой, Викторией, Екатериной и Хатшепсут мы оставим за пределами этой статьи. Поговорим об эффективности…

Немного о правилах

Что определяет выбор того или иного правителя?

  • два расовых преимущества;
  • две стартовых технологии;
  • уникального бойца.

При этом уникальный боец для расы один, стартовые технологии — тоже, а преимущества у правителей разные. В силу этого зачастую разница между двумя лидерами у одной расы — колоссальна.

Однако, прежде чем выбирать лидера, надо определиться с целями, которые мы ставим перед собой в партии. А именно…

Что входит в план

Многие считают, что цель — это только выбор способа победы: военная, научная, культурная, дипломатическая… Отнюдь нет. По возможности, следует запланировать заранее вот что:

  • какие будут у нашей расы сильные стороны (скорость изучения науки, распространение, развитие городов…);
  • за счет чего собираемся обеспечить себе достойное жизненное пространство;
  • собираемся ли мы вести завоевания — и если да, то в какой эпохе;
  • на каком этапе намереваемся добиться решающего преимущества.
Эти русские развивались неправильно: слишком компактно

Эти русские развивались неправильно: слишком компактно

Это только краткий список — его можно расширять и расширять.

Тут, правда, самое время вспомнить, что, как говаривал Наполеон, никакой план не выдерживает столкновения с противником. У нас же положение еще осложняется тем, что мы не знаем заранее, на какой местности окажемся; быть может, нам позарез будет необходимо мореплавание, а может статься — поблизости вообще не найдется ни единого порта… Так что план наш должен быть по крайней мере настолько общим, чтобы годиться для любых среднеожидаемых условий.

Процесс составления «плана кампании» начинается при выборе правителя и продолжается на стартовом этапе, когда удается более-менее оценить окружающую территорию. В идеале он немного напоминает процесс построения колоды для «Демиургов», описанный коллегой Зверевым: чем собираемся выиграть, как обеспечим преимущество на решающих этапах, чем прикроем слабые места… Но он, разумеется, гораздо проще. В отличие от «Демиургов», здесь предварительное планирование — не 80-90%, а 15-20% игры.

В рамках этой статьи мы не будем составлять план от начала до конца; просто посмотрим, какие планы лучше подходят тем или иным правителям. Этого наброска вполне достаточно, чтобы дальше разработать кампанию самостоятельно.

Преимущества цивилизаций

Прежде чем обсуждать достоинства и недостатки правителей, разберемся, что означают преимущества цивилизаций…

Агрессия (Aggressive)

  • Все рукопашники и стрелки на старте получают свойство Combat I.
  • Казармы и доки строятся за полцены.

Второе преимущество трудно назвать «оружием победы», а вот Combat I на старте — это очень славно, особенно с учетом того, сколько других свойств завязано на него. С первым же полученным уровнем мы можем сделать нашего бойца, например, медиком…

Однако, как ни парадоксально, это свойство для любителей стремительной экспансии не так уж и полезно: дело в том, что им приходится сильнее опираться на мобильные войска (кавалерию, танки, авиацию), которые от агрессивности почему-то ничего не выигрывают.

Духовность (Spiritual)

  • Нет анархии.
  • Храмы строятся за полцены.
Осваивать территорию по мере завоевания — вот путь японца

Осваивать территорию по мере завоевания — вот путь японца

Бесплатное переключение законов дает возможность пользоваться «законами военного времени», но в целом оно ускоряет дело умеренно. Храмы предполагают активное использование религий (и, по-видимому, попытку основать не одну, а 2-3 веры, если не более).

Естественно, лучшая комбинация для духовности — Organized… но не много ли — два преимущества ради одного эффекта? Сложный вопрос.

Организация (Organized)

  • -50% к цене оплаты законов.
  • За полцены строятся суд и маяк.

Многие законы веками пылятся на полках — потому лишь, что их содержать не по карману, и нация переходит от варварства прямиком к свободе слова. Не то — у организованных народов, они могут себе позволить поиграться и с традиционно неиспользуемыми вассалитетом, полицейским государством, теократией…

Дешевизна судов также очень не помешает, особенно — для любителям экспансии, мирной или военной.

Обратим теперь внимание, что чаще всего не используются из-за дороговизны те законы, что ориентированы на войну. Вывод отсюда ясен: от организации выигрывают все, но больше всех — агрессоры!

Промышленность (Industrious)

  • +50% к скорости производства чудес.
  • Кузница строится за полцены.

Одна из лучших особенностей в игре! Только вдумайтесь: все чудеса — самые дорогие объекты — дешевеют вдвое, и к тому же дешевеет здание, ускоряющее производство. Ну, а добиться культурной победы без Industrious вообще практически нереально.

Может, я чего-то не понимаю, но, по-моему, это типичный случай дисбаланса.

Творчество (Creative)

  • +2 единицы культуры в ход в каждом городе.
  • Театры и колизеи строятся за полцены.

Творческим натурам лучше прочих дается скоростная экспансия: ведь город безо всяких строений начинает расширять свои границы, а впоследствии самое дешевое из «культурных» зданий оказывается еще дешевле. Для новых и свежезахваченных городов это невероятно ценно.

А вот для культурной победы, как ни удивительно, творчество нужно не слишком: вот если бы, как в Civilization III, можно было победить за счет общей культуры всей державы… Но нам оставили только победу за три лучших города, а они будут производить за ход столько культуры, что 2 единицы просто затеряются на этом фоне.

Еще творчество способствует обороне — поскольку у новых городов быстро появляются плюсы к защите.

Философия (Philosophical)

  • Великие люди рождаются вдвое быстрее.
  • Университеты строятся за полцены.

Как уже писалось в прошлом номере ЛКИ, стратегия может строиться на великих людях, а может их до определенной степени игнорировать. Если брать философски настроенный народ — надо эксплуатировать эту особенность в полную силу. Лучше всего это подходит культурным и научным цивилизациям, но далеко не только им.

Финансы (Financial)

  • +1 коммерция на клетках, где ее 2 единицы и больше.
  • Банк строится за полцены.

Что тут можно сказать? Мало таких клеток, мало! В предыдущих частях это свойство было бы нарасхват, а тут — всего лишь «умеренно полезно». Причем практически независимо от типа развития расы.

Экспансия (Expansive)

  • +2 единицы здоровья на город.
  • Амбары и гавани строятся вдвое дешевле.

На низких уровнях сложности экспансия почти бесполезна. Здоровья и так хватает. Разве что заядлые изоляционисты и ксенофобы найдут это преимущество важным. Но вот на высших уровнях оно пригодится.

Народы и правители

Американцы

  • Изначальные технологии: земледелие, рыболовство.
  • Уникальный боец: «морской котик» (вместо десантника).

Рузвельт. Преимущества — промышленность и организация. В предыдущей игре американцы были не самой сильной нацией — сказывался бессмысленный уникальный боец и не самое ценное преимущество. Однако «морской котик» вполне обеспечивает реальное военное преимущество в позднюю эпоху, а в лице Рузвельта Америка получает одного из лучших лидеров для промышленно-технологического доминирования. Отлично годится он и для культурной победы. А если надо — то запросто переключается в полицейское государство и ведет войну. Главное — построить пирамиды, тогда Рузвельт показывает свой полный потенциал.

Это интересно: по одной из популярных теорий, Рузвельт был самым предусмотрительным политиком своего времени, а смыслом Тихоокеанской войны для него было вытеснение англичан руками японцев из американской сферы влияния. Верно это или нет, а получилось именно так.

Вашингтон. Преимущества — финансы и организация. Он выглядит немного послабее Рузвельта, зато науку развивает быстрее. Обычно на начальном этапе он добивается перевеса в науке для первого завоевания, а потом при первом удобном случае переходит в пацифизм, где и остается до достижения тотального перевеса.

Это интересно: как признались сами разработчики, таланты Вашингтона очень плохо ложатся на правила Civilization IV. Он вообще-то в первую очередь генерал и талантливейший дипломат…

Англичане

  • Изначальные технологии: рыболовство, добыча руды.
  • Уникальный боец: красный мундир (вместо стрелка).

Елизавета. Преимущества — финансы и философия. Елизаветинская Англия обычно не спешит воевать по меньшей мере до появления «фирменной» пехоты (которая сильна еще и тем, что позволяет обойтись без гренадеров — благодаря плюсу против стрелков). У нее есть все условия для технологического доминирования. На раннем этапе англичане часто принимают кастовую систему, даже несмотря на то, что без организации им это дается дороговато. Иногда занимаются «культурными захватами» с помощью великих артистов.

Виктория. Преимущества — финансы и экспансия. На низких уровнях отчетливо проигрывает своей предшественнице — Елизавете, а также Вашингтону: она тоже настроена на технологическое доминирование за счет массового производства коммерции, но на низких уровнях ее плюсы к здоровью значат мало. На высоких толку от нее заметно больше, хотя и тут она, на мой взгляд, уступает Бисмарку

Это интересно: в одном из настольных аналогов «Цивилизации» преимущество королевы Виктории — огромное количество родственников, которые заменяют там великих людей и позволяют династические браки. Это потому, что Викторию называли «бабушкой Европы» — она приходилась родней чуть ли не всем европейским монархам.

Арабы

  • Изначальные технологии: мистика, колесо.
  • Уникальный боец: стрелок на верблюде (вместо конного лучника).

Cаладин. Преимущества — духовность и философия. Арабская цивилизация обычно процветает за счет религий: обладая мистикой с самого начала (конечно, она не одна такая, но все же), можно легко и быстро получить индуизм, буддизм, иудаизм… Хороший игрок за арабов постарается основать даже не 2-3 — 5-6 религий! Обилие храмов и соборов приводит к мощному культурному нажиму, который обеспечивает стабильную оборону. Воюют арабы не слишком часто, но наверняка — благодаря религиям они знают о соседях все, что только стоит знать. Уникальный боец их очень могуч — сила 10 вместо 6 у его общедоступного аналога. Не забывайте о великих людях: за арабов без них играть бессмысленно.

Это интересно: Саладин — правитель арабов? Сложный вопрос. Вообще-то он сельджукский (то есть турецкий) султан, а по происхождению и вовсе курд. Зато он — самый положительный образ мусульманского властителя в европейской литературе…

Ацтеки

  • Изначальные технологии: мистика, охота.
  • Уникальный боец: «ягуар» (вместо мечника).

Монтесума. Преимущества — агрессия и духовность. По правде говоря, ацтеки не производят впечатления действительно сильной расы. Для раннего блицкрига их уникальные войска слабоваты, а на что еще годятся ацтеки, непонятно. Возможно, это прояснит нам дальнейшее… хотя я бы скорее ожидал исправляющего их недостатки патча.

Это интересно: как говорил в свое время создатель совсем другой игры, «ацтеков очень трудно сделать сильными — ведь мы знаем их только в момент поражения и только под предводительством слабого монарха». Но он не совсем прав: мы знаем кое-что об ацтеках и до Монтесумы, и это кое-что не вселяет к ним большого уважения. Нахапавшая себе территорий «империя» обречена была развалиться и без помощи Кортеса; да и громили Теночтитлан все больше не испанцы, а собственные «нацменьшинства».

Греки

  • Изначальные технологии: охота, рыболовство.
  • Уникальный боец: фалангит (вместо копейщика).

Александр. Преимущества — агрессия и философия. Играть за Александра тяжело: мало сильных сторон, на которых можно концентрироваться. Уникальный боец — в основном оборонительного плана. С мирным путем развития плохо сочетается агрессивность. В итоге, они не имеют чересчур слабых мест, но на чем добиваться доминирования — не очень понятно. За что они так одну из самых значимых в мировой истории наций?

Это интересно: почему у греков единственный правитель, и тот македонянин? Вот уж чего понять мне никак не дано. Казалось бы, сделать какого-нибудь Перикла с Philosophical/Industrious (при нем появился Парфенон, жило много замечательных людей…) было бы вполне логично.

Египтяне

  • Изначальные технологии: земледелие, колесо.
  • Уникальный боец: боевая колесница (вместо колесницы).

Хатшепсут. Преимущества — духовность и творчество. Египтяне самой судьбой предназначены к ранней экспансии: у них с самого начала есть их уникальные боевые колесницы, игнорирующие первый выстрел лучника, а творческие успехи помогают мгновенно закрепиться на взятой у противника территории. При этом, раз для войны все нужные умения уже налицо, можно сконцентрироваться на религиях, дабы обеспечить себе впоследствии «второе дыхание». Египет — держава для динамичных игроков, любящих агрессивную политику. Впрочем, есть и вторая школа мысли, предполагающая менее активную игру: после начальной экспансии сосредоточиться на пирамидах, перейти к выборному правлению и дальше работать на больших размерах страны и технологическом доминировании.

Это интересно: имя Хатшепсут очень хорошо известно на Западе. Например, его носит одно из самых крупных «сообществ деловых женщин»: единственная женщина-фараон вообще очень популярна среди феминисток и просто сторонниц эмансипации. Впрочем, она того заслуживает! И сама она, хоть и «первая деловая женщина в мире», вовсе не была феминисткой: во всяком случае, на сфинксах она изображается с бородой, как и подобает уважающему себя фараону.

Индийцы

  • Изначальные технологии: мистика, добыча руды.
  • Уникальный боец: быстрый рабочий (вместо обычного).

Ашока. Преимущества — духовность и организация. Этот уникальный комплект обеспечивает недоступное никому другому жонглирование законами. Как говорил один из игроков за Ашоку: «Больше всего раздражает невозможность менять несколько законов в один ход!». Начинающим играть за него неудобно, а вот опытным игрокам — одно удовольствие. Гибкость несравненная (к тому же «штатская» специализация уникального подразделения не провоцирует к войне в какой-то определенный период). Возможность мгновенно переориентироваться делает Ашоку еще и одним из лучших правителей в игре против живого противника.

Это интересно: в истории Ашока знаменит именно таким вот «переориентированием». В молодости он был завоевателем, но после, устрашившись картины кровопролития, стал ревностным буддистом; затем активно занялся просвещением и строительством всевозможных дорог и ирригации (не иначе, помогли быстрые рабочие!).

Махатма Ганди. Преимущества — духовность и промышленность. Знакомьтесь: лучший или, по крайней мере, один из лучших лидеров для культурной победы. Первым делом, первым делом — пирамиды… Получив их за чисто символическую цену (если посчастливилось с камнем), Ганди колеблется между республикой и демократией, строя все доступные чудеса. Главное — заранее запланировать три «победных» города. Впрочем, для других способов выигрыша он тоже годится.

Инки

  • Изначальные технологии: земледелие, мистика.
  • Уникальный боец: кечуа (вместо воина).

Уайна Капак. Преимущества — агрессия и финансы. Хотя, на первый взгляд, у него абсолютно ничего общего с египетской фараоншей, на самом деле стратегия игры за него очень похожа, хотя и несколько труднее. Но это не значит, что инки слабее египтян. Их кечуа хоть и медленней бегают, зато отлично закрепляются на завоеванной территории, а также делают бессмысленной стандартную защиту лучниками. У инков больше стимулов завоевывать — переключение на мирное развитие для них менее интересно, чем для Египта.

Это интересно: в отличие от ацтеков, инков в игре возглавил правитель, при котором они приобрели могущество. Он сделал в своей жизни одну большую глупость: не оставил завещания, в результате чего его сыночки перегрызлись между собой, предоставив все шансы прощелыге Писарро.

Испанцы

  • Изначальные технологии: мистика, рыболовство.
  • Уникальный боец: конкистадор (вместо рыцаря).

Изабелла. Преимущества — духовность и экспансия. Одна из самых неудачных рас как в третьей «Цивилизации», так и в четвертой. Из этой пары преимуществ не выявляется никакой внятной стратегии, или, по крайней мере, пока ее не удалось найти. Да и конкистадор не так чтобы уж очень хорош: +50% против рукопашников — в рыцарскую эпоху уже несколько запоздалый подарок. Правда, это единственная европейская цивилизация с шансами на открытие многих религий сразу… Но это скорее эстетское соображение, чем стратегическое.

Это интересно: в Испании до сих пор любят учить попугая возглашать хвалу королеве Изабелле. Говорят, когда Колумб вернулся из первого своего плавания, он в качестве одного из главных козырей припас именно такого попугая, славящего обоих монархов. Это был первый говорящий попугай, которого увидели в Испании… А нынешние его потомки вопят только про королеву: супруга Изабеллы, Фердинанда Арагонского, вечно оставляют «за кадром», хотя при жизни он бы такого не потерпел.

Китайцы

  • Изначальные технологии: земледелие, добыча руды.
  • Уникальный боец: чо-ко-ну (вместо арбалетчика).

Мао Цзе Дун. Преимущества — философия и организация. Великолепный уникальный боец китайцев сочетает в себе часть преимуществ самурая и катапульты: два (!) первых удара и побочный урон. Это, безусловно, отличная основа для армии вторжения. Но любим мы председателя Мао не за это, а за буйно плодящихся великих лидеров, которые позволяют развить города превыше разумения. Меркантилизм — вот наш выбор!

Цинь Ши-Хуанди. Преимущества — финансы и промышленность. Уникальный боец тот же, а вот преимущества совершенно другие. Ши-Хуанди — лидер технологического направления, склонный к оборонительной пацифистской стратегии. Он мало воюет и нацеливается, как правило, на победу через науку или дипломатию (в последнем случае активно раздаривает технологии).

Это интересно: этот великий завоеватель, строитель Китайской стены и много чего еще, олицетворение абсолютизма, во многом похож на Людовика XIV — его держава тоже оказалась на глиняных ногах, и стоило Ши-Хуанди умереть, как много-много китайцев неожиданно осознало, что живут в интересное время. Но, в отличие от случая с Луи, это все-таки случилось после смерти императора…

Малийцы

  • Изначальные технологии: колесо, добыча руды.
  • Уникальный боец: метатель дротиков (вместо лучника).

Манса Муса. Преимущества — духовность и финансы. Положение этой нации не вполне обычно: духовность есть, а мистики в числе начальных технологий не обнаружено, и гонку за религиями Муса поначалу почти наверняка проиграет. Однако у него есть неплохая будущность в плане создания промышленно-технологической империи, а поначалу имеется весьма приличный уникальный боец. Но в любом случае малийцы, как и греки — раса непростая. Трудно выделить приоритетные направления развития.

Это интересно: «что еще за Мали?!» — удивлялись по выходе игры неискушенные в истории граждане. А между тем империя Мали была одним из обширнейших и богатейших мусульманских государств в истории и занимала во времена правления мансы Мусы (манса — это титул, а не имя!) почти треть Африки, причем отличалась завидным законопорядком. Хадж Мусы в Мекку произвел впечатление даже на привычных к богатству арабских эмиров: одного только золота его верблюды везли 50 000 унций. Муса правил в 14-м веке, но даже во времена плаваний Васко да Гамы и Колумба Мали еще сохраняла остатки былого величия.

Монголы

  • Изначальные технологии: охота, колесо.
  • Уникальный боец: кешик (вместо конного лучника).

Чингисхан. Преимущества — агрессия и экспансия. Брать числом? Хм… кажется не лучшей идеей. Для ранних войн слишком поздно появляются спецвойска, да еще и не действует на них свойство агрессивности… В общем, этого лидера я пока не очень оценил.

Хубилай. Преимущества — агрессия и творчество. А вот это — гораздо приятнее! Действительно идеальный лидер-агрессор. Кешики (монгольские всадники) показывают свою полную мощь именно со свойством Creative, позволяющим быстро расширить границы захваченных городов. Главное свойство кешиков — игнорирование штрафов на движение за местность, и они очень быстро «осваивают» вражескую страну. Поначалу — разведчики, и побольше. А затем мирная экспансия быстро переходит в военную.

Это интересно: именно при Хубилае монголы сделались чем-то вроде «степного Рима». Завоевав Китай, они взяли на вооружение всю китайскую премудрость, неожиданно для соседей проявив интерес к мореплаванию (что едва не стоило Японии независимости!) и много чему еще. Популярность Хубилая в компьютерных играх еще впереди…

Немцы

  • Изначальные технологии: охота, добыча руды.
  • Уникальный боец: панцер (вместо танка).

Бисмарк. Преимущества — промышленность и экспансия. Одна из сильнейших рас для высоких уровней сложности, где Бисмарк легко выигрывает «гонку за чудеса». Немецкий танк — чудо военной мысли: +50% против прочих танков — это на соответствующем этапе практически однозначная победа. Остается только до нее «дотерпеть»…

Это интересно: в игре Imperialism кнопка, позволяющая автоматически решить исход сражения, называлась не «Auto Play», а «Otto Play», и нарисован на ней был, естественно, Бисмарк. Действительно, доверить командование Бисмарку — неплохая идея!

Фридрих. Преимущества — творчество и философия. Типовая стратегия Фридриха — пацифистское развитие с упором на науку, защита городов мощной культурой — и в конце либо танковый рывок (чаще всего), либо выход в космос. Военные захваты ему поначалу не очень показаны, разве что противник окажется слабоват; поэтому вначале надо посвятить все силы основанию возможно большего числа городов. Религии и прочее подождут.

Персы

  • Изначальные технологии: земледелие, охота.
  • Уникальный боец: бессмертный (вместо колесницы).

Кир. Преимущества — экспансия и организация. Главная сила персов — в их «бессмертных», которые специально приспособлены для уничтожения лучников. В дальнейшем им остается уповать на эффективные, но дорогостоящие законы; не уверен, что этот расчет оправдается. Идеология игры за персов обычно такая: война в начале игры, долгий мир впоследствии.

Это интересно: Кир — один из немногих монархов-завоевателей, о которых даже враги остались самого лучшего мнения. В завоеванных им странах он старался соблюдать законы и проявлять милосердие. Известна легенда, что благодарить за это следует побежденного им Креза; когда столица Лидии была взята, между ними состоялся такой диалог: «Что делают твои воины? — Грабят твой город. — Ничего подобного, они грабят твой город. У меня никакого города уже нет.»

Римляне

  • Изначальные технологии: рыболовство, добыча руды.
  • Уникальный боец: преторианец (вместо мечника).

Цезарь. Преимущества — экспансия и организация. Цезарь великолепно подходит для безостановочной экспансии — разумеется, во времена преторианцев, которые превосходят по силе современные им войска на добрую треть. Железной поступи легионов обычно хватает минимум на двух соседей. После чего наступает период благоустройства империи. Однако для этого необходимо предварительнопостроить достойную промышленно-экономическую базу, а это получается не всегда. Цезарь — выбор проблемный, но он вполне достойно проявляет себя на всех уровнях сложности. Основная сложность при игре за него — финансы, коммунизм надо открывать поскорее.

Это интересно: вот и в жизни тоже его подвел финансовый вопрос… Цезарь ограничил максимальный процент, разрешенный к взиманию ростовщикам, и именно это, по одной из самых убедительных версий, послужило причиной для Брута примкнуть к заговору. «Тираноборец» получал за счет процентов гигантские суммы.

Русские

  • Изначальные технологии: охота, добыча руды.
  • Уникальный боец: казак (вместо кавалериста).

Петр. Преимущества — философия и экспансия. Петр делает русских научно-промышленной цивилизацией. Что забавно, ему порой даже приходится замедлять рост городов, потому что специалисты и великие люди для России — объект первой необходимости. При игре за Петра обычно нелегко приходится вначале; хотя быстрый рост городов может дать нужное преимущество.

Екатерина. Преимущества — творчество и финансы. Более агрессивный вариант русской нации. Тут-то и найдется настоящее применение для казаков! Казаки в «предтанковый» век — примерно то же, что немецкий панцер немного спустя: кавалерия со всеми обычными свойствами, но с плюсом к силе и +50% против всех видов конницы.

К сожалению, финансовая мощь не идеально сочетается с творчеством — одно из важнейших применений того и другого, «окультуривание» новых городов, у них пересекается.

В Civilization IV Екатерина не так сильна, как в Civilization IIII (где большинство признавало ее сильнейшей из претендентов на мировое господство), но все еще весьма уверенно ведет к победе.

Это интересно: среди любителей игры разгорелся жаркий спор, кто же изображен на портрете — Екатерина или, быть может, Елизавета Петровна? В кивере доводилось щеголять обеим, а чертами лица игровая императрица, по-моему, не похожа ни на ту, ни на другую. Вот в третьей «Цивилизации» портрет был вполне достоверный…

Французы

  • Изначальные технологии: земледелие, колесо.
  • Уникальный боец: мушкетер (вместо аркебузира).

Людовик XIV. Преимущества — творчество и организация. Быстрая экспансия — вот самая сильная сторона короля Луи. Но, несмотря на это, на начальном этапе он довольно-таки уязвим, да и впоследствии играть за него не очень просто. Король-Солнце может успешно контролировать огромную территорию, однако у него регулярно возникают трудности с ее обороной. Поэтому французам под его руководством крайне рекомендуется изучить пакет «законов военного времени».

Мушкетеры короля отличаются от своих аналогов в других странах исключительно мобильностью; может, это и не очень много, зато позволяет меньше опираться на кавалерию.

Многие любители Civilization считают, что Людовик особенно хорошо подходит для культурной победы, но мне не удалось получить этому подтверждения.

Это интересно: большинство историков считает Людовика XIV одним из слабейших (в смысле государственных дарований) французских королей. Начав с крупных военных побед, он окончательно укрепился в своем неподражаемом самомнении, восстановил против себя всех соседей и был к концу своего долгого правления долго и повсеместно бит.

Наполеон. Преимущества — агрессия и промышленность. Наполеон — замечательный пример военного лидера. Он не так сильно требует динамичной игры, как Хатшепсут, и куда меньше благоприятствует завоеваниям в древней эре, зато дает ускорение строительства чудес. Это и заменяет французам под его командованием отлаженную экономическую машину. Как говорил министр в комедии Шварца: «Мы только чудом и держимся!»

Мушкетеры у Наполеона сразу получают Combat I, и в таком варианте это — сила, с которой очень даже стоит считаться (много ли войск с движением 2 подвержены действию свойства Aggressive?). В эпоху пороха Франция запросто может успеть проглотить 2-3 державы…

Японцы

  • Изначальные технологии: колесо, рыболовство.
  • Уникальный боец: самурай (вместо булавоносца).

Токугава. Преимущества — агрессия и организация. Японцы отлично приспособлены к завоевательной игре, особенно на стадии появления самураев и затем в эпоху появления авиации. Очень любят десант.

Японцы не нуждаются в постоянном натиске на врага: завоюют территорию, освоятся, продолжат… Более того, без свойства creative им и нельзя воевать чаще некоторого предела. Кроме того, японцам крайне рекомендуется обладать запасом денег — для того, чтобы переключаться на universal suffrage и отстраивать здания в завоеванных городах.

Стратегию Токугавы проще всего охарактеризовать так: методичное наступление.

Это интересно: именно осторожной, методичной, но постоянной экспансией и отличался Токугава Иэясу от своих храбрых, но несколько безрассудных соперников. Когда он получил сегунат, страна была какой угодно, только не организованной; но за его воцарением воспоследовала стабильная 250-летняя «эпоха Эдо».

Кто же лучше?

Пока цивилизаторство в своей четвертой инкарнации еще недостаточно развилось, чтобы сделать окончательные выводы. Что-то наверняка еще не замечено или не оценено, да и опыт соревнований пока что маловат. Однако уже есть определенная статистика по проведенным играм, и вы можете увидеть часть ее в таблице.

Система, по которой начислены рейтинговые баллы, достаточно вычурна, однако по этим данным можно найти для себя ответ на простой вопрос: кто нынче чаще выигрывает. Я оставил «Тop 12» правителей: дальнейшие цифры слишком невнятны, потому что там идет длинная череда примерно равных показателей.

Но не забудьте, что сила той или иной расы принципиально зависит от способа игры. И если вы предпочитаете агрессивный стиль — не беритесь играть за Махатму Ганди, это просто-напросто неразумно.

Top 12 правителей по версии Кена Катбертсона
Место Правитель Рейтинг
1 Франклин Рузвельт 380
2 Хатшепсут 375
3 Махатма Ганди 343
4 Фридрих Великий 341
5 Ашока 335
6 Уайна Капак 331
7 Наполеон 311
8 Токугава 308
9 Хубилай 295
10 Саладин 291
11 Екатерина II 289
12 Елизавета 278

Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №2 (51) февраль 2006
Автор материала: Ричард Псмит (Андрей Ленский)

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Что более важно, данные или джаз? Конечно, конечно, «Информация должна быть свободной» и всё такое — но любой может освободить информацию. Джаз — в том как Вы это делаете, с чем Вы это делаете, и в том чтобы быть почти пойманной без того чтобы быть пойманной. Данные — единицы и нули. Жизнь — джаз. — Техник данных Синдер Роуз, «Инфобибоп», Sid Meier’s Alien Crossfire