Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization V » Рецензия Игромании на Sid Meier’s Civilization V

Рецензия Игромании на Sid Meier’s Civilization V

Обычно мы стараемся давать в рецензиях хоть какой-то контекст, чтобы материал был понятен даже тем, кто ни слова до этого не слышал об игре, ставшей его темой. Но в случае с Civilization 5 позволим себе сделать исключение из этого правила. Потому что нет, пожалуй, на свете ни одного человека, который хотя бы теоретически мог зайти на наш сайт и не знал при этом, что такое «Цивилизация».

Каждый новый выпуск ключевого стратегического сериала – словно эпидемия, игровой эквивалент «Места встречи изменить нельзя», первые показы которого опустошали московские улицы не хуже Черной смерти. Не в последнюю очередь своим успехом франчайз обязан тому, что «Цивилизация» – это предсказуемо хорошие игры: знакомая концепция, известные правила, стабильно высокое качество дизайна. Но, готовясь к выпуску Civilization 5, разработчики объявили: теперь все будет иначе. В массах началась легкая паника.

Третье мое плечо

Пушки у границы это хорошо, но и прикрытие недурно бы обеспечить.

В заявлениях авторов пятой «Цивилизации» есть все же некоторая доля лукавства. В предрелизных разговорах картина вырисовывалась такая, что впору было изъять подзаголовок Revolution у консольной версии игры и приставить к названию пятой части. Святыни попраны, Земля изменила угол наклона, пала на третью часть вод звезда Полынь. Реальность, как всегда, чуть прозаичнее.

Действительно, в механику Civilization 5 авторы внесли несколько значительных изменений, но практически все они уже были озвучены в многочисленных интервью. Например, серьезно переработана военная система. Попрощайтесь с гигантскими армиями, вмещавшимися в единственную клетку на поле. Теперь в гекс (еще одно изменение, но, кажется, переоцененное) можно втиснуть максимум один военный юнит. На показатели атаки и обороны влияют еще и такие факторы как тип местности и… наличие рядом дружественных войск. Юниты, ощущающие поддержку с флангов, становятся заметно сильнее, поэтому первое, чему приходится учиться полководцу в Civilization 5 — это стратегически верное расположение бойцов и техники. Прибавьте сюда нормально (наконец-то) реализованные дальнобойные юниты, и сможете примерно оценить силу инновационного порыва Firaxis.

Война в Civilization 5 — это не просто куча-мала, в которую нужно время от времени подбрасывать пушечное мясо, а полноценные боевые действия, шахматы живыми фигурами. Объявляя соседу войну, вы не закидываете его шапками, а подтягиваете к границам тщательно подобранную армию, размещаете в задних рядах тяжелые орудия, посылаете за полководцами, чье присутствие на поле битвы придает солдатам уверенности в себе. В общем, планируете серьезную операцию.

С миром

Всесильная наука в определенный момент дарит наземным юнитам способность трансформироваться в корабли. Защиты у них никакой, но перебрасывать войска удобно.

Но война — лишь часть «Цивилизации», причем зачастую — далеко не самая важная. Для пацифистов, играющих исключительно за Ганди, в Civilization 5 тоже припасено кое-что новое. Например, города-государства, которые не участвуют в общей гонке за главным призом и вообще — почти не интересуются геополитикой (разве что время от времени попросят устранить конкурента или помочь отбиться от варваров), но зато при правильном обращении способны подарить миролюбивому игроку дипломатическую победу. Угадайте, кто станет в первую очередь голосовать за вас на выборах в ООН? Конечно младшие братья.

Чужие города теперь можно не только сходу аннексировать, но и устанавливать на занятых территориях марионеточное правительство, избегая таким образом общественного недовольства (поднимается по мере появления в империи новых городов и роста населения). Правда, таким в этом случае вам придется забыть о прелестях прямого управления территорией — о возможности указывать, что строить и к чему стремиться — и удовлетвориться регулярной данью.

Да, превосходный баланс и безупречный дизайн — по-прежнему главные козыри Civilization. Игре начихать, насколько хорошо вы разбираетесь в походовых стратегиях: играя в Civilization 5 никогда не ощущаешь, что достиг абсолютного потолка. Даже слив партию каким-нибудь компьютерным оттоманам, не выходишь в ярости на Рабочий стол, а автоматически начинаешь анализировать партию, потому что чувствуешь: во-первых, всему виной только твои собственные ошибки, а во-вторых, все еще можно исправить. Надо только начать все заново и быть в этот раз чуть быстрее и находчивее. Формула «еще только один ход» не зря стала неофициальным девизом Civilization.

Одиночество

У Сулеймана добрые глаза, но доверять ему мы все же не стали бы.

Компьютерные соперники, бывает, ведут себя крайне интересно даже не относительно невысоких уровнях сложности. Иногда даже кажется, что они на самом деле строят против вас козни и шепчут в спину ядовитые гадости, когда вы отворачиваетесь от монитора. Временами даже складывается впечатление, что AI умеет… притворяться.

В том, что даже дружественная держава способна внезапно вонзить вам в спину нож, ничего удивительного нет. Интересно другое — выбор момента. Даже если сосед всю игру буквально надышаться вами не может, не обольщайтесь. В самый неподходящий миг, именно в то мгновение, когда вы ничего не можете с этим поделать, может последовать неожиданный удар, который прервет вашу блестящую карьеру и обратит надежды на мировое господство в прах. В Civilization ваши единственные настоящие друзья — армия, флот и ученые. Все остальное — случайные, ничего в отдаленной перспективе не значащие знакомства.

Новгородские слоны

Ну и конечно, Civilization — это по-прежнему главная игра на свете для всех любителей переписывать историю. В этом мире возможно все. Здесь богатство России может внезапно прирости не Сибирью, а Меккой и Мединой. Здесь ацтекам ничего не стоит сокрушить французское войско и сделать Францию индейской, оставив старым хозяевам какой-нибудь крохотный островок в обмен на обещание пожизненных контрибуций. Тут Санкт-Петербург становится русской китобойной столицей, а Вашингтон обороняют лучники на колесницах. Вряд ли найдется на свете другая стратегическая игра, которая, как и «Цивилизация» была бы до краев полна невероятных историй.

Вообще, разработчикам удался удивительный трюк: они освежили всем известную и привычную стратегию, но сделали это настолько изящно и тонко, что не повредили хрупкой ткани игры. Фактически — не переделали ее, а дополнили. То, что получилось в результате, одновременно и манит своей новизной, и с первых ходов успокаивает: без нервов, эту игру ты уже знаешь.

Возможно, к Civilization 5 и можно было бы предъявить какие-то претензии, но нам как-то ничего не приходит в голову. Это очень хорошая… нет, пожалуй даже эталонная глобальная стратегия. Вариативная, глубокая, но при этом дружелюбная и открытая. Таких игр, бесспорно, стоит ждать по несколько лет, потому что и играть в них потом можно практически до бесконечности. А уж до выхода новой версии — так наверняка. Если вы любите стратегии, обязательно порадуйте себя новой «Цивилизацией». Если же нет… то все равно порадуйте.

Оценка: 10


Автор: Петр Мелехов
Источник: Игромания

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Рано встает, кто хочет отнять добро или жизнь; не видеть добычи лежачему волку, а победы — тому, кто проспал. — Речи Высокого, The Last Kingdom. Medieval II: Total War