Colonization: игра за Англию на высшем уровне сложности
Я финишировал эту игру на высшем уровне сложности, играя за англичан. Итоговый счет — 150% (2050 очков). Англичане были выбраны из-за того, что у них максимальный прирост населения с континента. А на начальном этапе игры — это самое главное.
Стратегия была такая: города основываются через две на третьей клетке, то есть максимально близко друг к другу (насколько это позволяют горы). При этом хорошо захватить призовые (бонусные) пункты местности — чем больше, тем лучше. Сначала строятся порты на побережье, а шестой-седьмой город был основан в середине континента. Порт лучше делать так, чтобы водой была примерно половина поверхности (3-4 клетки) — иначе еды будет выше крыши, а ресурсы придется импортировать… А это не всегда хорошо удается.
В начале все средства тратятся на найм новых колонистов. Очередность построек: для порта сначала доки, потом лесопилка (lumber mill) и церковь. Церковь нужно строить обязательно, это увеличивает приток новых колонистов с континента. На начальном этапе надо сразу отправить одного пионера строить дороги вокруг города. А постройки делать так: сначала нарубить заданное количество (не больше, чем нужно) дров, и только после этого переставлять колониста в лесопилку или carpenter shop — это сокращает время постройки. Торговать с индейцами надо сразу, как только появляется чем. Hint: кроме того, что они просят, они иногда берут и другие вещи, как правило полные (100 штук) партии продукта (cloth, coat, tools, cigars, rum) или лошадей или мушкеты. Как правило, торговля идет в цикле — то есть после рома они требуют cloth и наоборот — имеет смысл наладить в двух городах неподалеку производство того и другого и тогда за ход можно продавать либо то, либо другое. Индейцев надо ублажать и любить, то есть всегда давать, что просят и не рушить их деревни и захоронения. Все, что надо, другие нации и сами очистят. Как можно раньше в близлежащих деревнях надо делать миссии — тогда «индейский напряг» снижается.
Из метрополии надо завести лошадей. Но можно дождаться появления seasoned scout — тогда лошади будут бесплатным приложением. Более с континента особенно ничего и не завозилось — разве что в самом начале мушкеты и tools.
Воевать с другими нациями надо сразу же, как только они приблизятся на расстояние 5-6 клеток. Это — основной источник колонистов на среднем этапе игры. Если чужой отряд застыл рядом с городом — превентивный удар необходим.
В одном из портов надо как можно быстрее отстроить shipyard и клепать приватиры и фрегаты. В остальных городах после printing press и newspaper строить armory, fort. Stockade — строить не надо нигде! Надо дождаться соответствующего отца-основателя.
Школу тоже надо строить и как можно раньше начинать учить своих специалистов. Сами специализируются только tobacco planter, sugar planter и cotton planter. После, кажется, Дж.Вашингтона солдаты при победе становятся ветеранами. Оптимум — каждый специалист делает свое дело. Это достигается муторным перераспределением народа, но в итоге результат (двухкратная производительность) себя оправдывает. Сначала двигал я fisher’ов и farmer’ов, потом остальных. Двигать рыбаков и фермеров можно даже во временный ущерб производству пиши — при запасе 50-100 и -2/ход это нормально.
Отцы-основатели. Первым надо брать Minuet’a — чтобы индейцы не требовали платы за землю. Далее — по обстановке, только надо бы снятие бойкотов сделать как можно позже, равно как и превращение convert в колонистов. Из пяти вариантов всегда можно выбрать оптимальный. В первую очередь надо пропускать: замирение с индейцами, управление колонистами с континента, постройка custom house (основной источник дохода в конце игры). Кроме того, я никогда не делал «hold…party» и налог у меня достиг 75% (максимум), но есть отец-основатель, который увеличивает производство liberty bells пропорционально налогу — после его присоединения надо соглашаться с увеличением налога — так выгоднее.
Новый город стоит основывать, как только численность предыдущих достигла 6-7. Кроме того, если в городе более 5 лояльных Короне жителей, его производительность падает, и надо увести одного жителя дальше — либо пионерить, либо строить новый город. Количество городов ограничено — мне не удалось застроить весь континент. Количество отрядов — тоже, но не так сильно. Отрядом считается что-то подвижное (житель города — не отряд, так что если вдруг случится упор в это ограничение, надо просто разоружить несколько войск и посадить их в города заниматься делом…
Победа над имперскими войсками — это есть верх элегантности ;). Во всех портах, кроме одного, фортифицируются несколько (не менее двух) артиллерийских батарей. Один город — приманка — остается голым. Войска Короны всегда высаживаются рядом с ним. Надо только накопить там не менее 8 единиц кавалерии, чтобы уничтожать их всех при высадке, не давая сделать ни одного удара! И все, собственно… Только долго и муторно очень — у меня к объявлению независимости было имперских войск где-то 120 пехоты, 50 конницы, 30 пушек и 20 кораблей. Так что 25 лет (50 ходов) я воевал. Корабли можно не топить (ну очень плохо Man-o-War имперский топится). Когда у меня осталось всего два конника и штук пятнадцать кораблей, Корона сдалась и наступил финиш.
(С) Сергей Банников, 1995
PC-Review
Советуем почитать:
- Постройки. Colonizopedia
- Ресурсы, товары, продукция. Colonizopedia
- Colonization. Памятка начинающего колонизатора
- Советы по прохождению Age of Empires в режиме Random Map
- Колонисты. Colonizopedia
- New Russian в Древнем Риме. CAESAR 2: руководство и прохождение
- О ролевых книгах-играх