Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Rise of Nations » Rise of Nations. Нации и их стратегии — часть вторая

Rise of Nations. Нации и их стратегии — часть вторая

Rise of Nations Несмотря на внешнюю похожесть, каждая из восемнадцати наций в игре Rise of Nations имеет свои собственные сильные и слабые стороны, свои победные стратегии. Отдать какой-то нации предпочтение сложно, все они тщательно сбалансированы. Тем не менее, одни лучше работают в нападении, другие — в обороне, а отдельным показано бурное экономическое развитие.

В предыдущих номерах ЛКИ читайте полное руководство по игре и первую часть статьи.

В этой статье мы продолжим анализировать отличительные черты игровых наций. Здесь вы узнаете об отличительных чертах и соответствующих стратегических поправках при игре за немцев, греков, инков, японцев, корейцев и майя.

Немцы

Каждая из наций игры обладает своей направленностью: экономической, атакующей или оборонительной. Немцы сильны экономикой с военным уклоном, притом, использовать свои преимущества они могут без особых финансовых и людских затрат. Это понравится тем, кто хочет быстро собрать сильную экономику и сильную армию. С крупномасштабным «тюнингом» немецких военных отрядов, устроенным разработчиками, актуальность отстройки сильной армии не должна вызывать сомнений, но помните, что военных плюсов у немцев не так много, и при игре за них брать соперника за горло вы должны сильной экономикой.

Улучшения в зернохранилищах, лесопилках и в металлургии у немцев наполовину дешевле и становятся доступнее раньше. Это улучшает экономические показатели, позволяя немцам быстрее максимизировать свое производство и быстро подводить его под самый «потолок». Вы не получите никакой выгоды, если полностью не используете свое преимущество — как можно раньше исследуйте улучшения, поднимая уровень производства. Перестать поднимать планку можно, когда уровень производства уже находится «у потолка». Это часто свидетельствует о не самом эффективном распределении ресурсов или не вовремя проведенных научных изысканиях в области коммерции. Делу помочь можно, только если исправить перекос в экономике, перебросив часть жителей городов на новые мощности.

Все немецкие города собирают дополнительно по десять единиц еды, дерева и металла. Это намек на то, что не надо затягивать с увеличением количества городов. Полученные таким образом ресурсы у вас никто не сможет отнять — даже если противник устроит рейд по лесоповалам и фермам, эти волшебные десятки останутся в вашем распоряжении. Такое свойство нации — одно из тех немногих во всей игре, которые не требуют для себя усилий с вашей стороны. Действительно, города вы будете строить и так, а требование строить больше городов может выполняться только с ростом научного знания.

С другим отличительным свойством германской нации вы сможете взаимодействовать вплотную. Я говорю об увеличенной на 100% «призовой» прибавки ресурсов от постройки зданий, таких, как фермы, шахты, университеты, торговые палатки и т.п. Эта прибавка поступает на ваш счет один раз после постройки соответствующего здания. Взаимодействие ваше должно выражаться в стремлении максимально застроить каждый город, зная, что это косвенно окупится большим количеством призовых ресурсов.

Остальные национальные черты касаются военных дел. У немцев несколько быстрее и дешевле создаются брандеры с подводными лодками. Это может подвигнуть вас на организацию знаменитых подводных «волчьих стай», правда, только на морских картах. На треть быстрее создаются самолеты и вертолеты — тут тоже особенно думать не нужно: отстраивайтесь и начинайте атаки раньше, чем это сделает противник при прочих равных условиях. На этом авиационная тема не кончается — с каждой построенной авиабазой немцы получают два бесплатных «Мессершмитта», которые потом можно с успехом использовать против вражеского снабжения и осадных орудий. Используйте авиацию по назначению.

Греки

Поначалу армии греков выглядят мелкими и слабыми. Проблемой они станут, если не убить их, пока они маленькие.

Поначалу армии греков выглядят мелкими и слабыми. Проблемой они станут, если не убить их, пока они маленькие.

Греческая нация — это ученые. На этом замешаны все их преимущества и все их стратегии, этот очевидный факт легко выяснить и начать эксплуатировать любому начинающему игроку.

В самом начале игры греки получают университет, и недооценивать это раннее здание нельзя — университеты прямо влияют на скорость, с которой вы будете продираться через эпохи и развивать технологии. Сильное влияние такая скорость развития оказывает на ваш иммунитет к ранним атакам, поскольку никто не помешает вам между делом построить форт и развить пару продвинутых «партизанских» технологий.

Несмотря на это, добиться процветания в экономическом смысле для греков так же сложно, как и для остальных наций (если не сложнее). Одно дело — быстро развить науку, и совсем другое — заиметь сильную экономику. Не заблуждайтесь на этот счет — армии греков, скорее всего, будут количественно меньше армий оппонентов, хотя, вероятно, окажутся более развитыми. Можно попытаться нивелировать проблему с размерами армий, если быстро достичь средних веков, настроить уникальных тяжелых королевских рыцарей и начать рейды на вражеские города. Отставший в развитии соперник ничего не сможет противопоставить средневековым «танкам», так как тяжелая пехота — общепризнанный лидер в избиении рыцарей — слишком медленна для этого.

Перейдем к численным величинам. Научные разработки в библиотеки у греков дешевле на одну десятую часть по всем ресурсам, кроме знания, и проходят вдвое быстрее. Несложно заметить — это часто приводит к тому, что вы вырываетесь вперед по технологиям. Не обращайте внимания на сохранившиеся ограничения по знанию — его у вас с самого начала будет больше, чем у врагов. В целом, это поможет грекам всю игру держаться, по крайней мере, на одну технологию впереди врагов, поэтому развивайте науку как можно быстрее и стройте университеты. Используйте это преимущество, чтобы получить хорошие экономические и военные результаты и чтобы ваша небольшая, но высокотехнологичная армия не ложилась тяжелым бременем на экономику. Опять же, помните про оборону и партизан.

Играя за греков, вы сможете копить знания и строить университеты с самого начала игры. Это дает вам огромные преимущества в доступных к разработке научных технологиях, поэтому немедленно стройте университет в каждом своем городе и тратьте любые свободные средства на ученых. Тем не менее, не увлекайтесь этим слишком сильно — используйте только свободные средства, чтобы от вашего увлечения наукой не пострадала экономика, хребет нации.

Наконец, библиотеки и университеты греков стоят наполовину меньше, чем аналогичные здания у других наций. Это еще один довод в пользу ранней отстройки университетов по всем городам — не самая сильная экономика греков, скорее всего, выдержит уменьшенные расходы на строительство.

Инки

За инков стоит поиграть просто из-за оригинальных одежд и головных уборов их пехоты.

За инков стоит поиграть просто из-за оригинальных одежд и головных уборов их пехоты.

Инки в игре обладают огромным экономическим потенциалом, плавно переходящим в военную мощь. Плохо то, что сила инков не видна до классической эпохи, но после перехода в нее у вас сразу же появляются крупные денежные сбережения — а они особенно тяжело достаются нациям на этом этапе игры.

На эти деньги можно купить много чего. Например, вы сможете регулировать экономику с помощью рыночных технологий покупки и продажи ресурсов. Рыцари инков — огромная сила. Они дороги, но с большой казной построить несколько таких рыцарей несложно, а после смерти каждого рыцаря четверть его стоимости возвращается вам (наверное, в виде ценных доспехов). Наконец, потратив легко доступные деньги на наполнение университетов, вы здорово подстегнете свои прыжки через эпохи.

Вот, к примеру, одна из стратегий, позволяющая использовать рыцарей. Начинайте игру как обычно, но старайтесь достигнуть классической эпохи быстрее обычного. Затем стройте шахты и заполняйте их шахтерами, пока не достигнете максимума в производстве металла и денег заодно. Как только наступит этот радостный миг, соорудите две конюшни и начинайте строить армию рыцарей. В нее добавьте по вкусу пехоту и лучников, снабдите парой осадных орудий, и армия готова. Даже если вся она будет разбита в бою, четверть ее стоимости вернется вам назад.

Шахты инкские, помимо металла производят деньги. Это ключевая плюшка инков, и половину их бюджета составят прибыли с легендарного, надо полагать, золота Эльдорадо. Каждый помещенный в шахту горожанин будет давать по десять единиц металла и по десять денежных единиц — и это только в начале. А деньги — это, как уже отмечалось выше, свобода. Но для этого нужно, прежде всего, иметь шахты. Захватите все горы, что будут поблизости, отстройте нужное количество шахт, заполнив их рабочими — естественно, только чтобы не превысить лимит. Стройте шахты сразу, как получите в свое распоряжение классическую эпоху, и чем раньше, тем лучше. Не давайте врагу отбивать у вас горы, потеря гор означает для вас экономическую катастрофу.

Верхний лимит добычи денег у инков поднят на треть, и это очередной вклад в богатство этого народа. Собирайте деньги в шахтах, но не забывайте про караваны — легкий и недорогой способ прибавить себе денег. Время от времени ваш предел скорости добычи будет повышаться, а вам надо сделать так, чтобы ваша скорость всегда была на максимуме.

Напоследок нужно напомнить о том, что после гибели ваших военных отрядов от рук врага вам возвращается ровно четверть их стоимости. Это неплохое подспорье в войне, она не так сильно отразится на вашей экономике, особенно если вы бросите в бой достаточно дорогую тяжелую кавалерию. В связи с этим можно использовать интересную особенность игры (игровой баг?), в результате которой возвращенная стоимость потерянного отряда считается от цены последнего отряда. Вспомните, что с каждым произведенным отрядом цена следующего увеличивается. Если вы (владыка инков) отстроили десять лошадей, и они начали гибнуть, то возврат денег от первой же убитой лошади будет больше четверти, так как будет считаться от цены последней изготовленной лошади. Такая индейская загогулина.

Японцы

Японцы — приверженцы военного решения всех проблем. Такими вот самураями-милитаристами их сделали разработчики. Сила японцев — в пехоте, их казарменные солдаты становятся дешевле век от века. Обычная стратегия при игре за японцев — развиться до определенного уровня, затем построить целую кучу пехоты и задавить врага числом. Начав добывать соль и сахар (уменьшающие стоимость военных отрядов), они становятся особенно сильны. Экономикой японцев, кстати, тоже не обидели. Дешевые фермы, дешевые горожане, дешевый способ добычи еды и дерева. Для них имеет смысл развивать в первую очередь коммерческие технологии, это позволит эффективнее добывать ресурсы. Есть чему улыбнуться, играя за страну восходящего солнца.

Начнем по порядку.

Отряды, производимые в казармах, создаются на десять процентов быстрее и стоят на семь процентов меньше с каждой эпохой плюс военные разработки. На практике это означает огромные японские армии, которые, к тому же, быстро рождаются. В связи с этим имеет смысл сделать ставку именно на пехоту, оставив конницу для поддержки (лучше для этой цели использовать легкую кавалерию — не тратится металл, а еды у вас будет много).

Те же самые солдаты с каждой эпохой (плюс военные исследования) наносят на пять процентов больше вреда зданиям. Отстройте тяжелую пехоту на поздних этапах игры, и бросьте ее на дома — она послужит вам не хуже батареи пушек. Прибавка в силе ударов по стенам вражеских городов не так заметна у легкой пехоты и лучников — но они сами по себе слабо атакуют дома, и ничего удивительного тут нет.

Японские корабли на десять процентов дешевле, а авианосцы создаются на треть быстрее. Казалось бы, небольшая прибавка, но на морских картах она может оказаться полезной, особенно если учесть подешевевших рыбаков. Стройте доки на морских картах как можно быстрее, и желательно — до закладки второго города. Быстрые авианосцы помогут только, если вы решите поставить на авианалеты. Другие корабли будут либо воевать, как обычно, либо охранять подешевевших рыбаков.

А вот дополнительная четверть к скорости добычи еды фермерами и рыбаками, плюс, наполовину подешевевшие фермы — это уже серьезно. Еда, вкусная еда! Это также означает, что на фермы не будет тратиться столько дерева. Подобно многим другим нациям, японцы могут попробовать отстраивать фермы просто для получения десяти единиц еды «за просто так», даже если на некоторых фермах поначалу никто не будет работать.

И нет вам прощения, если вы на морской карте не разошлете рыбаков на промысел. Вспомните, что рыбаки добывают сразу два разных вида ресурса и действуйте!

Корейцы

Корейцы — это неплохая экономическая «плюшка» в начале и хорошие оборонительные способности в течение всей игры. Главная корейская достопримечательность — появляющиеся после постройки города бесплатные горожане, которых можно сразу же направить на полезное строительство. С первым городом вы получается одного, со вторым — троих, а со всеми остальными — пятерых горожан. Инфраструктура города с таким количеством быстрых рабочих рук растет просто на глазах, и в скорости постройки добывающих зданий с ними могут сравниться только соседи-китайцы. Быстрая отстройка — это быстрые ресурсы и раннее достижение пределов скорости их добычи.

Нет, конечно, я не говорю, что стоит строить города только ради этих бесплатных корейцев, но использовать это преимущество необходимо. Старайтесь строить третий город около гор и быстро организуйте шахту. Не оставляйте горожан без присмотра, и старайтесь не направлять их на постройку одного здания целой «бригадой». Пять горожан, строящих пять зданий по отдельности, сделают свою работу быстрее, чем по одному зданию впятером. Проблема может быть только в том, что на пять зданий сразу может не оказаться средств в казне.

Перечислим остальные корейские особенности.

Корейцы начинают игру с храмом и получают бесплатно все храмовые улучшения. Это увеличивает территорию, и вам надо лишь продолжать строить храмы в остальных городах. Налоги тоже не будут для вас проблемой, так как корейцы — самая «налогоориентированная» нация в игре. Если у вас есть возможность построить храм в двух разных городах, то выбирайте тот, который, скорее всего, подвергнется в будущем атаке. (Это, кстати, совет не только для корейцев, а вообще для всех.) С расширением территории не забывайте направлять купцов на редкие ресурсы. Это не критичный совет, но для корейцев редкости становятся полезнее в сочетании с высокими прибылями от налогов.

Ремонт зданий проходит с повышенной в полтора раза скоростью, и вы сможете ремонтировать здания прямо в бою (другие нации делают это очень неэффективно согласно игровой механике). Чинить здания в бою значит затягивать осады собственных городов, а после захвата чужого города отремонтировать его — не проблема. Поэтому не стесняйтесь ремонтировать города в бою и прямо во время осад, ожидая подхода основной армии. Это может не раз спасти вам город. Ремонтируйте и захваченные города. Вовремя захваченный у врага, ассимилированный и отремонтированный город никто у вас уже не отобьет — сил не хватит.

Все партизанские и ополченские улучшения корейцы получают бесплатно, это, как можно догадаться, оборонительная особенность. Использовать ополченцев в атаки я бы не советовал — слабоваты. Единственный вариант — если вы построили город прямо у вражеской границы. Тогда бесплатных горожан можно превратить в ополченцев и, выяснив, что ближайший город противника не охраняется, устроить набег и побить беззащитных горожан. Но эта тактика очень рискованная — используйте ее, только когда вы уверены в ее безопасности. И не вздумайте нападать ополчением на врага, если он исследовал технологии сопротивления — сопротивление бьет по ополчению особенно сильно. Лучше всего с помощью горожан-ополченцев оборонять город. Если ваша армия примерно равна армии вторжения, то становится важным каждый солдат, и несколько горожан могут решить исход битвы в вашу пользу.

Майя

Захватив город, майя легко «упрочнят» его своей фирменной арматурой, и отбить его назад станет намного сложнее.

Захватив город, майя легко «упрочнят» его своей фирменной арматурой, и отбить его назад станет намного сложнее.

Если задаться вопросом, какую из трех базовых стратегий (атака-оборона-экономика) припасли разработчики для майя, то ответ будет прост — оборона. Здания майя не только намного крепче остальных (на 50%) и отстраиваются наполовину быстрее, но еще и строятся с солидной (33%) скидкой по дереву. Картину дополняют форты и города этих индейцев — они стреляют с большей частотой залпов, чем форты и города других наций. Стреляют даже те города (центральные здания), в которых нет гарнизона из горожан. Как несложно заметить, разработчики сделали много толстых намеков на ключевую направленность индейцев.

Давайте теперь легкой лапой пройдемся по всем этим оборонительным преимуществам. Более частая стрельба фортов и стрельба без гарнизона означают, что во время атак на ваши города погибнет больше врагов, и оппонентам придется тратиться на дополнительные осадные средства и армии. Еще это поможет избежать большей части вреда от рейдов, так как центральное здание города начнет «пулеметный» огонь по врагу задолго до того, как в него сбегутся горожане. А имеет ли вообще смысл прятать горожан майя в центральном здании? Только, если им угрожает реальная опасность, и под рукой нет армии. Если же враг, скорее всего, не успеет добраться до них (например, его раньше перехватят ваши войска), то можете оставить горожан на своих рабочих местах.

Помните о том, что форты и замки индейцев более эффективны и используйте их с умом. Отстройте пару фортов, чтобы расширить границы и обеспечить своим войскам поддержку в военных походах. Отстройте вокруг форта военные сооружения — казармы, конюшни и осадные здания — это даст вам отличную возможность готовить солдат и сразу же бросать их в бой к линии фронта. Даже если вы не сможете построить форт на расстоянии выстрела от вражеских зданий, вы все равно сможете «прижать» им границу конкурирующего государства и вовремя заметить армию вторжения. Раненых эвакуируйте в форт, обеспечивая им лечение и защиту.

Все здания майя наполовину быстрее строятся и обладают наполовину большим количеством хитпоинтов. Разрушить их становится несколько сложнее. Пока враг возится с вашими фермами, собирайте армию и отражайте атаку. Более быстрая постройка здания очень пригодится для победы в гонке за чудесами света. Это поможет и в постройке традиционных «долгостроев» — фортов, замков и городов. Сочетайте это преимущество с архитектурными улучшениями — скорость и здоровье ваших зданий возрастет неимоверно. Наконец, перед самой вражеской атакой вы можете быстро построить рядом с городом форт — и лучше строить его за городом, чтобы форт обеспечил оборону, но не стал первой целью для атакующих. Стоить это вам будет как пять отрядов солдат, а пользы от форта — намного больше.

Все здания майя, кроме чудес света, обходятся в меньшее на треть количество дерева. Это единственный экономический плюс индейцев, и он позволяет сразу же строить большее количество ферм. Это не только создаст стабильный приток еды, но и позволит пользоваться единовременными пополнениями ее запасов. Поэтому активно стройте фермы, особенно во втором городе, когда вы копите еду на вторую коммерческую науку или на переход в классическую эпоху. Не забывайте строить и подешевевшие рынки, вы вполне сможете построить себе по рынку в каждом городе. А построили рынки — глядишь, и денег привалило.


Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №12 (25) декабрь 2003
Автор материала: Тимур Хорев

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

…и один дом стал загораться от другого, и запылал весь город. Тут весь народ вышел из города просить пощады, те самые люди, которые до этого в течение многих дней вызывающе и с издевкой поносили войско греков и их предводителя. — Сага о Харальде Суровом, The Last Kingdom. Medieval II: Total War