Обзор Sid Meier’s Gettysburg от Игромании
Со времен битвы при Геттисбурге прошло более ста лет. Знатоки истории помнят, что юг проиграл битву, а с ней и войну. Победа северян в войне полностью изменила всю историю Соединенных Штатов. Промышленный север подмял под себя рабовладельческий юг, и США превратились в мощнейшую индустриальную державу. Вот и известный нам по такой замечательной игре, как Civilization, Сид Мейер вспомнил историю и решил создать игру об этой битве. Кажется, у него, как всегда, получился шедевр.
Все баталии в игре воссозданы с детальной точностью – реальные ландшафты, названия боевых единиц, их численность и расположение, а также командиры полностью соответствуют историческим хроникам.
Новый для real-time стратегий подход к прохождению игры – разветвленный сюжет, зависящий от того, выиграли вы или проиграли сценарий. Победу в битве получит тот, кто наберет больше победных очков (victory points) за три дня. Начисление очков ведется по количеству занятых ключевых позиций и урона, нанесенного войскам противника, причем за отведенное на сценарий время (да-да, на каждый сценарий отводится определенное количество времени) вы вряд ли уничтожите все вражеские полки, а победа будет отдана тому, кто будет контролировать больше стратегически важных точек. Так что, если вы не смогли выполнить поставленную задачу в одном сценарии, вам все равно будет доступен следующий (причем могут быть варианты продолжения) – авось в нем вам повезет больше.
Четыре уровня сложности и возможность изменения стратегических принципов противника не дадут вам скучать, так как компьютер может вести себя по-разному в одном и том же сценарии. Для новичков существует комплект из четырех обучающих сценариев, которые помогут им освоиться в игре. В игре Gettysburg реализован принцип “трехмерного” ландшафта, что делает игру более реалистичной. Например, солдаты медленнее бегут в гору, а с ее вершины видят дальше, в лесу и колосящемся поле войска будут “недальновидными”, что позволит использовать засады и т.п. Кроме этого существует очень удобная система масштабирования и поворота обзора – так что не беспокойтесь о том, что упустите что-то из вида. Еще в игре есть много других возможностей, но о них поговорим подробнее, когда будем рассматривать сам игровой процесс.
Главное меню
Play A Scenario – разыграть один из 25 сценариев битв (описание каждого из них смотрите далее) или случайно созданный сценарий. Меню Оptions полностью аналогично одноименному меню в режиме Fight The Battle (см. ниже);
Fight The Battle – разыграть битву при Геттисбурге (по сути – это режим кампании);
Try A Tutorial – разыграть один из 4-х обучающих сценариев;
Multiplayer Gettisburgh – опции сетевой игры;
Load Saved Game – загрузить ранее сохраненную игру;
Exit – выход в Windows 95.
Меню Fight The Battle
Выбрав этот пункт главного меню, вы попадете в меню выбора армии, где вы должны выбрать сторону, за которую будете играть:
CS – южане (Конфедерация Южных Штатов);
US – северяне (Соединенные Штаты)
После этого вы попадете в меню выбора сложности игры. Оно реализовано интересным образом – вы выбираете себе в противники одного из реальных военачальников того времени, степень талантливости которого и определяет сложность игры:
противники южан (по мере возрастания сложности) – генералы Rowley, Howard, Doubleday и Hancock;
противники северян – генералы Heth, Hill, Longstreet и Lee.
Выбрав сложность игры, вы попадете в меню Options:
history – историческая достоверность (historical – исторические события, mix – смешанные, randomized – случайные);
difficulty – сложность, т.е. сможете еще раз выбрать в противники нужного генерала;
personality – характер ведения боя противником (aggressive – агрессивный, prudent – рассудительный, cautious – осторожный, indirect – противник использует фланговые атаки, flexible – противник атакует и по флангам, и по центру, direct – противник атакует по центру).
Выбрав нужные установки, нажмите пункт Exit – и вы начнете кампанию.
Какой бы режим игры вы ни выбрали, бою будет предшествовать маленькое представление сил – генералы вашей армии будут обсуждать боевую обстановку и разрабатывать план действий. Затем загрузится игра, и вам суровым мужским голосом сообщат цель сценария и подробно расскажут о ваших войсках. Эту нудную, но полезную процедуру можно пропустить, нажав _Esc.
Игровой экран
Основную часть экрана занимает поле боя.
В самом низу находится информационная строка, состоящая из компаса (слева), часов (справа) и строки с информацией о данной бригаде.
Чуть выше информационной строки находится строка команд.
Справа от строки команд – блок управления видом на происходящее, с помощью которого вы можете увеличить (Zoom) и уменьшить (Unzoom) обзор, а также повернуть этот самый вид влево (L) или вправо (R).
Кроме того, подведя в любой момент битвы курсор мыши к верхнему краю экрана, вы увидите ряд белых надписей, под каждой из которых скрывается небольшое меню.
Game
Меню игровых опций:
save game – сохранить игру;
load game – загрузить ранее сохраненную игру;
game speed – скорость игры;
options – см. выше меню Options;
text – количество текстовых обозначений на карте местности;
preferences – меню настроек, касающихся игрового процесса;
claim victory! – предложить противнику сдаться;
admit defeat? – сдаться противнику;
about Gettysburg! – сведения о программе;
quit – выйти в основное меню.
View
Изменение вида на происходящее:
max zoom in – максимально приблизить карту;
max zoom out – максимально уменьшить карту;
look north – вид на происходящее с севера;
look east – вид на происходящее с востока;
look south – вид на происходящее с юга;
look west – вид на происходящее с запада.
Map
Меню карты:
battle overview – общий план битвы;
center of army – по каким-то своим критериям компьютер определяет и показывает вам центр войск;
largest vp location – компьютер показывает вам позицию, за удержание которой дадут больше всего призовых очков;
last message / location – компьютер показывает место, о котором говорилось в последнем сообщении (оно появляется в верхней части экрана).
Reports
Меню статистики:
scenario status – статистика сценария (количество убитых, информация о ключевых позициях и т.п.);
order of battle – подробная информация о ваших войсках;
courier messages – список сообщений;
battle summary – информация о битве под Геттисбургом в целом (подсчет очков, информация о пройденных сценариях и т.п.);
watch replay – повтор данного сражения до сего момента;
Hall of Valor – Зал Боевой Славы (бессменный атрибут всех игрушек Сида Мейера). Сюда занесут ваше имя, когда дойдете до конца (желательно, победного) всей битвы.
Info
Информация об интерфейсе игры:
interface – “мышиный” интерфейс;
formations – информация по боевым построениям солдат;
morale – информация по видам морального состояния бойцов;
terrain – информация о видах местности, преимуществах и недостатках каждого из них;
victory – здесь вам подробно объяснят о начислении призовых очков вам и вашему противнику и условиях, необходимых для победы;
shortcut keys – “горячие клавиши” и их значение.
Leaders
С помощью этого меню вы можете перенестись к любому из ваших генералов – просто нажмите на нужной фамилии, и компьютер перенесет вас куда надо.
Bugle Calls
Здесь вы можете послушать, как звучат некоторые приказы в исполнении горниста.
Клавиши и управление
Все действия в игре производятся мышью.
Все виды войск перемещаются следующим образом: нажмите левой кнопкой мыши на флаг, развевающийся над полком (кстати, флаг показывает моральное состояние полка – чем он выше, тем солдаты увереннее себя чувствуют), и, не отпуская кнопку, двигайте белую стрелку в нужное место, затем отпустите кнопку – войска двинутся в путь.
_P – пауза;
_Esc – выход в главное меню игры.
Немного истории
Как прекрасна природа штата Пенсильвания в июле – шелест зеленых лесов, пение птиц, звон ручьев, на бескрайних полях колосится пшеница. Но в тот год пенсильванцы так и не увидели урожая…
1863 год – вот уже более двух лет идет война между Конфедерацией Южных Штатов и Северными Штатами, и, похоже, в ней наступил перелом. Генерал Ли, командующий силами Конфедерации, понимает, что юг не сможет долго продержаться из-за слабой экономики. Поэтому он решил нанести еще один, возможно, решающий удар. В конце июня 1863 года войска под его командованием пересекли реку Потомак и вторглись в штат Пенсильвания. Однако у городка Геттисбург армия южан наткнулась на войска северян. Соотношение сил было не в пользу южан (88 тысяч северян против 75 тысяч “сынов юга”), но они решили атаковать! Так началось величайшее сражение гражданской войны в США.
Боевые единицы и управление ими
Как вы понимаете, никаких танков и самолетов в игре нет. Здесь все решают пехота, кавалерия и артиллерия. Кроме того существуют бригадные генералы (воины на лошадях, в красивой форме и с большими флагами) и корпусные генералы (похожи на бригадных генералов, но их сопровождает небольшой отряд кавалерии).
Для всех видов войск существуют команды, для исполнения которых следует нажать соответствующую кнопку на строке команд.
Пехота и кавалерия
Действуют практически одинаково, различие заключается лишь в том, что кавалеристы передвигаются на лошадях быстрее, но как только начинается бой, спешиваются и начинают отстреливаться.
Солдаты разделены на полки разной численности. Полки являются наименьшими боевыми единицами и именно ими вам придется командовать. Знайте также, что любой полк входит в бригаду и до того момента, как вы начинаете им командовать (т.е. отдавать приказы конкретно этому полку), он действует вместе с бригадой. Как только вы отдаете полку какой-либо приказ, он считается “оторванным” от бригады.
Выполняемые команды
Line – команда доступна всегда. Приказать солдатам выстроиться в линию. Линия – оптимальный боевой порядок.
Column – команда доступна всегда. Приказать солдатам выстроиться в колонну, причем кавалерия садится на лошадей. В колонне войска передвигаются быстрее, но не способны сразу вступить в бой.
Skirmish – команда доступна всегда. Приказать солдатам выстроиться в цепь. Цепь – слабая альтернатива линии. Пригодится только при прочесывании местности или в том случае, если у вас мало войск, а линия фронта длинная.
Wheel – команда доступна всегда. Приказать солдатам повернуться.
Advance – команда доступна всегда. Приказать солдатам перебежать вперед.
Charge! – команда доступна во время боя. Приказать солдатам перейти к рукопашному бою. Солдаты устремляются на противника, но могут еще быстрее развернуться обратно. Лучше всего бросать вперед сразу несколько полков, и чтобы их прикрывали сзади.
Double Quick – команда доступна всегда. Приказать солдатам двигаться быстрее. Все бы хорошо, но солдаты начинают нервничать, что сказывается на их боевых навыках. А в целом – полезная команда, особенно, когда подошло подкрепление, а на удаленном участке боя войска еле держатся. Вышлите туда полки и отдайте им этот приказ – выиграете важные минуты.
Attach – команда доступна, если полк “оторван” от бригады. “Включить” полк обратно в бригаду. Полезна при марш-бросках и в массированном наступлении.
Hold – команда доступна, если полк действует вместе с бригадой. Приказать солдатам держаться до последнего (впрочем, они обычно ценят свою жизнь дороже победы и бегут).
Fall Back – команда доступна всегда. Приказать солдатам медленно отступать. При этом они продолжают отстреливаться. Полезно, если численный перевес на стороне противника, а отдавать позицию без боя ой как не хочется.
Retreat – команда доступна всегда. Приказать солдатам отступить. Отличается от предыдущей тем, что солдаты не отстреливаются, да и убегают быстрее.
Halt – команда доступна, если полк не вступил в бой. Приказать солдатам остановиться.
Volley – команда доступна, если полк вступил в бой. Приказать солдатам действовать одновременно, т.е. они одновременно перезаряжают ружья и одновременно стреляют по противнику. Полезно, если противник идет в рукопашную схватку, но находится еще достаточно далеко.
Артиллерия
Разделена на батареи. Является очень сильной боевой единицей.
Существует два типа пушек: первый – гаубицы (у них ствол серого цвета), стреляют большими ядрами на дальние расстояния, и, соответственно, эффективны в дистанционном бою; второй – пушки “Наполеон” (с золотистым стволом), мелкокалиберные, но зато легкие и удобные для стрельбы прямой наводкой.
Артиллерия перевозится на лошадях, так что требуется время, чтобы их запрячь или распрячь. Это следует учитывать в бою, когда важна каждая секунда.
Выполняемые команды
Все команды доступны в любой момент времени.
Unlimber – приказать батарее распрягать лошадей и готовиться к бою.
Limber – приказать батарее запрягать лошадей и готовиться к походу.
Wheel – приказать батарее повернуться.
Target Infantry – приказать батарее стрелять по пехоте. Канониры будут целиться по ближайшему видимому пехотному или конному подразделению противника.
Target Artillery – приказать батарее стрелять по артиллерии. Стрелять будут опять же по ближайшей видимой батарее врага.
Auto Target – приказать батарее стрелять по ближайшему видимому противнику.
Line Of Sight – посмотреть зону видимости батареи. Пушки не могут поражать войска, находящиеся вне их зоны видимости.
Fall Back – приказать батарее начать медленное отступление. Она начинает отступать, изредка огрызаясь ядрами и картечью.
Retreat – приказать батарее отступать. Батарея просто отходит назад.
Halt – приказать батарее остановиться.
Бригадные генералы
Нужны для более удобного и быстрого командования войсками: пехотой или кавалерией (артиллерия подчиняется только корпусным генералам). Кроме того, если какой-либо полк из бригады данного генерала разбит и бежал, генерал может призвать войска к себе и вдохновить их на подвиги, после чего они снова будут готовы идти в бой.
Выглядит процесс “вдохновления” очень забавно – похоже на картину “Ленин и дети”.
Выполняемые команды
Все команды, кроме Brigade Halt и Halt, доступны в любой момент времени.
Battle – приказать бригаде выстроиться в линию – оптимальный боевой порядок.
Double – приказать бригаде выстроиться в две линии. Хороший приказ, если наступать нужно узким фронтом на хорошо укрепленные позиции врага.
Skirmish – приказать бригаде выстроиться в цепь. Обо всех достоинствах цепи говорилось ранее.
Maneuver – приказать бригаде выстроиться в колонны для маневра. Удобно для перемещения войск в своем тылу – войска не занимают много места и передвигаются быстрее, нежели в боевом порядке.
Road – приказать бригаде выстроиться в дорожную колонну. Максимально быстрый способ передвижения.
Wheel – приказать бригаде повернуться.
Advance – приказать бригаде выступить вперед. Только с помощью этой команды вы можете передвигать всю бригаду сразу.
Attach – приказать “оторванным” полкам присоединиться к бригаде.
Line Of Sight – посмотреть зону видимости генерала. Генерал не может командовать войсками, находящимися вне зоны его видимости, даже если они входят в его бригаду.
Rally – призвать разбитые полки к генералу для “вдохновления”.
Brigade Halt – приказать бригаде остановиться. Команда доступна, если генерал стоит на месте.
Halt – приказать генералу остановиться. Команда доступна, если генерал находится в движении.
Корпусные генералы
Выполняют лишь “вдохновляющую” функцию, причем могут вести разъяснительную работу среди всех видов войск, если только данное подразделение входит в его корпус.
Выполняемые команды
Line Of Sight – посмотреть зону видимости генерала.
Rally – призвать разбитые части к генералу для “вдохновления”.
Непосредственно в игре бывают такие моменты, когда оставленные в запасе войска (о них скажут перед битвой) очень нужны вам, но контролировать их вы не можете. Если вам срочно требуется подкрепление, выделите их командира и выберите “Yes, I must have these troops” – вы сможете командовать войсками запаса, но при этом вам придется отдать какое-то количество призовых очков.
После боя
Сразу после боя подводятся итоги. Компьютер подсчитывает результаты сражения, определяет самую полезную боевую единицу, лучшую бригаду и самую потрепанную боевую единицу.
После этого вы попадаете в меню подведения итогов, где сможете посмотреть финальный счет и произвести следующие операции:
Watch Replay – просмотреть краткий и весьма схематичный повтор битвы;
Next Scenario – перейти к следующему сценарию (эта функция доступна и при игре в отдельный сценарий – вам предлагается принять участие в следующей по списку баталии);
Save Game – сохранить игру (доступно только в режиме кампании);
Return To Scenario – вернуться к сценарию и продолжить играть (доступно только в режиме сценария);
Play Again – сыграть сценарий еще раз;
Return To Main Menu – вернуться в основное меню.
После нажатия кнопки Next Scenario перед вами появится меню выбора следующего сценария, где вы можете посмотреть свой рейтинг и рейтинг противника по сумме сыгранных сценариев и выбрать направление следующего удара. Нажатием кнопки Exit начинается следующий сценарий.
Тактические советы
Используйте генералов для командования крупными соединениями войск, что сильно облегчит вам жизнь и сэкономит время. К тому же присутствие генералов в рядах ваших войск сильно улучшает их моральное состояние.
Кстати, несколько слов о морали. Вы, наверное, уже заметили, что некоторые из солдат (пехотинцев и кавалеристов) гораздо лучше воюют и более хладнокровны, чем другие. Так вот, в игре есть четыре уровня опытности солдат, каждый из которых имеет свой показатель уровня морали: green troops (новобранцы) – 2 уровень; trained или regular troops (солдаты, понюхавшие пороха) – 3 уровень; veteran troops (ветераны) – 4 уровень; crack troops (“пробивные” ребята) – 5 уровень. (Для сравнения – убегающие (routed) солдаты имеют 1 уровень.) Кроме того, моральное состояние солдат повышается на один уровень при наличии следующих факторов: поддержка справа, слева и сзади; наличие здорового генерала; природных укрытий (т.е. леса, камней, садов) и окопов. Помните, что моральное состояние войск является очень важным элементом игровой стратегии.
Есть и еще один важный игровой фактор – местность. Каждый из шести видов местности имеет свои особенности. Сlear – открытая территория, не дающая никаких преимуществ. Wheatfield / cornfield – пшеничные и кукурузные поля, скрывают ваши войска, если они не двигаются и не стреляют, но не защищают их от вражеского огня. Forest – лес, где войска передвигаются медленнее, зато он защищает солдат от огня противника. Orchard – сады, как и леса, замедляют передвижение войск и обеспечивают некоторую защиту от врагов. Rocky / boulders – каменистая местность, самый лучший защитник от вражеского огня, зато ощутимо снижается скорость передвижения войск. Marsh – болота, где солдаты проваливаются и мокнут, что очень сильно замедляет их передвижение.
Одним словом, при выборе позиции для боевого соединения особое внимание обратите на его моральное состояние и окружающую местность.
Автор: Овчинников Андрей
Игромания
Советуем почитать:
- Sid Meier’s Gettysburg! Руководство и прохождение. Навигатор игрового мира
- Моя родина – Gettysburg. Рецензия | Game.EXE
- Прохождение Sid Meier’s Gettysburg!
- Справка по Sid Meier’s Gettysburg
- Gettysburg! Ревью журнала Навигатор игрового мира
- Рождение новой легенды? Sid Meier’s Gettysburg! | Страна игр
- Обзор Sid Meier’s Gettysburg | Страна игр