Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Total War » Medieval: Total War » Medieval: Total War. Хитрости на полях сражений

Medieval: Total War. Хитрости на полях сражений

Medieval: Total War Стратегия Medieval: Total War, знаменитое продолжение стильной «прояпонской» игры Shogun, дает игроку возможность стать на время правителем средневекового государства. Походовая стратегическая карта дает стратегу огромные возможности для реализации своих безумных экспансионистских планов, но главная, ключевая часть игры — это, конечно, тактические сражения в реальном времени.

Чем хороша реализация этих боев, так это тем, что, благодаря тщательному и скрупулезному подходу разработчиков, в них действуют те же правила, что и в реальной жизни. Внезапные атаки, засады, погода, боевой дух, удачные и неудачные позиции, и даже харизматические генералы — все это есть в игре. Единственным неудачным моментом здесь можно признать, пожалуй, лишь штурм крепостей — он несколько груб, схематичен и даже топорен. Хотелось бы лучше, но, увы, нет идеальных игр.

Похожесть сражений на их реальные средневековые аналоги дает возможность применять в бою известные стратегические приемы. Достаточно закопаться в средневековые и античные трактаты, чтобы вынести оттуда пару новых свежих идей и опробовать их на практике. Давайте посмотрим…

Это должен знать каждый

Есть некоторые аксиомы боя, которые желательно зазубрить и использовать на уровне подсознания, даже не отдавая себе в этом отчета. Не стоит сомневаться в этих правилах: их применяли Цезарь, Македонский, Чингисхан, Суворов, и ничего — не умерли. Хотя, конечно, некоторые из них уже умерли.

Убить вражеского генерала — значит выиграть половину сражения. Помните об этом и берегите своих как зеницу ока

Убить вражеского генерала — значит выиграть половину сражения. Помните об этом и берегите своих как зеницу ока

Так, вы должны смутно чувствовать, что оборона, особенно на выгодных позициях, предпочтительнее нападения, следовательно, удобно спровоцировать компьютер на атаку провинции. Подсознательно вы должны знать, что, расположив в бою войска на холме, вы даете им большое преимущество. В этом случае лучники смогут дальше и сильнее стрелять. Ваша пехота и кавалерия, резво скатываясь с горки на одышливо наступающего врага, произведут в его рядах настоящий погром.

Также ни для кого не должно быть секретом, что лучников надо изо всех сил держать подальше от пехоты врага. Пусть вражеские мечники потрясают в бессильной ярости своими железками: получив свою стрелу, мечник легко успокаивается.

Разбуженные ночью, вы должны твердо отбарабанить, что коней нельзя бросать с разбегу на пикинеров и другие «ежовые» отряды, и Гэндальф, спокойно скачущий на копья орков в «Двух твердынях», был в корне неправ.

Если вас спросит на улице прохожий, как лучше применять формации, вы должны без запинки сказать, что для защиты от лучников лучше разрежать строй, для обороны лучше вставать в три-пять рядов, а для мощной атаки строить войска свиньей aka клином.

Вам должна претить сама мысль о том, чтобы попытаться захватить провинцию с рекой, разве что используя трехкратное превосходство в живой силе. То же относится и к хорошо защищенным крепостям. Вместо прямой бараньей атаки на стены замка туда лучше слать шпионов. Шпионы попытаются найти предателей.

Окружение врага давно уже должно быть вашей идеей фикс, а мысль о том, что враг окружит ваши войска, пусть преследует вас в ночных кошмарах.

Всеми своими силами вы должны беречь генералов, не ставить воеводами тупиц и алкоголиков, следить за погодой, не парить подолгу рыцарей в пустынях, прятаться в случае опасности в лесу… одним словом, иметь начальные знания о том, как выигрываются битвы.

Дальше начинаются совсем не очевидные с первого взгляда элементы тактики.

Лучник бьет издалека, но всегда наверняка

Отряд горячих кернов удалось выманить к позициям моих лучников. Ряды кернов стремительно редеют

Отряд горячих кернов удалось выманить к позициям моих лучников. Ряды кернов стремительно редеют

Лучники — это очень хороший инструмент в руках опытного стратега. Естественно, в ближнем бою они почти бесполезны (разве что для добивания), и не для того они задуманы. Их стихия — бой на расстоянии, а цель — артобстрел подступающего врага. Каждый стрелковый отряд должен знать свое время и место. Например, лучник на холме — вдвойне лучник, а на равнине — потенциальная жертва конницы. Человек с луком без прикрытия «защитных» отрядов — копейщиков или мечников — это потенциальный труп. Если вы будете ухаживать в бою за лучниками, следить за их безопасностью, ставить их на удобные позиции, они отплатят вам добротой, лаской и большой удачей в бою.

Каждый отряд стрелков может при удачном управлении и стечении обстоятельств вывести из строя до трети численности вражеского отряда. Обычным лучникам лучше отдавать приказ обстреливать небронированные отряды, чтобы успеть до прямого столкновения причинить тем наибольшее количество неприятностей. Если у вас есть арбалетчики, сделайте так, чтобы перед ними не слишком маячили ваши силы (застрелят ненароком) и обстреливайте бронебойными арбалетными «болтами» рыцарей, сержантов и вообще, всех покрытых железками врагов.

Учитывайте разницу между лучниками и арбалетчиками. Первые быстро стреляют, хорошо поражают небронированные отряды и быстро выстреливают весь свой боезапас. Используя лучников, всегда указывайте им, куда стрелять, не пускайте это дело на самотек. Лучник — это артподготовка.

Арбалетчики медленнее стреляют — даже к концу самых долгих битв у них могут остаться боеприпасы. Они дают не такой мощный эффект поражения, как лучники, но если беречь в бою арбалетчиков, то они могут со временем потрепать врага, заставляя его в бою перестраиваться (чтобы солдаты могли занять места убитых товарищей).

Форт с башенкой — ненадежная замена крепости. Скоро немногочисленные защитники в этом убедятся: мой генерал лично разламывает по бревнышку частокол

Форт с башенкой — ненадежная замена крепости. Скоро немногочисленные защитники в этом убедятся: мой генерал лично разламывает по бревнышку частокол

В бою при использовании стрелковых отрядов удобно применять простой оборонительный прием «вас тут не стояло». В ряд на холме выстраиваются стрелки, а в непосредственной близости за ними (чтобы дышали в затылок) ставьте копейщиков или просто пехотинцев. Копейщики предпочтительнее, если на вас идет толпа лошадей. Суть приема такова: лучники до последнего момента обстреливает подступающего противника, пока тот не перейдет в атаку. В этот момент важна каждая секунда (пользуйтесь паузой). Отводите лучников назад по холму, одновременно командуя пехоте: «Вперед!» Стрелки и пехота меняются местами. Ожидая напасть на беззащитных стрелков, враг вдруг сталкивается нос к носу с кровожадными мечниками или флегматичными пикинерами. Не ждали?

Также лучников удобно формировать в слитные отряды с пехотой, получая мобильные и легко управляемые комбинации. Лучники в бою обстреляют, пехота защитит стрелков от поругания.

Не забудьте использовать конных лучников для изматывания противника. Выманивайте отдельные отряды. Старайтесь внезапно окружить отошедший от основных сил врага отряд и уничтожить его. Бывает, что раздраженный конными лучниками враг снимается с выгодной позиции и устремляется в погоню. В этом случае готовьте оборону, дразните идущего врага конницей и молитесь, чтобы тот не вернулся обратно. Возникает единственная проблема с моралью животных: кони имеют свойство тут же резко пугаться и бежать без оглядки. Глупые.

Мы красные кавалеристы, и про нас…

Вообще, цель кавалерии — мощная опрокидывающая атака. Сила кавалерии — в мобильности. Слабость кавалерии — лошади. Они не могут долго скакать по пересеченной местности без передышки и очень не любят натыкаться на копья. Кстати, с верблюдами — этими оппортунистами животного царства — кони тоже не желают знаться.

Не все конные отряды одинаково полезны. Разделяйте легкую, среднюю и тяжелую кавалерию. Легкие хобилары пригодятся вам для разведки, погонь и атак на лучников с тыла, средняя кавалерия во всех отношениях средняя — ни туда и ни сюда. Можно сказать и так: и туда, и сюда, с переменным успехом.

Тяжелая кавалерия — это ваши танки. Применение должно соответствовать. Внезапный прорыв, разрыв, надрыв — и враг бежит.

Преследовать врага лучше легкой кавалерией, и никогда — пехотой. Почему не пешком? Во-первых, не догоните. Во-вторых, устанете и свесите язык с плеча. Если в этот момент враг догадается собрать все уцелевшие войска и дать вам бой, можно и не выдюжить. Легкая кавалерия в случае внезапного сопротивления может ускакать, преследующей врага пехоте придется сражаться в невыгодных условиях.

Я не упомянул о еще одной важной функции конница — устрашающей. Ничто так не пугает врага, как оказавшийся на фланге конный отряд. Нападать на фланг необязательно, да и опасно. Стоим близ фланга, показываем кулак. Отсель грозить мы будем шведу, а ближе не двинемся, если не будем уверены в победе.

Если враг уже вступил в сражение, то можно атаковать его кавалерией с тыла или с флангов. Можно просто подводить и отводить кавалерийский отряд, создавая в стане врага нервозную обстановку. Выбирайте для удара удачный момент. Будьте осторожны и помните: если кавалерия имеет силовое преимущество перед врагом, она быстро опрокинет его отряд. Но если враг так же силен, то конница попадает в очень неприятную ситуацию, теряя многие свои преимущества, и главный из них — натиск.

Если же вам предстоит тяжелый бой против крупных скоплений копейщиков и пикинеров, то, по возможности, ссадите рыцарей с коней — так они принесут больше пользы.

Захватываем крепость

По умолчанию, выиграв бой в провинции, где есть крепость, ваша армия начинает осаду. Штурм вражеской твердыни, где укрылись проигравшие битву войска чужого короля, всегда труден и опасен. В любой момент вы можете отдать приказ о начале штурма, но это вам не фунт изюму. Дома врагу и стены помогают. Да, особенно стены.

Лучше подождать несколько лет, но часто бывает так, что такого времени у вас в запасе нет — тогда вы и начинаете атаку. Обычно шансов победить мало, если вы не владеете большим количеством осадной артиллерии и не превосходите защитников в живой силе вдвое-втрое.

Но и тут есть пара хитрых тактик, применяя которые, можно облегчить вашу участь. Вот пара рецептов.

Возьмите осадные орудия, не менее четырех. Поставьте с четырех сторон крепости вместе с защитниками. Не слишком близко. Методично разрушайте все четыре стены. Когда со стенами будет покончено, атакуйте с трех сторон, чтобы разбить построение защитников. Затем подходите основными силами с четвертой стороны. Когда ваши главные отряды пройдут большую часть пути, скомандуйте им атаку, а атакующие с остальных трех сторон пусть отступают. Это смутит обороняющихся (еще бы не смутило — такие кренделя атакующие выписывают). Когда вы решите, что клиент дошел до кондиции, просто начинайте атаку всеми силами.

Если пушек мало, можно разрушить только одну стену — ту, что с воротами. Чтобы избежать обстрела вашей артиллерии со стен, можно прикрыть ее пехотой. Лучше бронированной. Если у вас скопилась старые, давно надоевшие вам отряды, не выбрасывайте — примените их в качестве живого щита. Оставшихся в живых можете выбрасывать.

Переходим через мост

Реки дают защищающемуся огромное преимущество: в бою ему требуется лишь защитить один или два нешироких моста небольшими силами. Брать провинции с реками бывает сложно, особенно на тяжелых уровнях сложности, но возможно. Если вы собрались атаковать провинцию с мостом, наберите больше людей. Пусть у вас будет втрое больше людей, чем у обороняющихся, но, если подумать, даже в этом случае вы можете легко проиграть — достаточно сделать пару ошибок.

Вот тактика, которая может облегчить вам трудную задачу сражения «у моста». Для ее реализации возьмите не менее четырех осадных орудий и лучников побольше.

Установите артиллерию так, чтобы она могла достать отряды противника, но не попадала под обстрел его лучников. Естественно, противник выстроится на противоположном вам берегу и будет держать мост под пристальным вниманием. Не торопясь, начинайте обстрел ближних к мосту отрядов. Если вы сможете обстрелять «генеральский» отряд — тем лучше: есть шанс обезглавить армию. По возможности используйте своих лучников, выстроив их на рядами редким строем на берегу.

Пытайтесь использовать любой шанс для того, чтобы прорваться. Если враг отошел от моста, прорывайтесь небольшими силами. Противник может напасть на вас, но близко стоящие осадные машины в большом количестве напугают его. Даже если вы отступите, вы сможете «клевать» врага небольшими силами раз за разом, в то время как у него будут постепенно кончаться силы и боевой дух. Берегитесь, однако, нападения с противоположной стороны и не дайте отрядам противника вырезать расчет пушек. Если все пройдет гладко, провинция у вас в кармане.


Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №4 (17) апрель 2003
Автор материала: Тимур Хорев

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Чтобы принести в страну закон справедливости, чтобы сильный не притеснял слабого — Кодекс Хаммурапи, Пролог, Civilization IV