Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Total War » Rome: Total War » Rome: Total War. Воины степей

Rome: Total War. Воины степей

Rome Total WarЕсли есть хоть какая-то возможность играть за русских, я играю за русских…

Неизвестный компьютерный стратег

Многие люди, играющие в компьютерные игры, при возможности выбирают сторону, которая им ближе по духу исторически или как-то иначе. Прекрасным примером этого может служить фраза, вынесенная в эпиграф. Судя по форумам, посвященным Rome: Total War, для многих игроков «своей» фракцией стали скифы. О том, как скифам Рим взять, и пойдет речь в этой статье.

Это важно: скифы недоступны для игры даже после прохождения имперской кампании за один из римских родов, так что придется немножко изменить настройки. Эта информация уже выходила в журнале, но повторюсь: в файле ..\Rome — Total War\Data\world\maps\campaign\imperial_campaign\descr_strat.txt нужно перенести строчку scythia из блока nonplayable в блокunlockable. Если игра только установлена, перемещать название нужной фракции следует в блок playable. Такую же операцию можно проделать и для остальных «неиграбельных» фракций, но не стоит трогать римский Сенат и повстанцев: по неясным причинам может нарушиться стабильность игры.

Изначально скифы занимают четыре огромных по площади, почти с четверть карты, очень бедных провинции. С севера никого ждать не приходится, пара мятежных провинций и край карты, на востоке и юго-востоке, возле современного Каспийского моря, — Парфия, рядом с которой — одна из провинций Армении, дальше — море. На западе, в некотором отдалении, живут германские племена, чуть южнее — Дакия и Фракия.

Сложность игры скорее средняя, чем тяжелая, хотя более правильным будет назвать ее переменной. Трудное начало, особенно в финансовом плане, полное господство лет через десять-двадцать в качестве войск и потеря военного преимущества после реформы Мария у римлян.

Преимущества, превращающиеся в недостатки, и наоборот — обычное дело!

Минусы Плюсы
  • Короткое дерево технологий, всего три уровня, от деревни до города, соответственно — невозможность строить здания, дающие большие плюсы к настроениям, здоровью, культуре, качеству вооружения и доспехов. При большом населении управлять поселением становится сложно.
  • Всего один отряд пехоты, и тот дан не с самого начала.
  • Денег почти нет, хороших ресурсов на территории тоже не наблюдается.
  • Огромные, фактически неконтролируемые территории своих провинций, время перемещения между крайними точками владений велико, на поиск повстанцев требуется время.
  • Необходимость тратить деньги на сторожевые башни на начальной стадии игры.
  • Необходимость начать войну с первого года игры.
  • Короткое технологическое дерево, позволяющее получить сильные отряды в первый десяток лет игры.
  • Святилища Колаксая дают опыт обучаемым отрядам в соответствии со своим уровнем. Возможный уровень святилища зависит от уровня поселения, всего их три.
  • Единственно возможный отряд пехоты, воины с секирами, относится к классу тяжелой. К тому же при наличии в поселении чертогов славы он получает еще одну единицу опыта, вплоть до четырех.
  • И благородные скифские лучники, и отряд пеших отборных лучников очень хорошо защищены и в случае необходимости могут использоваться как отряды ближнего боя.
  • Необходимость начать войну с первого года игры.

Карта мира…

Для начала нужно сделать экономику прибыльной: при первой возможности возводятся порты и рынки. Исключение — столица, Поселение скифов: она на острие боевых действий, и в ней нужно возводить только военные строения. Здесь будет создаваться главная ударная сила скифского войска. Налоги самые низкие, для роста населения. Немного особняком стоит сельское хозяйство — кроме весьма скудных денег оно приводит к росту населения. Все бы хорошо, но после достижения статуса города это становится ненужным и даже опасным. Так что если население растет хорошо — не стройте, снести поля и пашни будет нельзя. По этой же причине очень нежелательно отдавать управление городами ИИ: обязательно построит эту «нужную» цепочку зданий.

На заметку: дороги первого уровня дают только ускорение перемещения армий, ничего более. Строить их стоит, но не в ущерб другим строениям.

Нужно знать, что в стране делается: строим смотровые вышки.

Нужно знать, что в стране делается: строим смотровые вышки.

Торговля — двигатель прогресса. Торговые соглашения нужно заключать со всеми, до кого дотянутся дипломаты. Сначала деньги потекут тоненькой струйкой, но по мере захвата провинций с богатыми ресурсами и развития портов польются рекой.

Есть еще один способ получения денег — война. Будут провинции — будут деньги. По окрестностям отправляем небольшие армии из генерала и трех-четырех отрядов конных лучников на захват мятежных провинций (одна в Крыму и две — на северо-западе), попутно уничтожая мятежников и строя сторожевые вышки для полного контроля над территорией.

На востоке от государства скифов находится Парфия. С ней желательно заключить союз, чтобы не получить удар с тыла в неожиданный момент. Кроме того, союз имеет второе назначение — уж очень они любят перекупать наших агентов. Конечно, можно и напасть, но овчинка выделки не стоит: придется держать войска на востоке, теряя время и рискуя получить армию под свои стены от западных соседей. Да и к Риму эта война не приблизит нисколько. Армения, находящаяся чуть южнее, тоже не нападет, они с Парфией будут заняты войной друг с другом, идущей с переменным успехом.

С германцами общих границ изначально нет, а после они будут связаны с кем-нибудь войной. Главные и тяжелые бои развернутся на Балканах и вокруг них. Фракия, Дакия и Македония будут пытаться делить регион, оспаривая наше право на него.

Первая жертва наших империалистических побуждений — Фракия. Ее нужно атаковать сразу же, в 270 году, лидером фракции, тремя отрядами конных лучников и одним отрядом пеших, от Поселения скифов до Поселения гетов можно дойти за ход и приступить к его осаде. После Земли гетов — атака на Тилис, столицу Фракии, и окончательное уничтожение фракции. Если все сделать быстро, то Тилис будет нашим, если нет, то фракийцев добьют македоняне. В любом случае, война с Македонией неизбежна: они, как и мы, очень хотят получить золотые рудники Фракии и Пропонтиды.

К моменту войны будет возможность строить воинов с секирами, их для нормальных боевых действий нужно четыре-шесть отрядов в каждую армию. Отбив Тилис или нападение на него, занимаем Византию и продвигаемся в сторону южной части Балканского полуострова. Если в одном из македонских городов будет построен большой храм Артемиды, улучшающий стрелковое оружие на три единицы, — просто замечательно! Соседний город делаем кузницей военных стрелковых кадров, предварительно построив в нем священный круг Колаксая, и переобучаем в городе с храмом. Всю балканскую кампанию можно сравнить с тренировкой на мышах: за время войны с Македонией будут наняты и приобретут ценный опыт несколько элитных отрядов, а в случае особо успешного развития — целая армия. Замечательный способ подготовиться к войне с римскими фракциями.

Особо следует обратить внимание на захват Коринфа. В чьих бы он руках ни был (а скорее всего, он будет под контролем македонян), захватить его стоит ради статуи Зевса, дающей значительный прирост к лояльности во всех городах.

Примерно в одно время с нападением македонян с запада от столицы следует ожидать даков, которым тоже не сидится на месте и хочется расширить свою территорию за счет наших провинций. Основа их войска — пехота, прекрасно расстреливаемая еще на подходе, и немного лучников. Особых проблем не доставят, но силы отвлекут. Зато и провинций прибавится.

Дорога на Рим открыта! Бруты вышибаются с Балкан на удивление быстро, и у них остается только столица в Италии. В отместку они очень любят высаживать десанты возле Афин и Коринфа, но достаточно держать там гарнизоны отборных лучников по шесть-восемь отрядов. Продлится это недолго: две-три высадки — и войска у Брутов закончатся, а в одном городе быстро серьезную армию не построить. Расправившись с Брутами, можно браться за Юлиев и после захвата их городов на севере Аппенинского полуострова — на штурм Рима! После взятия Вечного города и уничтожения остатков Брутов и Юлиев можно взяться за дом Сципионов. Или сделать их своим протекторатом — за сумму, граничащую с нескромной.

Куда дальше расширять нашу империю? (Да, Рим взят, теперь уже империю!) Дело вкуса: скифским победоносным армиям уже нет достойного противника.

Звериный стиль

Основным занятием для скифов была война, мужчины племени были организованы в группы «воинов-зверей» — своеобразные военные союзы. Ассоциация с животным понуждала воинов во время боя вести себя соответствующим образом: сражаться с врагом, как разъяренные собаки, волки, медведи. Естественно, что воинственный быт скифов не мог не отразиться и на их культуре. Для скифского искусства характерны изображения определенным образом стилизованных сильных, быстрых и чутких животных. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы, иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники — свернувшимися в кольцо. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники, тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи имели общие художественные мотивы — изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных.

Флот вообще нужен скифам в единственном случае — перевозить отряды по Черному морю, между поселениями скифов и гетов, Херсонесом и Танаисом, да на случай необходимости высадиться в Армении. То есть когда понадобится, тогда и нужно строить. Воевать же им — бесполезная трата денег, лучше на эти средства построить еще один сухопутный отряд.

На заметку: одна из проблем игры на высоком уровне сложности боев — невозможность управления флотом и, как следствие, трудность сделать его боеспособным из-за частых поражений. У скифов проще: нет флота — нет проблемы.

…и сражений

В начале игры к найму доступен единственный отряд — скифские конные лучники обыкновенной разновидности, неплохой отряд на первое время, если оберегать его от ближнего боя. Позднее отряду будет достойная замена, но до этого еще дожить нужно.

На заметку: скифам нельзя набирать войска где придется — в каждом городе, ориентированном на войну, должна быть отстроена священная роща Колаксая и чертоги славы. Отряд, набранный с тремя или четырьмя единицами опыта, гораздо ценнее такого же неопытного.

Через пару лет в скифской армии появятся воины с секирами, единственный доступный вид пехоты, но в бою они стоят многого. При максимальном развитии поселения для создания армии новые отряды будут создаваться сразу с четырьмя единицами опыта — это почти в полтора раза сильнее неопытного отряда.

Еще через год, после строительства площадки для обучения, можно будет нанимать отряды пеших лучников, но полезны они только при осаде и защите городов, а с остальными задачами гораздо лучше справятся конные стрелки.

В конюшнях можно тренировать кавалерию варваров — самая обыкновенная легкая кавалерия, можно нанять один-два отряда, на первое время.

Боевые псы, как и у всех фракций, лают, пугают, кусают. Насмерть.

Когда население одного из городов достигнет шести тысяч, можно закатывать пир по всей Скифии: вскоре на страже Родины появятся элитные подразделения, основа военной мощи государства!

Пешие отборные скифские лучники — лучшее, что может быть для защиты городов: их шквальный огонь способен выкосить половину нападающих еще на подходах к городу.

Благородные скифские лучники — не только конные стрелки, но и легкая кавалерия. Если у противника нет отрядов лучников, их одних хватит для победы, без поддержки других отрядов. А если есть, то задача только осложнится, но не станет невыполнимой. Лучший скифский отряд и один из лучших отрядов в игре, недостаток всего один — низкий показатель штурма.

На заметку: конные лучники попадают по своей пехоте гораздо реже, видимо, потому что выше сидят. Еще один плюс для них.

Скифские аристократы, еще один элитный отряд: хорошая тяжелая конница с очень мощным штурмом, отряд первого удара, для длительного ближнего боя не очень хорош.

Немножко особняком стоят амазонки — охотницы за головами и благородные скифские лучницы, строить их можно только при святилище богини плодородия Апи, соответственно, второго и третьего уровней. Даже учитывая их достоинства — хорошую эффективность топоров охотниц против брони и большую скорость, — их наем не имеет смысла: пополнить отряд можно только в городе с таким же храмом и начальный опыт они получить не могут. Если охотниц держать в армии, то только в качестве убийц разбегающегося противника.

А скифские лучницы, на мой взгляд, присутствуют в игре исключительно для антуража, практической пользы от них никакой. Единственное, в чем они превосходят благородных скифских лучников, — скорость, в остальном — сплошные недостатки.

Первый противник, с которым доведется столкнуться, — Фракия. Конницы и лучников у них пока еще нет, есть пешие отряды фалксменов, гоплитов-ополченцев и пельтастов. Вполне хватит начальных конных лучников для борьбы с ними. Единственная проблема, которая может возникнуть, — четыре генерала в двух провинциях, нужно всеми способами избегать встречи на поле боя больше чем с одним из них. Иначе рассеют нашу стрелковую конницу и, увы, об армии придется забыть. Лучший выход — бегать недалеко от их столицы и атаковать вылезших пройтись по делам фракийских генералов. Как подойдут воины с секирами — можно брать город. Даки не сильно отличаются от фракийцев, но успеют в придачу к своей пехоте построить лучников и собак. Следующие — македоняне. Основа их армии в этот период — множество легкой копейной конницы и два вида фаланги начальных уровней. Македонские легкие копейщики обладают очень хорошим штурмом, но в ближнем бою слабы, а фаланги ходят настолько медленно, что гибнут под стрелами еще на подходе. Сложно может быть только при отсутствии своей конницы и пехоты. Состав армий остальных фракций зависит от времени, когда с ними придется столкнуться; точных советов дать нельзя, а общие — чуть ниже.

В начале игры будем воевать тем, что есть, конными лучниками, расстреливая отряды противника и отступая при его приближении на безопасное расстояние. Не очень динамично, если не сказать немного нудно, но регулярное появление скрещенных мечей на карте гарантировано. Кантабрийский круг использовать без надобности не стоит — отряды быстро выматываются. Если у противника есть генерал или отряд лучников, это задача для нашего генерала, но весьма вероятно, что конных лучников придется вести в рукопашную для удара в тыл генералу противника. При появлении в армии нескольких отрядов воинов с секирами эффективным станет построение в два ряда: впереди пехота, позади конные лучники. После конные лучники в армии заменятся на благородных, а по флангам их будет прикрывать кавалерия. Оптимальный набор отрядов в армии — генерал, пять-шесть отрядов пехоты, шесть-восемь отрядов благородных скифских лучников и столько же скифской аристократии.

Стрелять уже нельзя, и сейчас конные лучники вступят в ближний бой.

Стрелять уже нельзя, и сейчас конные лучники вступят в ближний бой.

Условно противников можно разделить на тех, у кого есть конница, и у кого ее нет. Если у противника только пехота и застрельщики — великолепно, бой уже можно считать выигранным: конные лучники в передней линии двигаются на противника и держатся на дистанции стрельбы, когда строй распадется в погоне за ними, очередь за конницей. Впрочем, когда вражеские отряды готовы дрогнуть и побежать, можно и нужно атаковать их отрядами благородных скифских лучников. У противника появились лучники? Тоже не проблема: все то же самое, только при случае связать лучников ближним боем, опять-таки, можно благородными скифскими лучниками. Такая тактика позволяет уничтожать армии врага, превосходящие по численности в несколько раз. Гораздо сложнее, если у противника есть конница, и все зависит от того, как он ее использует. Если идет на пехоту в лобовую атаку — это его горе, ничто не мешает ударить ему в тыл конницей. Когда пытается обойти с флангов любым видом кавалерии — идем на перехват своей тяжелой конницей, штурма которой хватает, чтобы отряд противника побежал с поля боя; не хватит удара одного отряда — рядом есть еще два-три. После уничтожения конницы добиваем пехоту с тыла. В защите все еще проще: стоя на месте, лучники стреляют значительно точнее, так что до наших рядов дойдут далеко не все. Когда два строя сошлись в рукопашную, отменяем лучникам стрельбу по готовности и отправляем охотиться на несвязанные боем подразделения или в качестве легкой конницы на сложных участках атакуем противника с тыла.

Отдельная песня плача — штурм городов. Это тот случай, когда не хочется, а надо. Ради опыта войск и ради экономии ходов. Если стены деревянные, ворота ломаются тараном, а лучники расстреливают осажденных. С каменными стенами иначе: атаковать пехотой с осадными башнями или лестницами с двух-трех разных сторон, чтобы войска не оказались зажатыми между противником, с захватом ворот и башен. После захвата башен по лестницам на стену идут лучники. Внутри придется воевать только пехотой и пешими лучниками: конница используется в крайнем случае.

Немного истории

Точной картины того, откуда появились скифы, не существует и, наверное, уже не появится никогда. Значительная часть информации о них исходит из «Истории» Геродота. Они пришли из степей. Скифы появились в VII веке до н.э. и завоевали значительную часть современного Ближнего Востока, а веком позже были вытеснены мидийцами в Северное Причерноморье. Их владычество в регионе продолжалось до конца III века до н.э., после чего скифы были вытеснены сарматами на территорию Крыма. На полуострове они основали новую столицу — город Неаполь скифский, недалеко от нынешнего Симферополя. Следующий их расцвет приходится на II век н.э., связанный с контролем над торговлей в регионе и землями полуострова. Еще век спустя скифское царство было уничтожено готами. Впоследствии название «скифы» утратило свой первоначальный смысл и им стали называть достаточно большую группу народов.

Интересны взаимоотношения Скифии, Греции и Македонии в период, предшествующий событиям игры. С греками скифы всегда уживались с выгодой для обоих народов, согласно некоторым источникам, некоторые скифы нанимались в греческую армию, о чем свидетельствуют их изображения на вазах. Разногласия между народами появились гораздо позже, во II веке н.э., когда скифы начали оказывать давление на Херсонес в Крыму. Македоняне же, ведомые амбициями Александра, не могли удержаться от соблазна захватить северные города греков и земли скифов. В 331 г. до н.э. наместник Фракии Зопирион вторгся в эти земли, но был разбит войсками греков и скифов при попытке захватить город Ольвию. Вот и причины нелюбви фракийцев и македонян к скифам: хотели войну — ее и получат.

Напоследок приведу один интересный отрывок из «Истории» Геродота о происхождении скифского народа по их собственным словам: «По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксая, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племена катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет».


Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №7 (44) июль 2005
Автор материала: Константин Закаблуковский

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Мудрейшие из людей следуют своим собственным путем — Еврипид, Civilization IV