Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Total War » Rome: Total War » Barbarian Invasion » Rome: Total War — Barbarian Invasion: Месть Кланов — ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ журнал ЛКИ

Rome: Total War — Barbarian Invasion: Месть Кланов — ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ журнал ЛКИ

Rome: Total War - Barbarian InvasionКогда греческая цивилизация еще находилась в младенчестве, кельтские племена уже правили Европой. А много веков спустя народ, создавший уникальную и мистическую культуру, надменные римляне причислят к варварам. Остаться хозяевами Европы у кельтов не хватило сил. Первую схватку с Римом они проиграли. Вам не кажется, что это несправедливо? Быть может, стоит дать кельтам вторую попытку, еще один шанс вернуть потерянное? Конечно, стоит. И эта статья призвана помочь будущим вождям кланов в их борьбе. Мажьте лица вайдой, пора в поход!

Этот народ победил демонов-фоморов и звероподобных фирболгов. Но новый противник кельтов оказался во много раз коварнее и страшнее. Терпя поражение за поражением, кельты наконец были оттеснены римлянами на самый север Британских островов. Именно там под руководством игрока кланы встанут на путь мести. Предупрежден — значит, не побежден. Поэтому знакомство с лесным народом мы начнем с его возможностей и слабостей:

Сильные стороны

  • Удобное географическое положение и неплохая экономика
  • Очень мощный наступательный потенциал доступных войск
  • Нет необходимости бороться с кочевниками

Слабые стороны

  • Уязвимость войск перед вражеской кавалерией и стрелками
  • Отсутствие артиллерии
  • Короткое дерево технологий

То есть слабости кельтов отражаются прежде всего на стиле ведения ими боев. Поэтому сперва разберемся с проблемами стратегического характера, чтобы потом, поигрывая мышцами, перейти к сражениям.

Внутренняя политика

Как ни странно, с деньгами у новоизбранного кельтского вождя проблем нет. И тому нисколько не мешает удаленность Северной Британии и Ирландии от основных центров цивилизации. А вся причина в том, что в начале игры кельтам не надо заботиться о содержании непомерных армий, как тем же римлянам. Это намек: чтобы денег было много, экономика должна быть экономной, а армия — небольшой. Иначе говоря, такой, чтобы хватало на войну с одним-единственным врагом — Римом.

Римский марафонец в сопровождении своры голодных собак приближается к финишу. Полному финишу...

Римский марафонец в сопровождении своры голодных собак приближается к финишу. Полному финишу...

Начать благоустройство городов следует с военных построек. Выжать больше денег из двух имеющихся провинций все равно не получится, а вам для первых походов очень не помешает сильная армия. Торопиться с войной не стоит — лучше выступить в поход тогда, когда ваши доходы сравняются с расходами на армию.

Не забудьте переправить на материк дипломатов — договориться о мире с Римом невозможно, зато торговые соглашения с братьями-варварами очень облегчат вам жизнь.

Когда вы станете единовластным хозяином Британии, у вас будет два пути развития государства — милитаристический и экономический. Второй соблазнительнее (остаться на острове, бросить войну, удариться в пацифизм и добиться финансового процветания), но первый неизбежен, если вы претендуете на победу в кампании (восполнить потери, усилить армию — и вперед, на материк). Ведь едва ли кто-то сравнится по темпам развития с римлянами — они легко смогут обогнать вас во всем.

Для эффективного набора войск лучше делить завоеванные провинции на пары. Тогда одном городе строим святилища Кокидия, дающие улучшение стрелкового оружия, а в другом — храмы Гоибниу, снабжающие войска опытом и дающие доступ к обучению берсерков. Тогда стрелки, набранные в первом городе и прошедшие воинские учения во втором, значительно увеличат боевые возможности, а в случае с кельтскими пращниками это критично.

Поднимать экономику придется за счет сельского хозяйства — сложно торговать в условиях войны с Западной Римской империей. А значит, воевать нужно исключительно на чужой территории, причем стараясь не топтать вражеские пашни — вы ведь рассчитываете, что скоро они станут вашими.

Так или иначе, истинным воителям не пристало пассивно чахнуть над златом. Куда достойнее взять добычу силой. Приступим.

Стратегия

Посмотрим на карту. Кланам принадлежат Ирландия и север Британии. Чуть южнее хозяйничает на Альбионе умирающий Рим. За морем раскинулась плодородная римская Галлия, а далеко на востоке готовятся к морским набегам саксонцы. Итак, пора действовать.

Начнем с возвращения Британии в руки ее истинных хозяев — это значит, нас с вами, то есть кельтов. Выступайте в поход, только когда наберете полностью укомплектованную армию из двадцати отрядов. Почему так? Потому что Британская война имеет несколько тонкостей. Какими бы беспомощными и беззащитными ни казались римские колонии, в борьбе за них вам придется выложить все свои силы. Дело в том, что после падения последнего римского города на Альбионе появится третья сила — романо-бритты. Эта фракция, прототипом которой послужило легендарное рыцарство короля Артура, может запросто взять контроль над всеми отвоеванными вами землями. Поэтому уничтожить романо-бриттов надо на первом же ходу в честной сече. Вот для этого нам и нужна полностью укомплектованная армия. А еще лучше — две армии, так как «рыцари Круглого Стола» запросто могут удивить вас максимальным уровнем брони и оружия и предпоследним уровнем опыта. Внушает уважение, не правда ли?

Это важно: проследить точную закономерность трудно, но есть подозрение, что уровень опыта и вооружения появившейся романо-бриттской армии зависит от того, какой римский город падет последним — Лондиний или Эборак. Если сделать крюк, взяв сперва Лондиний, а потом уже обратиться к Эбораку, можно рассчитывать, что воинство романо-бриттов не будет так пугать вас своими доспехами и «нашивками на погонах».

Если вы не уверены, что сможете справиться с нежданным врагом в первой же битве, смело разрушайте Лондиний до основания, а затем отступайте на север. Пускай романо-бритты захватывают дымящиеся развалины и хозяйничают там в свое удовольствие. Мы еще вернемся и отомстим.

Так или иначе, Британия в конце концов попадет в наши руки. Можно спокойно восполнить потери и отправляться на материк. Но не стоит полагать, что море делает вашу родину недоступной для алчных завоевателей. Корабли Западного Рима будут регулярно пиратствовать у ваших берегов, а саксонцы не упустят момента, чтобы высадить на Альбионе банду захватчиков.

Большая земля — большая политика. Первые слова, которые должен сказать высадившийся в Галлии полководец, должны быть примерно следующего содержания: «Мы пришли с миром, чтобы убивать римлян. Варваров просим не обращать внимания». В отношениях с германскими племенами старайтесь держаться доброжелательно-оборонительной позиции, воюйте исключительно с западными римлянами. Конечно, рано или поздно ваши интересы столкнутся с интересами саксонцев, франков и алеманов, но пусть это произойдет в самом конце кампании. Тянуть на себе расходы на содержание сразу нескольких крупных армий ваша экономика поначалу сможет с большой натугой. К тому же война означает разрыв торговых отношений. А это приведет к тому, что, увлекшись войной против варваров, вы дадите коварному Риму долгожданную передышку, которой тот — не сомневайтесь — непременно воспользуется.

Целью вашей экспансии должны стать римские владения в Галлии и Испании. До последнего не суйтесь в Центральную Европу и Италию. Ведь есть опасность, что там вы столкнетесь с новой головной болью — кочевниками. А воевать с ними кельты от природы не обучены. Поэтому старайтесь захватить 16 положенных провинций без конфликтов с дикими ордами. Используйте германских варваров как заслон от кочевников (вот и еще один способ ладить с франками, алеманами и саксонцами). На заключительном этапе кампании просто пройдитесь ураганом по Италии. Скорее всего, там уже будут гулять готы, но нас ведь интересует только общее число провинций.

Когда Италия сдастся на милость кланов, можете себя поздравить. Ваша война окончена. В прошлом остались зеленые луга родной Ирландии. Можете воссесть на императорский трон в Риме — теперь он ваш по праву победителя.

Кельты на войне

Кельтские войска были известны своей отвагой и мужеством; женщины сражались так же отважно, как и мужчины. Вражеские укрепления кельтские воины брали с помощью деревянных лестниц, крепостные стены окружали, бросали на укрепления множество камней, чтобы на них никто не мог стоять. Во время штурма они делали крышу из щитов, подкапывали стены, поджигали ворота. Иногда кельты в качестве защиты использовали и повозки. С возвышенных мест одни метали стрелы, другие поражали врагов копьями и дротиками. Кипящая смола и куски сала, подаваемые из рук в руки, бросались в сторону врагов, чтобы не дать утихнуть пожару.

Бой отличался жестокостью. В некоторых областях кельтского мира иногда встречался особый культ отрезанных голов. По древним представлениям голова символизировала всего человека, и, вероятно, на основе этих представлений возник жестокий культ голов; воин привозил домой на шее своего коня отрезанную голову побежденного врага как военный трофей и прибивал ее к стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а потом показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина. Согласно Орозию, скордиски в нижнем течении Дуная использовали черепа врагов (в том числе и с волосами) в качестве кубков.

В древние времена кельты были даже отважнее германцев, и об их отваге с похвалой отзывается Цезарь еще в последнем веке. Однако в этот период их мужество быстро шло на убыль, особенно там, где благодаря соприкосновению с южной высокоразвитой средой кельты привыкали к высокому жизненному уровню. Позднее в этом отношении самую большую роль сыграло римское влияние. Пришло время, когда кельты уже избегали столкновений и битв и отступали перед отважными набегами германцев.

Тактика

Воевать за кельтов не столько сложно, сколько необычно. Их армия удивительно несбалансированна — тут есть и огромные преимущества, и не менее серьезные недостатки.  К тому же воинов кланов разработчики ваяли с теплотой и любовью — благодаря этому они получились колоритными не только внутри, но и снаружи. Поэтому сначала проведем смотр войскам.

Войска кельтов

Легкая пехота

Видимо, пренебрежительное отношение к доспехам — национальная черта кельтов. С точки зрения брони, все войска горных кланов можно в большей или меньшей степени причислить к легким. Но я условно разделил кельтских бойцов на основе выполняемых ими боевых задач. Начнем с пехоты поддержки.

Варвары-крестьяне

Деревенским простакам с вилами можно поручить охрану какого-нибудь захолустья — не больше. Универсальными гарнизонными войсками они быть не смогут, так как бороться с разбойниками практически не способны, а мобильных карательных отрядов у кельтов просто нет. Так что в основных городах лучше держать что-нибудь поэффективнее, чтобы очищать дороги от бандитов.

Пиктские копьеносцы
Универсальные гарнизонные войска. В меру недорогие, в меру боеспособные. Их боевых качеств хватает на борьбу с разбойниками, а большего от них и не требуется. Глядя на длину их копий, поневоле сожалеешь, что строиться фалангой они не приучены. Но держать строй недостойно настоящего кельтского мужчины! Зато у быстроногих пиктов есть упрощенный варварский аналог фаланги — так называемый шилтром, в простонародье именуемый ежом. Если пикты по какой-то причине все же попали в серьезную битву, он может сделать копьеносцев неплохим подспорьем в борьбе с кавалерией. Только учтите, что еж — это оборонительное построение, а потому врага надо сперва спровоцировать на атаку. Теоретически шилтром может помочь при отступлении, но это жест отчаяния.

Друиды
Служители культа не так уж плохо воюют, но их численность не позволит сделать на них серьезные ставки в бою. Своеобразные друидские песнопения, напоминающие молитвы буддийских монахов, способны поднимать боевой дух ближайших отрядов, но обычно это пригождается только в затяжных оборонительных битвах. Сила кельтов в напоре и натиске, поэтому про друидов настоящему военачальнику лучше забыть.
Это интересно: в своих «Записках о Галльской войне» Цезарь писал, что друиды — единственные мужчины в кельтских племенах, которым было позволено не участвовать в войне. Вокруг них строилась религия и политика, но на войне друидам не было места. Однако для придания кельтам колорита разработчики решили вооружить жрецов серпами и выпустить их на поля сражений.

Средняя и тяжелая пехота

Пожалуй, правильнее назвать эти войска емким словом «штурмовики». Они сочетают в себе ураганный натиск, высокий боевой дух и полное пренебрежение собственной безопасностью. В бою против пехоты они практически гарантированно побеждают, причем делают это в считанные мгновения. Однако злейшими врагами кельтских штурмовиков являются конница и стрелки. И те, и другие наносят им огромные потери, поэтому всегда тщательно рассчитывайте направление удара. И тогда победа будет за вами.
Галлоугласы
Эти отборные мечники могут покрошить в капусту любого врага, главное, обеспечить им максимальное преимущество при штурме. Для этого есть два способа — боевой клич, повышающий дух бойцов, и атака из засады. Причем второй способ предпочтительнее. В затяжном бою галлоугласы все так же опасны, но вот потерь в таком случае не избежать. И всегда помните, что залп лучников или наскок кавалерии может очень сильно проредить строй отборных меченосцев.
Псы Куланна (кельтские берсерки)
Если вы хоть раз видели, как раскрашенный фиолетовой вайдой берсерк раскручивает свой молот, то не забудете это никогда. Крики разлетающихся в разные стороны врагов — незабываемое зрелище. Самое прелестное, что после взмаха молота не выживает никто, и все попавшие под «комбо» бойцы становятся жертвами одного удара. А это означает, что отряд противника может в течение секунды (!) потерять до 40 процентов личного состава. Надо ли говорить, что после этого у врага нет ни малейшей возможности организованно биться.
Но не стоит забывать, что у берсерков есть свои недостатки. Во-первых, они в считанные секунды умирают под градом стрел (еще бы, из доспехов только штаны). Во-вторых, завидев врага, они становятся совершенно неуправляемыми, и ни о каком организованном наступлении не может быть и речи. Так что ставьте берсерков в некотором отдалении от первой линии — целее будут.
Это интересно: во время очередной битвы на опушке леса окопался шилтром франкских копьеносцев. Лишенные малейшего проявления инстинкта самосохранения, три моих берсерка дружно бросились на ощетинившийся копьями «еж». Разбег, прыжок… Два храбреца мгновенно погибли на копьях, но третий умудрился каким-то образом запрыгнуть в самый центр вражеского отряда. Обалдев от случайной удачи, смельчак осмотрелся по сторонам. «Ба, какие лица… Эх, раззудись плечо!» Это может показаться необыкновенным, но от одного кругового удара в разные стороны разлетелось более тридцати франков! Вывод очевиден: берсерки — проклятье плотных построений.

Пешие стрелки

Вот с этим родом войск у горцев проблемы. Каждый вид кельтских стрелков имеет свои преимущества и недостатки, причем сделать окончательный выбор весьма не просто. Поэтому здесь я выложу описание отрядов, а игрокам предоставлю возможность самим выбрать на свой вкус.
Керны
Ирландские застрельщики бывают очень полезны при борьбе с врагами, уделяющими слишком много внимания пехоте ближнего боя (саксонцы и алеманы). Урон от их дротиков очень неплох, а умение посылать снаряды по навесной траектории делает их отличным подспорьем для атакующей пехоты. Правда, керны будут почти бесполезны в армии, основу которой составляют мощные штурмовики (галлоугласы и берсерки), ведь эти вояки успевают растерзать врага раньше, чем керны выпустят первый залп дротиков. Поэтому наиболее рационально брать застрельщиков в поддержку пиктским копьеносцам.
Пращники
Камнеметатели могут быть весьма эффективны против врагов, облаченных в броню. А это значит, что на войне с римлянами они могут оказаться очень кстати. Только перед выступлением в поход пусть пращники пройдут обучение в храмах Кокидия и Гоибниу — это увеличит их эффективность вдвое. К главным недостаткам этого рода войск можно отнести неумение стрелять навесом, из-за чего пращники становятся бесполезны, когда войска уже вступили в рукопашную. А берсерки ведь имеют привычку нестись на врага, не спрашивая пращников, закончилась ли артподготовка.
Это забавно: чу, полуобнаженные мужчины идут по сугробам, не обращая внимания на февральскую метель. Что это? Зимний парад культуристов? Шествие общества любителей закаливания «Стопами Суворова»? Нет, это всего-навсего кельтская армия строится перед битвой в зимний сезон. Порой бывает на редкость забавно наблюдать, как раздетые по пояс берсерки, пращники и керны маршируют по заснеженным полям. И ведь даже не ежатся…
Пиктские самострельщики
Хотите — верьте, хотите — нет, но самострел появился в горах Шотландии не намного позже, чем в Китае. Пиктские стрелки по всем параметрам являются улучшенной вариацией пращников. Да и проблемы у них те же — малая дальность стрельбы и неумение стрелять навесом. Если есть возможность — берите пиктских самострельщиков в свою армию. Только вот пополнять отряды, понесшие потери, очень непросто. Ведь стрельбища должного уровня есть далеко не в каждом городе.

Кавалерия

Беспомощная в начале кампании, приемлемая в середине и слабая в конце. Кельтскую конницу можно жалеть или ругать, но обойтись без нее не удастся. Поэтому перейдем к осмотру клановых дружин.

Колесницы скоттов
В самом начале кампании язык так и тянется назвать их «скотскими колесницами». Любой игрок, впервые командующий кельтами, останется в глубоком раздумье, зачем эти агрегаты вообще введены в игру. Стреляют беспомощно, гибнут быстро, да еще и взбеситься могут. Но первое впечатление, как всегда, обманчиво. Да, колесницы гибнут в схватке в считанные мгновенья, но нанесенного ими урона хватает, чтобы сломить даже самого стойкого врага. Просто нужно вслед за «самоубийцами» послать на противника конников. Разумеется, такое «оружие одного удара» надо применять только тогда, когда оно себя оправдывает. Не гнушайтесь угробить отряд колесниц ради уничтожения военачальника или элитного отряда тяжелой кавалерии.
Это ляп: не секрет, что для создания кельтских колесниц использовались те же модели, что и в оригинальном Rome: Total War. Но в спешке моделлеры допустили один промах. Присмотритесь: с «заднего бампера» каждой колесницы свисает флажок с изображением… оленя на голубом фоне — символа британцев из оригинальной игры.

Волкодавы
Нет, я не причисляю бойцовские породы собак к парнокопытным. Просто по боевым задачам псы наиболее близки к кавалерии. Да и выводят их кельты почему-то в конюшнях. Спущенные с цепи волкодавы неплохо справляются с преследованием вражеских лучников. К тому же бесстрашные псы могут дать вашим войскам время на перегруппировку, набросившись на неприятеля.
Воины клана
Эти немногословные мужчины в стильных черных капюшонах станут основой и костяком вашей кавалерии. Их можно с чистой совестью отнести к добротной средней коннице — ничего лучше у вас уже не появится. Только не забудьте, что для эффективной борьбы с неприятельскими латниками воины кланов должны вступать в бой вслед за колесницами.
Телохранители вождя
От своих варварских аналогов отличаются только наивно-добрыми физиономиями. А в остальном все то же: прекрасно держат удар, но для массового производства не годятся.

Артиллерия

А вот осадных машин у кельтов нет вовсе. И они по этому поводу не очень-то комплексуют. Берсерки, штурмующие стены, расшвыривают врагов не хуже обычной катапульты. Да и кельтская тяга к рукопашному бою не позволяет вражеским артиллеристам без риска для своих воспользоваться снарядами.

Итак, как же всем этим пользоваться?

Есть два варианта кельтских армий: бюджетный и оптимальный. Первый основан на связке пиктских копьеносцев с кернами, второй — на использовании прорывной мощи берсерков и галлоугласов. Если вы остановитесь на втором варианте (я вам это рекомендую), то учтите, что вместо кернов пригодятся пращники, а воинов клана лучше поддержать колесницами. И всегда старайтесь связать вражескую конницу боем с предназначенными для этого войсками. Не подставляйте под наскок меченосцев и Псов Куланна.

Однако врагов лучше знать в лицо. Давайте заглянем в их испуганные глаза и пощупаем их дряблые мускулы.

Западные римляне

Ваш враг номер один на всю кампанию. Примечательно, что римляне делают ставку на ближний бой, плотные построения и тяжелые доспехи. А нам только этого и надо. Выбор «антиримских» средств у вас большой: пращники и самострельщики «прошивают» доспехи, а галлоугласы и Псы Куланна дерутся в рукопашной. Главное — не дать Западной Римской Империи развиться до элитных всадников. Тогда у врагов не останется ни единого преимущества.

Саксонцы

Если у саксонцев и есть какая-то отличительная черта, то она заключается в их абсолютной серости. Их войска сбалансированы, но тактика предсказуема. Беспокоят саксонские стрелки? Затравите их волкодавами. Пехота лезет в драку? Дайте своим воякам вдоволь помахать мечом и молотом. Конница безобразничает? Ваши воины кланов ничем не хуже. Проблем быть не должно, главное — не допускать совсем уж глупых ошибок.

Франки и романо-бритты

Обладатели очень мощной тяжелой конницы. Если справиться с пехотой вам будет несложно, то выдержать натиск неприятельских всадников будет ох как непросто. Не брезгуйте пользоваться самоубийственными атаками колесниц. Для противника потеря отряда паладинов или рыцарей Грааля обойдется значительно дороже, чем для вас — гибель дешевых «тачанок». В связке с колесницами воины кланов должны победить.

Алеманы

Наши близкие родственники, если судить по набору войск. Полуголые пехотинцы, бешеные берсерки — где-то мы это видели… Пожалуй, это единственный наш противник, которому надо противопоставить не ближний бой, а плотный заградительный огонь пращников и сильные кавалерийские удары. Также неплохо работают голодные волкодавы — доспехов враги не носят из принципа.

Кочевники

Вообще, с кочевниками лучше не воевать. Сами посудите, что мы можем противопоставить юрким степнякам, осыпающим нас стрелами? Но если вы на свое горе столкнулись с непреклонным фактом нападения, то придется действовать по ситуации. Первым делом спрячьтесь в лесу. Выстройте ваших копейщиков шилтромами и спустите с цепей волкодавов. Пускай песики носятся по полям и лесам за конными лучниками — либо догонят и покусают, либо будут их так гонять до конца сражения. Осталось просто держаться и ждать, пока истекут положенные сорок минут. Ничья будет неплохим исходом.

***

..Ирландский вождь сделал круг по центральной площади Рима на своей устрашающей колеснице. Перед ним победно стучали оружием о щиты его воины. За спиной военачальника полыхал ревущим драконом христианский собор. «Воины! Отцы наших отцов покорили полузверей Фир Болг!» — с победной хрипотцой в голосе обратился полководец к солдатам. — Деды наших отцов отвоевали родную Ирландию у страшных фоморов! Но и наши дети, и внуки наших детей не забудут тех подвигов, которые привели нас к стенам наших извечных злейших врагов! Рим сокрушен! Слава победителям и горе побежденным! — Слава!» — оглушительным эхом подхватили клич суровые воины.


Автор материала: Олег Казанцев
Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №4 (53) апрель 2006

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Сид Мейер нанял людей, которые специально портят код его игр, чтобы игроки не перепутали их с реальностью. — Вся правда о Сиде Мейере