Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Total War » Rome: Total War » Rome: Total War: Не дадим разрушить Карфаген — ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ. Журнал ЛКИ

Rome: Total War: Не дадим разрушить Карфаген — ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ. Журнал ЛКИ

Вдали от родины вас всегда выручат «зеленые береты» — бравые наемники.

Вдали от родины вас всегда выручат «зеленые береты» — бравые наемники.

Карфаген. Город на северном берегу Африки. Оказавшись на перекрестке торговых путей, в третьем веке до нашей эры он стал самой влиятельной силой в Средиземноморье. Но, будучи на взлете, карфагеняне не заметили, как под боком на Италийском полуострове поднял голову «дивный новый Рим». Мир был слишком мал для двух цивилизаций.

Город не спасли наемники, темная религия Ваала, гениальные полководцы и бездарные политики. Карфаген был разрушен до основания. Его падение ознаменовало собой кровавое рождение Римской империи.

Rome: Total War дает вам возможность изменить ход истории. Сможет ли Карфаген сокрушить Рим и добиться мирового господства? Как проявит себя Ганнибал под вашим руководством?

Это зависит от вас. А я в статье постараюсь вам помочь. Сначала я расскажу о сильных и слабых сторонах Карфагена. Потом перейду к конкретным стратегиям развития и борьбы с самыми опасными врагами Карфагена (да проклянет их Мелькарт).

Говорящий от имени мертвых

Мог ли Карфаген победить Рим? Мог, и еще как! На протяжении Пунических войн случались моменты, когда Рим стоял на пороге гибели. Карфаген много раз наносил поражение римским армиям. Армии Ганнибала стояли совсем недалеко от Вечного города. Военные кампании римлян могли длиться годами безрезультатно, а поселения Сицилии столько раз переходили из рук в руки, что никакая мафия не разберется.

Это интересно: на сайте «Десятый легион» (xlegio.ru) вы сможете найти много материалов о Пунических войнах, в том числе тексты древнеримских историков.

Но, несмотря на блестящие победы, стратегически Карфаген был слабее Рима. Купеческий город не смог противостоять сплоченности римских родов. Не все можно купить за деньги, особенно когда их не хватает. Наемники Карфагена часто бунтовали из-за невыплат, и римское ополчение в этом смысле имело преимущество. Кроме того, римляне были гибкими и очень быстро учились. За считанные годы они с нуля создали крупный флот и смогли противопоставить его карфагенскому.

В Rome: Total War стратегические решения принимаете единолично вы, и сражения проводите тоже вы. Это позволит вам «исправить» ошибки прошлого и поставить Рим на колени.

Узнать врага мы еще успеем. Для начала узнаем себя. Итак, давайте коротко перечислим преимущества и недостатки игрового Карфагена:

Что плохо:

  • крайне слабая пехота;
  • разбросанность провинций (острова, Испания, краешек Африки);
  • Карфаген окружен потенциальными врагами — Рим, Бруты, Сципионы, Юлии, Испания, Нумидия, Греция.

Что хорошо:

  • в окрестностях Карфагена в обилии водятся наемники;
  • города с самого начала могут давать неплохую прибыль;
  • конница Карфагена однозначно доминирует в этой части Средиземноморья;
  • слоны. Можно даже сказать так: слоны!

Чтобы выиграть, надо сгладить недостатки и использовать преимущества по максимуму. Впрочем, по-другому у вас и не получится. Даже играя без особых задумок, вы очень скоро обнаружите в своих армиях много конницы, слонов и наемников.

Тактика

Утром деньги — вечером пращники

Уникальный кадр: лучник вдруг вылупился на обычном (не боевом) слоне. Откуда он взялся? Как забрался на слона?

Уникальный кадр: лучник вдруг вылупился на обычном (не боевом) слоне. Откуда он взялся? Как забрался на слона?

Пешие отряды Карфагена очень слабы, особенно в ранней игре. До относительно сильных «священных отрядов» еще идти и идти. Времени у вас нет — сражаться придется с первых же ходов. Маленькие слабые армии должны сражаться против хорошо обученных римлян и не так хорошо обученных испанцев.

Спокойствие, только спокойствие! Здесь на сцену во всем белом (точнее, зеленом) выходят наемные отряды. Пусть они и не чета римским легионам, зато с помощью наемников вы легко сможете восстановить потраченную боями армию и заткнуть прохудившиеся фланги. Балеарские пращники, ливийцы и сильные наемные пельтасты станут вашей опорой в дистанционном бою, так как своих адекватных стрелков у вас нет.

«Зеленые» гоплиты — отличная фаланга начального уровня. Дешевая нумидийская конница позиционируется как заманивающий, преследующий и беспокоящий огнем отряд. Заменить ее тоже нечем.

В Испании кроме пращников можно купить легкую варварскую пехоту (берут количеством) и уникальных испанских наемников. Эти кидают пилумы и хорошо дерутся. На юге Италийского полуострова живут неплохие самнитские наемники, а за критскими лучниками стоит специально отправить экспедицию в Грецию.

И какой же получается в результате состав армии? А вот какой: пара отрядов фалангитов, обилие легкой пехоты, некоторое количество пращников и много легковооруженных дротикометателей.

Совет: выстраивая линию пехоты Карфагена, ставьте стрелков на фланги. В лучшем случае вражеские фланги поредеют. В худшем вражеская пехота насядет на стрелков, но даже тогда они смогут рвануть назад и поиграть с врагом в «Бенни Хилла».

Наверное, вы заметили, что тяжелой и средней пехоты для оформления «хребта» армии так и не нашлось. Но это и не важно, коль скоро у вас есть конница и отряды «больших серых пятен».

«Я умею летать!»

Наверное, не будет преувеличением сказать, что слоны в Rome: Total War могут выиграть для вас почти все сражения. Они пугают врага, топчут его, сбивают с ног и подбрасывают солдат в воздух. Но самое главное — они полностью расстраивают его ряды.

Животные не бессмертны. Слона (обычного, не боевого) легко могут убить в бою. Особенно часто гибнут животные при отступлении и в режиме «паники». Очень опасна для отступающих слонов конница.

Но мы не дадим врагу замордовать нашего слонятку. Применяйте обычную тактику: перед основным боем слон выскакивает с вашего фланга и с громким воплем «Сюрприз!» начинает обучать вражескую пехоту полетам.

В такие минуты счет идет на секунды. Как только отряды врага придут в расстройство, немедленно бросайте на помощь хоботным конницу (лучше всего) или пехоту (тоже неплохо). Все, дело сделано! В небольших сражениях, где с каждой стороны участвует по пять-восемь отрядов, такая тактика оптимальна.

Знаете ли вы: слонов можно использовать в качестве живых таранов против деревянных городских стен. Это даст возможность сэкономить ход на постройке настоящего тарана и полюбоваться смешной анимацией слона, бодающего стену. Но никогда не бросайте этих животных под ворота каменных стен — огонь для них губителен.

Сицилийская Этна с двух ракурсов.

Сицилийская Этна с двух ракурсов.

В ранней игре за Карфаген слоники — ваше «оружие возмездия», поэтому берегите их и не кидайте туда, где идет строительство или подвешен груз. Потерять одного-двух в бою можно («Какой был слон, какой был слон!»), но тоже нежелательно. Даже если «серые пятна» придут в неистовство, не спешите убивать их. Пусть лучше потопчут пару наемных отрядов, но останутся в живых для следующего боя.

В городских условиях слоны показали себя очень хорошо (не в пример коннице, у которой на городских площадях часто нарушается координация). Только не забывайте выстраивать их парами, чтобы не застревали на узких улочках.

Канны, которые всегда с тобой

Хрестоматийный пример эффективного использования карфагенской конницы — битва при Каннах. Когда ряды пехоты уже дрогнули под натиском римских легионов, Ганнибал вывел конные крылья и быстро охватил ими с двух сторон не особенно мобильную пехоту римлян. Отряды конницы летучей ударили в тыл и во фланги римскому войску и… и, собственно, все.

Основу вашей конницы составляют легкие отряды «круглых щитов» и средняя конница с длинными щитами. И те, и другие удивительно эффективны, особенно если учесть, что ни Рим, ни Испания не могут противопоставить этой коннице ничего, кроме генеральских отрядов (на этот счет у вас обычно есть собственный генерал).

Вы уже знаете, как действует тактика окружения: выставляете легкую пехоту и за ней — генерала. Конницу — в режиме «крыльев» по флангам. При приближении врага пусть конница плавно удлиняет «крылья» вашей армии и обходит вражеские фланги. Когда ваша пехота и вражеская вступят в бой, конница наносит решительный опрокидывающий удар.

Кстати, совсем не обязательно ждать, пока ваши солдаты начнут сражение, сковывая вражескую пехоту. Ударить конницей с флангов и пехотой с фронта можно одновременно. Особенно хорошо этот прием действует в небольших по масштабам сражениях.

Здесь может возникнуть еще один вопрос: в сколько рядов выстраивать лошадок перед атакой? Правило тут одно: нельзя, чтобы после атаки отряд оказался окруженным пехотой, — это верная смерть. (Поэтому выгодно атаковать чужие фланги.) Однако не стоит слишком вытягивать отряд по фронту: чем меньше глубина построения, тем слабее ударный эффект.

Будьте осторожны — ни в коем случае нельзя отдавать своим гусарам приказ «в атаку!», если поблизости есть конница врага. Та просто атакует ваших конников, связанных боем, и опрокинет. Сначала воспользуйтесь своим преимуществом и прогоните ее. Слоны могут помочь — они отлично связывают вражескую кавалерию. Прямо как будто всю жизнь этим занимались.

За городские стены старайтесь не пускать лошадей. Бой в урбанистическом окружении — дело пехоты, стрелков и слонов.

«Эх, надо было пойти во флот!»

Владения Карфагена в начале игры находятся на трех островах и двух континентах. Очевидно, морские сообщения — это очень важно. Но нужно ли пытаться создать доминирующий в Средиземноморье флот?

Нет. И вот почему.

Сражения выигрываются на суше. Флот лишь оказывает помощь, притом незначительную. В начале игры денежные средства у Карфагена не так чтобы очень внушительны. Увлекшись строительством портовой инфраструктуры и кораблей, легко оставить без внимания и поддержки полевые армии.

Это — верный путь к поражению. Еще ни одна провинция не была захвачена в морском сражении. Искусственный интеллект, кроме того, не увлекается блокадой ваших портов.

Это важно: надеюсь, вы не забыли, что корабли в Rome плывут намного дальше, когда находятся рядом с берегом?

Римский генерал пал. Победа!

Римский генерал пал. Победа!

Поэтому советую выстроить небольшой ударный флот для транспортировки отрядов на дальние расстояния. Переправлять войска между Карфагеном и Сицилией абсолютно безопасно: в гавани на флот напасть нельзя, а за один ход флот переходит из Карфагена в гавань Лилибея. За два хода можно добраться «вдоль стенки» на Сардинию или Пальму. Из Пальмы два хода — и вы в Испании. Все вовсе не так страшно, особенно если далеко просматривать море на предмет вражеского флота. На этот случай выстройте на Сицилии и Сардинии наблюдательные башни.

Знаете ли вы: флот двигается за один ход намного дальше, если выбрать не загруженную в него армию, а корабль. Если флот состоит из нескольких кораблей, переправляйте их по одному.

Однако стоит помнить, что вы сильно рискуете, отправляя армии и дипломатов на одиноких кораблях. Флот должен состоять из трех-четырех отрядов, тогда можно рассчитывать на то, что при нежданной встрече и неудачном сражении хоть кто-то останется в живых.

Держите оказавшиеся не при делах корабли в гавани и, построив кузницу, не забывайте их перебирать.

Это баг: иногда корабль или флот может во время хода застрять в прибрежной полосе. Будьте осторожны — исправить это вы не сможете, разве что снять с «севшего на мель» флота пассажиров.

Вторая функция кораблей — оборона берегов от высадки десанта. Предугадать высадку сложно, а предупредить — еще труднее. Нападут ли на вас? Это зависит от вашего стиля ведения войны. Если вы успешно бьете римлян на их территории (Сицилия, Италийский полуостров), то десанта в окрестностях Карфагена можно не опасаться. С островами все немного сложнее, и подробнее об этом я расскажу в следующей главе.

Стратегия

Запустите игру, начните кампанию за Карфаген и взгляните на геополитическое положение.

В Африке у вас две провинции. На Сицилии вам принадлежит одна из трех островных территорий. У вас в руках Корсика, Балеарские острова (Пальма) и южный регион Испании (Кордова). Одним словом, разбросала вас судьба.

А что же соседи? Соседи самые замечательные. В Испании — испанцы и галлы (нападут через два-три хода). Сицилию вы делите со Сципионами (нападут через пару ходов) и греками (с ними можно заключить тактический союз, но через десяток-другой ходов атакуют и они). На Сардинию готовятся напасть Юлии. В самой Африке под боком у вас живут нумидийцы. Они, как нетрудно догадаться, тоже нападут, хотя и не сразу.

Одним словом, буквально в первые же годы игры вам придется воевать на… раз, два, три — как минимум на три фронта. Неплохо, правда? У вас нет времени и нет выбора. Вариант только один — с первых же ходов воевать, и воевать успешно.

А что у нас в колоде? Неплохой расклад. На Сицилии обитает глава семьи старик Ханно со слонами. В Карфагене живет талантливый Газдрубал, который очень скоро выбьется в люди (увы, Ханно дотянет максимум до восьмидесяти лет). В Испании живет ничем не примечательный Феофан с небольшим войском. Для начала успешных войн этого более чем достаточно. Кроме того, не забывайте про наемников!

Однако это не значит, что можно обойтись без тренировки дополнительных отрядов. В Испании — можно (ниже я объясню, почему), а вот Карфаген и Сицилия нуждаются в отрядах.

Обязательно с самого начала стройте дипломатов. Для Карфагена посланцы мира очень важны, хотя ваши эмиссары все равно много не «надипломатничают». Они нужны для скупки вражеских войск и выгодной продажи карт. Если удастся заключить с кем-нибудь союз — очень хорошо. Но знайте — союзы с Карфагеном здесь долго не живут.

Итак, ваша цель: отразить атаки врагов, защитить острова, захватить жизненное пространство, укрепиться на Сицилии и в Испании, отвести угрозу нумидийцев. Римлян необходимо обезвредить до реформ Мария. После этого реально опасной для вас армией в регионе будет обладать лишь Египет. Впрочем, он далеко и непосредственной угрозы пока не представляет.

Сицилийский блицкриг

Сицилия — ключевой остров кампании. Потеряете Сицилию — потеряете все. Ее захват избавит вас от Сципионов и откроет прямую дорогу в Италию. Сейчас римляне владеют Мессиной. Исторически этот город принадлежал Карфагену, так что давайте восстановим справедливость.

Слоны помогут овладеть Мессиной.

Это важно: обрекайте все захваченные вами города мечам и пожарам. Стратегически это единственно правильное решение. Не бойтесь замедления собственного развития. Деньги вам нужны здесь и сейчас, а без бунтарей вы вполне проживете.

На юго-востоке острова расположен греческий город Сиракузы. Греки воюют с Римом, так что вам будет нетрудно заключить с ними союз. Однако за греками нужен глаз да глаз — они гарантированно нападут на вас через некоторое время. Используйте вероломство эллинов, чтобы овладеть Сиракузами и окончательно покорить Сицилию.

Будьте осторожны с Этной. Держать рядом с ней войска в шестидесятых годах третьего века — не лучшая идея.

Сицилия ваша. Что делать дальше? Советую высадиться в Италии. Во-первых, пригодятся слоны. Во-вторых, в Таранте есть конюшня, и это позволит вам плотно обосноваться на полуострове.

Чудо-остров

Юлии бредят Сардинией. Они высадятся на нее очень рано и возьмут город, если вы не переправите туда подкрепление. Стоит ли удерживать остров?

С одной стороны, ничего интересного там нет, а Юлии после захвата острова успокоятся. С другой стороны, хороший гарнизон может раз за разом отражать атаки зациклившихся на одном острове римлян. Чем не полигон для быстрого взращивания опытных генералов? Доходит до смешного — на форуме кто-то с удивлением заявил, что у него в игре «Юлии кончились». В атаках «израсходовался» весь римский род, страна погибла, и провинции превратились в повстанческие.

Балеарские острова и город Пальму стоит использовать для развития экономики. Высаживаться на них никто не будет, по крайней мере, сразу.

«Испанцы идут, испанцы!»

Испания — ваша головная боль. Испанцы и галлы не потерпят у себя под боком краешек Карфагена. Атаки начнутся немедленно. Займите мост перед Кордовой.

Ни испанцы, ни тем более галлы не обладают военной мощью. Но и у них есть туз в рукаве — подкуп. Они обязательно попробуют его на вашем генерале и городе. Окружайте генерала толпами (пусть даже крестьян). Это затруднит подкуп. Некоторые советуют оставить испанцев без штанов, продав им карту втридорога (пять тысяч денариев — нормальная цена). Когда в Кордове можно будет тренировать шпионов, затолкайте одного в армию генерала, другого посадите за стены города.

Советую вести себя в Испании агрессивно и быстро захватить слабозащищенный Новый Карфаген (к востоку от Кордовы). Потом соберитесь с силами и опустошите полуостров. Кордова может справиться и без помощи «большой земли». При желании выпишите из Карфагена слонов, покажите немытым галлам свой вариант «В мире животных».

Набирать армии в Испании проще всего… дипломатами. Просто перекупайте вражеские армии. Набор ваших и испанских отрядов во многом пересекается, так что вы здесь убиваете двух зайцев. Это палка о двух концах — купив вашу армию, испанцы тоже выигрывают вдвойне. Но вы Карфаген, и денег у вас должно быть больше.

***

А что же делать дома? Захватите две повстанческие провинции (одну вы найдете справа по берегу, другую — у южного края карты). Ждите нападения нумидийцев или выносите их самостоятельно.

В ваших руках — Испания, Африка и Сицилия. Теперь ничто не помешает вам пойти войной на Рим. И да благословит вас великая Танит.


Автор материала: Тимур Хорев
Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №1 (38) январь 2005

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Будь я американцем, как я сейчас англичанин, то если бы чужие войска высадились в моей стране, я не сложил бы оружие – никогда – никогда – никогда! Вам не завоевать Америку. — Уильям Питт, герцог Четэмский, Civilization IV: Colonization


Книги по шахматам