КУЛЬТУРА ШАН (1800-1000 гг. до н.э.). Древние культуры
Китай был загадкой для мира с тех пор, как на Западе в древности стало известно о его существовании. Он был изолирован как географически, так и из-за сознательной политики его правителей. Предполагалось, что Китай является одной из древнейших цивилизаций, однако современные археологические находки и исследования показали, что цивилизации на Крите, в Египте и в Месопотамии возникли намного раньше его.
На территории Китая находятся несколько идеальных для земледелия плодородных речных долин, в особенности в районе рек Хуанхэ и Янцзы. Новые технологии постепенно распространялись с Запада, и первые китайские земледельческие общины возникли в долинах этих рек примерно в 5000 г. до н.э. Хотя все древние цивилизации располагали примерно одинаковым набором знаний в сфере земледелия и технологий, относительная изолированность Китая позволила ему сформировать уникальную культуру. Ее особенностью стало первенство в совершении многих важных прорывов в развитии.
СТОЛИЦА
Первой общепризнанной династией китайских царей была Шан, располагавшаяся в северной части долины Хуанхэ. Их главным городом был Аньян к юго-западу от нынешнего Пекина. Чжоуская династия свергла ослабленного шанского царя и правила 400 лет из города Хао в северо-западной провинции Шеньси. После того, как варвары с севера овладели Хао, чжоуская столица была перенесена на восток в Лои. Несмотря на утрату контроля за большей частью Китая, чжоуская династия продолжала управлять государством, размеры которого изменялись, вплоть до 221 г. до н.э. В 221 г. до н.э. Китай был объединен усилиями Цинь Ши-хуанди, от которого современный Китай берет свое наименование. Новая столица была выстроена в Сяньяне к юго-востоку от современного Пекина.
ОБРЕТЕНИЕ МОГУЩЕСТВА
Шанская династия правила целым рядом феодальных уделов северо-западного Китая с 1766 по 1027 гг. до н.э. Остальная часть страны состояла из территорий, которые шанцы не могли прибрать к рукам или оказывать на них влияние. В 1027 г. ослабевший шанский царь не сумел удержать бразды правления в своих руках перед лицом либо мятежа либо спланированного нападения со стороны западной провинции Чжоу. Чжоуская династия утвердилась и распространила свое влияние на центральные и южные районы Китая в течение последующих 400 лет. С помощью свергнутой царицы варвары с севера вторглись во владения Чжоу и захватили столицу в 722 г. до н.э. Чжоуская династия переместилась на восток, но никогда более не восстановила своего прежнего статуса.
Ослабление Чжоу стало началом Весеннего и Осеннего периодов (722-481 гг. до н.э.) китайской истории. В эту эпоху возникали феодальные царства, которые боролись между собой за территорию, стратегические ресурсы и населенные районы. Война между ними и варварами с севера не прекращалась. К 500 г. до н.э. из 200 феодальных территорий Китая было создано 20 независимых государств.
В 540 г. до н.э. на конференции, собранной по инициативе мелких государств, больше других страдавших от постоянных вторжений и грабежа, было достигнуто соглашение о перемирии. Мир сохранялся 40 лет, но затем столкновения возобновились, положив начало т.н. эпохе «борющихся царств» (481-221 гг. до н.э.). Семь крупных государств сформировались в эту эпоху, но все они, одно за другим, начиная с 230 г. до н.э., были подчинены Цинь Ши-хуанди. В 221 г. до н.э. он провозгласил себя первым императором Китая.
ЭКОНОМИКА
Ранние китайские земледельцы выращивали просо и овощи и разводили собак и свиней. К 4000 г. до н.э. рис стал наиболее распространенным пищевым продуктом Азии. К 2500 г. до н.э. стали разводить крупный рогатый скот, домашнюю птицу, овец, коз, а буйволов стали впрягать в телеги и плуги.
Несмотря на военные издержки, экономика древнего Китая продолжала расти и совершенствоваться. Разветвленная сеть дорог способствовала развитию транспорта и торговли. Масштабные ирригационные проекты включали перекрытие рек, разбивание их на отдельные протоки в целях орошения больших площадей для возделывания риса. Впечатляющими были проекты по строительству каналов, соединяющих реки и доставляющих воду в засушливые районы. Первый такой канал был сооружен в 486 г. до н.э. с целью переброски войск. Укрепление Цинь Ши-хуанди во власти состоялось в значительной степени благодаря быстрому росту численности населения, ставшему возможным по итогам осуществления крупных ирригационных проектов, способствовавшего резкому увеличению производства пищи.
Бронза стала известна в Китае не ранее 1500 г. до н.э., железо — в 6 в. до н.э. Одним из преимуществ Цинь было наличие месторождений железа и созданная на их основе металлургия. Металлические изделия были более практичными, а металлическое оружие давало воинам преимущество в бою. Китайцы освоили литье железа за 17 веков до того, как технология этого ремесла достигла Европы. Изготовление железа было ключевым фактором в формировании китайского общества.
Уникальной чертой Китая в древности было отсутствие рабов и наличие значительного класса крестьян-землевладельцев. Причины этого до конца непонятны. Эти две особенности, возможно, внесли свой вклад в создание условий для колоссального производства продуктов питания и стремительного роста численности населения страны.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
В религии древнего Китая доминировал культ предков. Цари прослеживали свою родословную до Шан-ди, основателя народа и правителя мира природы. Шан-ди и другим предкам приносились жертвы, с ними «консультировались» по всем вопросам бытия. Политическая власть была связана с духовной. Правитель был сыном Неба, обеспечивавшим благосостояние людей. Эти древние верования были, в конечном счете, трансформированы в государственную религию посредством двух конкурирующих философских учений, разработанных примерно в 6 в. до н.э. в ответ на растущее недовольство феодализмом.
Более древним из этих учений является даосизм, основанный на системе афоризмов. Соответствие высшему началу Дао достигалось неагрессивными действиями и простотой. Даосизм проповедовал возврат к обществу естественного распределения, коллективизму, нестяжательству. Типичный даосский афоризм гласит: «Кто чувствует, что его проткнули, должно быть, был пузырем».
Другим, более влиятельным течением было конфуцианство, более развернутое к жизни и социально ориентированное учение. Это была философия честности и сотрудничества в отношениях, основанных на верности принципам. Самосовершенствование и самоотречение вели к добродетели. Конфуцианским идеалом считалось усовершенствование человеческой личности путем жертвенности и уважения традиционных ценностей, доставшихся от предков. Дисциплинированный потомок получал вознаграждение в виде восхождения к Небу.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Различные китайские династии управляли иерархией феодальных государств, объединенных узами родства и вассальными отношениями. Феодальное общество держалось на труде свободных земледельцев, производивших излишек пищи и предоставлявших бесплатную рабочую силу.
После формирования первой империи в 221 г. до н.э. на смену феодальному обществу пришла новая структура. Знать стала формироваться только из родственников императора. Ниже их в общественной иерархии находились 4 класса: ши — мелкая аристократия, землевладельцы и ученые, нун — свободные земледельцы, платившие налоги, работавшие на общественных работах, служившие в армии, гун — ремесленники и шан — торговцы.
АРХИТЕКТУРА
Древнекитайская архитектура отличается, прежде всего, наличием хороших навыков по возведению стен. Стены защищали города и деревни, делили города на кварталы. Контроль за доступом в отдельные кварталы была важным инструментом в руках властей. В ранний период стены строили из глины и скрепляли деревянными балками. Использование глины таким образом составляло две основные характерные черты китайской архитектуры — стены обычно не несли нагрузки, и крыши имели большие отливы, чтобы вода не попадала на стены. На более поздних этапах стали использовать обжигаемые на солнце кирпичи для облицовки стенных фасадов, а к концу эпохи «борющихся царств» использовали кирпичи, обжигаемые в печах.
Великая китайская стена была построена после объединения 221 г. до н.э по двум причинам. Во-первых, она предназначалась для того, чтобы отражать нападения варварской конницы с севера. Во-вторых, строительство создало массу рабочих мест для тысяч мужчин, которые ранее служили в многочисленных армиях, в которых отпала необходимость после объединения.
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Древние китайцы собирали армии, перед которыми меркли, ближневосточные аналоги того времени. Количество жертв одного сражения нередко достигало 100 тысяч человек, согласно хроникам, известным своей педантичностью. Наряду с профессиональными армиями существовали крупные соединения рекрутов, набиравшихся на временной основе.
Наиболее воинственные государства располагались на севере и северо-западе страны, Они были вынуждены повышать свое военное искусство перед лицом нападений варваров с севера. В этих районах научились давать масштабные полевые сражения армиям соседних государств и ордам варваров-кочевников. Три основные царские династии древнего Китая происходили из северных провинций.
В Бронзовый век династии Шан главной военной силой были лучники на колесницах. Их сменили конные лучники и крупные пехотные соединения, оснащенные железным оружием. Китайцы на много веков раньше других народов освоили самострелы. Их изготавливали в огромных количествах для нужд армии и временных формирований. Это также повлияло на распространение строительства оборонительных стен. По неясным причинам доспехи бойцов изготавливались в основном из дерева и бамбука.
УПАДОК И КРАХ
Империя, основанная в 221 г. до н.э., просуществовала с изменениями под названием династии Хань до 9 в. н.э. Затем власть в империи захватил узурпатор, который правил 16 лет. Его попытки реформировать систему землевладения провалились, и он был в итоге обезглавлен. Эта эпоха символизирует поворотный пункт в истории Китая, хотя империя существовала и в 20 веке н.э.
НАСЛЕДИЕ
Главными элементами наследия древнего Китая являются философское учение, включая концепции культа предков, добродетели, гармонии с природой (Инь-Янь), определяющее культуру этой страны и сегодня. Одним из видных материальных проявлений китайской культуры является Великая китайская стена — единственный продукт деятельности человека на Земле, который видно из космоса.
Советуем почитать:
- ДРЕВНЯЯ ЧОСОНСКАЯ КУЛЬТУРА (2333-108 гг. до н.э.). Древние культуры
- КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ (700-332 гг. до н.э.). Древние культуры
- КУЛЬТУРА ВАВИЛОНА (1900-539 гг. до н.э.). Древние культуры
- АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА (1800 — 600 до н.э.). Древние культуры
- КУЛЬТУРА ЯМАТО (3000-800 гг. н.э.). Древние культуры
- КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (5000-30 гг. до н.э.). Древние культуры
- ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА (5000-2230 гг. до н.э.). Древние культуры