СУДА И МОРЕПЛАВАНИЕ. Расцвет цивилизаций
Самые ранние археологические сведения о плотах и других средствах передвижения по воде были обнаружены в районе Верхнего Нила в Египте и датируются приблизительно 4000 г. до н.э. Речь идет, прежде всего, об изображениях на фрагментах глиняной посуды и на стенах древних гробниц.
Нет прямых свидетельств о том, что люди освоили судоходство до 4000 г. до н.э. Правда, по некоторым косвенным данным, люди плавали по морю значительно раньше даты, установленной археологией. Например, ископаемые находки свидетельствуют о том, что люди появились в Австралии около 6000 лет назад. Сегодня мы предполагаем, что первые австралийцы мигрировали на зеленый континент морем из юго-восточной Азии, используя плоты или лодки. Другой пример: каменные орудия, найденные на древней стоянке в районе Эгейского моря, были изготовлены из вулканической лавы, происхождение которой относится к острову в 80 милях от берега. Эти орудия датируются 11000 г. до н.э.
ПЕРВЫЕ СУДА
Конструкция первых судов является предметом споров. Они могли быть лодками, выдолбленными в стволах деревьях, лодками из древесной коры либо судами, сделанными из шкур животных. Лодки выдалбливали из цельного ствола. В его середине выжигали или выдалбливали большую полость, где мог разместиться человек. По бокам приделывали доски, чтобы вода не проникала внутрь. Деревянные выносные уключины добавились к правому либо левому борту лодки позднее, это помогало предотвратить ее перевертывание.
Также для изготовления первых лодок использовали шкуры животных. Их натягивали на деревянную раму и крепили смолой. Это были легкие переносные лодки. Дошедшие до нас рельефные изображения древней Ассирии 700 г. до н.э. демонстрируют покрытые шкурами лодки, которые использовались для перевозки колесниц через реку Евфрат.
Множество новинок, связанных с лодками, было осуществлено в Египте. Нил тек на север, но ветры дули в основном на юг. Широкий и мирный Нил был естественным водным транспортным путем, что стимулировало использование лодок. Считается, что египтяне изобрели паруса. Они использовали растения или лиственные ветви, чтобы поймать ветер. К 3500 г. до н.э. они стали применять квадратный парус, который, по-видимому, ткали из тростника и устанавливали на вертикальной мачте, расположенной на носу. В период между 2200 и 1900 гг. до н.э. мачту сместили с носа на середину палубы. Это сделало возможным поступательное передвижение лодки и при использовании встречного ветра. Необходимость в транспортировке крупных каменных блоков вниз по реке для строительства масштабных сооружений могла стать причиной перехода от тростниковых к деревянным судам. В районе 2500 г. до н.э. был осуществлен переход от короткого к длинному веслу. Длинное весло имело несколько преимуществ перед коротким и позволяло увеличить как размер, так и скорость судов. Оно позволяло рассаживать гребцов рядом друг с другом с тем, чтобы они управляли одним длинным веслом вместе, хотя это нововведение было внедрено несколькими веками позднее. Палуба традиционного весельного судна должна была находиться на одном уровне с ватерлинией, чтобы весла доставали до воды. Это ограничивало размер, высоту и водоизмещение судов. Длинные весла позволили строить более крупные суда.
Для управления судном использовались удлиненные балки, опущенные в воду около кормы. Этот первобытный руль просто поддерживался рулевым и не был прикреплен к судну. Крупные суда того времени имели не менее 5 подобных рулевых механизмов.
СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ
Исследование останков более чем 30 древних судов, обнаруженных в Средиземноморье, позволяет утверждать, что древние судостроители начинали строить судно снаружи, а не изнутри, как это делается сегодня. Сначала древние строили каркас и укрепляли изнутри опорными стойками. По краям досок каркаса проделывали прорези, в которые вставляли деревянные шипы. Шип, находившийся между двумя досками, закреплялся деревянными штырями, проходившими сквозь доски и шипы. Соединения стягивались при разбухании досок, штырей и шипов, что делало излишним их обработку смолой. Затем каркас стягивался поперечными креплениями и палубами.
Древнейшее парусное судно такой конструкции было найдено близ побережья Малой Азии и датируется 1350 г. до н.э. Первое упоминание о парусных судах — надгробная роспись из Фив, датируемая 1400 г. до н.э. На изображении — торговые парусные суда, прибывающие из Леванта в Египет.
ТОРГОВЫЕ СУДА
Греческая и финикийская морская торговля процветала в восточном Средиземноморье, начиная примерно с 900 г. до н.э. И те, и другие основывали колонии на средиземноморском побережье и создавали торговые империи.
Финикийцы были, по-видимому, самыми искусными мореплавателями античности, достигая берегов Британии для пополнения стратегически важных запасов олова. По некоторым данным, финикийцы обогнули Африку и, возможно, достигли Америки.Финикийские суда имели широкие остовы и были закруглены спереди и сзади. Обычно их украшала резная лошадиная голова на носу. Греческие писатели называли такие суда «калошами» за их форму или «лошадьми» за украшение на носу.
Первые паруса имели брус вдоль своего нижнего края. Такие паруса использовали египтяне на относительно спокойном Ниле. К 6 в. до н.э. в открытом море использовали в основном широкие паруса квадратной формы с незакрепленным основанием. На росписи этрусской гробницы в Тарквинии (Италия) от 5 в. до н.э. изображены торговые суда с двумя мачтами и фоком.
К 5 в. до н.э. торговые суда водоизмещением 400 тонн перевозили насыпные и наливные грузы по Средиземному морю. Только в 19 в. н.э. стали строить более крупные торговые суда. Самими распространенными грузами того времени были зерно, вино и оливковое масло.
По имеющейся информации, самое крупное судно древности было построено для Иерона II, царя Сиракуз в 2070-2015 гг. до н.э., чтобы перевозить зерно из Египта. Оно имело 3 мачты и трюмную помпу, изготовленную по чертежам знаменитого инженера древности Архимеда. Во время первого плавания оно перевозило груз, который состоял из 60 тысяч мер зерна, 10 тысяч консервов сицилийской рыбы, 20 тысяч талантов древесины, а также 20 тысяч талантов других товаров. По современным оценкам, этот груз весил 2 тысячи тонн. Если царь хотел отправиться в плавание сам, судно оснащалось роскошным интерьером, включая каюты с мозаичными полами, верхнюю палубу с экзотическими растениями, спортивный зал, душевую комнату с медными ванными и мраморными бассейнами, библиотеку, а также религиозный уголок Афродиты.
Советуем почитать:
- ТОРГОВЛЯ. Расцвет цивилизаций
- МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА (2200-1200 гг. до н.э.). Древние культуры
- ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА (1200-146 гг. до н.э.). Древние культуры
- ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Расцвет цивилизаций
- Купеческое судно. Торговые корабли Age of Empires
- Торговая лодка. Торговые корабли Age of Empires
- Руководство по Civilization 4 Colonization: Европа