Архив рубрики «Военное дело»
Средневековые армии. Военное дело Age of Empires II
Первыми средневековыми армиями были племенные военные отряды, оставшиеся с древности. Они эволюционировали в феодальные армии, набиравшиеся из вассалов сеньора и их слуг. Владельцы ленов были обязаны проходить военную службу каждый год. Сначала это были недели или месяцы службы вассала в сопровождении профессиональных солдат, которых он нанимал самостоятельно. Позже, в армиях королей и богатых сеньоров большую пропорцию составляли профессионалы и наемники. В позднейший период вассалы откупались от действительной службы в армии деньгами, и эта «военная пошлина» помогала королям содержать постоянные армии.
Организация. Средневековые армии. Военное дело Age of Empires II
По сравнению с большими национальными армиями более позднего периода, организация феодальных армий оставалась простой. До самого конца эпохи в них не было постоянных полков, дивизий или корпусов. При мобилизации в феодальной армии каждый вассал отправлялся к месту назначения с рыцарями, лучниками и пешими солдатами, которых он обязан был привести. На месте назначения пришедшие перегруппировывались по родам войск. Рыцари со своими оруженосцами собирались и продолжали путь вместе, так же поступали лучники и пешие солдаты.
Стратегия. Средневековые армии. Военное дело Age of Empires II
Средневековая военная стратегия имела отношение к контролю над экономической основой благосостояния и, таким образом, к способности выставить армии в бой. В начале эпохи это означало, главным образом, разорение или защиту сельской местности, поскольку всякое благосостояние зарождалось на полях и пастбищах. С течением времени города стали важными контрольными точками как центры благосостояния, имевшего в своей основе торговлю и производство.
Тактика боя. Средневековые армии. Военное дело Age of Empires II
Тактика сражений
Средневековые битвы медленно переходили от стычек плохо организованных военных отрядов к сражениям с применением тактики и маневрирования. Отчасти эта эволюция была ответом на развитие разных типов войск и вооружения и умения им воспользоваться. Первые армии эпохи темного средневековья представляли собой толпы пеших солдат. С развитием тяжелой кавалерии лучшие армии превратились в толпы рыцарей. Пеших солдат использовали для разорения сельскохозяйственных земель и тяжелой работы при осадах. В битвах, однако, пехота находилась под угрозой с обеих сторон, поскольку рыцари стремились встретиться с неприятелем в поединках. Пехота в этот ранний период состояла из феодальных рекрутов и необученных крестьян. Лучники также были полезны при осадах, но и они рисковали быть растоптанными на поле боя.
Монголы. Средневековые армии. Военное дело Age of Empires II
Монголы
Кочевые всадники Монголии последовательными завоеваниями, начавшимися в двенадцатом веке и продолжавшимися на протяжении жизни нескольких поколений, создали самую большую в мире сухопутную империю. В ходе этих завоеваний монголы воевали с большей частью мировых держав средневековой Азии и Европы и в большинстве случаев побеждали. Их империя была целиком построена на военных победах, одержанных благодаря армии, непохожей ни на одну другую армию в мире. Большинство противников считало их непобедимыми. Их наступление на Европу остановила только смерть в правящей династии. Возможные претенденты на трон отправились домой вместе со своими войсками и больше уже не вернулись.
Замки. Военное дело Age of Empires II
Фортификации и земляные сооружения использовались для защиты со времен Каменного века. Однако настоящие замки появились в Европе только в девятом веке, отчасти в качестве ответа на нашествия викингов, отчасти в качестве демонстрации децентрализации феодальной политической власти. С девятого по пятнадцатый век тысячи замков были построены по всей Европе. Перепись, проведенная во Франции в 1905 году, насчитала более десяти тысяч замов, оставшихся только в этой стране.
Эволюция замков. Военное дело Age of Empires II
Строительство замков в Европе
С девятого века местные властители начали испещрять ландшафт Европы замками. Поначалу спроектированные и построенные просто, они эволюционировали в каменные крепости. Многие из них принадлежали королям или их вассалам, но большинство было построено в личных интересах местных дворян. Их строительство оправдывалось угрозой нападений варваров, но дворяне использовали их для установления контроля над местностью. Это было возможно, поскольку в Европе того времени не существовало сил стратегической обороны и сильной центральной власти.
Защита замков. Военное дело Age of Empires II
Оборона замков
Основной принцип обороны замка состоял в создании наибольшей опасности для нападающих и сведению ее к минимуму для защитников. Хорошо построенный замок могли эффективно оборонять и удерживать в течение длительного времени малочисленные силы. Упорная оборона позволяла хорошо снабженным защитникам держаться до тех пор, пока осаждающих не прогоняло подошедшее подкрепление или не вынуждали отойти нехватка продовольствия, болезни или потери.
Осада замков. Военное дело Age of Empires II
Взятие замков
Из-за быстрого распространения замков и укрепленных городов и их стратегического значения, взятие и защита крепостей были обычными военными действиями во времена позднего средневековья. Хотя удержать замок можно было малыми силами, для его взятия силы требовались большие. Нападающая сторона должна была иметь достаточно большую армию, чтобы контролировать местность вокруг замка, отбивать нападения освободительных сил и штурмовать крепость или, по крайней мере, держать плотную осаду. Это было дорогостоящим предприятием.
Порох. Военное дело Age of Empires II
Появление пороха
Китайцы имели порох к одиннадцатому веку и использовали его в военных целях для запуска снарядов. Однако эти снаряды были скорее средством устрашения, чем полезным метательным оружием. Китайцы также проводили эксперименты с фейерверками. Они не осознавали возможности пороха как взрывчатого вещества или движущей силы для стрелкового оружия.