Жанры компьютерных игр по версии PC-REVIEW
Общепринятой классификации компьютерных игр не существует, хотя некоторые принципы считаются установленными. Эта заметка отражает классификацию, которая будут использоваться в РС-REVIEW. Используемая нами система не претендует на идеальность, но достаточно полно отражает современную ситуацию. Названия жанров будут в основном использоваться на английском языке, в связи с тем, что однозначный содержательный перевод практически невозможен.
Любая подобная классификация может быть подвергнута обоснованной критике, однако РС-REVIEW не намерен открывать дискуссию по данному вопросу. Однако, мы планируем продолжать публиковать статьи по истории возникновения и развития жанров, а также освещать различные их особенности. Будут публиковаться и другие статьи, посвященные вопросам классификации, если в этом возникнет необходимость.
Adventure — игры, представляющие собой цепь «житейских» головоломок, постепенное решение которых позволяет достичь цели игры, известной с самого начала или выясняющейся постепенно в ее ходе. Эти головоломки решаются в основном за счет манипулирования доступными герою предметами и объектами. Жанр получил название по самой первой игре этого типа. Название будет использоваться на английском языке или в виде неформального транслитерированного термина «адвентюра».
Arcade/Action — оба названия могут использоваться как синонимы или в таком виде, через косую черту. Этот жанр определяет большую группу игр, в которых быстрая реакция, глазомер и точный расчет времени являются основными требованиями, предъявляемыми к пользователю, а работа мозга отходит на второй план. Слово Action (действие) само объясняет свое появление в качестве названия жанра, a Arcade Machine — это развлекательный игральный автомат, работающий от монетки. Название будет использоваться без перевода.
Logic — логические игры. Охватывает целое семейство логических настольных игр, как традиционных, так и менее известных, чаще всего имеющих симметричные правила. В частности, к этому жанру относятся шахматные программы, программы карточных игр и тому подобные. Термин «традиционные игры» не используется в связи с тем, что некоторые малоизвестные или оригинальные логические игры не совсем подходят под это название.
Management — на русском языке означает «управление». Пользователь в таких играх занимается управлением развитием какой-либо системы. Суть игры обычно заключается в накоплении и использовании каких-либо ресурсов. Успешность игры при этом, как правило, определяется не за счет достижения какого-либо четкого финала, а по некоторой рейтинговой шкале. Название будет использоваться без перевода.
Puzzle — игры-головоломки. Слово «головоломка» служит и переводом названия, и точно передает содержание жанра.
Role-Playing Games — название, переводимое как «ролевые игры», должно отражать тот факт, что пользователь как бы идентифицируется с героем игры. Основными элементами игры являются: исследование обширного игрового пространства, улучшение способностей героя или управляемого им транспортного средства («воспитание»), сражения с различными видами противников. Базовый сюжет ифы обычно сходен с жанром Adventure. Термин будет использоваться в виде сокращения RPG. В зарубежных изданиях встречаются также термины FRPG (Fantasy RPG = RPG со сказочным сюжетом) и CRPG (Computer RPG = компьютерная RPG, в отличие от настольных вариантов игры).
Sport — спорт. Жанр представляет собой более- менее точное воспроизведение спортивных соревнований, как в игровых, так и в других видах спорта.
Simulation—игры, имитирующие работу каких-либо технических устройств с точки зрения водителя. На русском языке будет использоваться термин «имитатор». Игры этого жанра охватывают различные военные машины, спортивные гоночные автомобили, а также разнообразные варианты фантастической техники будущего.
Wargames — военные игры. Жанр охватывает различные виды боевых действий на тактическом, оперативном или стратегическом уровне с точки зрения «главного полководца». Пользователь обычно занимается организацией боевых действий, а не участвует в них непосредственно. Боевые единицы при этом обычно изображаются в виде фишек различного вида. Термин будет использоваться на английском языке.
РС-REVIEW осознанно отказывается от использования термина «стратегия» или Strategy по нескольким причинам. Во-первых, чаще всего под этим термином понимаются игры, сочетающие элементы жанров Wargames и Management. Кроме того, во многих изданиях и статьях этот термин используется в тех случаях, когда автор по какой-либо причине затрудняется определить жанр игры, и в этом случае слово «стратегия» часто кажется ему наилучшим выходом из положения. PC- REVIEW полагает, что использование этого термина вносит только дополнительную путаницу.
Отметим, что во многих случаях игры сочетают элементы нескольких различных жанров и в этом случае акцентирование внимания на всех или только некоторых из этих жанров, а также конкретное отнесение игры к какому-либо определенному жанру является правом автора соответствующей статьи.
РС-REVIEW видит своей задачей освещение всех вышеперечисленных жанров. Однако, как вы понимаете, личные мнения членов редакционной коллегии, а также общая неравновесность ситуации в мире компьютерных игр влекут за собой тот факт, что каким-то из жанров будет отдаваться относительное предпочтение и выделяться больше места в нашем журнале, чем другим.
Словарик игровых терминов
Словарь в нашем журнале предназначен для разъяснения используемых специальных терминов и слов, употребляемых в необычном значении.
ГЕРОЙ—персонаж ифы, управляемый пользователем. Некоторые ифы могут иметь несколько героев. В некоторых статьях герой будет отождествляться с пользователем и слова «герой» и «пользователь» будут использоваться как взаимозаменяемые.
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО — территория, на которой происходит ифа, с точки зрения ее персонажей. Может рассматриваться как единая зона или различными способами разбиваться на фрагменты. Масштабы, структура и насыщенность определяются конкретной игрой.
ЛОКАЦИЯ— в тех играх, где игровое пространство имеет дискретную структуру представляет собой минимальный элемент игрового пространства. В жанре Adventure обычно представляет собой экран или фуппу экранов, в других жанрах — часто просто клетка игрового поля, встречаются и другие варианты.
ОБЪЕКТ —любой элемент ифы, имеющий значение для ее хода. В частности, встречные персонажи в некоторых жанрах тоже рассматриваются как объекты. Однако, отчетливость и качество элементов видеоизображения сами по себе еще не дают им права называться объектами.
PC-Review, 1/94
Советуем почитать:
- О ролевых книгах-играх
- COVERT ACTION. Руководство и прохождение от PC-REVIEW
- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА
- Новый жанр для любителей ADVENTURE
- БЛЕСТЯЩАЯ ХАЛТУРА
- Команда вашей мечты. Как «по взрослому» создаются компьютерные игры
- ID Software: Кто есть кто