О причинах пиратства и методах инсталляции
Прежде, чем говорить об инсталляции игр, пара слов о том, откуда берутся игры (во всяком случае. аист тут не при чем). Хорошо бы, конечно, чтобы в нашей стране существовал цивилизованный рынок программ, и каждый мог пойти в магазин и купить там хорошо оформленную игру в фирменной упаковке с фирменными дискетами, да еще чуть дешевле, чем на Западе». Все это замечательно, но действуют два фактора:
1. Средняя зарплата у нас » немного» ниже, чем на Западе.
2. Ассортимент игр, предлагаемых в магазинах, наводит на грустные мысли о ликвидации залежалого товара. Даже в крупных городах магазины, торгующие лицензионными играми, можно пересчитать по пальцам.
Поэтому не будем ханжами и скажем: да, большую часть нашего игрового рынка составляют пиратские копии игр. Пиратство развито необычайно сильно, и в ближайшее время никаких изменений на этот счет не предвидится, невзирая на любые законы об авторских правах (во всяком случае, до времен, пока средняя зарплата не станет исчисляться многими сотнями долларов). Хорошо это или плохо — совершенно отдельный вопрос, пока что мы констатируем очевидный факт.
Продаваемая лицензионная игра вовсе не «готова к употреблению». Файлы заархивированы, чтобы занимать поменьше дискет, вдобавок некоторые из них могут просто не понадобиться, а нужны при установке на конкретный компьютер -скажем, драйверы звуковых карт, которых заведомо нет на этом компьютере. Процесс переноса файлов игры с дискет на винчестер вместе с их разархивацией, настройкой на параметры конкретного компьютера и называется инсталляцией. Чтобы не создавать для покупателя дополнительных неудобств, обычно.на самой первой дискете с игрой имеется утилита-инсталлятор (в 99% случаев она называется INSTALL.EXE или SEТUP.EXE, так уж принято).
Чтобы установить лицензионную игру, достаточно запустить инсталлятор, ответить на несколько вопросов, а потом можно откинуться на спинку кресла и расслабиться — дальше программа сделает все сама, только успевай по ее запросу менять дискеты.
Пиратские версии игр, естественно, распространяются без исходных дискет, в виде файлов. Удобство процесса инсталляции остается, и «передирать» игры без их инсталляции бывает рискованно · вдруг не хватает нужного драйвера, или игра привязана к конкретному местонахождению на диске, и т.д. Так что, как правило, файлы представляют собой точные образы инсталляционных дискет, позволяющих пользователю воспроизвести их на любых свободных дискетах.
Самый трагичный случай, когда исходные дискеты были защищены от копирования нестандартной разметкой, добавлением служебной информации на 81-ую дорожку и прочими приемами. Бывает это довольно редко, т.к. введение любой системы защиты от копирования повышает себестоимость программного продукта и, как результат, снижает его конкурентоспособность. Если все же дискеты защищены, то их частенько можно переписать в файл специальными утилитами побитового копирования (DISKDUPE, TELEDISK, ANADISК). В этом случае для восстановления образа дискеты из файла следует снова воспользоваться соответствующей утилитой.
Еще раз повторим защита от копирования встречается очень редко. Большей частью защита реализуется на уровне проверки документации, а она успешно вскрывается и устраняется. Поэтому создание файла-образа дискеты сводится к обычной архивации всего ее содержимого в отдельный файл. Соответственно, для восстановления требуется только правильно разархивировать этот файл на любую свободную дискету.
Наконец, вы получили набор инсталляционных дискет. Можно Запускать утилиту-инсталлятор и смело приступать к делу. Инсталляция с дискет — самый надежный способ, но процедура со всеми копированиями, разархивациями и т.д. длится очень долго. Можно ли как-то ускорить ее? Да, во многих случаях можно, хотя и не всегда. Идея заключается в том, чтобы разархивировать содержимое всех файловобразов в один и тот же каталог, созданный специально для этого, и как-то заставить операционную систему считать этот каталог накопителем А: (или В:). Для этого следует перейти в каталог, куда были разархивированы файлы, и набрать команду:
SUBST А:
(команда SUBST входит в состав внешних команд MS DOS). После этого попробуйте вызвать в файловой оболочке содержимое устройства А:. Там окажется… содержимое вашего каталога! Переходите на А: и запускайте инсталлятор, процесс пройдет куда быстрее, чем при инсталляции с дискет.
Чтобы снова получить доступ к дискетному устройству, нужно либо перезагрузить компьютер, либо отдать команду
SUBST А: /D
К сожалению, иногда такой способ инсталляции бывает заведомо неприменим. Во-первых, инсталлятор может анализировать метки томов, и на таком «псевдо-диске» он этих меток не найдет. Во-вторых, имена файлов на разных инсталляционных дискетах могут повторяться, и тогда скопировать все в один каталог не удастся. В этих случаях придется инсталлировать игру с дискет (это долго и утомительно, зато надежно).
Энциклопедия компьютерных игр, выпуск 1, 1995
«ФОЛИО-ПРЕСС»
Советуем почитать:
- Пример reg-файла для Conquests. Быстрое восстановление Civilization 3 после переустановки Windows
- Деинсталляция Civilization 3
- Руководство по игре CAESAR
- Проблемы запуска Civilization 5 в режиме DirectX 10-11
- F-15 STRIKE EAGLE III — руководство и прохождение. «PC GAMES», 1994
- Требования к видеокартам для классических игр под DOS
- Что необходимо знать об AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS