Город без рынка (MARKETPLACE) — социальный и финансовый калека. Для высокоразвитой цивилизации то же относится к банкам.
Если Вы играете серьезную партию и намерены заниматься экономическими вопросами, то по крайней мере один раз в каждые несколько ходов посещайте все свои города для того, чтобы оценить, как идут дела. Экспериментируйте с назначением жителей на разные должности. Экспериментируйте с перераспределением трудовых ресурсов по городским полям. Сражайтесь за максимальный доход.
Если Вы хотите продать что-то из городских сооружений (это делают только в отчаянной ситуации), то делайте это своевременно, пока новые технологические достижения не сделали это Ваше имущество бесполезным. Тогда Вы ничего за него не получите.
Производите как можно больше караванов, но помните, что каждый город может иметь не более трех торговых путей. Рассылайте караваны из каждого города.
Программа сама выберет из установленных торговых путей три лучших, а остальные отбросит. Чтобы не терять зря время на установление тех путей, которые впоследствии будут отброшены, сразу посылайте свои караваны в наиболее крупные и наиболее удаленные иностранные города. Они дадут максимальный доход.
Перед тем, как произойдет техническое достижение, которое сделает ненужным что-то из Ваших городских сооружений, стоит его продать (все равно придется строить заново). Так, например, изобретение пороха (GUNPOWDER) делает устаревшими древние казармы. Их надо продать перед изобретением пороха.
Другая удобная возможность для продажи сооружений наступает, когда Вы добиваетесь полного превосходства на планете. Обладание ООН — характерный пример. Поскольку Ваши соперники все равно обязаны предлагать Вам мирный договор, Вы можете отказаться от дорогих городских стен, особенно от тех, которые находятся вдалеке от границ. Это не только даст Вам звонкую монету, но еще и облегчит тяжкую жизнь горожанам, вынужденным ежегодно платить немалые деньги за их содержание.
При обнаружении новых крупных цивилизаций направляйте к ним свои караваны. Новые торговые пути могут оказаться выгоднее старых.
Дайте своим жителям достаточно развлечений (LUXURIES). Они оценят Вашу мудрость и будут прославлять Вас, празднуя День Любви к Королю (We Love the King Day). Эти дни приносят Вам щедрые плоды.
В развитом государстве, когда у Вас появятся города, в которых индустриально производится огромное количество промышленной продукции, можно использовать строительство новых сооружений для продажи. Это непрактично, но дает приличные финансовые поступления.
Постоянно отслеживайте, во что Вам обходится обслуживание тех или иных сооружений в городах. При наличии достаточной казны может тратить, тратить и еще раз тратить на новые сооружения или на Чудеса Света. Но если денег мало, следите за тем, чтобы расходы соответствовали доходам. Не допускайте, чтобы в казне оставалось денег меньше, чем необходимо для того, чтобы продержаться 5-6 ходов.
Если у Вас хорошее состояние казны, попробуйте следующий прием. Переключите все производство в городах на развлечения и на предметы роскоши (LUXURY). Дайте жителям отдохнуть. Несмотря на то, что Вам это будет стоить определенных расходов, Вас вознаградят так, как Вы и не мечтаете.
Для ускорения строительства Чуда Света используйте караваны. Когда караван прибывает в город, в котором идет такое строительство, у Вас есть возможность приобщить его ресурсы к Великой Стройке. Если Вы можете быстро создать несколько караванов, значит Вы можете построить Чудо Света.
По мере роста своих доходов регулируйте уровень налогов. Ускоренно финансируйте науку, оставляя достаточно средств для обслуживания городских сооружений плюс небольшой ежегодный доход для накопления.
В городах, где производится много продуктов питания, переключите некоторых крестьян на сбор налогов. Ваша казна почувствует облегчение.
Через все игровые поля, на которых есть промышленность или сельское хозяйство, желательно проложить железные дороги. Продуктивность возрастет в полтора раза.
Торговые пути внутри Вашей цивилизации малоприбыльны, независимо от того, как бы длинны они не были. Это невыгодно.
Как только появится возможность строить фабрики и заводы, спешите этим пользоваться, но не забудьте подготовить группу специалистов для защиты окружающей среды (SETTLERS). Чтобы успешно обслуживать крупный промышленный город, необходимы две бригады SETTLERS.
Когда Вы включитесь в космическую гонку, у Вас должен быть сложен солидный финансовый потенциал. Дороже Космоса может быть только Мировая Война.