Пустота и полнота (Сунь-цзы от BOPOHа)
Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3
Сунь-цзы сказал:
«Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя».
* * *
Для того чтобы заставить врага выступить против его воли, завлекай его какой-либо ясной выгодой. Для того чтобы предотвратить нападение врага, покажи ему возможный вред этого.
* * *
Поэтому, если противник свежий, можешь утомить его; если он отдыхает, можешь беспокоить его. Выйди вперед на позиции, к которым он должен спешить. Поспеши вперед туда, где он не ожидает этого.
* * *
Чтобы обеспечить достижение цели при атаке, наноси удар по незащищенным позициям. Чтобы быть уверенным в прочности обороны, укрепляй позиции, которые противник не может атаковать.
Поэтому, когда кто-то умеет нападать, враг не знает, где организовать оборону; когда кто-то умеет обороняться, враг не знает, где атаковать.
* * *
Чтобы осуществить наступление, которому невозможно воспрепятствовать, нанеси удар по незащищенным позициям. Чтобы осуществить отступление, которое нельзя догнать, иди с непревосходимой скоростью. Поэтому, если я хочу вступить в битву, даже если у противника высокие стены и много защитников, он не сможет избежать боя, ибо я нападаю на цели, которые он должен спасать.
Если я не хочу вступать в битву, то должен занять оборонительную позицию на той местности, которая не важна для меня, тогда враг не сможет втянуть меня в бой, ибо он не нападает на цели, которые я ДОЛЖЕН защищать.
* * *
Поэтому, если я определяю групировки сил [ши] противника, в то время как мои войска скрыты от его взора туманом войны, я могу собрать воедино силы, когда силы врага разделены. Если мы собраны в единую силу, а противник разделен на десять частей, то мы нападем на него с превосходящей в десять раз мощью. Тогда нас будет много, а врагов — мало. Если мы сможем напасть такими большими силами на малое количество врага, те, кто вступят в битву с нами, будут обречены.
* * *
Место, где мы будем сражаться с врагом, не должно быть известным ему. Если он не знает о нем, он будет вынужден подготовить множество узлов обороны. Если узлов обороны, подготовленных врагом, будет много, тогда сил, с которыми он вступит в бой на отдельно взятом узле, будет мало. Тогда, если он изготовится спереди, сзади будет мало юнитов. Если они защищают тыл, то впереди будет мало сил. Если он готовится обороняться слева, то справа будет мало юнитов. Если он готовится обороняться справа, то тогда слева будет мало юнитов. Если у него не будет незащищенных позиций, то тогда в любом месте юнитов будет немного. Немногие готовятся против других; многие заставляют других готовиться против них. И у последних больше шансов на победу.
* * *
Поэтому, если знать место и время сражения, можно пройти сотни клеток и собрать воедино силы для боя. Если не знать ни места, ни дня сражения, тогда ни левый отряд не придет на помощь правому, ни правый отряд не поможет левому; передние не смогут помочь задним, а задние — передним. Тем более, когда дальние находятся на расстоянии в десятки клеток, а ближние (к врагу) отстоят от центра на расстояние более одного хода. Даже если враг превосходит нас числом, ему можно не дать сразиться всей его армией. Для этого нужно самому назначать место и время сражения. Не ждите, когда враг сам сделает это за вас.
* * *
Поэтому, оценивают противника, чтобы рассчитать успех и потери. Подталкивают его, чтобы знать его передвижения и остановки. Определяют его расположение сил, чтобы знать уязвимые и сильные позиции. Испытывают его, чтобы знать, где у него избыток, а где — недостаток. Поэтому, военное развертывание в наивысшей точке приближается к бесформенному. Не бойтесь этого. Если оно бесформенно, то даже самый тайный шпион не сможет распознать его суть и предназначение, мудрый не сможет составить план против него.
* * *
В соответствии с конфигурацией сил врага, мы устанавливаем победные цели для нашего войска, но он не в состоянии постичь их. Все полководцы знают конфигурацию сил, благодаря которой мы добиваемся победы, но никто не знает той конфигурации сил, с помощью которой мы управляем победой. Поэтому победоносная боевая стратегия не повторяется, формы ответа врагу — неисчислимы.
* * *
Конфигурация сил армии подобна воде. Конфигурация (форма) воды исходит из цели: избежать высот и стремиться вниз. Конфигурация сил армии проистекает из цели: избегать полноты (не идти напролом) и наносить удар по пустоте (уязвимым местам). Вода оформляет поток в соответствии с местностью, армия идет к победе в соответствии с месторасположением врага. Поэтому у армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; у воды нет постоянной формы.
Тот, кто способен быстро изменять конфигурацию своей армии и преобразовывать ее в соответствии с врагом, тот непобедим как вода!
Советуем почитать:
- Шаманские куколки Civilization IV
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Civilization Chronicles
- Что больше всего изменилось в Civilization III?