Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization III » Архив » PBEM » Пустота и полнота (Сунь-цзы от BOPOHа)

Пустота и полнота (Сунь-цзы от BOPOHа)

Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3

Сунь-цзы сказал:
«Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя».

* * *

Для того чтобы заставить врага выступить против его воли, завлекай его какой-либо ясной выгодой. Для того чтобы предотвратить нападение врага, покажи ему возможный вред этого.

* * *

Поэтому, если противник свежий, можешь утомить его; если он отдыхает, можешь беспокоить его. Выйди вперед на позиции, к которым он должен спешить. Поспеши вперед туда, где он не ожидает этого.

* * *

Чтобы обеспечить достижение цели при атаке, наноси удар по незащищенным позициям. Чтобы быть уверенным в прочности обороны, укрепляй позиции, которые противник не может атаковать.
Поэтому, когда кто-то умеет нападать, враг не знает, где организовать оборону; когда кто-то умеет обороняться, враг не знает, где атаковать.

* * *

Чтобы осуществить наступление, которому невозможно воспрепятствовать, нанеси удар по незащищенным позициям. Чтобы осуществить отступление, которое нельзя догнать, иди с непревосходимой скоростью. Поэтому, если я хочу вступить в битву, даже если у противника высокие стены и много защитников, он не сможет избежать боя, ибо я нападаю на цели, которые он должен спасать.
Если я не хочу вступать в битву, то должен занять оборонительную позицию на той местности, которая не важна для меня, тогда враг не сможет втянуть меня в бой, ибо он не нападает на цели, которые я ДОЛЖЕН защищать.

* * *

Поэтому, если я определяю групировки сил [ши] противника, в то время как мои войска скрыты от его взора туманом войны, я могу собрать воедино силы, когда силы врага разделены. Если мы собраны в единую силу, а противник разделен на десять частей, то мы нападем на него с превосходящей в десять раз мощью. Тогда нас будет много, а врагов — мало. Если мы сможем напасть такими большими силами на малое количество врага, те, кто вступят в битву с нами, будут обречены.

* * *

Место, где мы будем сражаться с врагом, не должно быть известным ему. Если он не знает о нем, он будет вынужден подготовить множество узлов обороны. Если узлов обороны, подготовленных врагом, будет много, тогда сил, с которыми он вступит в бой на отдельно взятом узле, будет мало. Тогда, если он изготовится спереди, сзади будет мало юнитов. Если они защищают тыл, то впереди будет мало сил. Если он готовится обороняться слева, то справа будет мало юнитов. Если он готовится обороняться справа, то тогда слева будет мало юнитов. Если у него не будет незащищенных позиций, то тогда в любом месте юнитов будет немного. Немногие готовятся против других; многие заставляют других готовиться против них. И у последних больше шансов на победу.

* * *

Поэтому, если знать место и время сражения, можно пройти сотни клеток и собрать воедино силы для боя. Если не знать ни места, ни дня сражения, тогда ни левый отряд не придет на помощь правому, ни правый отряд не поможет левому; передние не смогут помочь задним, а задние — передним. Тем более, когда дальние находятся на расстоянии в десятки клеток, а ближние (к врагу) отстоят от центра на расстояние более одного хода. Даже если враг превосходит нас числом, ему можно не дать сразиться всей его армией. Для этого нужно самому назначать место и время сражения. Не ждите, когда враг сам сделает это за вас.

* * *

Поэтому, оценивают противника, чтобы рассчитать успех и потери. Подталкивают его, чтобы знать его передвижения и остановки. Определяют его расположение сил, чтобы знать уязвимые и сильные позиции. Испытывают его, чтобы знать, где у него избыток, а где — недостаток. Поэтому, военное развертывание в наивысшей точке приближается к бесформенному. Не бойтесь этого. Если оно бесформенно, то даже самый тайный шпион не сможет распознать его суть и предназначение, мудрый не сможет составить план против него.

* * *

В соответствии с конфигурацией сил врага, мы устанавливаем победные цели для нашего войска, но он не в состоянии постичь их. Все полководцы знают конфигурацию сил, благодаря которой мы добиваемся победы, но никто не знает той конфигурации сил, с помощью которой мы управляем победой. Поэтому победоносная боевая стратегия не повторяется, формы ответа врагу — неисчислимы.

* * *

Конфигурация сил армии подобна воде. Конфигурация (форма) воды исходит из цели: избежать высот и стремиться вниз. Конфигурация сил армии проистекает из цели: избегать полноты (не идти напролом) и наносить удар по пустоте (уязвимым местам). Вода оформляет поток в соответствии с местностью, армия идет к победе в соответствии с месторасположением врага. Поэтому у армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; у воды нет постоянной формы.
Тот, кто способен быстро изменять конфигурацию своей армии и преобразовывать ее в соответствии с врагом, тот непобедим как вода!

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! — Библия Книга Чисел, 6: 24—26, Civilization IV


Книги по шахматам