Девять местностей (Сунь-цзы от BOPOHа)
Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3
Сунь-цзы сказал:
«Стратегия ведения войны такова: существуют рассеивающие местности, ненадежные местности, спорные местности, пересекающиеся местности, узловые местности, трудные местности, местности-ловушки, окруженные местности и смертельные местности.»
Когда ваш враг сражается на собственной земле, это «рассеивающая местность».
Когда ваши войска вступают на чужие земли, но не глубоко, это «ненадежная местность».
Если, когда мы занимаем местность, это выгодно нам, а когда противник — ему, тогда это — «спорная местность».
Когда мы можем продвинуться, и противник тоже может идти навстречу, это — «пересекающаяся местность».
Земля, на которую кто бы ни пришел первым, получит выгоду; это — «узловая местность».
Когда кто-либо заходит вглубь чужой земли, обходя многочисленные города, это — «тяжелая местность».
Где горы и леса, холмы и болота, а по дороге трудно подводить подкрепления, это — «местность-ловушка».
Когда вход сжат со всех сторон, а возвращение возможно только окружным путем, и противник может постоянно нападать на нас небольшими силами, это — «окруженная местность».
Когда, юниты сражаясь и нападая, выживают, а если уклоняясь от боя, то погибают, это — «смертельная местность».
* * *
Поэтому избегай сражения на рассеивающей местности.
Не останавливайся на ненадежной местности.
Не атакуй на спорной местности. (если ее уже занял противник), но выдвигай тыловые части вперед.
На пересекающейся местности не допускай, чтобы войска оказались отрезанными. Уделяй внимание обороне.
На узловой местности объединяйся и заключай союзы с ближайшими к ней полководцами.
На тяжелой местности захватывай рабов и разрушай улучшения.
По местности-ловушке проходи быстро.
На окруженной местности используй стратегию и тактику.
На смертельной местности вступай в битву. Покажи врагу, что готов к уничтожению отряда.
* * *
Если я спрошу: когда противник многочисленный, собранный и собирается наступать, как мы должны ответить на это? Я скажу, сперва захвати то, что ему необходимо, и тогда ты сможешь управлять им.
* * *
В этом природа армии: главное — быстрота; использовать отсутствие противника; идти неожиданным путем; атаковать там, где он не подготовился.
* * *
В целом, Дао наступательной войны состоит в том, чтобы, проникнув глубоко на чужую землю, держать силы в единстве, тогда защищающиеся не смогут победить тебя.
* * *
Девять изменений местности — преимущества, проистекающие из сжатия и растяжения, формы человеческих чувств — это все нужно изучить.
Советуем почитать:
- Шаманские куколки Civilization IV
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Civilization Chronicles
- Что больше всего изменилось в Civilization III?