Формы местности (Сунь-цзы от BOPOHа)
Трактат об искусстве ведения войны в Civilization 3
Сунь-цзы сказал:
«Основные формы местности следующие: доступная, висящая, тупиковая, сжатая, обрывистая и обширная.»
Если мы можем идти вперед, и противник тоже может продвигаться, это называется «доступной местностью». На такой местности, первым делом занимай высоты, а также обеспечь пути для подвода подкреплений. Тогда, если мы вступим в битву, за нами будет преимущество «бессмертных». Ибо каждого уничтоженного или раненого нашего юнита сменит свежий из постоянно подходящего подкрепления.
Если мы можем продвигаться вперед, но вернуться будет трудно, это называется «висящей местностью». В этой ситуации, если противник не подготовлен, следует максимально продвинуться вперед, дабы растянуть его силы. Если противник подготовлен, а мы безуспешно предприняли вылазку, вернуться назад будет трудно, отряд обречен на уничтожение. Все попытки спасти такой отряд малочисленными отрядами подкрепления усугубят ваше положение. Лучше смириться с потерей отряда. Свою цель – разведку, отряд выполнил, так пусть враг хорошо заплатит за его уничтожение. Поэтому отряд занимающий висящую местность не должен превышать отряд который подтягивается сзади в качестве подкрепления.
Если ни нам, ни противнику не выгодно идти вперед, это называется «тупиковой местностью». В этом положении, даже если противник пытается завлечь нас выгодой, мы не идем вперед. Выжидай, если твой отряд меньше отряда противника. Если твой отряд больше, то раздели его, пустив часть юнитов в обход этой местности, а другую часть оставив выжидать. Ни в коем случае не сдавайте позицию простым отступлением всего отряда без разделения. Если мы нанесем удар тогда, когда половина войск противника продвинулась вперед, это будет выгодно. Замани противника на такой шаг.
Что касается «сжатой местности», которая имеет ограниченные просторы для маневра (островок, перешеек) если мы занимаем ее первыми, необходимо занять ее всю и ждать противника. Если противник занимает ее первым и всю, не следуй за ним. Если он занимает ее не всю, тогда есть шанс.
Что касается «обрывистой местности», если мы занимаем ее первой, мы должны держать высоты, чтобы ждать противника. Если противник займет ее первым, отведи наши силы и уходи, чтобы не подставить себя под удар. Не преследуй противника.
Что касается «обширной местности», если наши стратегические силы равны, будет трудно вызвать противника на бой. Вступить в сражение будет выгодно той стороне, которая имеет лучшее производство юнитов. Потому как потери в этой битве будут большими с обеих сторон. Чем может воспользоваться третья сторона.
Таковы шесть Дао местности. Любой полководец, облеченный ответственностью командования, не может не изучать их.
* * *
Поэтому, есть шесть типов обреченных армий: бегущая, распущенная, тонущая, разрушающаяся, беспорядочная и разгромленная. Эти шесть зависят не от Рандома и Карты, а от ошибок полководца.
Когда стратегические силы равны, а один нападает на десятерых, это называется «бегущая». (ибо все ее юниты находятся в движении, вступая в бой по-одному)
Если войска сильны, а полководец — слаб, это называется «распущенная».
Если полководец сильны, а войска – слабеют ход от хода, не получая подкрепления, это называется «тонущая».
Если полководец расположил свои войска без особого смысла как попало, это называется «беспорядочная».
Если полководец, неспособный оценить противника, вступает в бой с малыми силами против многочисленных, нападает со слабыми на сильных, а в армии нет ветеранов и элиты, это называется «разгромленная».
Таковы пять Дао поражения. Любой полководец, облеченный ответственностью командования, не может не изучать их.
* * *
Если я знаю, что с нашими войсками можно нападать, но не знаю, что на врага нельзя нападать в данное время в данном месте, это только полпути к победе. Если знаю, что противника можно атаковать, но не знаю, что наши войска не могут нападать, это только полпути к победе.
Поэтому сказано: если знаешь врага и знаешь себя, твоя победа будет несомненна. Если постиг Рандом и знаешь Карту, твоя победа будет полной.
Советуем почитать:
- Шаманские куколки Civilization IV
- Сорен Джонсон и его вклад в серию — Civilization IV
- Sid Meier’s Civilization V. В разработке. Превью от gameland.ru
- Оператор цивилизаций
- Быть Сидом Мейером
- Civilization Chronicles
- Что больше всего изменилось в Civilization III?