«Во время мира готовьтесь к войне»: сбалансируйте постройку улучшений с созданием армии.
Не забывайте строить осадные юниты, такие как катапульты, требушеты (Варлорды/БТС), пушки, артиллерию и т.д. Они крайне необходимы для понижения защиты городов и повреждения больших стеков юнитов побочным уроном, если даже ими придётся пожертвовать по ходу этого процесса.
Цивилизации AI будут нападать, если они посчитают вас слабым (мало юнитов, несовременные юниты, непрокачанные юниты), особенно в приграничных и прибрежных городах. Регулярно проверяйте график силы, чтобы оценить вашу позицию по сравнению с противниками.
Во время войны вы будете терять юниты. Не прекращайте их строить.
Знайте Уникальные Юниты вашей цивилизации и планируйте свои компании так, чтобы извлечь из них преимущество. Идите напрямик к науке, которая требуется для УЮ, после чего стройте или улучшайте несколько юнитов и немедленно приступайте к компании.
Выбрав атакующий юнит, зажмите клавишу ALT и наведите мышкой на обороняющийся юнит врага, чтобы увидеть свои шансы на победу, которые отобразятся в левом нижнем углу.
Военные цели и тактики AI являются предсказуемыми в зависимости от ситуации. Если вы захватили вражеский город, AI имеет тенденцию бросать всё на ваши силы в этом городе, чтобы отвоевать его обратно. Но если AI атакует сам, то обычно останавливается для того, чтобы разграбить улучшения – это может дать вам важное время для постройки, ускорения, прокачки и/или отправки подкрепления.
Проще затопить транспорт, чем защищаться от войск, которые он перевозит. Держите несколько атакующих кораблей для патрулирования вашего побережья во время войны.
Форты весьма бесполезны. Они могут даже понизить оборонительную способность клетки (постройка форта на клетке с лесом удалит его и вполовину сократит его оборонительный бонус с +50% до +25%; это исправили в Варлордах). Их также может использовать враг, что делает их ещё более бесполезными.
Добавление для БТС: В данном дополнении форты улучшились. Теперь они сохраняют местность (включая леса). Вдобавок, форты могут быть использованы кораблями. Вы можете связать вместе два форта (или один форт и город), чтобы создать канал.
Каравеллы и Подводные лодки не требуют соглашения об открытых границах, чтобы войти на территорию других цивилизаций, но могут перевозить лишь Скаутов, Исследователей, Миссионеров, Шпионов или Великих людей. Без открытых границ они могут выгрузить только Шпионов и Великих торговцев.
Кроме завоевания городов, используйте и разрушения улучшений клеток. Даже если вы потерпите поражение в войне, вражеская экономика будет в руинах, а грабежи принесут вам золото.
Если вы намерены захватывать города, убедитесь, что привели достаточное количество оборонительных юнитов, чтобы удержать их.
Прокачки
Единственный способ создать элитные войска – предоставить им опыт, и с помощью этого получить прокачки.
Сражения с варварами могут оказаться полезными для ранних прокачек, но помните, что уровень прокачек доступных от битвы с варварами ограничен, в отличие от сражения с другими цивилизациями (ограничение равно 5 очкам опыта максимум при сражениях с животными и 10 очков опыта максимум при сражении с варварскими военными юнитами).
Перед атакой стратегически подойдите к выбору ваших юнитов, чтобы максимизировать не только победу, но также и прокачки. Помните, что вам необходим юнит с уровнем 4 (три прокачки), чтобы построить Героический Эпос, с уровнем 5 (4 прокачки), чтобы построить Вест-Поинт (примечание: в Варлордах/БТС Вест-Поинт требует юнит с уровнем 6). Если у вас есть лишь один или два юнита, близких к требуемым уровням, сохраните их для битв, которые они обязательно выиграют.
Вы можете оставить юниты «непрокачанными» до тех пор, пока у вас не появится понимание того, какая прокачка может оказаться наиболее необходимой. Прокачки не пропадают со временем. Прокачки также восстанавливают повреждения (не полностью, а лишь весьма незначительную их часть – прим., GobblinS; половину всех повреждений – прим., Winnie-the-Pooh).
Ранний этап игры
Четыре осадных юнита с прокачкой на точность могут снять бонус защиты города за один ход (в Варлордах/БТС, однако, имейте в виду, что стены и замки более устойчивы к бомбардировкам).
Объявление войны даёт вам шанс украсть рабочего, что замедлит развитие вашего оппонента.
Если завоёванный город расположен плохо, разрушьте его, вместо того, чтобы захватывать, и оснуйте город в более подходящей клетке неподалёку.
Однако старайтесь избегать разрушения святых городов, так как подобные действия повлекут за собой большие дипломатические потери с другими цивилизациями и лишат вас шанса построить святыню и получить от неё дополнительное золото.
Также, если вы разрушаете город с Чудом света, Чудо и его положительные эффекты будут потеряны навсегда (при захвате города также разрушаются Национальные чудеса).
Средний/поздний этап игры
Чтобы построить армию, перейдите к модификации для тотальной войны:
Цивики: Всеобщее право голоса (чтобы покупать юниты) или Полицейское государство (особенно если усталость от войны станет проблемой); Вассалитет и Теократия (для дополнительных очков опыта для каждого построенного юнита). Национализм также хорош для призыва и борьбы с усталостью от войны.
Казна: Временно установите исследования на 0%; используйте дополнительное золото, чтобы покупать юниты, и/или склонить другие цивилизации к объявлению войны. В БТС вы также можете увеличить «ползунок» шпионажа и набрать дополнительные очки шпионажа против вашего врага.
Постройки: Стройте казармы во всех городах для дополнительных начальных очков опыта (и сухие доки для морских юнитов). Помимо этих построек, не стройте ничего, кроме военных юнитов, до окончания войны.
Перед тем, как вступить в войну, подкупайте другие цивилизации на войну друг с другом, чтобы ослабить их.
Взятие городов: используйте осадные, военно-морские и/или воздушные юниты, чтобы уменьшить оборонительный бонус города; затем используйте осадные или воздушные юниты, чтобы ослабить обороняющиеся юниты, прежде чем посылать свои сухопутные юниты на взятие города.
Используйте шпионов, чтобы разрушить вражеские нефтяные вышки и урановые рудники, что снизит способность ваших оппонентов создать сильные юниты (танки, самолёты, корабли), которые требуют наличия этих ресурсов (даже если противник уже начал постройку такого юнита, без ресурса он не сможет её закончить; за уточнение спасибо Lexad – прим., GobblinS). Как только у вас во время войны появятся военно-воздушные юниты, они также могут разрушать эти улучшения при налётах.
Таким же образом, шпион в подводной лодке может саботировать морские улучшения без объявления войны.
После взятия города поторопитесь с постройкой культурных улучшений (театр, суд, библиотека, храмы, университет), чтобы расширить границы. Или используйте Великого артиста для создания Шедевра, который также немедленно остановит сопротивление.
Пехота SAM (ПЗРК) может повредить или даже сбить воздушный юнит. Однако каждый юнит SAM имеет лишь один шанс в ход, чтобы сделать это, если только он не является непосредственной целью атаки. Чтобы снизить их эффективность, в начале атакуйте более дешёвыми и менее эффективными истребителями, позволив им избежать урона SAM. А уже затем атакуйте вашими более дорогими и сильными бомбардировщиками.
Усталость от войны
Если война затянется, то всё больше граждан в ваших городах будут из-за этого несчастными. Это «усталость от войны».
Усталость от войны изначально накапливается от потерь ваших собственных юнитов, уничтожения вражеских юнитов и захвата городов. Если эти события происходят, вы можете ожидать увеличение усталости от войны в ваших городах.
Усталость от войны не накапливается, если вы уничтожаете вражеские юниты или теряете собственные юниты внутри ваших культурных границ, так что может иметь смысл заманить стэк вражеских юнитов на вашу территорию, а затем уничтожить их на ней.
Вы можете снизить усталость от войны так же, как вы боретесь с несчастьем вообще (смотрите выше Раздел 4.2 Счастье), и используя некоторые дополнительные стратегии:
Цивики:
Полицейское государство снижает усталость от войны на 50% во всех городах
Национализм даёт вам два дополнительных счастливых горожанина во всех городах с казармами
Чудеса:
Гора Рашмор снижает усталость от войны на 25% во всех городах
Статуя Зевса увеличивает усталость от войны на 100% во всех цивилизациях, которые воюют с имеющей её цивилизацией. Либо стройте её сами, либо как можно раньше захватывайте её, воюя с её обладателем
Постройки:
Тюрьма снижает усталость от войны на 25% в городе, в котором она построена (подсчитайте: Полицейское государство + Гора Рашмор + Тюрьма дают нулевую усталость от войны; благодаря этой комбинации, в современной эре вы, потенциально, можете воевать постоянно).
Дипломатия:
Усталость от войны исчезнет, если вы полностью завоюете вашего врага (захватите или разрушите все его города). Она также исчезнет, если вы подпишите мирный договор. Однако если вскоре после этого вы начнёте войну против того же противника (особенно, если вы сделаете это сразу по истечении 10 ходов перемирия), усталость от войны немедленно увеличится до её прежнего уровня.
Если вы захватите вражеский город, некоторые горожане в нём останутся несчастными, так как они «хотят присоединиться к их родине». Это несчастье будет постепенно исчезать со временем, когда ваша культура «ассимилирует» население города. Она полностью пропадёт, если вы уничтожите вражескую цивилизацию
Усталость от войны находится на разных уровнях для разных противников; если вы поменяете оппонентов, заключив мир с одним и объявив войну другому, это понизит, но не уберёт усталость от войны в ваших городах.