Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization IV » Civilization IV: Вердикт от Игромании

Civilization IV: Вердикт от Игромании

Когда пишешь о продолжении такой великой игры, как Civilization, по телу разносится какая-то, натурально, святая благодать. Ощущение такое, будто прикасаешься к неким древним мощам. “Цивилизация” — это что-то настолько большое, мощное и древнее, что говорить о ней в той манере, в которой мы обычно говорим о компьютерных играх, — кощунство и грех.
Она абсолютно вне всего: времени, пространства и даже стандартных оценочных лекал журнала “Игромания”. Технологии? Ха! Графика? Бу! Звук/музыка? Зачем? Геймплей?.. А вот это уже важно. Несмотря на то что за последние пятнадцать лет он почти не изменился, Civilization была и остается одной из самых увлекательных игр во вселенной.

Процесс развития
Первые две тысячи лет было, как обычно, очень скучно. Не торопясь, мы изобрели колесо, письменность и ирригацию. Построили несколько ферм, научились ловить рыбу, соединили дорогами оба наших города и даже снарядили двух разведчиков на исследование континента. Первого, правда, практически сразу же задрал дикий лев, зато второй наткнулся на китайцев.

50 Kb
На заре человечества
геополитика была значительно
проще и все спорные
дипломатические вопросы
решались при помощи дубинок.

Китайцев было много, очень много. А еще им постоянно не хватало еды. Мы предложили им менять рыбу на золото и жили дружно еще полторы тысячи лет до того момента, когда у нас наконец-то не появились первые замки. За то время наша наука значительно шагнула вперед, мы научились строить каменные здания, обрабатывать железо, а также нашли ответы на несколько основополагающих вопросов мироздания. Главный из таких вопросов — что делать с китайцами (их много и когда-нибудь нам с ними будет тесно на одном континенте) — решился с приходом христианства и понятия освященных крестовых походов.
В последующие триста лет мы с попеременным успехом сражались с язычниками, отбивали атаки их рыцарей и боевых слонов, пока, наконец, не изобрели порох.
К 860 году н.э. мы уже захватили весь континент, соединили города дорогами и выгнали рабочих на целину. Почти пять веков мы жили в мире и созидании. Города росли, и скоро нас стало уже десять миллионов. Мы изучали корабельное дело, астрономию и философию, готовились к эпохе великих географических открытий и мечтали о том, как в один прекрасный день понесем свет культуры другим народам…
Ровно в 1400 году к нашему континенту причалило несколько военных транспортов с десантом из морских пехотинцев при поддержке трех танковых взводов. Это были атцеки. Они принялись пропагандировать ислам, бомбить наши города, стремительно сносить укрепления и медленно, шаг за шагом, продвигались к столице… Не знаю, как удалось продержаться последующие двести лет, но в 1610 году — после серии ядерных ударов по трем главным городам — все закончилось и наша цивилизация стала официально считаться погибшей…
Из других интересных событий, также произошедших за эти пять с половиной тысяч лет: в другой части света греки выиграли четвертую мировую войну; еще до нашей эры великая монгольская цивилизация была уничтожена французами; а итальянцы приняли ислам и объявили джихад миролюбивым арабам-конфуцианцам…

57 Kb
То, что города в нашей стране
носят русские, английские и
греческие названия, говорит
о великих ратных подвигах
прошлого. Или попросту
о том, что мы когда-то
всех уничтожили.

Чему учит история?
Правильный ответ — ничему. Вышеописанный сценарий, который на первый взгляд похож на стопроцентный бред, типичная шести-семичасовая партия в Civilization IV. Несмотря на многочисленные изменения (о которых ниже), четвертая часть самой великой стратегии на свете унаследовала от своих предков главное: это по-прежнему великая игра-эксперимент, в которой можно бесконечно ставить всевозможные опыты над историей.
Если по каким-то ужасным причинам вы совсем не в курсе, о чем мы тут вообще говорим, то вот вам короткое пояснение на человеческом языке: Civilization — это глобальная военно-экономическая стратегия, в которой вы играете роль единоличного правителя некоего народа. Начиная за 4000 лет до н.э., вы руководите подшефной цивилизацией шесть с лишним тысяч лет, попутно проходя путь от первобытного содружества независимых деревень до высокоразвитого современного общества.
Вы строите города, исследуете новые технологии, взращиваете непобедимые армии, налаживаете экономику, развиваете культуру, короче говоря — делаете все возможное, чтобы одержать победу над всеми цивилизациями-конкурентами. Причем эта победа может быть как военная, так и культурная (задавить всех своей образованностью), научная (построить и отправить на Альфа Центавра космический корабль) или дипломатическая (убедить всех соперников в том, что вы и только вы сможете достойно руководить этой планетой).
По совсем уж большому счету — концептуальных отличий между всеми четырьмя “Цивилизациями” практически нет, однако если мы вдруг возьмемся описывать все особенности и тонкости геймплея Civilization IV, то может не хватить и всего (кстати, увеличенного c этого номера) объема журнала. Поэтому далее по тексту мы сконцентрируемся только на самых основных нововведениях последней части.
Итак, нововведение номер раз: в “Цивилизации” отныне появилась религия. Конечно, на нее можно не обращать никакого внимания — но только до тех пор, пока по вашим деревням не разбредутся вражьи миссионеры. Города,

61 Kb
Наш бронетанковый батальон
был атакован отрядом линейной
инфантерии при поддержке…
катапульты. Все-таки приятно
осознавать себя
цивилизованным человеком.

проповедующие официальную государственную религию, значительно расширяют свою зону “влияния” и получают весьма некислые бонусы. Кроме того, если вы вдруг решите напасть на соседнюю цивилизацию, то под прикрытием “борьбы с неверными” сделать это будет значительно проще.
Нововведение номер два: в четвертой серии дипломатия превратилась в оружие пострашнее ядерных бомб. Продвинутые AI-соперники заключают торговые альянсы и военные союзы, ведут слаженные боевые действия с противниками, а с изобретением шпионажа и Организации Объединенных Наций активно промышляют воровством технологий и торговыми эмбарго.
Серьезное нововведение по счету три: боевые действия отныне стали еще более разнообразными. Так, в Civilization IV вы можете развивать свои войска по натуральным RPG-канонам. Отбивая атаки противника или захватывая города, ваши юниты будут набирать опыт, который затем можно потратить на улучшение самых разнообразных их характеристик. Скажем, увеличить им силу атаки. Или сделать их более приспособленными к защите населенных пунктов. Или прибавить шансов к успешному отступлению в случае заведомо неудачной атаки. В общем, вариантов — море.
Нововведение четыре: в зависимости от успехов, ваша нация будет периодически порождать на свет талантливых ученых, знаменитых художников, гениальных инженеров — в общем, гениев всех мастей и калибров. Сам по себе “гений” — это обычный юнит, который может помочь построить в городе какой-нибудь важный объект, спровоцировать культурную революцию или, скажем, основать новый торговый путь, приносящий в казну стабильный доход.
Нововведение номер пять: заметно упростился весь игровой микроменеджмент. Причем “упростился” не в смысле “стал примитивнее”. Просто отныне вы можете руководить целой страной, практически не задумываясь о мелочах. Единожды взращенный рабочий будет до конца жизни строить дороги, копать шахты и вырубать леса, если вы зададите ему один из нескольких алгоритмов действия. Так же легко управлять и городами — достаточно просто вовремя щелкать по правильным пунктам во всплывающих окошках. Вообще интерфейс новой “Цивилизации” настолько прост и интуитивен, что надобность в большинстве старых

67 Kb

игровых функций отпадает автоматически (хотя они и остались). Мало того, на официальных форумах можно запросто встретить людей, которые успешно и по нескольку раз прошли игру, но даже и не подозревали о, скажем, существовании “Окна дипломатии”.
Наконец, еще одно немаловажное и точно самое заметное нововведение — более чем современная графика. Вы не поверите, но с первого взгляда эта игра ничуть не похожа на высоколобую глобальную стратегию — симпатичный 3D-движок пришелся Civilization IV очень кстати. Во-первых, у нас наконец-то появилась возможность масштабировать карту. Одним движением мыши вы можете воспарить в небеса и разглядывать оттуда всю планету в целом, а можете максимально приблизиться к земле и разглядывать пуговицы на пиджаке солдатской униформы. Ну а во-вторых, игра крайне богато анимирована, да и просто красива. Если вы вдруг на секунду отвлечетесь от обдумывания очередного важного стратегического шага, окинете взором карту, то наверняка заметите, как крутится колесо водяной мельницы, как мечутся в загонах прирученные коровы, покачиваются на волнах галеры и переступают с ноги на ногу боевые слоны. Без вариантов — Civilization IV самая “живая” из всех ныне существующих глобальных стратегий.
Также огромный плюс к атмосфере — совершенно божественный и стопроцентно тематический саундтрек. Оркестровая музыка, хор, мощный солирующий вокал — в общем, все как в лучших домах. Что еще хорошо: с развитием цивилизации развивается и фоновая музыка. И если на заре времен нас сопровождают тихие тумба-юмба-напевы, то в средневековье уже звучат церковные хоралы, а в эпоху Возрождения — сонаты и менуэты.
Кстати, интересный факт для ценителей: среди “авторов музыки” для Civilization IV засветились такие видные деятели игровой индустрии, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, а также Николай Андреевич Римский-Корсаков.

* * *
Что еще? Еще Civilization IV уготована долгая и продолжительная жизнь. Во-первых — в стандартный комплект поставки с игрой входит мощный редактор карт, сценариев и событий — настоящая отрада для всех любителей игростроя. Во-вторых, впервые за всю историю “Цивилизаций” в четвертой части наконец-то появился по-настоящему серьезный и разнообразный мультиплеер. А благодаря огромному количеству настроек, онлайн-партии в Civilization IV могут длиться от нескольких дней до… сорока минут.
Нет, ну правда, это ли не счастье? Партия в “Цивилизацию” во время обеденного перерыва. Не знаю, как вы, но я, похоже, мечтал об этом последние лет пятнадцать точно.



Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: нет
Легко освоить: нет

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 10
Графика: 8
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 8

Рейтинг “Мании”: 9.0

Дождались? Живая классика в наисовременнейшей обработке. Несмотря на массу мелких и не очень нововведений, играть в новую “Цивилизацию” значительно проще, но ничуть не менее интересно. Даже если вы вообще не в курсе, о чем тут идет речь — все равно пойдите в магазин и купите эту игру прямо сейчас.


Источник: Игромания
Автор: Александр Кузьменко



Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Конунг Олаф сын Трюггви стоял высоко на корме Змея в тот день и то стрелял из лука, то метал копья, и всегда два сразу. — Сага об Олафе Трюггвасоне, The Last Kingdom. Medieval II: Total War


Книги по шахматам