GAME.EXE. Компьютерные игры — Call to Power II
Вечный зов
После воссоединения некогда триединого Сида Мейера с поглощенной компанией MicroProse акции Civilization поднимаются в гору со скоростью полноприводного «Дефендера» — говорят, Civ 3 выйдет уже в 2001 году. В свете таких событий дельцы из Activision, лишенные права первой брачной ночи, лицензии на волшебное слово, а теперь и доброй половины электората, вызывают в моей душе чувство, эквивалентное обычной человеческой жалости.
Начните чтение с этой заметки!
Полтора года назад Activision приобрела билет на фирменный поезд «Цивилизация». Билет стоил дорого, но зато в первый класс. Ехать пришлось в компании с призраком Сида Мейера и функционерами из MicroProse. Прочие пассажиры давно сгинули — одних сдуло ветром с крыши, другие не смогли найти под ногами подножку на резком повороте, третьи побежали за пивом на остановке и не вернулись.
Повторить успех Civilization простым копированием игрового дизайна пытались многие, но удалось это только Call to Power. Несмотря на массу недостатков, среди которых — предельно запутанный интерфейс управления и код сырой настолько, что игроки первое время занимались исключительно бета-тестированием, новая «Цивилизация» стала хорошей альтернативой для тех, кто так и не понял мрачной эстетики «Альфа Центавра«.
Спустя полтора года, потеряв права на слово «Civilization», Activision выпускает вторую часть Call to Power. Не ждите революций — перед нами оригинальная игра с исправленными ошибками, новым интерфейсом и слегка модернизированной графикой. Достаточно ли этих трансформаций, чтобы изменить ваше отношение к Call To Power? Пытливый читатель разыщет ответ в раскинувшемся вокруг тексте.
Переделать Civilization хотят все, начиная c простого российского школьника и заканчивая самим Сидом Мейером. У каждого, кто провел за игрой хотя бы 48 часов без перерыва на обед, обязательно найдется с дюжину ценнейших идей, которые, вне сомнения, изменят облик игры, а также игровой индустрии в целом. Если бы делать «Цивилизации» было бы так же просто, как печь блины или, скажем, изготовлять C&С-клоны, то мы вряд ли уделили бы Call to Power 2 сколько-нибудь внимания.
Однако у желающих провести пять тысяч лет за строительством собственной империи даже в нынешнем изобилье выбор совсем невелик: вы можете хранить верность марке, играя в Civilization 2 или Test of Time, отправиться вслед за Firaxis на Alpha Centauri или же вместе с прочими ренегатами присоединиться к безродному племени Call to Power. По идее, от здоровой конкуренции мы с вами должны только выигрывать. Последняя версия «Цивилизации», независимо от производителя, должна обладать всеми наворотами, доступными у конкурентов, плюс предлагать пользователям ряд оригинальных функций. Вполне разумно держать на жестком диске последнюю версию этого программного продукта.
Так и есть: благополучно ассимилировав гордость SMAC — государственные границы, заполучив мощную дипломатическую систему и толковый интерфейс управления, Call to Power 2 превратилась в настоящего монстра, который способен удержать внимание игроков до появления Civilization 3.
Простой и еще проще
Разработчики CTP преследовали две с трудом уживающиеся цели: с одной стороны, сделать все проще, а с другой — разнообразнее. Еще в первой версии игры микроменеджмент в городах отправился на природу и не вернулся. Больше не надо делить рабочих между окрестными клеточками, пытаясь найти оптимальный баланс между производством, пропитанием и заработком. «Сеттлеры» теперь заняты только своим непосредственным делом — строительством городов. Реконструкция окружающих город пространств происходит автоматически, этим занимается система Public Works (c). Игрок знай себе двигает ползунки и устанавливает приоритеты, а игра сама преобразует пригородные ландшафты.
Процесс напоминает вождение автомобиля с «мягким» гидроусилителем. С одной стороны, все легко и непринужденно, а с другой — не совсем понятно, что происходит на самом деле.
Границы городских владений увеличиваются с ростом населения весьма сложным образом. Вы можете получить город на побережье, со всех сторон окруженный тундрой и с населением в 22 единицы. Города с 47-единичным и выше народонаселением занимают 69 квадратиков и с легкостью поглощают своих соседей без особых последствий. И если в Civ 2 нам приходилось предельно внимательно выбирать место для очередного поселения, здесь все не так страшно — система Public Works (c) делает наше путешествие к цели более комфортным.
О дипломатической системе было немало сказано в превью на игру: авторы сотворили целый язык, с помощь которого игрок может составлять достаточно сложные предложения и даже выбирать тон. Жалко, что компьютерные собеседники этим диалектом не овладели и на все наши витиеватые конструкции отвечают по-военному кратко: «предложение было отклонено». Или «принято». Ей-богу, обидно — в Sid Meier‘s Alpha Centauri процесс был не таким гибким, зато присутствовало настроение.
По дороге ко второй части CTP стала на 700 лет короче и разучилась летать в космос. Армии теперь не только объединяются в стеки по 12 юнитов, но и затейливо располагаются на поле боя, демонстрируя мультфильм по мотивам сражения. В CTP2 введено понятие «фланговых юнитов»: эти существа, проигрывая обычным воинам в силе, существенно увеличивают шансы армии в рукопашном бою.
К сожалению, игрок по-прежнему никак не влияет на ситуацию во время сражения. Мучительно больно наблюдать, как отборные силы покидают мир живых всего лишь из-за неудачного построения. Впрочем, драться совсем не обязательно — вы можете добиться победы, заключив мирное соглашение со всеми цивилизациями в игре. Или, скажем, первым в игре создать Gaia Controller — наземный аналог первого корабля к Альфа Центавра.
Автомат из яйца
Постараюсь не брюзжать по поводу автоматических «мэров» и прочих роботов, которые готовы сделать за нас всю работу (точнее, игру). Некоторые альпинисты на Эльбрусе не пользовались услугами канатной дороги, предпочитая начать восхождение с самого низа. Однако что должен чувствовать человек, упорно, шаг за шагом отмеривая свой путь к вершине по отношению к беззаботным лыжникам, которые со свистом проносятся вниз и тут же возвращаются обратно на комфортабельном подъемнике?
Опытный пользователь может смело отбросить электронные костыли, или поручить автоматике заботу о городах в тылу. На вашу долю остаются приграничные города и армия. Избавившись от микроменеджмента в городах, игрок получил новую заботу — микроменеджмент армий. На определенном этапе возня с многочисленными отрядами о 12 головах начинает занимать львиную долю времени. Адвокаты, телевангелисты и прочие «неформалы» в CTP2 несколько умерили свою прыть, а жаль. Гигантские сражения между корпоративными работниками и адвокатами оставили незабываемое впечатление.
Впрочем, ближе к концу игры баланс сил начинает не по-детски колбасить. Из-за обилия всевозможных способов уничтожения игрок просто физически не в состоянии построить надежную оборону. На низких уровнях сложности игра заканчивается раньше, чем противник успевает развернуться. На высшем уровне сложности или при игре с соперником из плоти и крови старые проблемы CTP возвращаются на свое место.
Внимание: стерильно!
Перед тем как накрыть тело CTP2 белой простыней, хочу сказать следующее: никто не стал бы обращать внимание на такие мелочи, как отсутствие игрового баланса после 2100 года, будь в игре менее стерильная атмосфера. Воздух Call to Power 2 синтезирован и ничем не пахнет. Здесь слишком скучно. Чудеса света не чудесны. Огромный мир не огромен. Открытия не радуют новизной. Жители выражают недовольство неискренне. Игра снабжена совершенно чужими трехмерными роликами. Музыка отдельно, звуки отдельно, видеоряд сам по себе. Движение в будущее уже не доставляет такой радости, как раньше. Вряд ли потому, что мы играем в «Цивилизацию» уже 10 лет и знаем наизусть, какая наука идет за «Письменностью». Месяц назад мне случилось поиграть в ту, первую «Цивилизацию». Это очень простая игра с ужасным интерфейсом и бесконечным микроменеджментом. Но когда ученые совершали новое открытие, сердце вздрагивало от восторга и предвкушения. За десять лет мы вот эту детальку как-то незаметно потеряли. Интересно, сможет ли найти ее Сид Мейер в Civilization 3?
Мнения об игре
«Искусственный интеллект превосходен. Даже не пытайтесь играть на Medium, мне пришлось использовать чит-коды, чтобы уменьшить уровень сложности. Но высоких уровнях AI очень агрессивен. Он ведет войну с достойной уважения эффективностью и (внимание, новинка!) честно выполняет свои обязательства перед партнерами по военному союзу. Это потрясающе, но он действительно ПОМОГАЕТ!» — не верит своим глазам некто Fluffygreycat, посетитель форума на сайте www.apolyton.net.
«Пока мне не удалось застукать «мэров» за по-настоящему глупым занятием. Они ведут себя вполне разумно и, кажется, предугадывают мои желания. Никакого сравнения с губернаторами в SMAC, которых все отключали через пару часов игры. Да и «публичные работы» в CTP2 куда эффективнее тамошних «автоформеров», разве не так?» — вопрошает Antoni, еще один завсегдатай www.apolyton.net .
По материалам GAME.EXE
Автор: Олег Хажинский
Советуем почитать:
- Civilization Pro. Сравнительный обзор Call to Power и Call to Power 2 | DTF
- Обзор Civilization II: Test Of Time
- Война и мир. «Игромания» инспектирует пятую часть великой Civilization
- Толковый словарь цивилизаторского сленга
- Время не властно над истинными ценностями
- Civilization 3 FAQ часть 1: общие вопросы
- Фан-обзор Civilization: Call to Power