Galactic Сivilizations для OS/2. Обзор от PC-REVIEW
Стратегия и космос — тема настолько благодатная, что можно только удивляться, почему посвященных этой тематике игр так мало. До недавнего времени фактически единственной достойной игрушкой этого жанра был Master of Orion (конечно, существуют еще и VGA Planets, но это — PBEM-игра со всеми сопутствующими ей ограничениями).
Master of Orion иногда называют продолжением другой игрушки фирмы MicroProse — всемирно известной Civilization. В какой-то степени это правильно, но только если исходить из принципа «на безрыбье и рак рыба». Конечно Master of Orion прекрасен, но это в большей степени WarGame, а не стратегия. Вспомните хотя бы от скольких компонентов зависело экономическое состояние каждого города в Цивилизации. И что осталось в Master of Orion? Фабрики? Негусто.
В этой статье мне хотелось бы рассказать об игрушке, которая в действительности является продолжением Цивилизации Сида Мейера. К сожалению, в России она малоизвестна. Увы — Galactic Civilizations предназначена для OS/2, а этой операционной системой у нас пользуются мало и в основном те, у кого на игры времени хронически не хватает. Возможно, ситуация измениться с появлением новой версии OS — Merlin, а пока — Galactic Civilizations обречена на прозябание. Впрочем, причина здесь не только в операционной системе.
I. Сюжет («Как было дело»)
Вы помните, чем заканчивается Civilization? Правильно, основанием внеземной колонии. А теперь представьте, что корабль с колонистами не долетел до Альфы Центавра. Именно с этого и начинается Galactic Civilizations.
В начале игры у Вас есть космический корабль с колонистами, попавший через подпространство в новую галактику, а все остальное зависит от вас — плодитесь и размножайтесь. Или, как советуют авторы Galactic Civilizations: «Expand, Develop and Defend yourself».
По сути, цель игры и средства ее достижения — полностью аналогичны Цивилизации. Планеты вместо городов, космические корабли вместо старых боевых единиц, наука, дипломатия, войны. Ну и, естественно, противники; их количество (от 1 до 5) и личные характеристики Вы сможете настроить перед игрой — от гения до безмозглого (это не означает, что с безмозглым будет очень легко справиться) и от злобного до доброго (включая нейтральные и хаотические натуры). Все противники человекоподобны и несколько напоминают псилонян из Master of Orion. Это несколько однообразно, но, по-моему, это лучше, чем абстракционистское разнообразие изображений противников в Ascendancy, граничащее с отсутствием вкуса.
Кстати, сам играющий тоже может быть как «хорошим», так и «плохим». Это — не только оценка конкретных действий в процессе игры, но и элемент сюжета. От поведения играющего будут в известной степени зависеть доступные технологии (и в самом деле, зачем доброму правителю «Звезда Смерти»).
Итак, на что Вы будете смотреть в течение всей игры? Авторы Galactic Civilizations в полной мере реализовали возможности интерфейса OS/2. Фактически, на экране всегда будут присутствовать три окна: карта сектора, общая карта галактики и окошко с графиками, отражающими развитие Вашей империи.
Вся галактика разбита на квадратные сектора, в каждом из которых несколько звездных систем. Когда Ваш корабль вплотную подходит к изображению звезды, Вы можете кликнуть на нем и перейти в экран звездной системы. Каждая звезда имеет несколько планет, варьирующих по своей ценности от 0 (абсолютно бесполезные) до 30. Собственно, основная задача первой фазы игры — найти приличные миры для колонизации.
Переходы из одного сектора в другой (разбиение на сектора — это чистая условность) возможны через карту галактики или при помощи особых кнопок на карте сектора. Что здесь особенно неудачно, так это то, что изображение галактики при переходе из сектора в сектор изменяется скачками: поставить границу между секторами на середину экрана не удастся.
Большая часть управляющих функций в Galactic Civilizations привязана к 8 кнопкам у левого края экрана. Нажатие на любую из них приводится к появлению дополнительного окошка. И вот на содержании последних стоит остановится поподробнее.
II. Бразды правления («Чего мы могем»)
1) Кнопка с изображением планеты. При нажатии на нее, на экран выводится сводная таблица с основными данными обо всех Ваших владениях. Клик мышкой на любой строчке таблицы приводит к переходу на экран управления конкретной планетой.
Для «цивилизатора» управление не должно вызвать какие-либо осложнения: все интуитивно понятно. Коренное отличие здесь состоит только в том, что на каждой планете одновременно реализуются два проекта: «военный» и «социальный». Деление, конечно, условное (корабль-колонию, в принципе, можно отнести к военным проектам, а вот наземную оборону — к социальным — вряд ли), но удобное. Вы можете одновременно строить «юнит» и развивать инфраструктуру. Собственно говоря, информация, представленная на экране управления планетой, и сводится к тому, что строится и сколько условных единиц тратится на каждый проект. Забегая немного вперед, отметим, что имеющиеся у Вас средства можно распределить между «военными» проектами, «социальными» проектами и научными исследованиями можно только в масштабах всей империи. Если нет желания ждать, когда проект будет реализован, то можно получить его за наличные, причем даже в кредит.
Кстати, на планете можно построить и «чудо света», например Галактическую Биржу или Зоопарк с Динозаврами.
Возможность балансировки экономики на планетарном уровне реализуется через кнопку Detail в окне управления планетой. Здесь можно распределить местный бюджет на поддержку морали населения, экономику (военную и социальную), научные исследования. Балансировка очень полезна для улучшения морали подданных. Проблемы с «осчастливливанием» населения в Galactic Civilizations намного серьезнее, чем в Цивилизации. Другие пути увеличения данного показателя — снижение налогов (об этом чуть позже), постройка на планете определенных сооружений и уменьшение загрязненности. Интересно, что повысить мораль можно еще одним способом. Постройте транспорт, загрузите его колонистами и выведите на орбиту. Мораль у людей, оставшихся на планете, повысится (видимо со страху).
2) Кнопка с иконкой Galactic Civilizations. Это просто список всех Ваших космических кораблей. Управление ими удобно осуществлять дополнительными кнопками в нижней части экрана. Каждый из комических кораблей имеет свой бортовой журнал, в который заносятся все сведения о контактах с потенциальном противником. Никаких выдающихся особенностей в ведении боевых действий у Galactic Civilizations нет — Вам просто сообщат о результате. Победивший космический корабль получает определенное количество повреждений, для устранения которых надо вывести корабль на орбиту вокруг своей планеты.
3) Кнопка с колонной. Дипломатия и шпионаж. Никаких особых изысков. Можно побеседовать с другим императором, потребовать дань, заключить союз, обменяться технологией. Тут же можно определить финансирование шпионской и диверсионной деятельности. В этом же окошке существует кнопка Instruct Governors. Инструкции целиком и полностью сводятся к определению порядка постройки различных зданий на планете.
Не забыта и торговля. Цивилизаторские верблюды превратились в торговые корабли, но по-прежнему устанавливают торговые пути между городами (то есть планетами). А вот размер дохода от каждого маршрута зависит не только от его протяженности и богатства планеты, пославшей торговца. Перед заключением сделки придется поторговаться. Что особенно радует, прибыль от торговли обоюдная. Ваши противники тоже присылают торговцев к планетам, и Вы получаете от этого постоянный доход.
4) Кнопка с тремя «движками». Единственная ее функция — распределение бюджета на военные и гражданские проекты и на науку. Весь доход, который Вы получите от планет будет сначала поделен между всеми планетами, а затем разделен в указанной пропорции на армию, строительство и науку. Правильно установить соотношение между развитием отдельных направлений — это один из ключевых стратегических вопросов. В Цивилизации данная проблема более сглажена, а потому, установке этого соотношения в Galactic Civilizations зачастую не уделяют серьезного внимания. Так что хочу предупредить: необдуманные эксперименты с распределением бюджета могут загнать экономику вашей империи в тупик буквально за несколько ходов.
5) Кнопка со своеобразной золотой штуковиной (что это, я так и не понял). Здесь можно определить величину налогов и общий размер расходной части бюджета. В доход, помимо налогов, идет прибыль от космического туризма (для каждого сектора в начале игры устанавливается собственная величина) и от торговли с другими империями. Здесь же можно узнать про отчисления на содержание флота и о наличии кредитных платежей.
Выше 30% налоги лучше не поднимать. Дело в том, что рост населения планеты в Galactic Civilizations в отличие от Цивилизации зависит от того, насколько счастливы Ваши подданные. Поднимите налоги до 100%, и они все от Вас сбегут.
6) Кнопка с лампочкой. Наука в футуристических играх — вопрос, заслуживающий отдельной статьи. Если в Цивилизации и ее ближайших родственниках последовательность научных открытий и их значение были вполне понятны и не вызывали особых споров, то в играх, сюжетно привязанных к будущему, развитие науки зависит главным образом от фантазии гейм-дизайнера. Реальным отражением такого подхода к делу может служить Ascendancy, с ее гигантским (и, признаюсь, весьма занятным) деревом знаний. Другой выход из положения в полной мере реализован в VGA Planets и явственно ощущается в Master of Orion — отказ от развития качественного в пользу развития количественного — совершенствование конкретных технологий (пресловутое Improved Terraforming).
Galactic Civilizations относится к играм первого типа. Перечислять изобретения мы не будем, но отметим безусловно прекрасную находку авторов игры — «злые» и «добрые» технологии, возможность доступа к которым зависит от действий играющего. Вершина развития науки — Галактический Мир (Galactic Peace) и Владение галактикой (Galactic Domination). Обладание этими технологиями означает победу соответственно для «доброго» и «злого» игрока. Честно признаюсь, что лично мне доиграть до таких высот пока не удалось.
7) Кнопка с листом бумаги. Разное. Главным образом здесь можно получить различную информацию: 5 крупнейших планет, чудеса света, демография, сравнения цивилизаций по различным параметрам и боевые потери.
Кроме того, Вы можете узнать общую характеристику вашей цивилизации. Здесь Вам в двух словах объяснят, что Вы из себя представляете, то есть каков уровень ваших достижений и какой ориентации (доброй, злой, нейтральной) Вы придерживаетесь. Как я уже говорил, ориентация имеет значение для доступа к определенным технологиям. Кроме того, «добрым» цивилизациям как правило охотно помогают другие «добрые» расы, а «злые» — имеют определенный бонус в развитии. Выбор между добром и злом реализуется в значительной степени путем, напоминающим Castles. Вот конкретный пример: на найденной Вами планете уже есть аборигены. Что с ними делать? Одно из трех — извести под корень, загнать в резервацию, мирно сосуществовать (последнее снизит доход от планеты). Вот и выбирайте. А последствия будут.
Наконец, смена правительства. Довольно забавная вещь. Есть возможность выбора между империей, звездной демократией и звездной федерацией — разница в том, насколько «свободны» Ваши подданные, что в свою очередь влияет на их «счастливость». В отличие от Цивилизации, в которой менять тип правления можно когда, заблагорассудится, в Galactic Civilizations смена правительства возможна не всегда. Дело в том, что, когда Вы отказываетесь от императорского титула, избирается парламент и возможность последующих реформ будет зависеть от результатов голосования. Еще один интересный момент — Вам сообщат имена Ваших политических оппонентов. В моем случае это были Поль Атридес и Эмили Болл. Впрочем, в Galactic Civilizations 2 имена лидеров парламентских фракций менее узнаваемы.
Восьмая и последняя кнопка — с изображением дискеты. Тут, думаю, вопросов нет — загрузка и сохранение игры, а также уход в отставку.
III. Бочка дегтя на бочку меда.
С основного недостатка игры мы начали эту статью. Хотя, если перефразировать известный анекдот, ориентированность на OS/2 — это не недостаток, это судьба.
Реальные недостатки у Galactic Civilizations тоже есть. Прежде всего многооконный интерфейс. Утверждение, конечно спорное, и все же, попытка направить в нужное русло производство на конкретной планете вполне может привести к экрану, сплошь заваленному окнами. Конечно, убрать их потом несложно, но и особого удовольствия эта процедура не доставляет.
Графика — явно бедновата. Несколько оживляют игру анимационные вставки (векторные) и все же, по графике Galactic Civilizations сильно отстает даже от Цивилизации.. Тот же самый упрек можно отнести и к Galactic Civilizations 2(demo). В целом можно сказать, что в игре присутствует огромное количество прекрасных идей, при полном нежелании потрудиться над их пристойным воплощением в жизнь.
Вот конкретные примеры. Разве так трудно вставить в игрушку возможность посмотреть изображение своей планеты со всеми построенными зданиями? По-моему, нет. Я ведь не 3D-анимацию имею в виду. А в результате все «социальные» проекты и «чудеса света» оказываются полной абстракцией из шести процентных величин. В 1992 это было бы приемлемо, в 1996 — нет. Тот же самый упрек — к научным достижениям. Ну хорошо, описание имеется, но, если изобретаешь фазер или универсальный транслятор — почему нельзя посмотреть на его изображение? Если уж взялись за продолжение Цивилизации, можно было бы подумать о Цивилопедии. И не говорите мне про документацию. Сидеть и изучать руководство, прежде чем сделать ход, можно в PBEM-играх. При игре с компьютером такой подход не оправдан.
Боевые единицы. Здесь промолчу. Дело в том, что мне так и не удалось увидеть Shipyards — приложение к Galactic Civilizations, которое, по слухам, делает возможным дизайн кораблей. Если это так, то единственная претензия к юнитам та же — плохая графика.
И наконец, долго я не мог понять: почему в начале игры большая часть звездной карты закрыта. Посмотрите на небо в конце концов — звезд видно сколько хочешь. Ответ на вопрос я нашел в файле с описанием Galactic Civilizations на одном из серверов в Интернете. Оказывается, закрытая карта — это один из бонусов искусственного интеллекта. Компьютерные противники эту карту видят и могут соответственно планировать свои передвижения.
Каков же вывод? Игра безусловно представляет интерес для любителей стратегических игр, то есть для тех кто считает главным идею, а не ее реализацию. Идей в Galactic Civilizations более чем достаточно, и, по-видимому, ими и обусловлен ее высокий рейтинг. Тем не менее, боюсь, что широкая распространенность, сравнимая хотя бы с Master of Orion или Ascendancy (искусственный интеллект в которой, как мне кажется, намного хуже) Galactic Civilizations не ждет.
А.Лебедев, 1996
Советуем почитать:
- Master of Orion. Игры прошлого
- Galactic Civilizations. Обзор журнала Игромания
- Galactic Civilizations. Лучшие компьютерные игры
- Обзор Игромании: Galactic Civilizations II: Dread Lords
- Руководство и прохождение Galactic Civilizations от Игромании. Часть 1
- Руководство и прохождение Galactic Civilizations II: Dark Avatar. Космическая федерация II. Войны дренджинов (ЛКИ)
- Galactic Civilizations II: Dread Lords. Обзор от проекта КС2