В защиту Третьего Ориона. Письмо в редакцию Game.EXE
Так получилось, что добраться до этой игрушки (правильно, Master Of Orion 3) я сумел лишь относительно недавно. Привык верить Вам на слово, ибо в основном Ваше мнение о каждой конкретной игрушке расходится с моим несильно (и это за энное количество лет). Но в этот раз расходится кардинально, в результате чего и читаете (если не сразу стерли) сей мессаг.
Складывается такое впечатление, что глубокоуважаемый Олег Михайлович не потрудился хотя бы разок-другой пройти игрушку до конца, желательно разными расами и в разных по размеру галактиках (я уж молчу про патчи и моды; впрочем тут сделаем скидку — тогда первых еще не было, а вторых было маловато). Не следует сравнивать Третий Орион с Первым или даже Вторым, он не лучше и не хуже, он — просто другой. Да, в той же вселенной, но — другой. Первый Орион — простенький (на не примитивный, разумеется), минимум внешних деталей, напоминает чем-то даже простую (внешне) настольную игру, ну пусть шахматы (условная аналогия, само собой). Второй больше смахивает на Цивилизацию в космосе, со своими особенностями конечно же. А Третий… но о нем конкретно чуть позже. Глянем пока что на еще некоторых представителей столь мною любимого жанра глобальных космических.
Ascendancy. Для того времени красивая игрушка, трехмерная карта, походовые сражения прямо в звездных системах, разветвленное строительство на планетах… которое и угробило игрушку. Микроменеджмент ее похоронил, это было убийство, каждый ход что-то строить на полусотне планет, те кто играл хорошо это помнят.
Pax Imperia 2. Весьма неплохая реализация real-time режима, редкого в этом жанре. Но совсем неуправляемые тактические бои во все том же real-time и тупость своего же AI основательно раздражает. Например, корабли с мощными тахионными пушками близкого радиуса действия и со сканерами дальнего будут в момент раздолбаны примитивными корабликами с оружием хотя бы среднего радиуса действия, ибо наши не додумаются подлететь поближе.
Imperium Galactica. Весьма и весьма любопытная реализация, последовательность сюжетных миссий и real-time режим. Очень интересно получилось. До тех пор, пока сюжет не исчерпывается и мы остаемся один на один с галактикой. Вот тут и приплыли. Управлять кучей планет здесь оказывается довольно муторно. А сражения на планетах больше всего напоминают самую тупую RTS’ку (какая Вам больше всего не нравится? Танки там есть? Да-да, значит именно эту).
Imperium Galactica 2. Визуально посимпатичнее, но недалеко ушла от первой, не говоря уж о совершенно тупом процессе дизайна кораблей (добавляем всего самого лучшего во все слоты, какие есть на корпусе — вот и все).
Star Wars: Rebellion. Для фаната вселенной Star Wars еще ничего, для остальных — так себе, прямо скажем. Какой… эээ… нехороший человек додумался сделать real-time режим в игрушке, заточенной под turn-based?! Представьте себе любой из Орионов, в котором end turn нажимается сам по таймеру, на паузе же приказов раздать не дадут. Нравится? Мне — не очень. А уж сколько возни там со строительством на планетах… Зато можно покомандовать флотом из Imperial class Stardestroyers и даже притащить с собой на… эээ… пространство брани монструозную Deathstar. В основном за это и играл в нее.
Star Trek: Next Generation: Birth Of The Federation. Есть, есть там интересные моменты, даже много. Но багов… Впрочем, патчами кое-что должно эффективно правится, надо будет проверить. В общем, не без недостатков, но и давить за gameplay вроде бы как-то и не стоит, ну разве что чуть-чуть приплюснуть.
Reach For The Stars. Весьма симпатично реализованы битвы флотов, очень даже. Микроменеджмент на планетах минимизирован. Но вот планетарная защита выносится любым более-менее приличным случайно пролетающим мимо флотом просто от нечего делать. Так что только стенка на стенку кучей кораблей. А куда вражий флот летит по нашу душу не видно — гиперпрыжок-с. Что несколько раздражает. Да и как-то что-то не затягивает игропроцесс, хотя вроде как серьезно прицепится не к чему. Мое чисто субъективное мнение? Возможно.
Galactic Civilizations. Мило, в целом очень неплохо. Но как-то глубины не просматривается, возможностей маловато, погружения нет. Что-то в этом роде. Тоже вроде бы бить-то и не за что, но и хвалить как-то особо не хочется.
Emperor Of The Fading Suns. Вот это Игрушка, да, именно с большой буквы. Отлично проработанная вселенная, погружаешься с головой, играть интересно. Не без недостатков, но то терпимо вполне. А вот баги… ее убили баги, съели с потрохами, проклятые насекомые. Какое было разочарование! Однако через много лет, патчей и модов уже ситуация изменилась. Как только наиграюсь в Третий Орион, всенепременно снова возьмусь за нее, ибо оно того стоит.
Можно было конечно вспомнить еще и Fragile Allegiance, и Starship Unlimited, и… но хватит пока что. В чем же преимущество Третьего Ориона как перед всеми ними, так и перед своими предшественниками по Орионской вселенной? В том, что в нем можно как оптимально работать с малым числом миров, так и эффективно управлять огромными империями из сотен планет, оставив микроменеджмент своему кибернетическому правительству. Вот тут аналогов ему нет. Оптимальная стратегия и есть в том, чтобы в начале внимательно следить за происходящим на всех планетах, вручную отстраивать их, направлять развитие оптимальным образом. А когда планет становится с десяток, сбагрить внутреннюю политику на министров, самому же заняться только колонизацией, военной машиной и внешней политикой. Когда число планет становится таким, что одной больше, одной меньше — не суть важно, то и колонизацию оставляем имперским советникам. И строительство кораблей к тому времени тоже особо перестаем контролировать, ибо флоты достигают весьма приличных размеров, следим только, чтобы старье всякое не строили. И остаются на нас лишь дела военные, дипломатические и шпионаж, разумеется. То, что доктор прописал. Отлаженный механизм звездной империи, работающий на нас, а не мы не него. В других игрушках можно было этого добиться, но лишь с малым числом числом планет, чуть зашкалит за сотню — и все, мы закопались. Даже во Втором, и даже в Первом Орионах приходилось следить за каждой планетой, чтобы там всякий бардак не начинал творится вдали от ока императора. Плюс все остальные такие штучки, что нам так нравились в первых частях, все улучшенные и дополнение. И вселенная, которая затягивает, в которой хочется стать императором, а не просто играться. И уже не обращаешь внимания на несколько неудобный местами интерфейс, на престарелое разрешение (800х600), кривоватый мелкий шрифт и внешность кораблей. Плюс к тому, кое-что из недостатков лечится патчем и модами. В результате получаем отличный Игрушк!
Кстати о птичках. Выиграть там, просто тупо нажимая кнопку «конец хода», отдав какое только можно управление советникам, весьма и весьма затруднительно (разве что очень сильно повезет, скажем, все остальные истребят друг друга без Вашего вмешательства). Такая возможность — иллюзия, рожденная мощной системой автоматизации управления империей. Можете попробовать на самом деле, если так интересно, в целях эксперимента.
Конечно, можно и дальше играть в Первый Орион (если графика глаза не режет), Reach For The Stars, Galactic Civilizations… Но они по сравнению с Третьим — как игра в дурака в сравнении с преферансом. Первый прост, понятен и увлекателен (надоест конечно быстрее, но это только потом); у второго сложные и неочевидные правила, но стоит их освоить — потом не оторвешься. Не стоит пугаться сложных и страшных на вид интерфейсов, непонятных поначалу правил и систем, стоит хотя бы попытаться их освоить в полной мере.
Играл я в Первый, пока не вышел Второй, играл во Второй, пока не вышел Третий, буду играть в Третий, пока не выйдет что-то еще лучше (Четвертый?). Чего и Вам желаю.
Андрей Михеев
game.exe #12 декабрь 2003
Советуем почитать:
- REAL-TIME-STRATEGY: кризис перепроизводства
- Galactic Civilizations. Обзор журнала Игромания
- Обзор Игромании: Galactic Civilizations II: Dread Lords
- Star Wars: Conquest — мод для Mount and Blade 1.011
- Цивилизация в коротких штанишках. В ожидании игры Age of Empires. Первый взгляд | Game.EXE
- Galactic Сivilizations для OS/2. Обзор от PC-REVIEW
- Глобальные стратегии: вчера, сегодня, завтра
Полностью солидарен с ТС — лучшая космическая стратегия до сего момента с возможностью нормально играть по сети с живым противником.
1) Отличия от Ориона 2 в этом плане колоссальные, и основное то, что в ней (в основном из-за боя в реалтайм) нельзя просчитать эффект с 100% вероятностью от применения того или иного вооружения, что пиразин приводила игры в Орионе 2 в банальнейшие тупики, когда противник даже с колоссальным превосходством, по всем вапориметрам, мог проиграть значительно более слабому игроку, и флоту который отстает по тех развитию в несколько раз, а по вооружению в 100ни раз.
Других играбельных игр по сети данного жанра, при всех моих попытках на протяжении более 10ти лет, так и не нашлось… Более менее (немножко из другой серии День победы 2 и Виктория)
По поводу способов игры ТС — конечно возможно неглубокие познания в механики не позволили ему играть более дефективно, но ему этого было достаточно опираясь на Ai игры. Хотя на самом деле управлять тем что будет строиться на той или иной проблемы при любых их количествах элементарно через Империя/Планы развития — где есть разветвленная система управлением определенного вида планет и их специализация, как по внешним признакам, так и в ручном режиме (но выставляется она один раз и будет действовать до ее изменения)
По поводу строительство кораблей на автомате, еще раз подтверждает мою незыблемую уверенность что ТС никогда не играл с сильным живым противником или хотябы за расу Иткулов при максимальном количестве компов, на высоком уровне сложности… Но и тут он ошибается, все лишние корабли можно удалить из очереди построек (очередь можно закрыть, так чтоб она строила все по кругу, либо не строила вообще ничего, что позволяет всегда строить только то что тебе надо, и там где тебе надо)
Жалко что ТС ничего не описал про замечательную экономическую систему в игре, которая приближена к реально существующей в мире, где само производство, наука, добыча,торговля, строительство и вся жизнь осуществляться исключительно за счет денежных отношений. И реализуется по средствам налогообложения народонаселения, который производит продукт (т.е. если народ не работает, то и дохода в империю не приносит)
На данный момент т.е. после выхода пача 1,25 + 6 фиксов + мод на разрешение 1024x768_v2.0.8 — считаю ее лучший игрушкой как по сети так и для личного прохождения всеми любителями глобальных стратегий (а не красивой графики)
Вопросы по мылу Sokell@altsys.ru