Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Игры Сида Мейера » Sid Meier’s Gettysburg! » Sid Meier’s Gettysburg! Руководство и прохождение. Навигатор игрового мира

Sid Meier’s Gettysburg! Руководство и прохождение. Навигатор игрового мира

В брифинге излагается план сражения и нередко накидываются весьма полезные советы

Sid Meier‘s Gettysburg! — первый проект легендарного Сида Мейера (создателя знаменитой Civilization) в молодой компании Firaxis. Это игра, которую все долго ждали, а такое ожидание иногда оборачивается для разработчиков весьма плачевно — воображение игроманов, как правило, рисует новый проект в самых радужных красках, а после релиза обычно приходит пора горького разочарования. Не секрет, что пытаясь внести игру нечто новое, разработчики часто доходят до полного абсурда.

Вспомним Х-СОМ 3 — по стратегии и тактике боя игра является достойным продолжателем знаменитой серии, но вот режим real-time, что называется, подкачал.
Многие считали, что Gettysburg! станет чем-то вроде Civilization или Panzer General в режиме real-time. Но, по счастью, ошиблись. Слияние жанров wargame и real-time стратегии практически невозможно. Первый подразумевает некое углубленное планирование, разработку стратегии наступления и обороны, где у каждой боевой единицы есть гигантский список бонусов, достоинств и недостатков, а второй нередко вносит в игру аркадный элемент, где все, как правило, сводится к битве стенка на стенку. И, как следствие, Gettysburg! ни в коей мере нельзя назвать real-time’oм. Это просто качественный wargame с великолепной графикой и исторической привязкой, разве что разворачивающийся в реальном времени. Ближайший аналог — Jagged Alliance в режиме движения по своему сектору. По всей видимости, любители С&С клонов будут не в восторге, а вот поклонникам Panzer General и иже с ним игра покажется в самый раз.

Значение ландшафта

Правильное использование природных особенностей ландшафта, на котором происходит сражение, является, в некоторой мере, ключом к победе (вспомните ледовое побоище Александра Невского). Великолепный трехмерный движок с возможностью приближения и удаления игровых объектов — несомненный плюс Gettysburg!. Не оставлено без внимания и стратегическое значение окружающей местности. Всего в игре существует семь различных элементов ландшафта.
Прежде всего, это открытая местность (равнины, лесные поляны, дороги). Здесь и так все ясно — скорость по максиму (при движении по дороге — удваивается), никаких дополнительных бонусов нет. Для переброски войск очень удобно — выделил командира, щелкнул на Attach, затем на Road и указал пункт назначения.
Весьма интересным элементом являются поля, засеянные кукурузой или пшеницей. При передвижении скорость не уменьшается и защитных бонусов тоже нет. Однако, если ваш отряд спрячется на поле, то противник не увидит его до тех пор, пока вы первым не откроете огонь. Пример — завели пехоту в поле, отступая, заманили отряд противника поближе и дали залп с флангов. Вражеское подразделение, как правило, обращается в паническое бегство.
При движение по лесу в два раза уменьшается скорость подразделения, однако увеличиваются его защитные показатели. Например, если поставить отряд в лесу и дать ему команду Hold, то врагу придется идти в атаку по открытой местности подогнем вашей пехоты. Это можно использовать при удержании ключевых точек. Сады и палисадники оказывают такое же воздействие на показатели ваших войск, как и лес.
Горная местность является идеальной для удержания огневой позиции. Скорость подразделения падает чуть ли не в три раза, зато показатель защиты увеличивается вдвое.
Самое гиблое место — болота. Скорость в три раза ниже, защиты никакой. Если между вашей артиллерией и войсками противника находится болото и враг пытается добраться до вас — закажите ему дружескую панихиду. Выжившие в трясине легко будут обращены в бегство вашей пехотой.
Подразделение, стоящее на возвышенности, имеет бонус при атаке отрядов внизу. Поэтому, если вам необходимо в течение определенного времени удерживать какой-нибудь сектор карты, постарайтесь захватить господствующие высоты и расположить там свою артиллерию.

Зачем нам нужен командир

В битвах всеми вашими отрядами командует некое реальное историческое лицо (как правило, какой-нибудь известной американский генерал времен той же войны). Спешу вас разочаровать — он не способен творить чудеса, уничтожая с одного наскока целый отряд противника, наподобие командиров из Total Annihilation или Dark Colony. Зато с его помощью вы сможете осуществлять полный контроль над всей армией. Для этого, используя иконку Attach, дайте командиру любую команду, и войско в точности повторит его действие. Также у командира есть несколько специфических возможностей. К примеру, вы можете изменить построение всех своих отрядов, отдав ему соответствующую команду (Line или Double).
И помимо того, использование своего генерала а критической схватке позволяет спасти ситуацию. Допустим, ваше подразделение пытается удержать позицию в ближнем бою под усиленным огнем противника. Если рядом с отрядом находится командир, то общая мораль подразделения увеличивается на одну единицу. Но генерала могут ранить или убить, так что особенно рисковать им не стоит.

Не пальцы, а голова

Итак, с жанром определились — Gettysburg! есть wargame. Соответственно, отбросили весь аркадный пыл и вспомнили… Warhammer, с его тупым интерфейсом (увы, в этом отношении Firaxis сплоховал, повторив ошибку SSI). Управление боевыми единицами осуществляется перетаскиванием их иконки на новую позицию. Подразделение может находиться в трех условных стадиях: стоять или передвигаться по карте, сражаться с вражеским отрядом (engaged) или улепетывать с поля боя.

Врага еще не видать - самое время заняться расстановкой сил

В игре есть три варианта построения отряда (у каждого — свои достоинства и недостатки). При преодолении больших расстояний лучше всего использовать построение в колонну по два (column). В этом случае отряд движется с максимальной скоростью, но не может вступать в бой, не перестроившись.
В атаке самый оптимальный вариант — выстроить подразделение в две линии (Line). При этом увеличивается мощность стрельбы, но падает скорость. Однако если ваш отряд в две линии ударит сбоку по колонне противника, то может обратить ее в бегство всего лишь с одного выстрела.
Существует также особый тип построения — защитный (Skirmish). В этом случае ваш отряд растягивается в одну длинную линию и наиболее уязвим при атаке с флангов. Однако этот способ расстановки практически всегда позволяет остановить атакующий отряд врага (например, при защите ваших орудий).
Особый разговор пойдет об артиллерии. Прежде чем ваши пушки смогут стрелять по врагу, артиллеристы должны снять их с телеги и установить (команда Unlimber). Соответственно, в случае отступления у вас всегда должно оставаться достаточно времени на погрузку пушек на телеги (команда Limber). При атаке с флангов, если артиллерия расположена на возвышении, она обладает самой мощной атакой и способна с одного залпа обратить вражеское войско в бегство.
В игре есть две команды, применение которых чаще всего себя не оправдывает. Пример — команда Double Quick (ускоренное передвижение). Ваши войска начинают быстро накапливать стресс и в результате повышается шанс обращения отряда в бегство. Единственный вариант, когда оправдано применение данной команды, так это быстрая переброска войск и их перегруппировка (если у вас есть возможность дать подразделениям отдохнуть перед атакой). Вторая нежелательная команда — Retreat. После ее отдачи ваш отряд разворачивается и обращается в постыдное бегство под огнем противника. Если хотите вывести отряд из боя — прикажите ему медленно отступать (Fall Back), одновременно подводя сзади подкрепление. Когда подразделение выйдет из зоны огня, можно дать Retreat, чтобы на приличном расстоянии от места битвы спокойно произвести перегруппировку. Здесь также есть исключение — когда пехота «смертников» противника бросается на вашу «зелень» в схватку один на один — бегите, тем самым вы спасете отряд и не понесете потерь.

Также необходимо учесть положение вашего отряда относительно врага. Всегда стремитесь к тому, чтобы обойти подразделение противника и ударить по нему с флангов (самая уязвимое место), при этом стараясь не оставлять без прикрытия свои боковые формирования. Прежде чем броситься в атаку (Charge) или самому принять бой, разверните свой отряд лицом к противнику — это позволяет сделать иконка Wheel. Если не принимать в расчет мораль, то в лобовой атаке у вас с соперником равные шансы.

Оборона: ни шагу назад!

Как правило, в исторических сценариях и отдельных битвах вам ставится два вида задач: или разгромить войско противника (в этом случае победа присваивается после уничтожения всех вражеских войск или захвата всех ключевых мест на карте), или прикрыть отступление своих войск либо продержаться до прибытия подкрепления (здесь вам необходимо в течение определенного времени удерживать ключевые позиции на карте).
Вначале рассмотрим оборонительные моменты. Допустим, вам необходимо в течение часа удерживать некую ключевую позицию. Войска противника превосходят вас по численности, и вступать с ними в бой бессмысленно. Единственный выход — правильно построенная оборона.
Этап первый — занятие господствующих высот. Если у вас есть артиллерия, постарайтесь как можно скорее разместить ее на возвышенностях, причем желательно, чтобы она била по флангам противника. Для прикрытия артиллерии не забудьте выделить отряд пехоты. Орудийный огонь сослужит хорошую службу, изматывая врага еще на подступах к вашим отрядам.
После этого займитесь расстановкой основной массы пехоты. Старайтесь размещать свои позиции под прикрытием лесов или гор — лишняя защита никогда не помешает. Если вам предстоит сражение на открытом пространстве — первым делом прикрывайте фланги. Когда у противника численное превосходство, подобных битв лучше избегать.

Рисунок 1

Для примера рассмотрим первый рисунок. Противник наступает с северо-востока. У вас есть пять боевых подразделений (две артиллерии А и В плюс три отряда пехоты — С, D и Е). Ближе всего к противнику находится отряд пехотинцев С. Тип построения — Skirmish. При таком расположении войск огонь ваших стрелков охватывает весьма обширную площадь. Также они обладают некоторым защитным бонусом, так как место их дислокации — лес. Второй отряд Е прикроет отряд С в случае отступления, тем самым повышая мораль. Третий отряд пехоты D не участвует в схватке и предназначен в основном для перехвата отдельных отрядов противника, если они попытаются напасть на две ваших артиллерии. Артиллерия А расположена в верхнем левом углу экрана и ведет неприцельный огонь по приближающемуся по прямой линии противнику. Там же находится и командир вашей армии, вследствие чего мораль подразделения А повышается на единицу — в результате повышается точность стрельбы. Самое удачное расположение у артиллерии А. Она бьет по пехоте противника с флангов (двойные повреждения} и между ней и вражескими отрядами расположены поля {в два раза замедляется передвижение войск). В случае приближении противника артиллерию можно свернуть и отвести по дороге (удвоение скорости) на безопасную позицию.
При приближении пехоты противника подразделение С начинает стрельбу по наступающему вражескому отряду, вынуждая его вступить в схватку. У соперника позиция весьма незавидная. Артиллерия А бьет с фланга — прикрытия у врага нет. Артиллерия D бьет по прямой линии. Если противник попытается вступить в ближний бой, то под шквальным огнем ваших орудий он мигом обратится в бегство. Отступающий вражеский отряд автоматически снижает общую мораль войска. Если же соперник начнет активное наступление сразу двумя, а то и тремя отрядами — используем иконку Fall Back и медленно отступаем, отстреливаясь от врага. Вступать в ближний бой абсурдно — сражаться придется под огнем своих же пушек. В этом случае в бой вступает отряд Е (построение Line) и, атакуя противника с фланга, останавливает его продвижение. Вражеская пехота, ослабленная огнем ваших пушек, отступает.
Главное — навязать противнику битву на своей территории (в случае обороны это не так уж и сложно).

Выгоды обороны

Как известно, защищаться всегда легче, чем атаковать. И в Gettysburg! вы это сразу же почувствуете. Всегда старайтесь держать оборонительную позицию и переходите в лобовую атаку только при численном превосходстве. В некоторых миссиях вам приходится атаковать противника, прячущегося в лесах или в горах. В этом случае лучше всего использовать артиллерию.

Вид с высоты птичьего полета удобен для оценки местности

Лобовую атаку (Charge) рекомендуется применять в двух случаях. Первый вариант: сходятся две армии. На передней позиции у вас расположен отряд пехоты, который вступает в перестрелку с ближайшим подразделением противника. Ваш отряд закрыт с флангов, сзади подстраховывает огнем артиллерия — и в результате противник оказывается под двойным огнем. Если вы пойдете на сближение, то в 90% случаев, после непродолжительной рукопашной схватки, враг обратится в бегство и потеряет половину отряда. При определенных обстоятельствах (например ваш отряд — «зелень», а у врага «смертники») и с десятипроцентной вероятностью, медаль поворачивается оборотной стороной. В этом случае ваши бегущие солдаты бесславно полягут под огнем своих же пушек. К счастью, такое маловероятно.
Второй случай оправданного применения лобовой атаки — момент, когда вам удается захватить врага врасплох.
Допустим, ваша пехота затаилась на пшеничном поле. Когда мимо будет проходить отряд противника, он не заметит ее. Вовремя отданная команда, истошный вопль командира «Charge!!!», быстрый удар с фланга — и вот уже вражеская армия с позором отступает. Отдельно следует сказать о борьбе с вражеской артиллерией. Если вам приходится сражаться под орудийным огнем противника, старайтесь вести битву на местности, дающей некоторый защитный бонус (леса, горы, сады). Ни в коем случае не проводите рискованные развороты, выставляя открытым отряд с флангов. Если есть возможность, с артиллерией врага лучше разбираться в самом начале сражения. Это можно сделать двумя способами: либо атакуя одну пушку из нескольких орудий сразу, либо атакуя тремя отрядами пехоты с разных сторон. Причем вступать в ближний бой (Charge) совсем не обязательно. Противник, как правило, успевает погрузить орудия на лошадей и отвести их в безопасное место. Другое дело, если вы окружили артиллерию соперника и одновременно повели все четыре отряда в битву. Несомненно, данный способ наиболее предпочтителен.

О морали

Прикладное пособие по агитации для юных полководцев

Moral — один из самых важных показателей в любом wargame или в игре, где применяется turn-based режим боя. Данный показатель, как правило, характеризует боевой дух вашего подразделения и влияет на его способность вести длительный затяжной бой.

Сердце битвы

В Gettysburg!, как и в любом другом wargame, у вас нет возможности вести перестрелку до полного уничтожения одного из отрядов. Вся битва ваших подразделений разбита на несколько мелких схваток. Сначала два отряда сходятся на расстояние выстрела, потом, при желании, могут вступить в ближний бой. Вот тут-то все и зависит от боевого духа войск. Если ваш отряд защищен с флангов и находится под прикрытием артиллерии, то он, скорее всего, обратит войско противника в бегство и положит не одну сотню врагов точными выстрелами в спину. Но если же воины идут в атаку на превосходящий по численности отряд противника и под огнем вражеской артиллерии с флангов, то они сами обратится в постыдное бегство.
На мораль оказывает влияние несколько факторов. Один из основных — присутствие командира. Также большое значение имеет возможность чувствовать рядом локоть товарища, а прямом смысле этого слова. Если ваше подразделение прикрыто с одного фланга, то мораль увеличивается на единицу, если с обоих — на 2. Прикрытие отступления (огневая поддержка с тыла) также дает бонус +1.
Элемент игрового ландшафта, обеспечивающий дополнительную защиту, опять же повышает мораль подразделения. Известно, что дурной пример заразителен, поэтому вид отступающих войск снижает мораль вашего отряда (на одну единицу за каждый отряд в зоне видимости).
Существует также некоторое кастовое деление воинов (как бы на «духов» и «дедов»). Со временем воин приобретает боевой опыт и переходит на следующий уровень, получая при этом дополнительный моральный бонус. Всего существует четыре класса. Ваши новобранцы получают статус green (новички) и имеют моральный бонус в 2 единицы. Со временем они переходят на положение регулярных войск (regular) и получают бонус +3. Затем они становятся ветеранами (Veteran, мораль +4), а под конец — воинами-смертниками (crack), у которых самый высокий моральный бонус — 5 баллов.

Gettysburg! — игра, на которую не жаль пожертвовать неделю свободного (или не свободного) времени. Рискну понадеяться, что благодаря моим советам ваше потраченное время станет временем побед, а не поражений.


ViV
Навигатор игрового мира №1, 1998

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Покоренные побеждают — Плаут, Rome: Total War


Книги по шахматам