Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Alpha Centauri » Путь на Центавру

Путь на Центавру

Так вот, летели, летели, а при приземлении… то есть при приальфа… ну, в общем, при посадке на Альфу Центавру наш корабль «Юнити» развалился на тысячи разнообразных кусочков, равномерно рассеявшихся по поверхности планеты. Хорошо хоть, перед «мягкой» посадкой мы все перессорились и разбрелись по семи спускаемым капсулам, благополучно завершившим полет на поверхности негостеприимного нового мира. Естественно, подобрался в каждую из капсул народ по интересам, избрал себе соответствующих вождей и начал осваивать планету по собственному разумению.

Путь на Центавру

Такова завязка новой игры Сида Мейера Alpha Centauri. Игры, которую давно и с нетерпением ждали все почитатели таланта неповторимого стратегического маэстро, уже давно вдоволь наигравшиеся в Civilization II. Хотя, честно говоря, взглянув в «титры» Alpha Centauri, я был несколько обескуражен, увидев там «Created by Brian Reynolds with Sid Meier» и еще три человека.
Брайан Рейнольдс — человек, который делал якобы тоже «сидмейеровскую» игру Colonization. Геймеры-стратеги ее наверняка помнят, она выходила после первой «Цивилизации». Очень интересная по замыслу, примитивнейшая (даже для того времени) по графике и абсолютно неиграбельная. Изюминку «Колонизации» создавало разнообразие ресурсов, возможностей их переработки, а также возможность распределять колонистов на различные работы в соответствии с их квалификацией (то есть от священника, посланного работать в винокурню, толку было мало).
Я-то, помнится, от «Колонизации» удовольствие получал, но только в силу особой любви к экономически ориентированным стратегиям. Помню, приходилось по ходу игры выписывать на большие листы бумаги, в каком из населенных пунктов каких специалистов не хватает и где какие лишние — интерфейс игры не давал возможности держать такие вопросы на контроле. Ну, плюс еще некоторые бредовые идеи (в частности, одним из полезнейших «продуктов», вырабатывавшихся в ваших городах, были так называемые «колокола независимости», обозначавшие продвинутость населения в осознании необходимости отделения от метрополии) — и вышел тогда в итоге серьезный провал «Колонизации» на рынке, несколько замаравший доброе имя Сида Мейера. Неужели и в создании «Альфы» Рейнольдс играл активную роль, помимо дизайна приложив руку к концепции?
К счастью, заглянув в первый же город, основанный моими подчиненными на красной земле новой планеты: я убедился: ура, Alpha Centauri не имеет никакого отношения к Colonization. Понять это было просто: город вырабатывал всего лишь ТРИ вида ресурсов! «Производство, торговля, пища», словно «тройка, семерка, туз», намертво въелись в сознание еще со времен первой Civilization. В дальнейшем параллели с Civilization II пришлось проводить более чем часто. Правда, и кое-что из пыльного сундука Colonization в новую игру приволокли. И, наконец, двухсерийный Master of Orion явно вспоминается — если не предок Alpha Centauri, то, по крайней мере, пожилой родственник.

Прицентаврились!

Итак, мы на далекой звезде. Вообще Альфе Центавре полагается быть самой обитаемой частью Вселенной — сколько миллионов звездолетов с русскими, американцами, вавилонянами, ацтеками, хоббитами отправили туда многочисленные игроки в Civilization II! Новый мир оказался негостеприимен. Игру предваряет видеоролик: демонстрирующий язвы земной цивилизации — войны, убийства, пожары… В общем, одно от них спасение — в космос! На Альфу!
С кем вот только начинать покорять планету? На выбор — семь «основоположников», семь квазинаций, семь подходов к развитию цивилизации. Охарактеризую их в общих чертах — на самом деле каждая группировка имеет много специфических достоинств и недостатков, диктующих уникальную стратегию развития.
«Зеленые» последователи Дейдры Скай, развивающие биологические науки и научившиеся контролировать местные природные условия. «Верующие в Создателя» фанатики, не жалующие науку и с энтузиазмом идущие в атаку на врагов. «Силы по поддержанию мира», считающие себя наследниками ООН и прочих земных институтов. «Спартанская Федерация», воспитывающая дисциплинированных и стойких солдат. Группа «Морган Индастриес», преуспевающая экономически. «Человеческий улей» под руководством китайского офицера — размножаются… как китайцы, естественно. Ну, и на закуску — ученая братия, которую возглавляет наш соотечественник «Prokhor» Захаров. У них с наукой, сами понимаете, хорошо. И названия городов (то есть, простите, баз) ностальгически-приятные, типа «Байконур», «Парк Ломоносова» или чего-то там имени Гагарина.
Первые turn’ы игры повергают в отчаяние. Интерфейс игры и пейзаж приютившей нас планеты вызывают одинаковое уныние — очевидно, и к тому и к другому приложил руку Брайан Рейнольдс. Почти половину экрана вашего монитора займет некая имитация командирского планшета с информационными экранами — все они заполнены необязательными сведениями. Радует лишь наличие общей карты центаврийской «Земли» в достаточном для ориентации масштабе. Штука немаловажная, если учесть, что кусок местности, на который направлен взгляд играющего в данный момент, весьма невелик. А масштабировать его для более широкого обзора не хочется — невнятные фигурки юнитов совсем потеряются на фоне депрессивного местного пейзажа.
Где вы, удобные «падающие» меню Civilization II? Меню неудобное, вылезающее из одной «кнопки», со многими подразделами, разворачивающимися горизонтально — очевидно, дизайнеры вдохновлялись проводником Windows 95. Плюс еще дополнительное меню для переговоров с соседями по планете. Похоже, Сид Мейер, покинув фирму MicroProse, нацелился на то, чтобы его новые игрушка (вышедшая под лейблом фирмы Firaxis) ничем не напоминала старую. Но от глубокого внутреннего родства не сбежишь…

Оглядимся…

Итак, в городах (эксплуатирующих тот же X-образный кусок территории, что и в Civilization II) добывается три вида ресурсов. Деньги заменены «энергией» — именно ей расплачиваются друг с другом соседи по планете, ее же нужно тратить, когда приходится спешно завершать строительство юнита или сооружения. На квадрате местности энергия обозначается оранжевой вспышкой. Пища так и осталась пищей (символ ее — надкусанное яблоко — привет от Йоко Оно, добывается, естественно, не зерно, а «нутриент»). И, наконец, производство теперь называется «минеральными ресурсами» и обозначается неким бриллиантом.
Естественно, поверхность суши и воды усеяна пищевыми, энергетическими и минеральными бонусами. Принципиальное отличие от «Цивилизации» состоит в том, что базы можно основывать и на воде тоже. Но, помимо бонусов, окружающее вас пространство имеет массу интересных особенностей.
Во-первых, хоть почва везде выглядит одинаково уныло (пески цвета хорошего борща — именно так мы представляем себе Марс), по ближайшем рассмотрении на ней обнаруживаются камни или некие зеленые образования (мхи и лишайники, очевидно). Естественно, каменистая почва богаче минералами, а на позеленевших фрагментах планеты лучше растут продукты питания. Кроме того, планета имеет заметный рельеф, также влияющий на свойства того или иного участка. Чем выше участок, тем больше энергии можно с него собрать. В некоторых местах растут леса, обеспечивающие равномерную добычу всех видов ресурсов. Но это еще не все.
Растительный и животный мир планеты примитивен, но доставляет дополнительные хлопоты. Во-первых, местная растительность — ку… кс… нет, не ку-клукс-клан и даже не куннилингус, а, это, ксенофунгус, вот. Растение вида мерзкой красной плесени на суше и эфемерной белой взвеси в воде. Фунгус — явление сложное: поначалу он вроде бы мешает. На нем нельзя основать города, нельзя построить ферму, передвижение юнитов замедлено примерно так же, как в «Цивилизации» передвижение по горным массивам… С другой стороны, лучше всех знающие местную природу последователи Дейдры Скай с заселенных фунгусом квадратов получают дополнительную единицу пищи уже в самом начале игры. В дальнейшем: изучая центаврианскую биологию, каждый сможет извлекать из наличия фунгуса определенные преимущества — в частности, передвигаться по нему станет так же легко, как по дороге.
Поэтому формерам (Formers) можно поручать как уничтожить фунгус там, где он есть, так и посадить там, где его нет.
Формеры — центаврианский аналог инженеров из Civilization II. Только вот базу основать не могут — для этого применяются совсем другие юниты, Colony Pod на наземном или водном шасси. Но у формеров и так забот достаточно. На их совести лежит терраформинг — преобразование центаврианской землицы в пригодную для существования.
На примитивном уровне развития технологии можно построить лишь несколько видов пригородных объектов — фермы, шахты, солнечный коллектор (увеличивающий производство энергии), можно еще высадить лес и построить дороги. С научными открытиями количество возможных работ для формеров увеличивается: можно строить конденсаторы, тепловые буровые, бункер, аэропорт, датчики, обнаруживающие присутствие противников и местной фауны.
Кстати, о фауне — представлена она червями. Это не те гигантские черви, что в «Дюне», но тоже пренеприятные создания. Против даже самых слабых юнитов они, конечно, воюют малоэффективно, но уничтожить оставшуюся без прикрытия новую базу (на которой еще не успели создать оборонительный отряд) могут запросто. Водятся черви и на суше, и на море, а воюют исключительно пси-способом, против которого бессильна броня и прочие оборонительные примочки, а в расчет идет только моральный дух обороняющегося отряда. Самое интересное, что червей со временем можно приручить и использовать в качестве отрядов собственной армии. Комбинация обычного вооружения и представленного червями психологического может подсказывать интересную тактику ведения боев.

Сюрпризы приятные и неприятные

При исследовании поверхности планеты помимо образцов местной жизни то и дело натыкаешься на предметы, напоминающие крышки колодцев водопроводно-канализационной сети (а если мыслить более романтично — крышки шахт с таинственным содержимым).
Это, друзья мои, обломки нашего многострадального корабля, равномерно разметавшиеся по поверхности планеты. Чего в них только нет! И запасы энергии, таинственным образом перекачивающиеся в ближайшие города для завершения строительства очередного объекта. И уцелевшие вездеходы, особенно полезные на ранней стадии игры (на которой они, собственно, и встречаются). И, непонятно как оказавшиеся в обломках корабля карты окружающей местности. Сведения о сделанных когда-то научных открытиях, которые вашей группой уже позабыты. Еще и черви очень любят в обломках гнездиться…
Помимо фрагментов корабля, на поверхности планеты можно найти таинственные обелиски, обладающие самыми разнообразными свойствами. Они могут также подсказывать разные знания, одарять энергией, а если построить рядом город, то с квадрата, занятого обелиском, можно получать большее количество ресурсов всех видов. Кроме того, некоторые обелиски время от времени повышают ранг проходящих по нему юнитов (а рангов, или психологических уровней состояния юнитов в игре достаточно много).
И, наконец, исследуя обелиски, можно найти инопланетный артефакт. Интересная штука, между прочим. При всей своей таинственности каждый артефакт, очевидно, на колесиках, и слушается вас. Его нужно своим ходом отогнать в ближайший город, а там продать (получить из него определенное количество единиц энергии). Но лучше перегнать артефакт в город, где имеется так называемый Сетевой Узел — сооружение научно-информационного характера. Узел подключит артефакт к Сети и вытянет из него какое-нибудь важное открытие.
Гнать артефакт по дороге, как тележку — ну не бред ли? Бред. И я даже знаю, чей… В Colonization, о которой мы уже вспоминали, при исследовании местности можно было наткнуться на своеобразный сундучок на колесиках, груженый с золотом. Сундучок либо перегонялся своим ходом в ближайший порт, где продавался по низкой цене, либо доставлялся в Европу, где можно было получить за него настоящую цену. И вот эта же идея практически без изменений попала в состав новой игры…

Общаемся и открываем

Довольно скоро в ходе исследования планеты вы столкнетесь с вашими товарищами по несчастью. Естественно, первый предмет разговора — обмен научными знаниями. Первоначально вам за серьезные технологии стараются впарить туфту — карту открытой вашим коллегой местности. Не соглашайтесь! Меняйте только знания на знания!
Диапазон дипломатии здесь гораздо шире, чем в Civilization II. Как вам понравится возможность ссужать деньги (то есть энергию) под определенные годовые проценты и, соответственно, брать их в кредит? Как вам понравится возможность за определенную мзду купить частотный канал для связи с теми колонистами, с которыми вы пока не вступили в прямой контакт?
Дипломатия на Центавре умная. В Civilization II меня всегда раздражало, что на определенном этапе игры самый радужный союз вдруг начинает ни с того ни с сего портиться, и в итоге ваш союзник идет на вас войной. Здесь союзы гораздо более продуктивные, причем предметом дружбы могут быть не только военные действия против кого-то, но и голосование на выборах верховного главы планеты. Иногда голоса вульгарным образом покупаются.
Голосование — явный сколок с Master of Orion. Правда, если вас избрали директором планеты, это еще не победа — но существенное количество очков вы себе прибавили. Подсчет очков идет по сложной формуле, учитывающей все ваши достижения, в том числе научные.
Наука здесь тоже несколько напоминает Master of Orion — исследуются не отдельные технологии, а направления, приводящие к определенным открытиям. Каждое открытие дает массу преимуществ во многих сферах центаврианской жизни — новые сооружения, новые возможности, новые юниты. После каждого открытия можно менять направление исследовательской деятельности. В принципе, можно нацелить ученых на работу по всем направлениям, но такая работа, естественно, будет не очень эффективной. Гораздо удобнее развивать какое-то одно направление и затем обмениваться открытиями с другими колонистами.
Есть в игре и аналог имевшихся в Civilization II чудес света — так называемые секретные проекты, разнообразие которых велико.

Играем в конструктор

А теперь заглянем в Workshop — здесь конструируются юниты для последующей постройки в массовом количестве. И вновь приходится вспоминать Master of Orion — принцип создания тот же. Берется шасси (в «Мастере» это был корпус космического корабля) — наземное, водное или воздушное, снабжается оружием, броней, двигателем, специальными устройствами… Получающееся разнообразие модулей велико, и процесс их создания может помочь в военных действиях против определенного противника.
Что приятно, модернизация устаревших юнитов в новые может происходить без всякой помощи «Мастерской Леонардо» (в Civilization II было непонятно, что делать с ордами фаланг и колесниц в эпоху пушек, если «Мастерскую» построил кто-то другой). Однако такая модернизация требует денег.

Подводим итоги

В общем, придираться к авторам Alpha Centauri можно было бы еще долго. И за невнятное изображение юнитов — человек-то в скафандре у них в два раза выше, чем, скажем, крейсер. Да и индикатор состояния отряда весь квадрат соседний перекрывает. И за интерфейс неудобный можно придираться. Как, скажем, накопив на базе 20 отрядов в состоянии ожидания, бросить их в поход на противника? В «Цивилизации» было просто — заходишь в город, растормаживаешь всех кого надо и выходишь. В Alpha Centauri — каждый расторможенный отряд тут же хочет двигаться и вы вываливаетесь с экрана базы — придется туда заходить ровно двадцать раз. Придираться можно еще долго.
Можно и расхваливать авторов Alpha Centauri по разным поводам. Особенно стоит поблагодарить их за заботу о тех, кому «подробная» стратегия кажется скучноватой. Велик уровень возможной автоматизации. Например, можно дать формерам задание работать в автоматическом режиме, и они благополучно преобразуют территорию оптимальным образом.
Далее, в каждом городе есть губернатор. Пока он не активирован, всем происходящим управляете вы. Но можно поручить губернатору заботиться о положении дел — и тогда он сам будет усмирять недовольных, расставлять жителей по квадратам обрабатываемой территории, намечать постройки и так далее. Более того, можно задать губернатору одно из четырех приоритетных направлений деятельности. Если губернатор заботится прежде всего о милитаризации, он строит военные юниты, укрепления и так далее. В итоге в города можно вообще не заглядывать, оставив за собой политику, войну и основание новых баз.
В общем, ругать и хвалить Alpha Centauri можно долго. Но общее представление об игре вы получили, а с нюансами, если захотите, познакомитесь сами.


Автор: Сергей Иванов

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Мы сделаем электричество таким дешевым, что жечь свечи будут только богачи — Томас Эдисон, Civilization IV


Книги по шахматам