Medieval II: Total War. Рецензия журнала Лучшие компьютерные игры
На костях великих империй растут как грибы новые королевства. Норманны обживают север, Византийская империя дряхлеет, а из Рима сурово таращится на братьев-католиков великий миротворец — Папа, который, как известно, может все что угодно. Европейская знать выясняет отношения и строит мавров, тогда как на юге дуют молодые ветра, и правоверные мусульмане грозно сверкают мечами, предчувствуя крестовые походы. Никто еще не знает, что с далекого Востока смотрят на копошащихся рыцарей раскосыми и жадными глазами племена кочевников Великой степи.
Это 1080 год. Мир спускается во тьму Средневековья на долгих двести двадцать пять ходов.
Вперед, слонопотамы!
Все шесть лет существования серии Total War студия Creative Assembly вела ее уверенной рукой в одной лишь ей известном направлении. По большому счету, со времен Shogun: Total War не изменилось ничего — те же провинции, которые надо завоевать в пошаговом режиме, те же тысячи верных (или как придется) солдат под знаменами дайме в тактических битвах… а глючит солдат даже больше, чем во времена безликих спрайтов и плотных прямоугольничков построений.
Уверенно маневрируя между конкурентами и новыми концепциями, разработчики шли выбранным курсом — из расколотой гражданской войной Японии в немытую Европу, потом — в клюквенно-римское прошлое со слонами и друидами и наконец — назад в средневековье. Теперь — с новым графическим движком, отработанным на легионерах. Никто особенно не скрывает, что основной смысл существования Medieval 2: Total War — демонстрация возможностей графики. Конечно, халтурить создатели игры не стали и многое переделали, получив в результате довольно-таки самостоятельную игру. Ее есть за что похвалить. Есть и за что на ней потоптаться. Но окончательная оценка зависит, прежде всего, от того, чего от игры ждать и с какой меркой к ней подходить. Аналогов-то у серии нет.
Отпусти меня, глубина
Возьмем для начала стратегический элемент. Он предельно прост. Уже шесть лет мы гоняем солдатиков, генералов и всевозможных агентов по лоскутной карте. Сначала — переставляя фишки с провинции на провинцию, потом — по обычным правилам, знакомым нам по Civilization. Нововведение «один город на одну провинцию» не изменило ничего. Постройка улучшений и отрядов, наем дипломатов и вербовка шпионов — элементы стратегии, но правила здесь очень просты и лишь сложная ветка построек и улучшений могла надолго погрузить в задумчивость. Зато, словно чтобы скомпенсировать простые стратегические правила, игровая карта уже в Medieval на первых ходах приобретала непотребнейший вид — десятки почти одинаковых фишек носятся по провинциям, размахивая флажками… В Rome: Total War положение стало чуть получше — там, по крайней мере, и агенты, и армии ходили пешком. Чтобы осадить город, до него сначала надо было дойти. Но все равно яркая анимированная карта была не очень информативной, а в Medieval II новые разновидности агентов добавили хаоса.
Должна ли заботить полководца и короля конкурентная борьба торговцев? Не царское это дело. Так почему же во время бесконечных войн Total War под ногами путаются ходящие по карте вразвалку «нэпманы»? Зачем гонять в дипломатические миссии принцесс? Разве нельзя о свадьбе договориться без их личного участия? Можно понять, когда на стол королю кладут доклад о появившихся в округе разбойниках и бунтовщиках, — на них могут тренироваться принцы. Но зачем нужны эти ведьмы и грязные еретики, которые одним своим присутствием унижают карту, предназначенную для многотысячных армий?
Да, много лишнего навертели разработчики. К счастью, тот, кто не хочет каждый ход полчаса разбирать положение на карте, может не строить торговцев вообще и игнорировать чужих. Деньги — они на войне иначе добываются, ведь цель — не забороть врагов в экономическом плане, а захватить сорок пять провинций и Иерусалим. Незачем «раскачивать» на еретиках священников, готовить их в кардиналы и продвигать на пост Папы. Во-первых, это ничего не дает, во-вторых, играя за католиков, требования Папы прекратить войну с братьями по вере можно время от времени игнорировать. Подпорченные отношения с Римом легко исправит небольшой процент с награбленных денег, и даже отлучение ничего, по большому счету, не меняет. Проявит кто недовольство — снизим налоги или введем войска. А если генерал какой взбунтуется — подавим восстание силой, так ему и надо.
Можно не заниматься дипломатией — пусть ненавидят, пусть нападают — тем проще выбирать цель для очередной атаки. Можно не заниматься строительством в городах лично, поручив все советникам. Можно не касаться финансовых вопросов — налоги тоже будут собирать советники, и даже наем войск можно сплавить компьютеру, оставив себе лишь войну. Впрочем, даже воевать не обязательно лично — автоматический расчет сражений иногда одерживает для игрока внушительные победы.
Вот и получается, что играть и побеждать можно, не забираясь в глубь стратегического режима, тем более что в глубинах этих игрока ждут малоприятные и, самое главное, бесполезные для достижения цели игры вещи — микроменеджмент, десятки малозаметных на карте агентов, дипломатическая возня, церковные разборки. Кому захочется всем этим заниматься, когда можно собрать десять тысяч рыцарей и «алга!» на Иерусалим… или еще куда.
Встаньте в круг
Если стратегическая часть Medieval 2: Total War слабовата, то, может, тактика спасает положение? И да, и нет. С одной стороны, бои действительно красивы. Атака легкой кавалерии, залпы орудий, слоники под стенами цитадели — это эпично! Даже проблема косых лошадей на косогоре не портит впечатления, и на страшные лица воинов внимания особого не обращаешь — что поделать, жизнь у них такая была в средние века.
Видна очень серьезная работа над тактическим ИИ — враг научился неплохо противостоять штурму замков и эффективно атакует их сам, хотя отключать таймер боя в кампаниях не советую — компьютер, штурмующий замок игрока, может выстроить войска напротив и ждать целую вечность, вынуждая либо загрузить игру, либо вывести защитников из крепости (этакая жульническая военная хитрость).
Компьютерный генерал ведет бой грамотно, и порой его действия кажутся почти осмысленными… но иногда он страшно проваливается. Простой пример — ИИ теперь умеет «шугать» ваших лучников, подводя к ним войска. Это разумно — но стоит игроку отключить у своих лучников функцию самосохранения (Skirmish), как ИИ временами «пробуксовывает» — компьютер подводит к лучникам отряды и отводит их назад несколько раз, неся огромные потери.
Иногда, заняв позицию, компьютерный генерал полностью игнорирует мощный обстрел. Он часто безропотно позволяет окружить себя, пропуская в тыл конницу. Но это — ошибки врага, и к ним можно притерпеться. Что раздражает, так это странные действия собственных войск. Конные войска очень неохотно идут на штурм (Charge) вражеской пехоты, предпочитая подъехать рысцой и вынуть мечи. Помните, как эффектно летали легионеры в Rome? Теперь заставить конницу играть в кегли не так легко, а если враг не стоит на месте, то и вовсе невозможно.
Преследуя удирающего врага, конные отряды иногда играют на нервах игрока тем, что, почти наступая на пятки бегущим к краю карты солдатам, вдруг останавливаются и собираются в кучку. Несколько секунд они выстраиваются заново — и за это время беглецы успевают заметно оторваться и порой даже уйти от погони. Лучники порой игнорируют команду разредить строй. Огорчают стрелки, путающиеся в стрельбе стилем «улитка» (похожая проблема была в Rome с «черепашкой» у пореформенных легионов). Много в тактическом режиме таких мелких и неприятных ошибочек. К счастью, почти все можно исправить заплатками — а Creative Assembly в игропортняжном деле знает толк.
Зато приличными получились штурмы замков. Войска путаются на улицах городов и на стенах замков в пределах допустимой погрешности — в Rome дела обстояли хуже. Воевать стало лучше и веселее, особенно теперь, когда арбалетчики научились стрелять навесом, оберегая от сквозняков спины стоящей впереди пехоты.
Уменьшилось общее количество клюквы в тактике — больше никаких амазонок в бронелифчиках, колдующих друидов и вопящих жен варваров. А эти слонопотамы Тимуридов с пушками на спинах, конечно, выглядят на поле боя странно, но вспомните, как крошили пехоту невидимые отряды ниндзя и неуязвимые джедаи-кенсаи в Shogun. Вот где клюква-то!
Тактический режим в игре достаточно ладно скроен и крепко сбит, хотя, скажу вам прямо, побеждать компьютерного оппонента все так же легко. Можно, не углубляясь в тактику, брать числом (это проще всего делать в первой половине кампании) или следовать нескольким простым правилам Сунь-Цзы, мало изменившимся с времен Shogun: Total War.
Многопользовательский режим «быстрой битвы» представляет больший интерес. Очень может быть, что спустя несколько заплаток мы еще увидим отчеты о сражениях между новгородскими боярами и слонами Тимуридов в рубрике «Дуэльный клуб».
Война без особых причин
Вся игра — от тактики до стратегии — оставляет ощущение какой-то растрепанности и… необязательности. Можно игнорировать то, се, пятое, десятое и неизменно побеждать в кампании. «Зачем тогда играть?» — спросят иные игроки. Они удостоверятся в том, что возиться с агентами на карте скучно, в тактике побеждать легко, и спишут для себя Medieval 2 в утиль.
И они будут в чем-то правы. Игра не требует от игрока полководческих талантов и умения правильно распоряжаться богатствами казны. Она может легко нагнать скуку, да и образовательное значение игры зыбко и условно. А все потому, что главное в Medieval 2: Total War — вовсе не глубокая стратегия и не тонкая тактика, а великий эпос, история, которая творится на глазах игрока. Шаг за шагом мы проходим через все средневековье, перекраивая события на новый лад. Великие битвы — вовсе не Гастингс, не Азенкур и не Креси, а тот бой на мосту, в котором молодой и трусоватый наследный принц Ансельм остановил воинство султана Аюба в горах Испании и стал настоящим полководцем. Или та безнадежная, но героическая оборона Киева, когда неизвестный капитан и с ним гарнизон из крестьян и ополченцев сдерживали монгольские полчища, ценой своей жизни обеспечивая будущую победу дружины князя Юрия в полях под Рязанью.
Вот и ответ на вопрос, который был задан в начале. Medieval 2: Total War — интерактивная история, в которой участвует игрок. И когда это осознаешь, становятся понятны все странности и излишества стратегического режима. Эту игру не надо проходить — ее надо проживать, видя, как возвышаются и исчезают королевства, как создаются союзы и предательски нарушаются мирные договоры, как борются европейские государства против нашествий с востока и отплывают корабли на запад, на короткую войну с ацтеками. Во всей кампании и ее сражениях — не игра, а живая история, которую разработчики уместили в двести двадцать пять ходов.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 | Выбор между стилями игры — углубленным или поверхностным. | Углубившись в стратегические дебри, легко заскучать. |
Графика 10 | Индивидуальная анимация каждого солдата. Прекрасные модели, красивые спецэффекты — особенно разрушение стен осадными орудиями. | Страшные физиономии солдат. Забравшись на склоны холмов, лошади и слоны «косеют». |
Звук 8 | Музыка. Генералы произносят речи перед сражением, и даже на тактической карте можно узнать мнение о своей державе, щелкнув по чужому агенту. | Дипломаты 2разных стран говорят с курьезными акцентами. |
Игровой мир 8 | Удачная имитация средневековой Европы с ее реалиями — крестовые походы, раздробленность, чума, набеги монголов. | Историческая достоверность принесена в жертву игровому процессу. Несуразиц чрезвычайно много — и политических, и географических, и военных. |
Удобство 6 | Простое и эргономичное управление в тактическом режиме. Есть возможность включить подробные подсказки и свалить труд по обустройству империи на ИИ. | Очень неудобная стратегическая карта. В тактике играть мешают невыловленные баги. |
- Рейтинг 83%
Опубликовано в журнале Лучшие компьютерные игры, №2 (63) февраль 2007
Автор материала: Тимур Хорев
Советуем почитать:
- Total War: От Shogun до Medieval 2
- Руководство и прохождение Rome: Total War от Игромании
- Журнал «Игромания» о Rome: Total War
- Обрати внимание! | ROME TOTAL WAR — превью журнала PC Игры
- Jeff Van Dyck — Total War Eras Soundtracks
- Medieval II: Total War. Обзор журнала ЛКИ
- Total War: Творить историю своими руками