Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization IV » Civ4 Colonization » Sid Meier’s Civilization IV: Colonization. Обзор от журнала Страна Игр

Sid Meier’s Civilization IV: Colonization. Обзор от журнала Страна Игр

Sid Meier’s Civilization IV: ColonizationВ далеком 1994 году появилась игра «Колонизация» и мгновенно завоевала сердца любителей творчества Сида Мейера и «Цивилизации» в частности. При похожей на Civilization схеме, тогдашняя новинка обладала замечательными особенностями, принципиально меняющими геймплей. И вот через почти полтора десятилетия игра вернулась к нам в совершенно новом облике.

Все профессиональные Черные властелины, Наполеоны и Чингиз-ханы привыкли к простому и законному началу карьеры. Вступая в жизнь с одним рабочим или «сараем», мы из ничего создаем империю. В Colonization же нами с ходу берется командовать какой-то наглец. Он называет себя английским королем и, кажется, не спит ночей, придумывая, чем бы еще насолить подданным (то есть, в данном случае, нам!).

Старый дедушка Коль был веселый король

Игра очень хороша, но есть в ней и досадные недостатки – с ростом населения городки почти сливаются в единый мегаполис… Хотя реально область эксплуатации города не изменяется. Да, коричневый великан в центре совершенно безопасен – это гарнизон

Игра очень хороша, но есть в ней и досадные недостатки – с ростом населения городки почти сливаются в единый мегаполис… Хотя реально область эксплуатации города не изменяется. Да, коричневый великан в центре совершенно безопасен – это гарнизон

Король повышает налоги, втравливает в дурацкие войны, а иногда не брезгует и прямым попрошайничеством «на булавки». Сид Мейер добивается своего – к концу игры уже очень хочется наступить монарху на ногу или хотя бы плюнуть на спину.

Хотя, конечно, эта сказка имеет счастливый конец. К сожалению, мы не вторгнемся в старую-добрую Англию с пятью дивизиями индейцев и не выбросим надоедливого короля из окна, как очень бы хотелось. Но нам позволено хорошенько отвести душу, перебив всех его приспешников, и полюбоваться на то, как негодяй, рыдая, смирится с обретением нами независимости.

Что новенького?

  • По сравнению со старой «Колонизацией» изменений в игровом процессе очень немного. Добавили конюха, необходимого для выращивания лошадей. Политика стала более интересной и логичной. Да, теперь мы в колониях тоже можем строить линейные корабли, а значит, они есть уже не только у английского экспедиционного корпуса.
  • «Ветеранские» способности отныне приобретают не только войска, но и морские суда. Появилась область культурного влияния вокруг города – и если индейская деревенька попадет в такую область, ее можно превратить в собственное поселение.
  • Колонисты больше не тратят молоточки при преобразовании земель, а для снаряжения военного юнита нужно не по полсотни лошадей и мушкетов, как раньше, а всего-то по семнадцать.
  • Зато значительно изменен интерфейс. Он стал действительно очень удобным. Рядом с поселением показывается, какое здание тут строят, а загрузить и разгрузить корабль или фургон можно, не заходя в панель города, прямо на стратегической карте.

В начале славных дел

Панель европейской торговли. Здесь можно разгрузить корабль, продав товары, а затем взять на борт нужных людей и заполнить трюмы всем необходимым в Новом Свете

Панель европейской торговли. Здесь можно разгрузить корабль, продав товары, а затем взять на борт нужных людей и заполнить трюмы всем необходимым в Новом Свете

Но пока до этого еще далеко. Начинаем мы игру с жалкой каравеллой, в которой сидят лишь вольный лесоруб да будущий колонист с мушкетом. Тащиться через океан, доедая любимые ботинки и гадая, не промахнулся ли мимо нового континента, не придется. Обычно, проплыв всего пару квадратов, мы обнаружим гостеприимный американский берег. И тут нам, как полагается первопроходцам и завоевателям, откроется масса возможностей. Мы строим первый город (причем лучше его возводить не абы где, а, немного поморщив головную кость, выбрать место поинтереснее) и развиваем бешеную деятельность – знакомимся с индейскими вождями, обучаем колонистов премудростям жизни в Новом Свете, распахиваем поля вокруг города, строим дороги и охотничьи сторожки…

В игре, что непривычно, рядом есть соседи – между прочим, коренное население этого континента. Но индейцы поначалу – сама доброта и мягкосердечие. Разве что изредка смущенно укажут, мол, не надо бы мостить дорогу рядом с их вигвамами, потому что у них тут испокон веков охота на ценного бобра. Однако за скромную сумму вожди готовы забыть о бобрах навсегда. В остальном – они приносят скромные подарки и особенно не беспокоят, а вот их побеспокоить очень даже стоит. От индейцев масса пользы, надо только уметь их готовить. Во-первых, можно попросту сжечь их поселки и отнять деньги, которые эти скопидомные дикари коварно прячут. Во-вторых, есть хорошие шансы обратить коренных жителей с помощью специальных миссионеров, тогда цивилизующиеся аборигены прибегут к нам и станут гастарбайтерствовать. В-третьих, неплохо бы отправить к краснокожим колониста на учебу, и те быстренько дадут ему какую-нибудь полезную профессию – рыбака или хлопкороба. Но в целом индейцы – это так, развлечение для начала игры, поскольку есть куда более неудобные соседи.

В нашем доме появился замечательный сосед

Добрые соседи-индейцы время от времени нас развлекают – исполняют под городскими стенами свой воинственный танец

Добрые соседи-индейцы время от времени нас развлекают – исполняют под городскими стенами свой воинственный танец

Увы, мы не одни в Новом Свете: в игре четыре нации, довольно жестко отстаивающие свои интересы. С европейцами придется воевать – потребуется возводить стены вокруг городов и обучать солдат. На море тоже не все гладко – ваши пиратские корабли могут атаковать вражеские суда и захватывать чужие грузы. И это без объявления войны! Хотя обидчивые соседи вполне способны счесть такое поведение не слишком добрым и развязать войну.

Дом, который построил Джек

Дело в том, что, в отличие от обычной «Цивилизации», здесь у нас есть не только город с окрестностями и добываемыми там деньгами да пробирки с синей «наукоемкой» жидкостью. Тут нам придется еще и увлеченно следить за тем, что умеют и чего не умеют наши жители, поскольку все производство совершенно натурально (не в смысле естественно, а в значении натуральное хозяйство). Шахтер выдал на-гора руду, кузнец из нее сковал инструменты, оружейник из инструментов собрал мушкеты, тем временем ковбой вырастил лошадей из хлеба, который в поте лица возделывал фермер, а солдат сел на лошадь, взял мушкет и поехал завоевывать новые земли.

Окно города почти прежнее, разве что стало удобнее. Снизу – товары. Слева – здания и работающие в них граждане. В новой игре рядом с домиками обозначено, сколько человечков там может трудиться. Справа – земли вокруг колонии, где добываются нужные ресурсы

Окно города почти прежнее, разве что стало удобнее. Снизу – товары. Слева – здания и работающие в них граждане. В новой игре рядом с домиками обозначено, сколько человечков там может трудиться. Справа – земли вокруг колонии, где добываются нужные ресурсы

В общем – что-то вроде большой пошаговой The Settlers, осложненной, правда, тем, что профессии надо изучать, так как являются к нам колонисты девственно невежественными. Отдельная головная боль – обучение новых специалистов. Ведь колониста надо поместить в школу и ждать, пока он выучится чему-то путному, а все это время его придется кормить.

Однако далеко не сразу мы сможем позволить себе такую роскошь, как «выращивание» квалифицированных мастеров. К счастью, в начале игры к нам в колонии нет-нет да и попросится какой-нибудь умелец, которому невесело живется в Англии. Его надо только перевезти в наши дикие земли и пристроить к работе по специальности.  Ну а в крайнем случае можно купить необходимого позарез кузнеца, пусть и втридорога. Кстати, этот самый кузнец лучше трудится не на голом месте: если создать ему все условия и построить домик, он выдаст гораздо больше инструментов.

Произведенные товары – главный источник нашего дохода. Сначала торгуем тем, что ловим и выращиваем. Причем, прежде чем продать, например, сотню единиц руды, надо загрузить ее в специальную ячейку в трюме корабля, а всего у каравеллы таких ячеек две. Более вместительные плавсредства здесь, конечно, есть, но их еще надо построить. Заметим, игра очень «фактурна»: мало того что всегда можно проследить судьбу каждого своего гвоздя, этот гвоздь почти существует физически.

Вот с этого утлого суденышка мы и начнем завоевание нового континента. И вся наша армия – солдат да лесоруб

Вот с этого утлого суденышка мы и начнем завоевание нового континента. И вся наша армия – солдат да лесоруб

Со временем хозяйство увеличивается, и мы начинаем из сырья производить уже настоящие товары: из табачных листьев – сигары, из сахара – ром, из шкур – шубы, из хлопка – ткань. Это все стоит намного дороже и потому гораздо доходнее. Однако цены на товары в Англии неизбежно падают, но потом мы строим специальный домик – таможню – и торгуем со всем светом, а до метрополии нам и дела нет.

К тому же некоторые товары корыстный король запрещает к продаже, если не дать ему денег. Так что интерес к исторической родине понемногу исчезает, и приходит пора задуматься об отделении от надоедливого тирана. Люди уже обучаются на месте, корабли, пушки, мушкеты тоже делаются в Новом Свете – старый дом совсем не нужен.

Табличные тайны

Как и в «Колонизации» образца 94 года, главная проблема в разгар игры – это недостаток «выращивателей» табака, сахара и хлопка, поскольку колонисты самостоятельно осваивают эти специальности мало того, что не очень споро, так еще и лишь при некотором везении. Хорошо, если у вас под боком живут добрые индейцы, которые согласятся научить уму-разуму. А ну как нет? Вот так обычно и начинаются «Табачные войны». Не раз и не два, заметив, как в чужой город шмыгнул специалист по выращиванию табака, я затевал войну с соседями. Но тут, конечно, главное не зевать – игра стоит свеч, только если этот парень возьмет мушкет и двинет на защиту города. Но он ведь же может и смыться! И тогда впору ругаться и рвать последние волосы: столько сил потрачено на осаду, а главная цель, человек, умеющий выращивать табак, – сбежа-а-а-ал!

Время колокольчиков

Большая карта. Рядом с названием города помещены сведения о нем – умонастроения жителей, данные о строящихся зданиях... Удобно!

Большая карта. Рядом с названием города помещены сведения о нем – умонастроения жителей, данные о строящихся зданиях... Удобно!

Главное блюдо в игре – это Война за Независимость. Дело в том, что в каждом нашем городе есть особое здание – ратуша. И в нем некий человек может выковать «колокола свободы». Эти колокольцы очень полезны! Они позволяют получать бонусных лидеров, которые приносят всякие приятности, а иногда даже обеспечивают бесплатными юнитами. При большом количестве колокольчиков город получает плюсы к производству – колонисты начинают изготавливать больше товаров. Наконец, наличие колоколов позволяет горожанам проникнуться сочувствием к идее независимости и встать на вашу сторону, когда начнется война за эту самую независимость. Ведь игра заканчивается грандиозным шоу – приплывают «красные мундиры» и пытаются добрым словом и хорошей пулей убедить нас присоединиться к метрополии.

Мораль

Итак, король повержен, и можно немножко порассуждать о том, чем же хороша эта игра. Да в первую очередь, как ни странно, сюжетом, которого… вроде как и нет, во всяком случае, на первый взгляд. История, не навязываемая геймеру, а совершающаяся как бы исподволь, так что ее хода почти не замечаешь – штука редкая. Между тем само мироустройство игры словно бы подталкивает нас к движению в определенном направлении. Так выстроен многогранный мир великолепной Mount & Blade, таковы внутренние законы Colonization. Здесь сама логика игры ведет нас от одного этапа к другому, предлагая при этом удивительное разнообразие сюжетных перипетий.

В остальном же – мы имеем традиционную Civilization с углубленным микроменеджментом отдельных поселений. Который, конечно, быстро наскучит, но тут секрет прост – не надо строить слишком много городов, игра приспособлена, скорее, для интенсивного освоения территории, чем для экстенсивного.


Автор: Алексей Арбатский
Cтрана Игр №23 2008 года

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Несчастья показывают талант полководца; удача скрывает его — Гораций, Rome: Total War