Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Master of Orion » Master of Orion 2: Battle at Antares. Дуэльный клуб

Master of Orion 2: Battle at Antares. Дуэльный клуб

Master of Orion 2Первые несколько заседаний Дуэльного клуба сражались между собой Сергей Зверев и Алексей Шуньков. Текущий счет между ними – 2:1 в пользу Сергея Зверева, а также одна ничья.

Однако другие заядлые бойцы нашего журнала тоже давно хотят помериться силами на дуэльной арене. Сегодня в поединке сойдутся два новых противника: Псмит и Анатолий Малин.

Выбор оружия обсуждался долго: тут были и новомодные стратегии вроде Imperial Glory, и великая-и-могучая Civilization III, и даже ролевая игра Neverwinter Nights, в которой оба наших сегодняшних бойца подвизаются профессионально. Ее отклонили лишь потому, что там полагается участвовать командами, а в практике Дуэльного клуба пока что только индивидуальные бои. «Не будем ломать сразу много традиций за раз!» – сказал свое веское слово главред, и стало так.

Финальное решение – из уважения к славным традициям клуба обратиться к седой классике. Таковой признан Master of Orion II, самая знаменитая глобально-космическая стратегия, так и не превзойденная ничем, включая и весьма неоднозначную третью часть. В ней есть богатейшие возможности для самых разнообразных стратегий и множества сюрпризов для противника. К тому же случилось так, что оба сегодняшних бойца, хотя и отдали этой игре немалую дань уважения, никогда ранее не сходились в ней друг с другом.

Мы начинаем…

Бой 1. Силой мысли

Стартовые условия
Малин Научная раса на базе Darloks: Creative, Democracy, +1 Research, Repulsive
Псмит Телепатическая раса на базе Bulrathi: Telepathic, Omniscient, Unification, –10 Spying, –10 Ground Combat
Карта Medium
Технология Average
Соседи 6 компьютерных игроков
Условие победы Уничтожение противника

Псмит: Зная страсть Анатолия к технологическому доминированию, осмелюсь предположить, что мы будем сейчас иметь дело с расой мыслителей. Логично было бы выбрать шпиона, но… вдруг я ошибаюсь? Попробую лучше другую стратегию: расу, ориентированную на производство и войну.

Образцом и примером для подражания станут элерианцы. Телепатия поможет захватывать планеты и вести переговоры, а Omniscience даст полную информацию о статусе планет по всей галактике. Хорошие возможности для экспансии.

Псмит: Omniscient - замечательная штука. С самого начала видна вся карта.

Псмит: Omniscient - замечательная штука. С самого начала видна вся карта.

Поскольку об ассимиляции населения вражеских планет телепатам заботиться не надо, можно смело взять государственный строй Unification: «муравейники» традиционно сильны в производстве и сельском хозяйстве. Это уже минус 5, но ничего страшного. Штраф к наземному бою я взял без колебаний – десантов я не планирую. Потом, скрепя сердце, ослабил еще и шпионаж: благодаря плюсам телепатии я все равно не в минусе, а в плане защиты от вражеских шпионов – даже в плюсе.

Общий вид… ну не хочу я выглядеть синекожей дамочкой. Знаю – суета сует. И все-таки выберу что-нибудь пообаятельнее. Ну, хотя бы вот этого медведя-bulrathi.

Малин: Я решил сделать ставку на научно-технический прогресс. Поэтому для первого боя я попробую классическую стратегию расы, целиком и полностью ориентированной на науку.

Главное научное преимущество – Creative, позволяющее вместо одной технологии выучить сразу весь набор. Там, где все остальные вынуждены делать тяжкий выбор, я просто и бесхитростно заберу все. Более того: пусть каждый ученый приносит науке на единичку больше. Это обойдется в 9 баллов из 10.

Как известно, наука лучше всего процветает в демократических сообществах (или под очень тяжелой дубиной, но этот вариант я, пожалуй, припасу для следующего раза). Мой выбор – демократия (7 баллов). Баланс пока отрицательный (–6), так что пора выбрать недостаток. Допустим, пусть пострадает дипломатия – Repulsive. В самом деле: обмениваться технологиями мне незачем, а общественное презрение я как-нибудь переживу.

Осталось одно: выбрать внешний вид расы. Казалось бы, моя раса по духу – типичные псилоны. Но нет! Кто злейший враг научной цивилизации? Шпионы! Конечно, взяв Darloks, мы не помешаем Псмиту шпионить за нами, но хоть компьютерные агенты не будут рыться грязными щупальцами в наших архивах!

Оценка ситуации

Псмит: М-да, ну и местечко же мне досталось… Неподалеку живущие элерианцы – не лучшие соседи для моих булрати. Кроме них, рядом теснятся еще две расы – и ни одной приличной планеты поблизости. Лучшая в окрестностях – Kaэ, но на нее претендовать особого смысла нет: саккрам и элерианцам до нее ближе. Удовлетворюсь Арочем – хоть и радиация, зато 5 мест и нормальные минералы.

Хе-хе, а у Анатолия-то в соседях Орион. Хорошо бы он туда колониста послал! Следующий ход, увы, не оправдал моих надежд: дарлокский корабль-колонист избежал возмездия от Ориона.

Чувствую, пора достраивать транспорта и переключать все силы на науку: мне же просто-напросто нечего строить!

Спешно закончив постройку лабораторий на обеих планетах, я перешел к исследованию брони, чтобы потом задуматься о технологии очистки окружающей среды: мои старательные труженики уже сейчас производят преизрядно грязи.

Попросился на службу какой-то герой, но явно не к месту: он специализируется на командовании десантниками, а я очень надеюсь обойтись в этой жизни без них.

Тем временем, разгорелся конфликт между саккрами и элерианцами. Началось все с гибели саккровского разведчика над Каэ, но сейчас элерианцы обнаглели настолько, уже что блокируют разведчиками родную планету ящерожаб. Я не я буду, если те в ответ не строят сейчас эсминец или крейсер. Лучше уделю внимание дальнейшему развитию.

Малин: Оказался я в самом центре обитаемой вселенной. Неприятно, особенно учитывая полную дипломатическую несостоятельность моих подопечных. Зато вокруг довольно много досягаемых звезд.

Колонистов я направил не к самой ближайшей звезде, а к следующей. Смысл в том, что ближайшую осмотрит разведчик, а я уж выберу ту, что получше. Следующий корабль-колонист появится еще нескоро, и возможность выбора стоит того.

Н-да, «научный метод» принес свои плоды… Ближайшей звездой оказался Орион, и только благодаря хитрой схеме исследования сгинул не колонизатор, а разведчик. Иной пессимист назвал бы это везением…

Тем временем колонизационный корабль заселил крохотную планету, ставшую первой колонией в моей империи. Один человечек, зато куча минералов – жить можно, особенно если поскорее изучить Биосферы. Все силы – на технологию исследовательской лаборатории, а рабочие пусть пока отстроят транспортную флотилию – гарантированно пригодится.

Вскоре я научился возводить лаборатории. Поздновато, быть может, но ничего, зато на родной планете уже готов второй колонист. Ждать ему придется еще долго – разведчик облетел все доступное пространство, но там царит запустение. Пришлось сразу после биосфер заняться технологией нового топлива.

Следующие несколько десятков ходов прошли в планомерном развитии, ознаменовавшись разве что принятием на службу триларианского офицера. Вроде дельный малый, навигатор, легко сошелся с коллективом. Хотя я бы предпочел толкового менеджера.

Тридцать лет спустя

Псмит: Понемногу приближается час блицкрига против саккр. Пока что я обзавелся торговыми договорами с соседями – это мой основной шанс удерживать научный паритет. А по военной линии – готовлюсь закладывать на столичной верфи первый линкор с истребительной авиацией на борту. Меньше линкора мне отправлять не имеет смысла: только на таких кораблях можно установить телепатический генератор.

Я назову его «Иллитид», в честь наших далеких предков, придумавших ментальный контроль.

У Анатолия там заварушка с силикоидами, но и в моих краях не без новостей: клаконы прилетели делить Каэ с элерианцами (вот ведь, право, многострадальная планета). От души желаю им успеха: отобрать планету у клаконов будет намного проще. Более всего радует одно: ни с кем из них я не успел заключить союз.

Результат военной авантюры клаконов оказался странным: планета перешла в руки… саккр. Как они этого добились, одному богу известно, но моему разведконтингенту пришлось срочно отступать. А линкору строиться еще долго. Обе мои звездные системы прикрыты стационарной обороной, которую саккрскому флоту не пробить, но если они догадаются устроить блокаду Ароча – будет неприятно. Своей пищи там не производится, так что…

Малин: Я себе понемногу развивался, учился и строил, но тут живущий неподалеку силикоид набрался наглости и потребовал от меня планету Эригону (единственную, кроме родной!). Ну уж нет, дорогой друг.

Беда в том, что я, помимо случайно открытого секрета тританиевой брони, не изучил никаких боевых технологий. Подозревая, впрочем, что наш «каменный гость» – тоже вояка не из первых, я купил на Эригоне базовый крейсер и стал ждать.

Эх, силикоид, силикоид… Ну кто ж тебя учил атаковать вражескую планету паршивым эсминцем при, с позволения сказать, «поддержке» трех разведчиков? В общем, горе-вояка получил по заслугам: взрывной волной от разлетевшегося на куски вражеского флагмана прихлопнуло почти всю его эскадру. Какой стыд!

Чувствую, пришла пора нанести силикоиду ответный визит вежливости, перед тем немного поднаторев в военных науках. Если даже его вторая планета защищена, я узнаю об этом своевременно.

Видимо, прослышав о моей славной победе, ко мне пришел наниматься какой-то пушистый агроном. Вот и славно, а то как раз продовольственная программа подвисала.

Пройдя несколько световых лет, карательная экспедиция прибыла на Бенат, вторую планету силикоидов. По правде говоря, там я могу в основном наделать шума: ни приличных бомб, ни, тем паче, возможностей для десанта… Но эта планета лишена обороны и, к тому же, не производит пищу, так что хоть напакощу основательно.

Впрочем… десантный транспорт можно и купить, а не дожидаться, пока ленивые рабочие произведут его естественным путем…

Кстати, интересно, что там поделывает Псмит? Что-то его вообще не видно, а значит, дела у него идут не блестяще. Я вижу три уголка, где он может скрываться, и в любом случае его империя наверняка не превосходит мою.

Инвентаризация

Псмит: Наконец-то Иллитид сошел со стапелей! Я едва не опоздал «к раздаче»: саккр порядком пощипали элерианцы. Но планетой Каэ, по счастливой случайности, еще владеют ящеры, и захват – дело двух ходов. После чего блицкригом – на их родной мир!

Останавливаться нельзя, и, хотя я не уверен, справлюсь ли с ящеровой базой, я незамедлительно направляю авианосец на планету Сссла. Мощи истребителей хватает, чтобы даже после отстрела части самолетов, уничтожить базу с одного налета! И вот – саккр больше не существует, а я стал обладателем гигантской планеты, их родного мира, вместе со всем его чешуйчатым населением! Правда, планета почти не меблирована, но это – вопрос нескольких ходов. После чего моих промышленных возможностей хватит, чтобы бросить вызов кому угодно.

Теперь предстоит решить: уничтожать элерианцев, или попытаться вместе с ними бросить вызов Малину и его дарлокам? Пожалуй, я склоняюсь к последнему.

Малин: Бенат – наш! И вскрылась очаровательная подробность, о которой я совсем забыл: силикоиды – феодалы, а потому ассимиляция захваченных колонистов времени не потребовала. Правда, все это заметно задержало меня в развитии.

Но вот показались булрати Псмита. М-да, у него всего три звездных системы. Покамест ничего страшного. Вместе с элерианцами они делят саккр. Как жаль, что нельзя подговорить элерианцев напасть на мишек: все ж таки Repulsive – серьезный недостаток.

Шпионская история

Псмит: Мой агент отлично поработал: принес крайне нужную технологию и свалил все на нейтральную расу.

Псмит: Мой агент отлично поработал: принес крайне нужную технологию и свалил все на нейтральную расу.

Псмит: Будь моя воля, я немедленно явился бы на Назин, родную планету дарлоков. Но, увы, резервные топливные баки не входят в конструкцию авианосца, а приличное топливо еще не изучено.

Исследование обойдется дорого, но строительство нового линкора – это тоже, знаете ли, не подарок. Впрочем, лучше всего сделать и то, и другое: на штурмовом корабле очень не помешают средства противоракетной обороны – хотя бы простейший генератор помех. Я назову свой новый флагман – «Аболет». Тоже достойная телепатическая раса. Не путать с древним героем-медиком с Земли – Айболитом.

Мои дипломаты вовсю работают над тем, чтобы склонить элерианцев к союзу. Шпионы тоже отличились: стащили у Малина ракетную технологию и, кажется, на кого-то это свалили. Теперь я смогу усилить флот приличным крейсером, а то и линкором. Ведь с допотопными атомными боеголовками он бы явно числился в составе тяжелого юмористического флота.

До освоения топливной технологии осталось еще порядочно, и я как раз успею достроить «Аболет», а на верфях Ссслы заложить ракетоносец. Понемногу бывшая столица ящеров становится моей лучшей планетой…

Малин: Позвольте, а это что такое? Ход назад у булрати было всего три планеты, а теперь четыре, причем одна из них – Сссла! Либо я ничего не понимаю, либо мишки Гамми обзавелись телепатией. Ни за что не поверю, чтоб даже у Псмита хватило авантюризма отправлять сразу две десантных команды!

Наши аналитики говорят, что в самом скором будущем следует ждать Псмита в гости, и хорошо, если только одного, а не вместе с союзниками. А мне позарез нужно время! Придется срочно закрывать все планеты ракетными базами, благо по части ракет я, хочется верить, пока лидирую.

Все промышленные мощности переключились на строительство обороны, и вскоре был подготовлен «комитет по встрече»: ракетная база и тяжелый ракетоносец с двухзарядными меркулитовыми установками. Почему двухзарядными? Их можно поставить вдвое больше, и это – самый верный способ борьбы с тяжелыми кораблями. А вторгаться будут, безусловно, линкорами.

Тааак… это еще что? Псилоны опустились до шпионажа и украли технологию меркулитовых ракет? М-да. Хорошо хоть, что не булрати.

Силиконовая планета

Малин: Неожиданно после долгой спячки проснулись силикоиды, чтобы предъявить права на планету Эригона. С чего это они так возгордились? Линкор построили, не иначе.

И точно. Явились на бывший свой Бенат, но ракетной базы опасаются, держатся на орбите. Блокада. Обычно это – большая неприятность для неплодородной планеты, но… здесь живут их соплеменники, силикоиды, а они, как известно, в пище не нуждаются, на обед употребляя по тележке гравия. Так что пусть блокируют в свое удовольствие. Наступит время, и с ними разберемся.

У меня вполне достаточно сил, чтобы уничтожить силикоидов как явление природы (исключая бенатский ксенологический заповедник). Но отправиться на Крислон, их родную планету, – значит оставить неприкрытым родной мир. И все же – рискну: через два хода у меня достроится малый ракетоносец, вместе как-нибудь продержатся.

Первым отправился в небытие линкор силикоидов. Крислон – в двух ходах полета. Неужели же мы не покончим с кремниевой чумой?! Двух линкоров должно хватить с запасом.

Псмит: Флот для вторжения готов – два авианосца и ракетный линкор. Но если ходов пятнадцать назад этого хватило бы с лихвой, то теперь на Назине – мощная база, а на орбите болтаются два линкора.

Что же делать? Похоже, производственные мощности наших империй выравниваются, несмотря на все мои усилия. Жизнь стала бы намного проще, будь у меня возможность атаковать не только Назин; но до других планет дарлоков я не достану, даже если отберу планеты у элериан. Единственная промежуточная база – это, извините, Орион. Вопросы?

Впрочем, надежда реализовать преимущество все же есть. На одной из дальних планет Анатолия устроили дебош силикоиды. Рано или поздно – надеюсь – туда снарядят карательную экспедицию. Несколько ходов длилось напряженное ожидание, и…

Ура! Дарлоки отправились-таки воевать силикоидов. Успеть бы проскочить… Главное – точно рассчитать момент, чтобы они не успели вернуться. Посылаю туда «Аболет», «Иллитид», ракетоносец и легкий бомбардировщик – просто на всякий случай. Пунктуальность обеспечит новомодный движок, только что выменянный у псилона.

Горячая точка

Псмит: И грянул бой, ужасный бой… Нет, что ни говорите, а технологическое превосходство – страшная вещь. Когда стану императором галактики, запрещу деятельность всех так называемых ученых.

Пульсонные ракеты быстро сделали несколько пробоин в борту «Иллитида», и его отважная команда ушла в великое Ничто. «Аболет» продержался дольше, благодаря системе помех ЕСМ, но истребительные эскадрильи сделали свое грязное дело. Зато бомбардировщик вывалил-таки свой смертоносный груз, а база пала под обстрелом авиации.

Итог лучше всего описывается строкой из фольклора древней Земли: «День победы со слезами на глазах». Оборона врага подавлена, но брать планету нечем – ни один линкор не уцелел! Спрашивается, почему я не подвел транспорт? Как-то унизительно и глупо для телепата полагаться на пехоту, тем более что пленников пришлось бы годами «воспитывать».

Что мне осталось? Сбросить бомбовый груз и гордо удалиться. Вторую планету системы Назин я одним крейсером не возьму, нечего и мечтать. Командирам погибших кораблей – бронзовые памятники у входа в родные берлоги.

Малин: Неужели он действительно ждал, чтобы я отвел свой флот?! Телепатия – вредоноснейшая из мутаций, подлежит полной экстерминации. Но негодяй просчитался: крейсер «Курчатов», пожертвовав собой, уничтожил флагман вражеской эскадры.

Ковровая бомбардировка, предотвратить которую все же не удалось, разрушила множество ценных исторических памятников, в частности – Назинский Университет. Но она уже была актом отчаяния. Агрессору пришлось отправиться восвояси с поджатым хвостом.

Ну, а я теперь – император дарлоков и силикоидов. И это мне очень даже по душе: силикоиды не едят, не дышат (а потому плевать хотели на экологию), а главное – подчиняются голосу разума по первому требованию.

Столица переносится на Крислон. Эта планета – в глубоком тылу и полной безопасности. А флот возвращается на Назин, чтобы восстановить там нормальный ход мирной жизни. Но долго он там не останется: пока не поздно, нужно готовить ответный удар.

Рискованное решение

Псмит: «Теперь или никогда!» – вот наш клич. Все верфи империи работают в четыре смены. Медвежий народ выкладывает все силы. Отпуска, выходные и зимние спячки отменены до победы.

Между прочим, если Малин решит перегнать свой флот сюда, я могу получить ответный блицкриг на свою голову. На всякий случай выкупаю один «Аболет», оставшись почти без денег. И очень кстати – пара малинских тяжеловесов приближается.

Давайте смотреть правде в глаза: эти два ракетных монстра сделают из защитников Каэ котлету «медвежья лапа». Даже если перебросить туда «Аболет».

Поэтому… перебрасывать его туда мы не будем. Наоборот: мы направим его встречным курсом на Назин. Главное – успеть до потери Каэ, а то окажемся за пределами радиуса контроля. А Ссслу и Ароч мы постараемся защитить методом Малина – крейсерами. Надеюсь, как-нибудь продержимся.

Гнусные элерианцы никак не поддаются на мои уговоры атаковать дарлоков. Хотя вроде бы мы с ними – не разлей вода, в душе они наверняка меня ненавидят за то, что я иммунен к их телепатии. Впрочем, это взаимно.

Малин: Назин будет заселен через несколько ходов, но исследовательская база страны заметно подорвана. Чтобы не потерять темп, логика подсказывает простое решение: пока военный перевес за мной, – реализовать его. Объект для вторжения доступен только один: планета Каэ.

Плохо только одно: нет транспортов. Разгромить оборону планеты я, по всей вероятности, сумею, но что дальше? Как эти булратские варвары – разбомбить все и уйти? А смысл? Ведь планета, о которой идет речь, – не столица Псмита, и ущерб даже не приблизится к тому, что он нанес в ходе бомбежки Назина.

Мое решение: лететь сейчас же, а десант досылать по мере готовности. По крайней мере, не придется иметь дело разом с вражеским флотом и ракетной базой.

Космический триггер

Псмит: Получилось! «Аболет» и бомбардировщик – в небе Назина, и база принадлежит мне. Теперь я могу спокойно прогуляться по всем планетам дарлокской державы (возможно – исключая Крислон), подавляя последние очаги сопротивления. Практика показала, что справиться с гарнизоном без поддержки флота мне вполне под силу.

Содрогаясь в предсмертных конвульсиях, он разгромил оборону моей пограничной планеты Каэ. Этот акт вандализма был внесен в летописи и стал последним упоминанием о расе дарлоков в истории Вселенной. Враг повержен.

Малин: Победа над гарнизоном Каэ далась мне легко, но аналитики дружно классифицировали ее, как пиррову. Пока основной звездный флот был занят в миссии возмездия, на Назин проник-таки вражеский линкор, захватив вторую планету системы, – ту, что уцелела при недавнем штурме. Теперь у Псмита есть топливная база на моей территории, а у меня – нет. Боюсь, настала пора вырабатывать приемлемые условия капитуляции…

Разбор полетов
Псмит: Ставки обеих сторон, на мой взгляд, оправдались, но решающий успех мне принесло преимущество Omniscient, благодаря которому я все время знал о противнике много больше, нежели он обо мне. Только поэтому получилась финальная комбинация, которая без точных сведений была бы чистейшей «рулеткой». И – на будущее: телепат должен быть элерианцем! Конечно, в игре за «телепатомедведей» есть элемент сюрприза, но иммунные к телепатии соседи – большой риск. Малин: Возможно, эту партию я проиграл с самого начала, недооценив условия. Восемь рас теснятся на средней карте, как шпроты в банке, и делать там ставку на соло-игру опрометчиво. Можно запросто отстать в науке просто за счет отсутствия торговли. Хотелось бы мне сыграть при тех же параметрах, но на большой карте…

Бой 2. Варвары и империя

Стартовые условия
Малин Научная раса на базе Psilons: Creative, Democracy, –10 Spying
Псмит Индустриальная раса на базе Bulrathi: Unification, Tolerant, Large & Rich Home World, –10 Spying, –10 Ground Combat, –20 Ship Attack & Defense
Карта Medium
Технология Average
Соседи 6 компьютерных игроков
Условие победы Уничтожение противника

Малин: Научный прогресс остается главной и решающей ценностью нашего народа. Но мы не будем достигать его путем полного отказа от контактов с иными расами: ученый должен мыслить широко! Мы оставим у себя демократию и творческое мышление, а из минусов возьмем штраф к шпионажу – подобные действия позорят честь истинного ученого. И примем на этот раз подобающий нам облик псилонов, дабы избежать конкуренции в науке среди слуг компьютерного разума.

Псмит: Идея телепатической расы была неплоха, но все-таки я разбрасывался между телепатией и фокусировкой на промышленность. На этот раз я сделаю супериндустриальную державу: Unification будет дополнена иммунитетом к загрязнениям (Tolerant), а также большим и богатым минералами родным миром.

В обмен на это мне придется пойти на штрафы к корабельному бою (–10 к атаке и защите), наземному (–10) и даже шпионажу (–10). Как я собираюсь захватывать планеты, спросите вы? Что ж, надеюсь это продемонстрировать.

Оценка ситуации

Малин: Моей разведке традиционно не везет. Мало того, что опять поблизости обнаружился Орион, так еще и на другой планете – какая-то космическая нечисть. Краткий итог: я остался вообще без разведчиков. Правда, приличное место для колонии найдено и заселено – планета с неподобающим для научного центра имечком Иштар. От него ведет гиперпространственная дыра на другой конец Вселенной.

Псмит: Меня выбросило в самый удаленный уголок галактики, и это неплохо. По крайней мере, столица будет прикрыта. Рассылаю разведку и колонистов; быстро обнаруживается планета Хали, рудные богатства которой сопоставимы с родимой Урсой!

Первый же взгляд на свежеколонизированную планету вселяет бодрость и уверенность в том, что я выбрал-таки правильный путь к промышленной гегемонии. Один-единственный колонист, и уже восемь единиц производства!

Два одиночества

Малин: Обнаружена столица дарлоков. Не сказать, чтобы это радовало: вероятно, я зря не выбрал себе эту маску. Свободные промышленные ресурсы приходится переводить на защитных агентов, а дипломаты тем временем ведут с дарлоками переговоры о торговле и совместных исследованиях. Воевать я точно нескоро соберусь.

По науке я уже, похоже, лидирую, но вот на колонизацию ресурсов пока не хватает. А все из-за дарлоков!

Псмит: Но вот и первый сосед. Дарлоки! Неприятно, учитывая врожденную слабость моего народа в шпионских делах; правда, среди рас с Unification предатели редки, так что – устоим до поры. Более того: попробуем с ними подружиться и начать совместные исследования.

Между тем верфи Урсы клепают первый корабль-колонист: за 20 ходов, без единой фабрики на планете – это, господа, впечатляет.

В качестве новой цели выбрана планета Мойо («Моё!» – поправляет губернатор планеты). Обживаю свой укромный уголок. Сейчас закончу с фабриками и продолжу расселяться по галактике…

Игнорирование экологии обошлось мне недешево, но сейчас хорошо видно, как оно окупается. Мало того, что вся промышленность работает на результат; не приходится даже задумываться об изучении очистных технологий.

На нейтральной полосе

Псмит: Честное слово, это не я! Это мой посол так высказался! От своего имени!

Псмит: Честное слово, это не я! Это мой посол так высказался! От своего имени!

Малин: Топливная технология дала толчок знакомству с ближайшими соседями – пернатыми алкари и пушистыми мрршанами. И те, и другие с радостью готовы дружить, по крайней мере, пока у меня есть, что выменять. Но от них самих пользы немного: в обмен на лучшие плоды технического прогресса они предлагают допотопные социотехнологии. Их я в свое время не изучил лишь из общего презрения к гуманитарному направлению мысли.

Корабль с поселенцами наконец-то отправился на третью планету (ее тайна будет изучена в свободное время), и как раз стал задумываться о построении боевого корабля. Пока одного, но по самой последней моде: с меркулитовыми ракетами, щитом, генератором помех и термоядерным движком.

А вот и Псмит! Четыре планеты?! Решение строить военный флот никак не назовешь преждевременным. Срочно умасливаю алкари дармовыми технологиями прошлого века, чтобы заключить оборонительный и наступательный союз!

Псмит: В галактических новостях меня объявили лидером космической экспансии: четыре звездных системы. «…И пять планет» – скромно добавлю я.

На галактическом горизонте показались первые соседи: членистоногие клаконы (которым тоже положено работать на индустрию, но они явно отстали), чешуйчатые саккры и… и малинские псилоны. Наши разведчики столкнулись посередине, на ничейной планете в дарлокском пространстве. Да, между нами – дарлоки… и готов спорить, что мы оба сейчас интенсивно подкармливаем этих космических паразитов торговыми соглашениями.

Промышленная инфраструктура в целом создана: моя главная верфь способна строить колониста за 12 ходов, вторая – за 20. Можно бы и воевать… но вот беда, ни одной приличной военной технологии, кроме бортовой авиации (Fighter Bays). Ни брони, ни пушек, ни ракет. Хуже того: ни одной технологии планетарной обороны! А вот у саккр на орбите маячит что-то тяжеловесное, и как бы оно ко мне в гости не заявилось.

Была не была: начинаю строить авианосные крейсера. Их можно наделать 4-5 штук, хотя для кошелька это и обременительно. Приличная ракетная база сделает из них металлолом, но все-таки попробуем.

Аншлюс

Малин: Алкари пожелали сцепиться с мрршанами, и я им в этом деле радостно помог. Коты окопались в своем родном мире, а нам с союзничками досталось по планете. Теперь счет миров с Псмитом – четыре-пять, и скоро я освою еще один незаселенный мир. Так, глядишь, и догоню помаленьку…

Псмит, между тем, явно готовится к войне, то ли со мной, то ли с дарлоками. Что бы это значило? Он бросает на территорию буферного дарлокского государства свой флот – и опять безо всяких транспортов. Причем на сей раз дело не в телепатии: у него крейсера, а не линкоры, на них не поместишь телепатическое поле.

Псмит: Вот и настала пора проверить, чего стоила моя теория. Захватывать планеты десантом – с минус 10 к наземному бою и без ручного оружия – чистейшее самоубийство. Мало того: колонисты еще долго не вольются в наши стройные ряды. Таковы недостатки строя Unification: примитивным существам не понять прелести коллективного разума.

Все крейсера отправляются на Витрувий – вторую дарлокскую звезду. Как и ожидалось, там есть две колонии: одна прикрыта ракетной базой и авиагарнизоном, а другая – новенькая и без охраны, если не счесть за таковую бессмысленный эсминец с атомными пукалками. Нет, я не объявляю дарлокам войны. Вместо этого я просто спрашиваю: не будете ли так любезны, господа, подарить мне звезду Витрувий, которой я и так, как сами видите, владею?

И – вот он, момент истины! – дарлоки отступают. У меня безо всяких затрат стало на одну планету больше. Конечно, надеяться на дружбу с дарлоками теперь не приходится… ну и ладно. У меня в приятелях близкие по духу насекомые.

Игра мускулами

Малин: Дарлоки пожелали влиться в наш союз, и я их понимаю. Я даже ожидал, что они потребуют поддержать честь договора и немедленно объявить Псмиту войну… но нет. Трусы! Они даже не воюют с булрати! Кажется, я понимаю: они просто струсили и сдались без боя. Ну как можно полагаться на таких союзничков?

И что хуже всего: они еще и воинственны. Эти балбесы отправились к мрршанской столице Фиерас – участвовать в кампании! Даже я со своим единственным линкором не рвусь туда, чтобы бесславно разбить его об полный комплект оборонительных систем. Мои дипломатические службы посылают в помощь храбрым воинам цветы и конфеты. Я сказал свое слово в этой войне.

Кстати, индустрия потихоньку выходит на мировой уровень, в чем весьма помог новый столичный мэр, специалист по промышленности и сельскому хозяйству. Это позволило слегка разгрузить другие миры от ферм и колхозов. Вечная проблема научно-ориентированных рас – постоянно не хватает продуктов, и приходится посылать студентов «на картошку».

Псмит: Я подумал и решил пока не лезть в драку с саккрами. А тем более – с дарлоками: мои агенты сообщили, что они в союзе с алкари и с псилонами, и к такому я пока что не готов. Оставив свой флот отдыхать на Витрувии, я переключил основную промышленность на колонизацию незаселенных планет, благо их во вселенной пока хватает.

Хотя в глубине души меня гложет мысль, что воюют все-таки не числом, и пора бы уже заняться военными науками.

Единственное «продвинутое» оружие досталось мне по случаю: прикупил на клаконской барахолке. Gyro Destabilizer – странного вида луч, наносящий повреждения тем большие, чем крупнее цель, а также разворачивающий ее в случайном направлении. Единственное известное мне применение этой штуки – борьба со стражем Ориона (где он, я не знаю, хотя пресса и сообщила, что малинский разведчик там побывал) и с другими монстрами. У меня под боком как раз есть такой: космическая амеба. Что бы это ни значило. Построю-ка я эскадру с Gyro Destabilizer’ами и попробую ее в деле.

Венский вальс

Малин: Понемногу заканчивается свободное жизненное пространство. Все вокруг «засидели» алкари и саккры. А у меня планет по-прежнему меньше, чем у Псмита, причем существенно. Придется начинать разбираться с космическими чудовищами. Орион – дело далекого будущего: насколько я помню, его не взять без парочки кораблей класса «Титан». А вот с кристаллом можно потягаться. Для этого понадобятся линкоры с Gyro Destabilizer’ами на борту. Дорого. Очень дорого. Но надо.

А между тем – сюрприз: лежащая прямо на моей границе, между мной и Псмитом, дарлокская планетка Кнаа испытала атаку врагов из другой галактики: антарян. Дарлоки не сдюжили, и планета теперь ничья.

Помнится, у Джека Лондона описывалась ситуация, когда одна-единственная заявка на золотоносном участке вдруг оказалась ничьей, и за нее устраивала гонки вся Аляска. Вот примерно то же самое произошло с Кнаа.

Дарлоки, разумеется, отстали: им слишком долго строить корабль-колонист. А вот моя эскадра и корабли Псмита пришли на место одновременно… Вот так нелепо и начался наш первый конфликт.

Псмит: Клянусь, господа, такой битвы галактика еще не знала! Эпическое зрелище – схватка двух «китобойных» флотилий. Малинские корабли, видимо, тоже воевали с какой-то живностью. А что поделаешь, если на линии фронта не оказалось ничего лучше тех самых линкоров с Gyro Destabilizer, как у меня, так и у него?!

Группа тяжеловесных военных кораблей, отрешившись от мирских забот, танцевала самый настоящий вальс… Ведь Gyro Destabilizer разворачивает цель, а та поворачивается, чтобы ответить залпом еще одному кораблю…

Выиграли псилоны, видимо, сказались мои –20 к атаке и защите. Но мне даже не обидно: можно сто лет играть в Master of Orion, а такого не повидать!

Нашествие варваров

Малин: Теперь я понимаю, что чувствовали римляне, когда в их просвещенную страну вторглись толпы немытых медведей… то бишь германцев… вооруженных примитивными истребителями и кремневыми дубинами. Мои ракетоносцы класса «Мыслитель» уничтожают эту рухлядь в два залпа, но на один ракетоносец приходится три вражеских корабля.

Однако я не вижу за этим флотом транспортов, и опыт подсказывает, что телепатией мишки на сей раз не владеют. Значит, массового перехода моих планет на сторону врага не случится. Кажется, Псмит всерьез намерен разрушать города бомбардировкой, а потом заселять пустую планету. Варвар!

Псмит: Худшим итогом истории с планетой Кнаа стало начало официальных военных действий между блоками «булрати-клаконы» (в красном углу) и «псилоны-алкари-дарлоки» (в синем). Алкари и клаконы, правда, находились на момент первых выстрелов далековато, и мне пришлось в одиночку иметь дело с дарлоками и псилонами.

Все верфи получили срочный приказ – строить авианосцы. Другого приличного оружия по-прежнему нет! И хоть антикварные истребители нелепо смотрятся в мире щитов третьего класса и пульсонных ракет, я по-прежнему полон решимости. Один булратский мыслитель говорил, помнится, что дикие пчелы – фигня, но их много. К истребителям это относится в полной мере.

Под прикрытием авианосцев в бой двинется волна бомбардировщиков. Теперь я могу себе это позволить: базы стоят на каждой планете, и командных очков – завались. А в арьергарде, естественно, – колонизационные корабли. Я ведь так и не научился захватывать планеты, помните?

Медвежья услуга

Псмит: В культуре медведей приняты щедрые подарки. Но - ни в коем случае не бескорыстные!

Псмит: В культуре медведей приняты щедрые подарки. Но - ни в коем случае не бескорыстные!

Псмит: Как и следовало ожидать, война идет с переменным успехом. Мы потеряли Витрувий и Йен, где псилоны оказались сильнее и легко подавили огонь оставшихся без поддержки звездных баз. Ну, а я отбил Кнаа и Иштар, но планетарная оборона уничтожила 7 из 10 моих кораблей.

По ходу дела заглянул на Назин и добил дарлоков, которые почти не сопротивлялись. Судьба буферных государств редко бывает счастливой… Сделал я это не из мести, причина была другой: мне позарез нужно было, чтобы у псилонов остался только один союзник.

Кстати, о союзнике: подлетает армада алкари. Шесть линкоров (уж наверняка вооруженных получше моих!) и всякая мелочь в эскорте.

Ментар, столицу псилонов, мне, безусловно, не взять. Слишком велики потери. Там стоит Battlestation, не говоря уж о ракетной базе и авиации. И еще свежепостроенные крейсера.

Но я придумал трюк получше. Весь флот вторжения немедленно отзывается назад – сражаться с экспедиционным корпусом псилонов. А захваченные планеты колонизируются и… дарятся алкари. Да, попросту дарятся. В обмен на мир, дружбу и роликовые коньки в придачу.

Алкари полюбили меня, как брата. А вы бы не полюбили? Три звездные системы (включая дарлокскую столицу), в общей сложности – семь полноценных колоний. Некоторые императоры за такое вручат собственную бабушку в подарочной упаковке. А мне не нужна пернатая бабушка, мне нужен союз против сами-понимаете-кого. Немедленно. Пока алкарийский флот подлетает к линии фронта.

Сейчас, когда я пишу эти строки, алкарийский флот выстраивается в боевые порядки на орбитах Ментара и Браунтеса. Моя эскадра может с честью вернуться домой: она тут больше не нужна.

Малин: Когда стану императором галактики (видимо, в будушей жизни), запрещу всю так называемую дипломатию. Ну скажите мне, что это не издевательство! Пока Псмит спокойно отдыхает от сражений и копит силы, я должен отбиваться от собственного бывшего союзника.

Линкоры на Йене не успевают вернуться; они могут только погибнуть с честью, прорываясь через булратскую оборону. Я справился бы с остатками флота Псмита, но был совершенно не готов к тому, что на меня обрушится мой собственный союзник, отношения с которым за какую-то пару ходов претерпели изменение от превосходных до отвратительных.

Сопротивление бесполезно. Над президентским дворцом в Ментаре взвивается белый флаг.

Радует в этой истории только одно: по завершении псилонско-булратской войны править миром, вне всякого сомнения, будут не булрати, а алкари…

Разбор полетов
Малин: Псмитовская раса меня очень заинтриговала: темпы производства какие-то фантастические. Но победы он достиг все же не этим. Дипломатия – такая штука, которая всегда норовит не просто передвинуть чашу весов, а перевернуть сами весы. Конечно, все было честно, но все-таки я бы хотел, чтобы матч-реванш проводился один на один. Или, по крайней мере, без возможности переговоров. Псмит: К сожалению, Анатолий совершенно прав: победителем в этой партии, если бы она продолжалась, стали бы алкари. Но мы ведь условились биться до поражения соперника, не так ли? Вот я и попытался извлечь из этой модели все, что в ней было. Но согласен в следующий раз, когда настанет наша очередь посетить клуб, сразиться в игре без дипломатии.
Финальный счет
2 0
Победа Псмита

Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры» №11 (48) ноябрь 2005
Авторы материала: Анатолий Малин, Ричард Псмит (Андрей Ленский)

Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Занимающиеся одним делом люди редко встречаются между собой даже для увеселения и развлечений, любой их разговор выливается в заговор против остальных — Адам Смит, Civilization IV