Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Хроники » История жанров » RPG » RPG: быстрый старт

RPG: быстрый старт

Редко, когда фирмы-производители ПО думают о новичках, и очень нечасто в начале игры Вы встретите опцию «Быстрый старт». Так, в начале ролевых игр, пользователь зачастую встречается с опцией «Create New Character» (Создать новый персонаж). Именно этот момент вызывает наибольшие затруднения у новичков, поскольку здесь они сталкиваются с целым ворохом совершенно непонятных записей и цифр, с которыми даже при приличном знании английского языка самостоятельно разобраться почти невозможно.

А между тем дело обстоит не совсем так уж мрачно. Многие ролевые игры базируются на схожей системе правил и потому похожи друг на друга. Теоретически, сыграв в одну из игр, Вы будете обладать необходимым минимальным пониманием и сможете играть в другие игры жанра RPG. Остальное придет с опытом. Здесь будет рассказано о «сказочных» ролевых играх, где для успеха в игре герои будут располагать средневековым оружием и магией.

Практически всегда Вам предлагают выбрать пол персонажа. Однако, принято, что пол персонажа не имеет ни малейшего значения для хода игры. Вообще, следует знать, что ролевые игры обычно не слишком строго детерминированы, то есть к цели может вести несколько путей. Поэтому не очень уж важно, какого пола или расы Ваш персонаж. Все сводится только к увеличению сложности игры или, наоборот, к ее упрощению и возможному изменению некоторых нюансов сюжета. В данном случае и мужчины и женщины абсолютно одинаковы, никакой дискриминации в этом отношении нет.

Далее, обычно, Вы должны выбрать расу героя. Вот этот вопрос очень важен, от него зависит сложность прохождения игры. В классических настольных «ролевиках» число рас довольно велико, но в компьютерном мире их число не превышает десяти. Чаще всего встречаются гномы лесные (Gnome), эльфы (Elf), полуэльфы (Halfelf), хоббиты или полурослики (Halfling), гномы пещерные (Dwarf) и, конечно, люди (Human). Эти расы встретятся Вам почти в любой ролевой игре, поэтому мы будем говорить только о них. Конечно, этими расами не ограничивается мир RPG, например в игре Dark Sun есть полугиганты (Halfgiant), в игре Menzoberranzan есть птицелюди кенку (Kenku), а в сериале Might & Magic есть даже полуорки! Но мы ведем разговор о некоей усредненной, «стандартной» ролевой игре, поэтому не будем заострять ваше внимание на частностях.

Gnome (гномы). Согласно правилам AD&D (Advanced Dungeons & Dragons — система правил настольных RPG, права на которую принадлежат фирме TSR), гномы могут читать надписи на других языках и имеют врожденную стойкость к ядам. Они невысокого роста, но коренастые, подвижные и очень умные. Из гномов получаются хорошие взломщики, маги и священники.

Human (люди). Какие возможности имеют люди, Вам и так понятно. В ролевых играх они ничем особенным не обладают, но не имеют и никаких недостатков. Из-за их хорошей обучаемости и универсальности, люди могут иметь любые профессии. К сожалению, совмещать различные профессии люди не могут, однако только людям доступна профессиональный класс PALADIN (Паладин).

Elf (эльфы) — согласно традициям литературы фэнтези, эльфы — коренные жители лесов и хорошо ориентируются на местности. Телосложение у них субтильное, слабое, и поэтому их физическая сила невелика, но этот недостаток с лихвой компенсируется очень высоким интеллектом. Из эльфов выходят великолепные маги, они также имеют дополнительный бонус к интеллекту и стрельбе из лука.

Halfling — полурослики, хоббиты. По Дж.Р.Р.Толкину это маленькие человечки с волосатыми ступнями, живущие в лесу, очень подвижные и умные. Это превосходные взломщики (помните профессию Бильбо?) и имеют дополнительный бонус при стрельбе метательным оружием.

Halfelf — полуэльфы, происходят от браков людей с эльфами. Телосложение у них человеческое, поэтому они не имеют бонусов. Но зато они могут сочетать в себе практически все профессии.

Dwarf — пещерные гномы. Несмотря на свой малый рост, они очень сильны физически, выносливы, имеют стойкость к ядам и кислотам. Эти качества делают их прекрасными бойцами, но зато они имеют несколько ограниченный интеллект.

После определения расы Вы должны выбрать профессиональный класс Вашего героя. Это тоже очень важный вопрос. Для каждой профессии наилучшим образом подходят определенные расы, но из этого не следует, что прочие совсем не годятся.

Профессии мы рассмотрим на примере популярного сериала Might & Magic, так как он довольно близок к AD&D и этот аспект хорошо проработан.

Knight (рыцарь) — во многих играх его называют еще Fighter (боец). Это прекрасный воин, отличается крепким здоровьем и выносливостью, может использовать любое оружие и любые доспехи.

Barbarian (варвар) — этот тип довольно редко встречается в играх, его можно охарактеризовать словосочетанием «просто тупая сила». Большая сила и еще большая выносливость делают его хорошим бойцом, однако в плане вооружения и доспехов у него есть некоторые ограничения.

Archer (стрелок) — это профессиональные стрелки из всех видов метательного оружия. Благодаря склонности к насилию и высокому интеллекту имеют небольшие способности к черной магии, но могут их развивать. Слабость в ближнем бою они компенсируют меткой стрельбой.

Paladin (паладин) — это послушники военно-духовных орденов, в боевом искусстве они ненамного уступают рыцарям и к тому же имеют способности к целительной магии священников. В AD&D после девятого уровня паладины получают свойства Lay on Hands (наложить руки). Несмотря на страшненькое название, благодаря этому свойству паладин может в критический момент боя поставить на ноги кого-либо из пострадавших. Также они обладают свойством Turn Undead — отгонять нежить, т.е. мертвые существа, оживленные посредством черной магии, всяких вампиров, зомби и так далее.

Cleric (священник) — этот благочестивый персонаж один из самых необходимых членов отряда. Он может поднять профессиональные навыки определенного героя, создать из ничего еду, а во многих случаях священник высокого уровня ценой собственных сил может оживить павшего на поле боя. Как боец, священник неплох, но до рыцаря, конечно, не дотягивает. Священники могут носить любые доспехи, но дерутся только тупым оружием, так как религия запрещает им проливать кровь. Особенно мощно бьются священники боевым цепом (Flail).

Thief (вор, взломщик) — тоже весьма полезная в отряде профессия. Они тоже неплохо сражаются, но имеют некоторые ограничения в доспехах и оружии. В частности взломщики не любят двуручное оружие и такие доспехи, которые стесняют движения. Лучше всего для них подходит крепкая кольчуга. Воры очень быстро совершенствуются в своем неблаговидном ремесле.

Mage (маг) — у этого персонажа очень много синонимов (Wizard = Волшебник, Sorcerer = Колдун и т.д.), но суть у него одна: магия во всех ее проявлениях. Маги слабы в физическом отношении, но не в этом их мощь, капитал, как говорится, у них в голове! Все, что они могут — это колдовать, но зато, как они это делают! Маги совершенно не переносят тяжелых доспехов, а из оружия используют что-нибудь нетяжкое, кинжал, например, или посох. Как правило, в бою они могут первыми наносить удар издалека, по еще еле видимому противнику и очень часто бывает, что второй уже не требуется. Большинство компьютерных ролевых игр без мага пройти невозможно.

Druid (друид) — достаточно редкий персонаж, нечто среднее между священником и магом, другими словами, ему доступны магия волшебника и священника. Это вроде бы хороший синтез, но этими способностями он владеет в меньшей мере, чем, так сказать, «чистокровные» специалисты.

Ninja (ниндзя) — тоже редкий персонаж, представляет собой сплав воина и взломщика, причем в отличие от кинобоевиков, от обоих он взял не лучшие качества, хотя, правда, может прилично стрелять из лука. Вдобавок к указанному, использует редкостное японское вооружение, которое может быть трудно найти.

Ranger (рейнджер) — хороший боец, не чурающийся ударной магии. В трудный момент умеет биться двумя руками, держа в каждой по мечу и обладает массой других полезных навыков. Благодаря этому, рейнджер очень полезный член отряда.

Конечно, в нашем обзоре мы лишь немного коснулись многообразия профессий, но, по крайней мере, те, что упомянули, встретятся вам во многих играх.

Однако и раса, и профессия это не все, что характеризует героя RPG, у него еще должны быть некоторые специфические параметры, о которых Вам тоже нужно знать. В классической настольной игре выбор значений этих параметров — долгий процесс, в компьютерной все значительно проще, потому что все необходимые таблицы, все варианты бросков костей с различным числом граней, находятся в памяти машины, а на экран выдается готовый результат и Вам остается только фиксировать его. В компьютерной игре параметров у героя обычно немного, не больше семи, поэтому будет несложно с ними разобраться и запомнить.

Практически во всех играх есть параметр силы (Strength, Might или сокращенно STR, MGT), чаще всего этот параметр не превышает 18, иногда 22. Если это значение выше указанных чисел, то тогда оно записывается через косую черту, максимальное значение выглядит так: 18/00. Число за чертой называется модификатором. Этот параметр очень важен для бойцов и вообще всех действий, связанных с применением грубой силы или переноской тяжестей.

Следующий обязательный параметр отвечает за интеллектуальную мощь персонажа и называется Intelligence (INT). Он также не превышает 18, но для него никаких модификаторов нет. Параметр интеллекта отвечает за скорость обучения персонажа всем профессиям, но особенно он важен для магов. Именно он определяет сможет ли маг выучить какое-либо неизвестное ему ранее заклинание или использовать магический предмет.

Параметр Wisdom (мудрость, WIZ) можно иногда встретить под названием Piety (благочестие, PIE) и по названию ясно, что это основной параметр для священников. Именно этот параметр отвечает за то, услышит ли божество молитвы, которые обращает к нему сей служитель культа или нет. Священник служит своего рода «передатчиком» и «усилителем» молитв от других членов отряда, и поэтому его благочестие важно для всей партии.

Параметр Dexterity (ловкость, DEX) наиболее важен для вора, но так как чем выше ловкость, тем лучше герой действует в рукопашном бою, то высокий показатель не помешает любому члену отряда.

Для боя также важен показатель Constitution (телосложение, CON). Чем он больше, тем быстрее Вы сможете восстанавливать свое здоровье, да и вообще герой будет поздоровее.

Очень важен показатель Charisma (обаяние, CHA), еще он называется Personality (представительность, PER). По названиям понятно, что он особенно влияет на общение с другими персонажами игры. От него зависит, понравится ли физиономия героя собеседнику и будет ли он иметь с вашим героем дело после беседы.

Параметр Luck (удачливость, LCK) особенно важен для действий вора, оно и понятно, без удачи в этой профессии никак нельзя.

Endurance или Stamina (END, STM) означает в переводе «выносливость» и подразумевает возможность героев уставать по ходу игры. Кроме того, чем оно выше, тем выше такое качество, как Hit Points.

«Это что еще за Hit Points?» — спросите Вы. Вот сейчас мы об этом и потолкуем. Генерацию персонажей Вам придется выполнять не во всех RPG, зато некоторые из параметров героев существуют во всех.

Первый и самый важный из них — это опыт (Experience, EXP), он начисляется за удачно выполненное задание, за убитого врага или найденную вещь. Опыт имеет некоторые пороговые значение, перейдя которые персонаж получает новый уровень (Level).

Обычно с новым уровнем повышаются все параметры и количество Hit Points (HP). Это числовое выражение характеризует собой Вашу жизненную энергию и все удачно попадающие удары врага, естественно, отнимают ее. Когда это число падает до нуля, герой умирает, хотя иногда он в таком случае лишь теряет сознание, погибает лишь, когда НР достигнет некоего порогового значения в отрицательной области (-10 в AD&D).

Для персонажей, активно использующих магию, есть показатель Spell Points (SP) или Magic (или Mana) points (MP), он расходуется только тогда, когда герой применяет магию и чем мощнее заклинание, тем больше SP он израсходует.

Еще одно важное качество называется Armor Class (AC), то есть класс доспехов. Чаще всего оно выражается числом, которое зависит от доспехов, надетых на героя. Пожалуй, это единственное число, которое лучше всего выражается отрицательным значением. Узнать, какой доспех лучше, а какой хуже, достаточно просто. Представим, что Вы нашли пластинчатый панцирь и хотите узнать его АС. Для этого Вы снимаете надетую на вас кольчугу и надеваете панцырь, а потом смотрите, что получилось. Если число уменьшилось, то это хорошо, а если увеличилось — доспех хуже того, что был на Вас до этого. Немаловажно помнить при этом, что в математике чем больше число за минусом, тем меньше выражение, а значит -10 лучше, чем -5.

Кстати, при генерации персонажа на стартовое значение АС может оказывать значительное влияние параметр ловкости (DEX).

Параметры, о которых мы поговорили только что, присутствуют практически во всех ролевых играх и, между прочим, по ним легко определить к какому жанру игра принадлежит. Если у героев нет их, значит это, скорее всего, не ролевая игра, а какая-нибудь адвентюра или квест, несведущие часто путают эти жанры с «ролевухами».

Однако в RPG, конечно, могут присутствовать и другие свойства, так, например, в игре Realms of Arcania, помимо обычных параметров, есть и такая экзотика, как клаустрофобия, некрофилия, арахнофобия, любопытство и так далее. По таким параметрам Вы можете догадаться, в какие ситуации будут попадать герои игры.

И, наконец, в процессе генерации, Вам могут предложить (далеко не всегда) выбрать характер персонажа. В настольных RPG это имеет большое значение, к примеру, священник со злыми наклонностями может проявлять познания в некромантии и прочих мрачных вещах, но в компьютерном мире этот аспект, как нам кажется, потерял значение. Скорее всего, также считают и создатели игр, поскольку в последнее время он встречается все реже и реже.

Очень часто во время генерации Вам будет встречаться иконка с надписью «Reroll» или чего-нибудь в этом роде. Кликнув мышкой на ней, Вы сделаете так, что Ваш компьютер снова бросит кости и случайным числом переопределит существующие значения параметров персонажа, если они Вас не устроили. Также Вы сможете добавить бонусные очки в какой-либо параметр, руководствуясь выбранной профессией и довольно часто герою предлагают выбрать какие-то навыки-умения. Варианты могут быть самыми разнообразными, но чаще всего из названия ясно, о чем идет речь. Скажем, Swimming — умение плавать, Merchant — торговля, Repair — способности к ремонту предметов и прочее. Но еще раз скажем, что это бывает далеко не всегда.

Кстати, сгенерированный таким образом персонаж называется Player Character, сокращенно РС. В процессе игры Вы можете встретить и других героев, способных общаться с Вашими и, иногда, по ходу сюжета даже присоединиться к Вашей компании. Вы сможете ими управлять, но не сможете определить их параметры при старте, и, может быть, они не останутся с Вами до конца игры, а покинут Вас, когда этого потребует сюжет. Такие персонажи называются Non Player Character или сокращенно NPC.

Когда Вы закончите генерацию персонажа с точки зрения компьютера, он предложит прибавить нового героя к отряду и перейдет к следующему и лишь когда Вы сгенерируете всю партию, начнется собственно игра.

Ну вот, вроде бы мы более-менее осветили (или окончательно затуманили) вопрос генерации персонажей в ролевых играх, и теперь Вы сможете самостоятельно использовать эту информацию в приглянувшейся Вам игрушке.


Олег Сухачевский, Эдуард Сухачевский, 1996


Советуем почитать:



Комментарии запрещены.

Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным — Плиний Старший, Civilization IV


Книги по шахматам