Age of Empires
Age of Empires
Age of Empires II
Age of Empires III
Asian Dynasties
Age of Wonders
Age of Wonders III
Alpha Centauri
Alien Crossfire
Галерея
Канал данных
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Call to Power II
Call to Power
Civilization: Call to Power
Галерея
Новости
City Building
Caesar
Caesar II
Caesar III
Caesar IV
Children of the Nile
Emperor
Pharaoh
Zeus: Master of Olympus
CivCity: Rome
FAQ
Галерея
Обзор
Файлы
Цивилопедия
Civilization
Скриншоты
Советы и секреты
Таблицы и формулы
Файлы
Цивилопедия
Civilization II
Дополнения
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Civilization III
Civ3: Conquests
Civ3: Play the World
FAQ
Архив
Моды, сценарии
Обзоры
Сделай сам
Стратегия и тактика
Таблицы и формулы
Техподдержка
Файлы
Читы и баги
Civilization IV
Civ4 Beyond the Sword
Civ4 Colonization
Civ4 Warlords
FAQ
Моды, сценарии
Обзоры
Стратегия и тактика
Таблицы
Техподдержка
Файлы
Civilization V
FAQ
Features
Gallery
Анализ
Нации
Обзоры
Руководство
Файлы
Цивилопедия
Colonization
Колонизопедия
Скриншоты
Стратегия и тактика
Файлы
GalCiv
Galactic Civilizations
Galactic Civilizations II
Galactic Civilizations III
Галерея
Моддинг
Обзоры
Советы и секреты
Файлы
Heroes of Might & Magic
Heroes of M&M
Heroes of Might & Magic II
Heroes of Might & Magic III
Новости
Master of Orion
Master of Orion
Master of Orion II
Master of Orion III
Файлы
Mount & Blade
M&B. История героя
M&B. Огнем и мечом
M&B. Эпоха турниров
Prophesy of Pendor
Галерея
Обзоры
Советы и секреты
Rise of Nations
Rise of Legends
Stronghold
Stronghold Kingdoms
Total War
Empire: Total War
Medieval: Total War
Medieval II: Total War
Shogun: Total War
Shogun II: Total War
Napoleon: Total War
Rome: Total War
Галерея
Музыка
Файлы
Видео
Игры
Мультфильмы
Спартак
Галерея
Concept Art
Labels & Covers
Лидеры
Обои
Скриншоты
Другие Цивилизации
Браузерные стратегии
Игры Сида Мейера
F-15 Strike Eagle
F-19 Stealth Fighter
Gunship
Railroad Tycoon
Sid Meier's Pirates!
Sid Meier’s Gettysburg!
Казуальные игры
Бегалки
Бизнес
Настольные
Онлайн игры
Поиск предметов
Стрелялки
Шарики
Новости
Скачать
CIV1 Files
CIV2 Files
CIV3 Files
CIV4 Files
CIV5 Files
COL Files
M&B Files
Other Games Files
SMAC Files
TW Files
Аудиокниги
Журналы
Книги
Софт
Ссылки
Board Games
Browser Games
CIV Links
Console Games
Old Games
PC Games
История
Литература
Хроники
DOS
Игрострой
Интервью
История жанров
Сид Мейер
Старое Железо
Человек и Компьютер
Главная » Civilization » Шаманские куколки Civilization IV

Шаманские куколки Civilization IV

Игра Sid Meier’s Civilization — городская легенда информационного общества.

Эпитет «легендарная» наиболее уместен в характеристике Civilization. Показателен тот факт, что информационный продукт Civilization пришел к массовому потребителю до Windows. В государствах, отстававших от развитых стран, до торжества Интернета Civilization была рычагом, укреплявшим ценности информационного общества. Для игроков первой половины 1990-х годов Civilization была наглядным, а порой и единственным доказательством того, что человечество живет в информационном обществе. Скептики признали очевидный факт после того, как, не без проблем, удалось встроить Civilization II в планетарное пространство электронной сети.

Первая Sid Meier’s Civilization изменила мышление людей, оставшихся без имперской опеки СССР. Civilization II доставила эстетическое удовольствие жителям России, неотвратимо теряющих национальный театр и кинематограф. Civilization III обучила дипломатической комбинаторике граждан постиндустриальной страны, терпящей одну за другой международные катастрофы (Куба, Сербия и т.п.). Civilization IV познакомила нас со всесилием религиозной мотивации. Вопрос в том, кто мы на исходе 2005 года?

Белые варвары Civilization с апреля 1996 года сменились на красные юниты Civilization II. С точки зрения обострения наблюдаемых ныне расовых проблем в белом цвете непоседливых и прямолинейных варваров Civilization видится некая ирония. Получалось, что, по видению Сида Мейера, пиктограммные варвары были альбиносами, имели белый цвет кожи и ходили в шкурах белых медведей. За скобками оставим наблюдение, что часть варваров всегда появлялась из тундры и безлюдных северных территорий.

Civilization заставляла строить храмы и соборы, а в противном случае уличный сброд устанавливал анархию, останавливающую процесс обогащения. В Civilization II миру был явлен религиозный фанатик со статуарным факелом в поднятой руке. В свете того, что сегодня представители ислама уравнены в правах с атеистами, грустно вспоминать «свинью-копилку» на рисунке, в Civilization обозначавшем «банк». В Civilization II прежний рисунок сменили денежным мешком с большим знаком доллара. Щиты с энергометром Civilization II, почти равнявшиеся с высотой юнита, в третьей игре сменились тонкими колбочками с зеленым содержимым. Укрепленные военные единицы просторечно назывались «фортифаями»: «Сколько на подходе к этому городу фортифаев?». Культурная экспансия потребовала от игрока в Civilization III количественного преобладания храмов и соборов, а вдруг появляющийся лидер с пророческой харизмой способен был повести за собой армию. Civilization IV предложила игровому сообществу такое мироздание, в котором всем заправляет именно религия. Значит ли это, что атеисты отвернутся от Civilization IV? И когда ждать сценарных вариантов игры для, например, мормонов?

От Civilization остались в памяти гениальные газетные заголовки. Одним из идеализирующих воспоминаний о Civilization остается наличие под рукой какой-нибудь тетради и карандаша. Зарисовать карту, зафиксировать местоположение вражеского города для повторного входа в игру через save или для простых эмоциональных записей вроде «Налоги!» Civilization II запомнилась непревзойденной музыкой и монументальными образами творений человеческих рук из видеороликов про Чудеса света. Медиа-заставки генерировали пафос редкого драматизма. Переход от Civilization II к Civilization III заключался в смене юнита «дипломат» на игровую механику дипломатии как подраздела конфликтологии. Civilization III подарила милые нетребовательному взору юниты с развевающимися длиннополыми одеяниями, втихомолку позаимствованными из коммерчески успешных стратегий реального времени. Прогресс графики уместился на временном отрезке от непонятной картинки из квадратика «легион» в первой «Циве» и до задранных ног у заваливающихся набок раненных слонов в Civilization III. Звук в Civilization III оказался уместен после безупречности фонового оформления в компьютерных играх Сида Мейера про гражданскую войну. Sid Meier’s Gettysburg! был цифровой поэзией. Кто несколько часов поиграл в Civilization IV, тот найдет добрые слова про звуковую дорожку игры. И это неслучайно. Звуками бубна и перевоплощением или диалогом с куклой шаман добивается измененного сознания. Отсюда вопрос: пользуются ли блокнотом и ведут ли дневниковые записи игроки в Civilization IV? Цивиломан-IV без «лайвжурнала» не будет восприниматься полноценным?

Отныне никогда не повторится того, что пиктограммы Civilization ассоциировались с картами Таро. На экране Civilization передвигались простенькие пиктограммы, каждую из которых можно было привести к общему знаменателю с общеизвестными арканами. Об этом мало кто вспомнит, но в Civilization было игровое единство, утраченное во всех последующих и более прогрессивных версиях. Карточное представление пиктограмм юнитов и городов как квадратиков с цифрами (10 была долгожданной) создавало смысловое единство игрового процесса. Город представлялся неподвижным юнитом. Военная единица агрессора не захватывала город, не вводилось в него с Civilization II,, но пиктограммой юнита закрывалась пиктограмма города. Карта побивалась картой.

Шаманские куколки Civilization IV, как и ранее гадальные пиктограммы первой игры, — это ожившие карты Таро. Карточное чудо со звуковой дорожкой и эвристическим потенциалом, раскрытым не на персонифицированном («ждет тебя, мил человек, встреча со жгучей брюнеткой»), но цивилизационном уровне. Шаманские куколки Civilization IV возвращают картам Таро те долги, которые были сделаны настольными играми класса «Монополия».

По сути, карты Таро — виртуальный пульт управления судьбой. Человеческое мышление не работает как вычислительная машина, но его можно уподобить компьютеру. В том числе (впервые) благодаря образной символике карт Таро. Карты Таро замечательны тем, что представляют человеческую жизнь цепью (системой) оперативных (операторских) задач через иллюстративное описание предполагаемых ситуаций. В их кажущейся простоте скрывается машинерия судьбоносного выбора. Их эмоциональное воздействие позволяет (в очередной раз?) примириться с ошибочностью выбора. В каком-то смысле, карты Таро — одна из первых информационно-поисковых систем, способная обследовать заказчика на предмет наиболее приемлемого для него карточного расклада. Образная парадигма карт Таро призвана нивелировать различия между сложностью жизненного выбора человека (объекта) и субъективного операционального смысла вариантов решений, представленных в сюжете одной карты и в последовательности карт. Напомним, что на прошедших в этом году Операторских чтениях-2005 был сделан доклад «Карты Таро как инструмент психологической диагностики».

Шаманские куколки Civilization IV — иконостас информационного общества в его модели для подростков?

Карточная примитивность графики Civilization создавала простор для фантазии игрока. Воин на пиктограмме «легион» был юношей в шлеме, беззаботно раскидывающим руки, в одной из которых острием вверх сверкал меч, а в другой помещался круглый щит. Белый вверх повозки (кибитки) поселенца невольно воспринималась рогатым шлемом на голове великана, ищущего место под строительство дома. А колеса повозки представлялись наплечными украшениями. Подобные зрительные ошибки воспрития стали невозможны в третьей «Циве». И последнее ностальгическое воспоминание, мушкетер Civilization виделся гитаристом с музыкальным инструментом, висевшим от колена и до плеча.

Кукольные фигурки Civilization IV намекают на линию стыка между будущими «Цивилизациями» и игрушечными андроидами — «людьми» из завтрашнего дня жанра RTS. Проблема в том, совместим ли драматизм цивилизационных конфликтов с шаманскими куклами, придуманными и реализованными кем-то, но определенно не стариной Сидом Мейером? Личностная позиция дизайнерского гуру с миллионерским кошельком Сида Мейера ошибочно угадывается в том, что кукольный театр открывается в игре, избыточно насыщенной религиозными мотивами. Мы, как человечество, находимся на пороге религиозной (не хочется думать — церковной) глобализации?

Все, чего нам не хватало в Civilization II, появилось в «Альфе Центавре». Но, увы, многое из того, что мы не дополучили в Civilization III, не обнаружилось в Civilization IV. Civilization IV могла бы содержать интеллектуальные элементы квеста, эдакого планетарного квеста с поиском отмычек к цивилизационным феноменам. Вместо этого производственные усилия создателей игры сосредоточились на визуальном ряде, на технологической возможности приблизиться к чему-то, что по завершении данного процесса предстает образом и текстурой, далекой от цифрового совершенства. Основной вопрос заключается в следующем: сможет ли Civilization IV изменить мышление новобранцев стратегического жанра в эпоху успешных и полноценных игр 3D? Вопрос вопросов звучит следующим образом: Civilization IV в ее последующих улучшенных вариантах — это кульминация игрового сериала или геймерские надежды следует законсервировать до Civilization V?

Это долгий разговор, но если меня спросят, чего мне не хватило в Civilization IV, ответ будет короток — зелёной травы. Подробности смотри в «Письмах о «Цивилопедии» (2005).


Сайт: polygamist.narod.ru
Источник: газета «Пророчества и сенсации»
Жанр: Очерк
Дата: 1994-97гг., 2005г.
Автор: Анатолий Юркин (Anatol Yrkin)


Советуем почитать:



Один комментарий на “Шаманские куколки Civilization IV”

  • Левое полушарие мозга Сида Мейера собирает ресурсы для того, чтобы открыть дипломатическое посольство в столице соседа по черепной коробке. Анатолий Юркин

    На клавиатуре Сида Мейера все кнопки связаны с командой Творить. Только один Сид Мейер знает, в какой последовательности их нажимать, чтобы победить Хаос. Анатолий Юркин

    Вы давно думаете, что умнее Сида Мейера? Этот баг им самим прописан в коде Игры. Анатолий Юркин

867. …собрав большое войско, они сразились с армией Йорка, и, прорвав оборону города, некоторые из них проникли внутрь. За тем последовала чудовищная резня нортумбрийцев, как в городе, так и вне его; и оба короля были убиты. — Англосаксонские хроники, The Last Kingdom. Medieval II: Total War